Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Психосоматические причины аденоидов у ребенка

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Миндалины – часть кольца лимфатических тканей вокруг носоглотки и ротоглотки в точке входа в верхний пищеварительный тракт. Аденоиды (носоглоточные миндалины) являются верхней частью кольца Вальдейераи расположены внутри носоглотки. Они представляют собой диффузное или узловое скопление лимфоидной ткани, которое образует множество складок на слизистой оболочке носоглотки. Аденоиды получают кровоснабжение от ветвей наружной сонной артерии, иннервация происходит от языкоглоточного и блуждающего нервов. Гипертрофия (увеличение) аденоидов обычно вызывает храп, трудности с дыханием, ринорею (выделения из полости носа). Аденоиды могут спровоцировать синусит, отит, непроходимость носоглотки.

Физиологические причины

Разные организмы могут инфицировать носоглоточные миндалины, включая аэробные и анаэробные бактерии, вирусы, грибы, паразиты. Существует тесная корреляция между поражение небной миндалины и аденоидной бактериологией. Стрептококки группы А – нормальная флора ротоглотки и носоглотки. Эти аэробные бактерии заселяют полости у 15-20% детей. Однако «жителями» также могут быть инфекционные патогены, требующие лечения. Распространенные микробы включают Haemophilusinfluenzae, Staphylococcusaureus, Spneumoniae и Morexellacatarrhalis. У значительной части детей (примерно 40%) с аденоидидом будут выделяться бактерии, продуцирующие бета-лактамазы, что является важным фактором при назначении антибактериальной терапии.

Вирусные инфекции обычно легкие, проходят самостоятельно, не требуют специального лечения. Важные причины вирусного поражения носоглотки включают аденовирус, грипп A, простой герпес (у подростков). Заметное исключение из легкого симптоматического вирусного течения болезни составляет инфицирование вирусом Коксаки А, вызывающим болезненные пузырьки и изъязвление ротоглотки, вирусом Эпштейна-Барра, провоцирующим инфекционный мононуклеоз. Вирус Эпштейна-Барра может вызвать быстрое увеличение миндалин и аденоидов, что приводит к острой обструкции дыхательных путей. Инфекции грибками, такими как Candida, не редкость, особенно среди младенцев или детей с ослабленным иммунитетом.

Когда антиген контактирует с поверхностью миндалины, он стимулирует В-клетки, что приводит к миграции лимфоцитов в участки желез, продуцирующих иммуноглобулин (Ig). IgA помогает предотвратить прилипание бактерий и вирусов к слизистой оболочке глотки. Дети с дефицитом иммуноглобулина не могут проявлять соответствующий иммунологический ответ и, следовательно, подвержены рецидивирующим инфекциям.

Клиническая картина и осложнения

Воспаление аденоидов вызывает заложенность носа, ринорею, боль в горле с сопутствующим галитозом (неприятным запахом изо рта). Аденоидные вегетации могут нарушить нормальное носовое дыхание. Рецидивирующие или хронические инфекции приводят к гипертрофии миндалин, обструкции дыхательных путей.

Неосложненные стрептококковые инфекции группы А вызывают пиодермию. Более тяжелые осложнения включают средний отит, синусит, деформацию лицевого скелета, нарушения слуха. Стойкая значительная гипертрофия аденоидов проявляется храпом, дыханием ртом, заложенностью носа, ринореей, легкой дисфазией, инспираторным стридором. Часто эти симптомы ухудшаются, когда ребенок заражается вирусной инфекцией. Непроходимость верхних дыхательных путей нередко приводит к обструктивному апноэ во сне.

Изменения личности, раздражительность, поведенческие проблемы распространены среди детей младше 5 лет. У больных старшего возраста наблюдаются частые просыпания ночью, сон в странных позах с вытянутой шеей, ночное потоотделение, энурез, утренние жалобы на головную боль. Тяжелая и продолжительная обструкция верхних дыхательных путей приводит к серьезным сердечно-легочным нарушениям.

Менее тяжелые по своей природе, но более социально очевидные эффекты черепно-лицевого роста при гипертрофии носоглоточных миндалин. Обструкция носоглотки приводит к облигатному дыханию через рот. Предположительно, дыхание через рот вызывает изменения в структуре лица, поскольку язык помещается в ненормально низкое положение, чтобы расширить ротоглоточную полость. Со временем из-за измененных векторов силы, влияющих на развитие костей черепа, у ребенка формируется вытянутое лицо, узкая верхняя челюсть, крутое небо, деформация прикуса. Это называется «аденоидная фация» (синдром вытянутого лица).

аденоиды схема

Диагностика

Подавляющее большинство жалоб на аденоиды не требуют диагностических исследований. Назофарингоскопия предоставляет достаточную информацию о потенциальных причинах обструкции верхних дыхательных путей. Лабораторные исследования имеют ограниченную полезность, если не исследуется конкретный процесс заболевания.

Традиционное лечение

Большинство аденотонзиллярных инфекций лечатся медикаментозно. Пенициллин долгое время был предпочтительным антибиотиком, поскольку большинство болезней вызывается бета-гемолитическими стрептококками группы А. Рецидивирующие или хронические состояния вызваны несколькими причинами. Ошибки в дозировке или продолжительности приема антибиотиков, плохое соблюдение пациентом режима лечения, хроническое стрессовое состояние часто приводят к неэффективности терапии.

Появление бактериальных штаммов, устойчивых к обычно используемым антибиотикам, становится все более распространенным явлением. Присутствие бактерий, продуцирующих бета-лактамазы, вынудило перейти к более мощным антибиотикам. Использование цефалоспоринов, макролидов и ингибиторов бета-лактамаз улучшило лечение хронических состояний. Профилактическая антибактериальная терапия сульфадимидином или пенициллином ранее использовалась для рецидивирующих или хронических случаев, но больше не рекомендуется из-за преобладания резистентных организмов.

Хирургические показания к аденоктомии четко установлены. К ним относятся пациенты, у которых три или более инфекций в год, несмотря на адекватную терапию. Вмешательство требуется при обструкции верхних дыхательных путей, тяжелой дисфагии, нарушениях сна, сердечно-легочных осложнениях, неправильном росте черепа. Операция показана при рецидивирующем гнойном воспалении или среднем отите с выпотом. Аденоктомия является одной из самых распространенных хирургических вмешательств, но все же несет риск.

Психосоматический взгляд на аденоидид

Психосоматическая медицина – стремительно развивающаяся ниша медицины, ориентированная на изучение взаимосвязи между физическим нездоровьем человека и факторами психологического неблагополучия. Исследователи, работающие на поле психосоматики, привели убедительные доказательства того, что стрессовое состояние, неразрешенные конфликты, негативные переживания, невысказанные эмоции провоцируют и поддерживают соматические болезни.

С точки зрения психосоматики именно психологическое неблагополучие является фундаментом для развития воспалительных реакций, а взаимодействие с вирусами и бактериями выступает лишь провоцирующим фактором в патогенезе инфекционного заболевания. Такая позиция отличает психосоматический подход от убеждений ортодоксальной медицины, рассматривающей аденоидид исключительно как результат бактериальной или вирусной инвазии. Такая ограниченность взгляда обуславливает узость классических терапевтических мер, представленных медикаментозным лечением и хирургическим вмешательством. Психосоматическая медицина, в свою очередь, не исключает применения традиционных способов лечения аденоидов, а предлагает расширить диапазон врачебной помощи проверенными и безопасными вариантами – психологической коррекцией, психотерапевтическим вмешательством и гипнотерапией.

Психосоматика берет за основу неоспоримый факт – каждый живой организм имеет ресурсы для исцеления и восстановления. Создав благоприятные условия (как физиологические, так и психологические), устранив вредные факторы (как во внешней среде, так и во внутреннем мире), можно добиться укрепления организма и устранения воспалительного процесса.

В понимании психосоматической медицины, аденоиды у ребенка вызваны двумя основными причинами:

Стресс, иммунитет и аденоидид у ребенка

Острый однократный стресс или длительное стрессовое состояние крайне отрицательно влияет на иммунную систему ребенка. Высокий уровень гормонов стресса подрывает иммунитет, в результате чего вирусам и бактериям легче преодолеть защитные барьеры.

Реакции стресса, а именно – усиленный синтез и выброс гормонов, формируются, когда малыш или подросток сталкивается с трагической ситуацией. Сильную травму причиняет смерть близкого родственника, развод родителей, свидетельство или личное переживание насилия. Хроническое стрессовое состояние возникает, если кроха воспитывается в асоциальной среде, часто становится жертвой издевательств сверстников, не чувствует любви и понимания со стороны родителей, регулярно испытывает негативные чувства.

При стрессе надпочечниками вырабатывается кортизол. Функции гормона – адаптировать тело к меняющимся условиям внешнего мира, сохранить энергетические ресурсы организма при столкновении с опасностью. Полезный в малых дозах для иммунной системы кортизол, становится опасным при его повышенном уровне. Гормон снижает число циркулирующих в плазме лейкоцитов, задача которых – защита организма от инфекций. Подавленные иммунные реакции делают незащищенными входные врата для микробов – носоглотку и ротоглотку. Результат вторжения микробов – аденоидид или тонзиллит.

Исследователи из Школы медицинских наук Университета Йёнчёпинга обнаружили, что у детей с высоким уровнем стресса повышена концентрация кортизола. Шведское исследование показано, что стрессовое состояние ослабило иммунную систему детей, повышая вероятность инфекционного заболевания. Наблюдение проводилось за семьями, в которых были пятилетние дети. Среди 100 респондентов тестирование выявило 36 детей с высоким уровнем стресса. Изучение историй болезни показала, что эта группа за пять лет жизни страдала от большего числа инфекционных болезней, чем остальные участники эксперимента.

характеристика аденоидов у детей

Страх выражать эмоций и аденоидид

Дети испытывают широкий спектр эмоций, от счастья и волнения до гнева и отвращения. Когда малыши счастливы, воспитатели поощряют выражение счастья, часто присоединяются к ним, чтобы разделить приятные эмоции. Однако, когда дети злятся, боятся или испытывают отвращение, их заставляют подавлять или изменять чувства. Это особенно верно в отношении эмоции страха. Родители используют различные стратегии реагирования на боязнь маленьких детей. Многие методы влияют на крох отрицательно, усиливая тревогу или полностью обесценивая чувство страха. Опекуны, руководствуясь благими намерениями, могут не осознавать, какое влияние на детей оказывают такие сообщения, как «нечего бояться» или «хорошие мальчики не испытывают страх».

Страх рассматривается большинством теоретиков как одна из ряда эмоций, которые являются врожденными или основными для человека (Darwin, 1872; Watson, 1970; Ekman&Friesen, 1975; Izard, 1977; Plutchik, 1980; McDougall in Strongman, 1987; Sroufe, 1995). Играя роль в мотивации человека действовать перед лицом опасности и необходимости связываться с другими людьми для защиты, боязнь может оказывать разрушительное влияние на индивидуальное функционирование. Описанный как «самая токсичная из всех эмоций» (Izard, 1977, с. 355), страх может снизить способность мозга хранить и обрабатывать информацию, тем самым ограничивая способность решать проблемы и учиться. Социальные взаимодействия и интерпретация поведения других могут быть менее позитивными из-за тревоги (Garber&Dodge, 1991).

Маленькие дети испытывают самые разные страхи (Ollendick, 1983). К ним относится боязнь:

Родителям, воспитателям, учителям рекомендуется полностью принимать особенности детских переживаний. Следует хвалить малышей за конструктивные действия при столкновении с объектом страха, моделировать соответствующие эмоциональные реакции, избегать преувеличения. Воспитателям нужно предоставлять возможность узнавать об эмоциях в процессе игры. Занятие творчеством – основной инструмент для обучения распознаванию чувств.

Проведено интересное исследование детских страхов, реакции взрослых и психосоматического здоровья малышей. В нем участвовали 45 детей в возрасте от трех до пяти лет, их родители и воспитатели. Взрослые описали ряд способов реагирования на детские страхи. Сюда входили словесные ответы, такие как заверение и объяснение, физические реакции, такие как объятия и пребывание в непосредственной близости от ребенка, обеспечение безопасности малыша, моделирование поведения без страха, подведение к пугающему объекту, перенаправление внимания. Не все стратегии достигали желаемой цели. Некоторые, наоборот, обесценивали или усиливали тревогу, увеличивали количество случаев, когда ребенок боялся.

Представления маленьких детей об эмоциях находятся на стадии формирования. Поэтому вербальные сообщения часто неверно ими трактуются, что доводит страх до неуправляемого уровня. Некоторые вербальные реакции родителей усиливают тревогу ребенка, закрепляя ее в подсознании.

Например, мать говорит: «Никогда не бойся. Ты в безопасности рядом со мной». Хотя намерение родительницы – развеять тревогу малыша, она также дает ему два других сообщения. Во-первых – не следует вообще переживать страх. Во-вторых – хотя безопасно рядом с ней, он может быть в опасности, когда ее нет. Отказ малыша отпустить мать по приходу в дошкольное учреждение, пребывание в непосредственной близости с ней дома, указывает на то, что он получил непреднамеренное сообщение и чувствовал себя в безопасности только в ее компании. Соответственно, всю внешнюю среду кроха воспринимает как источник опасности. Но ему запрещено выражать свои чувства, ведь мать указала – никогда не бояться. В итоге страх усиливается внутри, в физическом аспекте это проявится в виде разрастания тканей.

Взрослые, которые говорят детям: «Нечего бояться», на самом деле принижают их чувства, затрудняя работу над пониманием эмоций. Например, пятилетний мальчик неоднократно выражал опасения, что дом ограбят и кто-то его украдет. Испытывая гнев из-за непрекращающейся тревоги сына, мать громко сказала: «Послушай, никто не будет грабить наш дом. Не придумывай». Опасения мальчика продолжались из-за того, что мать обесценила его чувства. Малыш пытался скрыть страх, от чего он только увеличивался, приводя к реальным проблемам – частым простудам с воспалением миндалин.

Другие сообщения, хотя и предназначены для предупреждения детей о потенциальной опасности, могут способствовать внушению ненужного страха. Это демонстрирует пример. Мать мальчика четырех лет регулярно задается вопросом: «Надеюсь, он боится машин на дороге». Она говорит сыну: «Ты же не выбежишь на дорогу?». Малыш: «Нет, они меня собьют». Мать: «Да, верно». Хотя женщина намеревалась защитить ребенка от потенциального вреда, она без надобности усиливала его страх перед уличным движением. В итоге мальчик ограничил свою активность вне дома. Он сильно страдал, что не может со сверстниками резвиться на улице (даже на пешеходной зоне). Он стал часто болеть респираторными заболеваниям и был прооперирован по поводу аденоидида.

Перенаправление внимания служит «временной мерой», но не способствует активному устранению боязни, не помогает детям понять эмоцию. Следующий сценарий между воспитателями четырехлетней девочкой. Малышка плачет: «Я хочу к маме и папе. Мне тут страшно». Воспитатель: «Допей утренний чай. Мы порисуем». Она рассказывает малышке о рисунках других детей. Девочка продолжает плакать.  Воспитатель упорствует и в конце концов отвлекает девочку, перенаправляя ее внимание на другие занятия. Однако страх разлуки сохраняется, пока кроха находится в дошкольном учреждении. Перенаправление ребенка служило лишь временной мерой. Девочке непреднамеренно указали подавить страх. Будучи неразрешенной эмоцией в раннем детстве, боязнь разлуки наверняка станет источником беспокойства и конфликта в более позднем возрасте (Santrock, 1994).

Хотя метафоры и поощрялись в литературе (Dunlop, 1984), их влияние на маленьких детей вызывает сомнения. Например, мать детей пяти и трех лет, объяснила, что гром – это «Бог, играющий в боулинг». Использование метафор для малышей, чье понимание не выходит за рамки буквального, на самом деле усиливает боязнь грома, а также поощряет страх перед боулингом и, возможно, перед Богом. Более мягкую метафору о громе как о «хлопающих облаках», возможно, было легче понять крохам, но она все же может сбить с толку и напугать.

ребенок на приеме

Хотя страх не следует применять для контроля над ребенком, взрослые часто используют его таким образом. Они объясняют это как часть культурной традиции. Например, страх принимает форму Бабы-Яги или других персонажей, которые, как утверждают родители, будут «наказывать» ребенка за плохое поведение. Это служит не только сдерживающим фактором для поведения, но и источником психосоматических расстройств. Взрослым не рекомендуется использовать эту «выдуманную неправду» как способ запугать маленьких детей и заставить вести себя хорошо (Berger&Thompson, 1994, стр. 271).

Утверждение одних эмоций и признание других недействительными – распространенный случай. В то время как родители приветствуют выражение одних чувств, другие переживания у малышей игнорируются, подавляются или не одобряются. Например, счастье, которое большинство людей считает положительной эмоцией, поощряется. В то же время взрослые исключают печаль, пытаясь заставить грустного ребенка наблюдать и копировать эмоции счастливого человека. Это верный способ обесценить чувства. Таким образом дети не получают возможности понять страх, связанные с ним проблемы и справиться с ними. Они могут быть отвлечены или успокоены в течение короткого периода времени, но чувства сохраняются и остаются неразрешенными, и это приводит к психосоматическим проблемам в дальнейшей жизни (Ledoux, 1998).

Подтверждая все переживания, взрослые побуждают детей исследовать ряд эмоций и развивать их понимание. Тем самым родители сохраняют психоэмоциональное благополучие развивающейся личности, предупреждают психосоматические болезни. Сочувствие, попытка поставить себя на место ребенка помогает взрослым увидеть ситуацию с точки зрения крохи. Взрослые, которые учат детей принимать страх как неизбежную часть жизни и не поддаваться ему, откровенно признают, что они также время от времени испытывают подобное переживание (Izard, 1991).

Родители, которые использовали объяснения и обсуждения, сообщали о большем успехе в преодолении тревог. Важно стараться побудить малышей рассматривать, например, пауков как часть естественного мира, рассказав, что у всего живого есть свое место. Объяснив, что все безопасно, пока человек осторожен и проявляет ответственность. Посредством объяснения и обсуждения дети участвуют в оценке своих страхов. Это оказывает содействие растущему эмоциональному пониманию ребенка (Arthur et al, 1999).

Помимо объяснений взрослых, детей нужно побуждать к самостоятельному исследованию, чтобы лучше понять ситуацию. Этому процессу можно способствовать, помогая малышам изучать пугающий объект, предлагая слова и способы выразить свои эмоции. Также школьников можно побудить искать дополнительную научную информацию о ситуации, которую они боятся.

Взрослые могут предложить варианты, как можно выразить каждую эмоцию. Это может включать визуальное представление страха с помощью рисунка, живописи или скульптуры, выражение ощущений с помощью движения, музыки, театральных постановок. Иногда физические действия являются подходящим способом избавиться от детских тревог (Berger&Thompson, 1994). Это включает разыгрывание ситуации столкновения с объектом страха.

Чтобы подавленные эмоции не стали причиной аденоидида, необходимо, начиная с первых дней жизни, настраиваться на сигналы малыша. Взрослым нужно внимательно изучать их звуки, мимику и жесты. Родителям следует чутко реагировать на вербальные и невербальные знаки, что позволит младенцам убедиться, что их чувства понятны и важны.

Задача воспитателей – помочь малышам разобраться и справиться с переживаниями. Такие эмоции, как гнев, печаль, страх, обида, разочарование сильно подавляют людей. Первое, что необходимо сообщить крохам, что эти чувства нормальны, их не надо бояться. Важно открыто говорить с ребенком, спокойно слушать, не упрекать, не угрожать. Это предотвратит перемещение негативных переживаний в подсознательную область психики, не давая разрушающим эмоциям разрастаться и выражаться на физиологическом уровне.

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН