Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать [1]. Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых человек пытается осуществлять нормальную жизнедеятельность. Причем, это субъективный опыт, так как на одни и те же события разные люди могут реагировать по-разному. Более того, не все люди, пережив травматическое событие, становятся травмированными [2], у некоторых есть защитные приспособления, которые помогают справляться с сильной эмоцией. Это может быть привычка к стрессам, полученная в раннем возрасте [3] или просто высокая сопротивляемость, сопровождаемая готовностью искать помощь [4].

Определение психологической травмы

DSM-IV-TR даёт такое определение психической травме: «Психотравма – это опыт личного переживания по поводу смерти, угрозы смерти, тяжелой травмы или нарушающего физического контакта. Результат рефлексии по поводу события, связанного с выше перечисленным. Реакция на известие о неожиданной (насильственной) смерти. Впечатление по поводу пережитого  близким человеком унижения, страха или ущерба».

В связи с тем, что травматические воспоминания носят предвербальный характер, их нельзя точно воспроизвести в памяти, но можно спровоцировать (при помощи  раздражителей в обычных условиях). Ответной реакцией станет сильный страх или ужас, беспомощность. У детей - дезорганизованное или агрессивное поведение [5].

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения [6]. Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму [7], а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные  для жизни состояния, вызванные медикаментами [8]. Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами [9]. Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов [10]. В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или  жертвенный характер, уже влияют на эти представления [11]. Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна [12].

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми [4]. Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» [13]. Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» [14].

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести - в зависимости от характера человека [15]. Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары [16]. Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические  изменения, передающиеся по наследству. Генетика - одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия [17].

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. [18]. Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки  человек может сомневаться в собственной идентичности [15].

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции [19]. Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка [11], поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Оценка последствий психотравмы

Поскольку понятие психологическая травма приобрело расширенное  определение, травматология как область медицины получила  междисциплинарный подход. Это отчасти связано с разнообразным профессиональным представительством в травматологии, где есть и психологи, и медработники, и юристы. В результате, данные, полученные в травматологии,  стали получать адаптацию для различных сфер деятельности. Однако их практическое применение потребовало соответствующих методологий, которых во многих дисциплинах попросту не разработаны. И здесь важно, чтобы окружающие люди понимали, в каком состоянии находится человек. Это не обязательно должны быть представители медицинских, психиатрических или правоохранительных учреждений. Для обеспечения безопасности  важнее, чтобы человека поддерживали его близкие и окружение.

Опыт и последствия психологической травмы можно оценить несколькими способами [20] В контексте клинического интервью, риск непосредственной опасности для себя или других важно учитывать, но при этом нельзя впадать в распространенные ошибочные представления о кризисе или «психозе». Необходимо понимать, что человека, испытывающий бесконечную боль, сам себя он утешить не может. Если в этот момент к нему относиться уважительно и по-человечески, то он не будет представлять собой угрозу. Лучше всего дать понять ему, что независимо от обстоятельств его будут воспринимать всерьез, а не как больного или сумасшедшего. Крайне важно понимать реальность происходящего в голове этого человека. Если этот момент не будет упущен, то специалист сможет исследовать как травматическое событие, так и его последствия (например, посттравматическую диссоциацию, злоупотребление наркотиками, соматические симптомы и т.д.). Важно исследовать возможные проблемы с родственниками.  Возможно, они из страха отказали больному в помощи и тот «включил» самозащиту. Завершиться такое исследование должно сопереживающим, чувствительным и поддерживающим образом.

Во время этой работу у пациента могут вспыхивать чувства, воспоминания или мысли, связанные с событием (например, страдание, беспокойство, гнев). Поскольку он еще не способен справиться с этой болью, стоит заранее подготовиться, как обсуждать это событие. Оно не должно еще раз травмировать пациента. Также важно записывать его ответы. Это может помочь клиницисту в определении степени тяжести возможного посттравматического стресса, а также легкости реакции. Кроме того, важно уловить наличие реакций избегания, которые могут проявить себя как отсутствие ожидаемой включенности или просто способности к эмоциональному реагированию. Основные механизмы избегания – употребление наркотиков, уклонение от всего, что напоминает травмирующее событие, психологическая отстройка (диссоциация). Необходимо так же отслеживать перепады настроения, всплески депрессий, попытки членовредительства, которые могут свидетельствовать о трудностях в контроле за аффектом. Информация, полученная путем наблюдения за способностью пациента регулировать свое состояние, позволит определить его готовность участвовать в различных терапевтических действиях.

Оценка психологической травмы бывает как структурированной, так и неструктурированной. Структурированная оценка включает в себя шкалу ПТСР, контролируемую врачом (CAPS, Blake et al., 1995), интервью об остром стрессовом расстройстве (ASDI, Bryant, Harvey, Dang, & Sackville, 1998), структурированное интервью по поводу расстройств из-за чрезмерного стресса (SIDES; Pelcovitz et al., 1997), структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV – измененное на (SCID-D, Steinberg, 1994) и краткое интервью для посттравматических расстройств (BIPD, Briere, 1998).

Психологическое тестирование больного включает в себя использование общих тестов (например, MMPI-2, MCMI-III, SCL-90-R) для оценки симптомов, не связанных с травмой, а также трудностей, испытываемых личностью. Кроме того, психологическое тестирование может применять специфические травма-тесты для того, чтобы оценить посттравматические последствия. Такие тесты в своем основании имеют диагностическую шкалу посттравматического стресса (PDS, Foa, 1995), шкалу травм Дэвидсона (DTS: Davidson et al., 1997), детальную оценку посттравматического стресса (DAPS, Briere, 2001), список симптомов травмы (TSI: Briere, 1995), контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC, Briere, 1996), травматический опросник жизненных событий (TLEQ: Kubany et al., 2000) и перечень травм, связанных с виной (TRGI: Kubany et al., 1996).

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую  обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия [21] [22], которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой [23], в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР [28]. [24]. Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне [27] два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия [25] и метод когнитивно-процессуальной терапии [26]. Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм [17]. Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов [29].

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. [30]. Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Виды психотравм

Уровень травмы связан со способностями человека по её преодолению. Различают три разных типа реакции на стресс:

  • Проактивный (предупреждающая) – это попытка адаптировать или интегрировать полученный стресс, прежде чем он скажется на образе жизни.
  • Реагирующий – это попытка минимизировать ущерб после психотравмы.
  • Пассивный – игнорирование стресса.

Люди способные к проакитивному поведению с большей вероятностью смогут справляться с неожиданными ситуациями. Те, кто реагируют на стресс по факту произошедшего, испытывают от него заметное воздействие. Пассивное отношение к стрессовому событию влечет за собой страдание от долгосрочных травматических последствий.

Травмы так же делятся на ситуативные (вызванные недавними ситуациями) и долгосрочные (вызванные травмами, которые остались в бессознательном). Ситуативные травмы могут быть спровоцированы врачебным ЧП или событиями катастрофического характера (природными или техногенными). Долгосрочные психологические травмы являются продолжением детских или даже младенческих стрессов, вызванных, например, жестоким обращением.

Французский нейролог Жан-Мартин Шарко (Jean-Martin Charcot) в 1890-х годах утверждал, что психологическая травма является источником всех случаев психического заболевания, известного как истерия. «Травматическая истерия» Шарко часто проявлялась как паралич, который сопровождался физической травмой. Что касается психологической травмы, то Зигмунд Фрейд, ученик Шарко и отец психоанализа, дал ей такое определение: «событие в жизни субъекта, определяемое неспособностью субъекта адекватно на него реагировать из-за потрясения и изменений в устройстве психики» (в изложении Жана Лаплана) [31].

Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что всякая реальность содержит травматическое качество символизации. С точки зрения объекта беспокойства, реальность «это то, с чем ты сталкиваешься, и все слова исчезают, а все категории терпят неудачу» [32].

Стресс, то есть физиологическая реакция на раздражитель,  действительно, является основой всех психологических травм  [33]. Долгосрочные стрессы увеличивают риск плохого психического здоровья и психических расстройств. Это может быть связано с длительной дисфункцией секреции глюкокортикоидов, что влечет за собой ослабление иммунной системы и повышение артериального давления [34]. Такой стресс способен вызвать морфологическое изменение гиппокампа. Исследования показали, что полученный в начале жизни он может нарушить нормальное развитие гиппокампа и повлиять на его функции во взрослой жизни. Корреляция между размером гиппокампа и его восприимчивостью к стрессовым расстройствам доказана клинически [35].

Психологическая травма, полученная во время боевых действий, называется контузия. А контузия характеризуется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), симптомы которого сохраняются (для диагностики) не менее месяца и включают в себя 4 категории:

  • Травма (сильный страх).
  • Возрождение (воспоминания)
  • Уклончивое поведение (эмоциональное онемение)
  • Повышенная бдительность (раздражительность) [36].

Исследования показывают, что около 60 % населения США хотя бы раз в жизни испытывали травматический симптом, при этом ПТСР развивался лишь у небольшой части людей. Отмечена корреляция между ростом риска ПТСР и преднамеренным характером полученной психологической травмы [17].

Существует термин «непрерывное посттравматическое стрессовое расстройство» (CTSD) [37], который был введен в научную литературу Гиллом Стракером (Gill Straker, 1987). Первоначально этот термин использовался южноафриканскими врачами для того, чтобы описать последствия от воздействия частого и сильного насилия, обычно связанного с гражданскими конфликтами и политическими репрессиями. Потом оказалось, что этот термин применим и для описания последствий от непрерывной угрозы для жизни, в том числе в профессиях с повышенным риском, таких как полиция, пожарные и аварийные службы. © психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Список научных статей по психотравме в ЖЖ

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

«Гипноз» по методу Милтона Эриксона

Взгляд на эриксоновский гипноз глазами практика.

Гипноз: лечение аллергии.

Психосоматика аллергии. 

Новости допинга. Гипноз в спорте.

Спортивная гипнотерапия. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?

Кое-что интересное о гипнозе

Мифы и факты о гипнозе. Правила эксплуатации подсознания.

Социофобия: мелочи жизни

Образ социофоба известен – это Перельман, небритый «книжный червь», 

Как простить человека

Когда не можешь его простить?

Гипнотерапия панических атак

Как образуются панические атаки? Гипнотерапия панических атак.

Дневник гипноаналитика

Истории из практики гипноанализа. Отзывы пациентов из medbooking.com

Глубинные установки на примере агорафобии

Когнитивная концептуализация на примере больной агорафобией.

Панические атаки

Обзор научных статей из англоязычной Вики про механизмы возникновения и лечения панических атак.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии). Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать [1]. Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых […]

Тафофобия: лечение страха похорон гипнозом

Тафофобия - это страх похорон и всего, что с ними связано, а также боязнь быть похороненным заживо. Тафофобия часто связана с танатофобией - боязнью смерти, никтофобией - боязнью темноты, клаустрофобией - боязнью замкнутых пространств. Этот страх не имеет под собой реального основания и относится к психическим расстройствам.

Гипноз в онкологии

Психоонкология: применим ли гипноз в лечении рака?

7 мифов о воспоминаниях в гипнозе

Точны наши воспоминания? Может ли наша память обманывать нас? Возможно ли внедрить человеку ложное воспоминания?