АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА глазами практика – профессионала

Что такое и в чем польза от занятий аутогенной тренировкой?

Аутогенная Тренировка как психотерапевтический инструментарий эффективного оздоровления широких масс населения (новый взгляд и новая задача).

© Научный Центр «ПСИХОПЕДАГОГИКА» Минобрнауки РФ:
+ Востриков А.А., врач-психотерапевт, доктор пед. наук, профессор.

+ Табидзе А.А., педагог-психолог, доктор физ.-мат. наук, профессор.

Материал по данной теме мы представляем в виде ответов на часто задаваемые вопросы.

Что такое Аутогенная Тренировка?

Аутогенная Тренировка ( АТ ) – это мысленное упражнение по достижению состояния внутреннего расслабления, внутреннего душевного равновесия  (релаксационного состояния).

Чтобы уметь плавать в море, надо сначала научиться удерживать равновесие на плаву. Чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное, эмоциональное равновесие в сложных ситуациях.

В процессе систематических тренировок состояние душевного равновесия достигается быстрее, удерживается дольше, становится привычным.

Предлагаемые Аутогенные Тренировки (АТ№1 «Расслабление и релаксация», 35 мин.) и АТ№2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу», 35 мин.) не требуют обучения, релаксационное состояние при прослушивании  достигается с первого раз.

Само релаксационное состояние обладает двумя фундаментальными свойствами – оздоровительным, помогающим в лечении заболеваний телесного плана ( психосоматических заболеваний) и  психокоррекционным , помогающим в расстройствах психологического плана.

Что такое гипноз и транс

Какие заболевания относятся к психосоматическим и какова  причина их возникновения?

Слово «психосоматика» состоит из двух частей – «психо» (душа) и «сома» (тело). Слово «психо» стоит на первом месте. Тем самым подчёркивается преимущественное влияние состояния души на возникновение болезней тела.

Состояние души, запускающее эти болезни,  определяется в основном двумя такими негативными  психологическими качествами  как повышенное психическое напряжение и повышенная тревожность. Первая причина - повышенное психическое напряжение приводит к повышенному телесному напряжению - к спазмам мышц и спазмам сосудов.

Когда эти спазмы становятся хроническими, питание в данных участках тела нарушается и тогда возникают психосоматические заболевания, связанные со спастическими процессами.

Например - это головная боль напряжения, спастические сердечные боли (кардионевроз),  эссенциальная гипертония, вегето-сосудистая дистония, ИБС, хронический гастрит, язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, спастический колит (хронический запор), дискинезия желчевыводящих путей, астматический бронхит, бронхиальная астма, функциональные болезни детской, женской и мужской половой сфер и др.
Вторая причина – повышенная тревожность. Она приводит к перенапряжению работы гормональной системы организма, а именно повышенной постоянной выработке гормонов стресса – адреналина, кортизола, норадреналина и др.

Если это состояние тревожности постоянное, хроническое, то возможности гормональной системы истощаются , что приводит к гормональным нарушениям - гипертиреозу, сахарному диабету, анорексии, булимии, нейродермиту, нарушениям обмена веществ  и др

Обычно первая и вторая причины действуют совместно и усиливают друг друга.

Если у вас обнаруживаются признаки этих заболеваний – то аутотренинг вам конечно-же  необходим как приятное и эффективное оздоровительное средство.

В чём заключается оздоровительное свойство АТ?

Оздоровительное свойство АТ  заключается в том, что пребывание в этом релаксационном состоянии способствует, достижению внутреннего расслабления, снижению психического напряжения (снятию спазмов) и снижению чувства тревожности , достижению состояния спокойствия и комфорта, что как следствие приводит к выработке гормонов здоровья – дофамина, серотонина и др  .

Клинические исследования показывают, что после прослушивания АТ:

 - снижается повышенное артериальное давление;
- нормализуется частота сердечного пульса;
- улучшается общий гормональный фон организма;
- нормализуется кислотность желудочного сока (рН);
- полчаса АТ равносильны 3-4 часам полноценного сна.

Систематически ( ежедневное) достигаемое состояние релаксации  снимает хроническое напряжение и тревожность, формирует навык (привычку) внутреннего спокойствия,   и тем самым человек становится неуязвимым к возникновению  психосоматических заболеваний.

Какая эмоция наиболее разрушительна для организма?

К самым грозным и распространённым заболеваниям  относятся сердечно-сосудистые заболевания. Они составляют до 60% от числа всех заболеваний с неблагоприятным исходом.

Различные медицинские и психологические источники свидетельствуют, что эмоция ОБИДЫ является наиболее вероятной причиной возникновения артериальной гипертонии с последующим развитием ишемической болезни сердца ( ИБС ). Многие люди , которые носят долго обиду в душе, говорят, что испытывают пустоту или тяжесть в центре груди.

Снижение обидчивости – это  психокоррекция и в этом случае используется второе фундаментальноо свойство АТ –формирование и закрепление новых конструктивных психологических  качеств на фоне релаксационного состояния. Это свойство используется в содержании Аутогенной Тренировки №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу», где даются три психотехнических упражнения по снижению повышенной обидчивости.

Как освоить и проводить  Аутогенную Тренировку?  

Освоить АТ очень просто и легко. Начинающим необходимо выполнить несколько простых условий:

1) выбрать место, желательно отдельную комнату, где никто не смог бы побеспокоить вас в течение занятия, отключить телефон; поставить CD или флешку ( аудио-тренажёр) в плеер;
2) сесть удобно в кресло с подголовником, или расположиться, полулёжа в кресле или на диване;
3)  тренироваться, желательно, в первой половине дня или в середине дня.

Если в течение занятия немного вздремнёте – не страшно, навык всё равно усваивается  в этом дремотном состоянии;

4)  включить аудио-тренажёр;
5)  в процессе тренировки вы следите за звучащим текстом, и не повторяя,        не проговаривая слов ведущего, концентрируете и удерживаете внимание на соответствующих  частях тела;
6)  на первых тренировках текст желательно прослушивать в наушниках, чтобы лучше отгородиться от внешних отвлекающих шумов;
7)  и соблюдайте  главное условие – проводите  систематические занятия в течение 1-2 месяцев.  Как результат - количество переходит в качество.

Один из основных секретов успешного выполнения АТ – УДЕРЖИВАТЬ рассеивающееся внимание на тех частях тела, на которые указывает голос ведущего (на правой ноге, затем на левой, на правой руке, левой руке и т.д.)

Как часто надо проводить  АТ?  

Для начинающих – ежедневно или через день. На первых порах, пока у вас нет привычки регулярного  использования АТ, в течение  1-2 месяцев надо побуждать себя  прослушивать её каждый день (или хотя бы через день), дома или на работе.

Вспомните, как у вас в детстве  формировался навык мытья рук перед едой. Родителям и старшим приходилось напоминать и контролировать, чтобы вы за стол садились с чистыми руками.

Таким образом эта привычка была сформирована, и  сейчас вы без напоминаний, автоматически стремитесь вымыть руки перед едой.

Вы также без напоминаний чистите зубы, принимаете душ, надеваете чистую одежду.

Так действует встроенный в вас в своё время  навык гигиены тела.

Психика (душа), также как и тело, нуждается в своей гигиене - психогигиене.

В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь») и «её» систематически надо смывать. Другими словами  – «душа обязана трудиться»…

Навык гигиены душевного состояния в массовом сознании отсутствует  и его необходимо вырабатывать, встраивать  как обязательный элемент современной культуры.

Если средствами гигиены тела являются – чистая вода, мыло, зубная щётка, то одним из главных средств психогигиены является  - Аутогенная Тренировка.

В течение дня  тело человека несколько раз  испытывает чувство голода, которое  сигнализирует, что запасы физической энергии необходимо пополнить. Тогда, принимая пищу, человек восстанавливает физические силы.

Аналогично должно быть и для психики. Чувство усталости или раздражительности в течение дня сигнализирует, что психические силы на исходе, и требуют восстановления.

Однако вместо того чтобы быстро восстановить силы, человек по старой привычке ( двигаясь по старой колее) начинает превозмогать себя и  продолжает действовать в состоянии психической усталости и раздражительности, потому что новой колеи ещё нет. Это неэффективно и разрушительно.

Формирование навыка психогигиены – это проложение новой колеи.

Мы не даём психологических советов, не даём рекомендаций, а даём  в руки конкретный инструмент быстрого восстановления сил,  Аудио-Тренажёр. Может быть, это будет ваш секретный «Энерджайзер»!

Насколько безопасно использование аудио-тренажёров АТ?  

Некоторые начинающие испытывают беспокойство , что потеряют самоконтроль и не смогут выйти из релаксационного состояния.

Вопросы безопасности в этих Аутогенных Тренировках автоматически снимаются, так как формируемое состояние ясности сознания всегда способно оценивать окружающую ситуацию и позволяет, при необходимости, легко самостоятельно выйти из тренировочного режима.

Противопоказание определяется легко –  дискомфорт во время прослушивания и возникающее чувство бесполезной потери времени. Это свидетельствует о том, что вы больше настроены на восприятие внешнего мира  и пока не готовы всерьёз заняться собой, своим внутренним миром.

В этом случае не надо форсировать занятия, здесь для прослушивания больше подойдут  записи звуков природы и музыкотерапевтические программы. Не забывайте при этом о систематичности прослушиваний.

В чём новизна предлагаемых АТ и какова новая задача?

Особенностью психотерапии является индивидуальный, личностный подход к клиенту, что ограничивает возможности  её массового использования. Новый взгляд на возможности Аутогенной Тренировки (АТ) открывает доступ эффективности психотерапии для широких масс населения.

1-я новизна (Гетерогенность). С момента создания метода АТ (Шульц, 1932 г.) в рекомендациях её самостоятельного освоения вкралась педагогическая ошибка. Из-за отсутствия в то время магнитофонов было рекомендовано предварительно заучивать наизусть текст последовательности формул аутотренинга. Затем в процессе тренировки человеку рекомендовано выполнять попеременно две функции –  сначала сосредоточить внимание на тексте АТ, вспоминать и мысленно произнести формулу расслабления определённой части тела, а  затем переключить внимание на исполнение команды расслабления этой частью тела. И так 10-30 раз в течении всей тренировки, переходя от одной части тела к другой. Важно понимать, что процесс вспоминания следующей формулы и её  произнесение – это мысленное  напряжение, которое по рефлекторной связи мысль-тело на неосознаваемом уровне приводит к телесному напряжению. Такой процесс переключения внимания возвращает часть предыдущего напряжения и ухудшает достигнутый уровень расслабления. Человек попеременно дает себе задание (режиссёр в зале) и потом сам же его исполняет (актёр на сцене). Это метание между залом и сценой  напоминает периодическое нажатие на тормоз и на газ.

В этом заключается педагогическая ошибка. До настоящего времени последователи в своих рекомендациях повторяют эту ошибку.

По этой причине большие массы увлечённых людей в 60-70 годы прошлого столетия, тренируясь месяцами, не могли достичь успеха. Т.о., в массовом сознании сформировалось мнение, что аутотренинг - это затратный процесс по времени и при этом не гарантирующий результат.

НАША АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА НЕ ТРЕБУЕТ ОСВОЕНИЯ И ПОЛУЧАЕТСЯ С ПЕРВОГО РАЗА.

В нашей методике выполняется условие гетерогенности - человек только актёр, исполнитель формул, которые подаются через запись на CD-диске, флешке и т.д., подготовленной специалистами (психотерапевтами, педагогами, музыкотерапевтами). Сейчас  АТ не требует обучения, а только использования.

Простота и лёгкость достижения здесь релаксационного состояния, обладающего мощным оздоровительным эффектом, открывает путь к использованию этого психотерапевтического инструмента для широких масс населения.

2-я новизна (4-х частная структура). Если мы рассмотрим широко распространённый текст АТ Шульца, то заметим, что в её методике внимание сосредоточено на ощущениях только телесной сферы – руки, ноги, живот, лоб, … В нашем тексте (АТ №1 «Расслабление и релаксация», 35 мин.) последовательно прослеживается состояние 4-х сфер – расслабление телесной, успокоение эмоциональной, достижение безмолвия процесса мышления и достижение ясности сознания.

Такой подход позволяет достигать более глубокого и устойчивого расслабления всего организма. Это новое психофизиологическое состояние, напоминающее устойчивую лёгкую дрёму. Мы называем его состоянием 3-х нулей – «тело спит, а сознание бодрствует».

Эта 4-х частная структура АТ соответствует развиваемой в настоящее время 4-х частной модели психотерапии.

3-я новизна (Самопсихокоррекция). Достигнутое релаксационное состояние, кроме оздоровительного, обладает ещё и педагогическим свойством высокой восприимчивости к  учебной информации. Это используется нами (АТ№2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу», 35 мин.) в целях оперативной, самостоятельной психокоррекции для формирования новых конструктивных навыков как внутренних эмоциональных состояний – снижения тревожности, обидчивости, раздражительности, проявлений гнева так и внешних навыков реагирования – новых поведенческих реакций. Благодаря такой структуре ( психотехнические упражнения на фоне релаксационного состояния) АТ№2 обладает более мощным оздоровительным эффектом, чем АТ №1.

4-я новизна (Целевые АТ). АТ№1 и АТ№2 являются базовыми, однако у отдельных групп населения часто возникает потребность использования АТ под конкретную задачу. Поэтому для них  созданы несколько целевых АТ, таких как :
АТ№3 «Зарядка чакр», 60 мин., для формирования навыка концентрации внимания на частях тела, соответствующих расположению чакр.
АТ№4 «Как не заснуть за рулём », 30 мин. В фильме «Семнадцать мгновений весны» усталый Штирлиц, будучи за рулём, съезжает на обочину и демонстрирует произвольный навык короткого 30-минутного сна. Голос за кадром сообщает, что этому навыку Штирлиц специально обучался продолжительное время. В нашем случае при использовании АТ№4 обучение не требуется, достаточно съехать на обочину, включить запись, закрыть глаза и через полчаса продолжать путь в уже отдохнувшем состоянии.

АТ№5 «От бессонницы », 30 мин., для выработки навыка засыпания через тщательное расслабление всех частей тела.

5-я новизна (Навык психогигиены. Новая задача). Очень важно донести до клиента или пациента, что надёжный и гарантированный результат от этих лёгких и комфортных АТ зависит от систематичности их использования.

Среднее время для выработки навыка психогигиены – два месяца ежедневных прослушиваний по полчаса.

Эволюционное развитие общества – это исторически последовательное формирование новых КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ – навыка прямохождения, навыка ношения одежды, навыка речи, навыка письма, навыка гигиены тела. В детстве навык гигиены тела встраивали в нас родители, зрелые близкие. Следующий культурный навык в этой последовательности – это навык психогигиены. На наш взгляд, одна из новых задач современной психотерапии – пропагандировать и способствовать приобретению этого нового культурного навыка психогигиены широкими слоями населения.

Психодиагностика показывает, что при выработке навыка психогигиены такие негативные психологические качества, как психическое напряжение и тревожность, меняются на позитивные - расслабление и спокойствие. При таких новых устойчивых психологических качествах клиент, с одной стороны, становится неуязвим для психосоматических заболеваний, а с другой стороны, замечает улучшение качества своей жизни – становятся более гармоничными отношения в семье, на работе, в социуме.

В чём преимущества АТ аудио-тренажёров перед психологическими тренингами и консультациями? 

Консультации не вырабатывают навыки. Конструктивные навыки, полученные на психологических тренингах чрезвычайно полезны, но через некоторое время (2-4 месяца), без подкрепления, они существенно угасают. Для закрепления навыков  необходимо выполнение методического требования  многократности и систематичности повторений.

Это требование систематичности не всегда  возможно для тренинговых групп по материальным и временным затратам, по удалённости местности, тогда как предлагаемые аудио-тренажёры могут быть использованы в тренинговом процессе в любое удобное время, в любой обстановке, в любом отдалённом месте  и любое количество раз.

Эти преимущества  позволяют также рекомендовать АТ в массовом плане как эффективное средство надёжного преодоления  Синдрома Хронической Усталости, Синдрома Эмоционального Выгорания.

Данные АТ входят в Каталог Оздоровительных Технологий МЗ РФ / 1 /.

С полными текстами АТ №1 и №2 и их звучанием можно познакомиться на сайте авторов www.relax-cd.ru

ЛИТЕРАТУРА: 1. Табидзе А.А. АУТОГЕННЫЕ  ТРЕНИРОВКИ  И МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ.  « Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины».  Многотомный  каталог- справочник , том 1, под ред. Чл.-корр. РАМН А.Н. Разумова – М.;ООО « АльянсИнвест », 2003 г., стр. 142

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ

«КЕНТАВР»: Сознание + Бессознательное.

«ВСАДНИК»: «ЭГО» сознание + «ИД» бессознательное (инстинкты) + «СУПЕР-ЭГО».

«НАЕЗДНИК»: КУЧЕР – интеллект, сознательная психическая часть + ЛОШАДИ – душевная, бессознательная психическая часть + КАРЕТА – телесная биологическая часть.

«КАРЕТА»: КАРЕТА – телесная биологическая часть + ЛОШАДИ – душевная, бессознательная психическая часть + КУЧЕР – интеллект, сознательная психическая часть +ХОЗЯИН (не пассажир) – нравственно-этическая, духовная часть.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ «ЭКИПАЖ»

Из практики я выбрал одно устройство психики, с помощью которого можно не только объяснять поведение человека, но и строить и проверять новые гипотезы. В целом идея берет начало в трудах мистика Гурджиева, хотя может встречалась и раньше. Ведь то, что по сути люди биороботы, наверное, понимали и понимают многие практики. Более биологическая трактовка принадлежит профессору Табидзе. Общий замысел думаю ясен из иллюстраций.

I. Карета – тело (бессознательное). Безусловные рефлексы.
II. Лошади – эмоции (бессознательное). Безусловные рефлексы.
III. Кучер - интеллект (подсознание + сознание). Условные рефлексы
IV. Хозяин, Дух, Совесть (Высшее бессознательное). Безусловные рефлексы.*

* Если совесть спит, то это пассажир, и тогда можно считать, что IV элемента нет вообще.

ГИПНОЗ – попытка управления экипажем без КУЧЕРА, внешним дрессировщиком. Укрощение строптивой лошади (фобии,страхи , деструктивные влечения и др.). Кучер и лошади соединены не жёско, через вожжи. Из этой модели видно – что эмоции первичны (сначала реагируют лошади на опасность (возникает психическое напряжение), а тело и интеллект следуют за ними.

СОЗНАНИЕ – видимая часть ПОДСОЗНАНИЯ, проявленная в реальный момент времени и с включённым контролем моральных и нравственных норм ( критичность)

ПОДСОЗНАНИЕ – багаж социальных условных рефлексов, выработанных воспитанием и обучением ( телесных – прямохождение, плавание, велосипед, вождение авто и др; эмоциональных – приветливость, сдержанность, воспитанность и др. и интеллектуальных – речь, чтение, письмо и др. Срок формирования 15-20 лет (детство, юношество). Особенность подсознания – не передаётся по наследству. В дальнейшем – сознание и подсознание располагается в 1 структуре - в КУЧЕРЕ.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – биологическая (наследственная) предрасположенность к проявлению безусловных рефлексов, инстинктов (агрессия, гнев, вожделение и др.). Срок формирования 5 -15 млн. лет (вся история живого). Особенность бессознательного – передаётся по наследству. В дальнейшем бессознательное имеет 3 различных составляющих – тело, эмоции и дух.

◐ Инстинкт сохранения индивида (человек, семья, единомышленники, нация, государство). Подкрепление – чувство удовольствия для телесной или эмоциональной или интеллектуальной частей.
◑ Инстинкт сохранения вида (человечество). Подкрепление - чувство чистой совести.

ДУХОВНОСТЬ – это свойство психики испытывать рефлекторное удовольствие от выполнения нравственных поступков 

© Профессор А. А. Табидзе

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА глазами практика – профессионала

«Гипноз» по методу Милтона Эриксона

Взгляд на эриксоновский гипноз глазами практика.

Гипноз: лечение аллергии.

Психосоматика аллергии. 

Новости допинга. Гипноз в спорте.

Спортивная гипнотерапия. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?

Кое-что интересное о гипнозе

Мифы и факты о гипнозе. Правила эксплуатации подсознания.

Социофобия: мелочи жизни.

Образ социофоба известен – это Перельман, небритый «книжный червь» 

Как простить человека

Когда не можешь его простить?

Гипнотерапия панических атак

Как образуются панические атаки? Гипнотерапия панических атак.

Дневник гипноаналитика

Истории из практики гипноанализа. Отзывы пациентов из medbooking.com

Власть разума над инстинктами

Воля как безэмоциональное состояние, в котором инстинкты коммутируются напрямую с разумом. 

Научные эксперименты по гипнозу.

Под гипнозом. Эксперименты на сознании.

Лечение фобий: понятие, симптомы, теории фобий

Понятие фобия происходит от греческого слова φόβος означающее «отвращение», «страх» или «смертельный страх».

Влияние на рефлексы в гипнозе

Восстановление основных инстинктов методом словесного воздействия.    

Как избавиться от эмоциональной зависимости: бегство из добровольного рабства

Наверняка, каждый человек мечтает обрести божественный подарок – любовь и крепкие счастливые отношения с партнером. Кто-то долго, кто-то быстро встречает свою вторую половинку и обретает крылья, когда его сердце поражают стрелы Амура. Влюбленная персона стремится завоевать симпатию и уважение своего избранника, прикладывает усилия, чтобы вторая половинка была счастлива и довольна. Верность, доброта, забота, инициатива, внимание […]

Аноргазмия – сексуальная патология

Аноргазмия – одно из наиболее распространенных расстройств в сексуальной сфере человека. Данное состояние характеризуется тем, что при аноргазмии человек не способен испытать оргазм как во время полового акта с партнером, так и при попытках достичь удовлетворения самостоятельно. В большинстве случаев фиксируется аноргазмия у женщин, вместе с тем аноргазмия у мужчин – довольно редкое явление.