Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Что такое схема-терапия?

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Модель схема-терапии, список дезадаптивных схем.

Схема-терапия (схема-центрированная когнитивная терапия) - это интегративный подход в психотерапии, объединяющий лучшие аспекты когнитивно-поведенческой, интерперсональной и психоаналитической терапий в единую модель. Схема-терапия показала высокую эффективность в изменении дезадаптивных паттернов поведения и мышления людей.

Что такое схема-терапия?

Когнитивный гипноанализ. Отрывок из лекции по гипнозу в клинике «Доктор Борменталь» 19 июля в СПб

Схема-центрированная модель, была разработана доктором Джеффри Янгом, который одно время тесно работал с Аароном Беком, основателем когнитивной терапии. В процессе лечения клиентов в Центре когнитивной терапии в Университете Пенсильвании, д-р Янг и его коллеги обнаружили, что есть определенный процент людей, на которых плохо работают стандартные методы когнитивной терапии. У этих людей наблюдались застарелые и крайне ригидные шаблоны и темы в мышлении, эмоциях и поведении, для изменения которых был нужен иной способ вмешательства. Задачей доктора Янга стало изменение данных паттернов и взглядов, которые он обозначил словом «схемы».

Схемы -  это устойчивые, ригидные и самоподдерживающиеся шаблоны, которые, чаще всего, развиваются в раннем возрасте. Схемы представляют из себя комплекс негативных/дисфункциональных мыслей и чувств, которые повторяются и уточняются на протяжении всей жизни. Сформированная дезадаптивная схема не позволяет человеку адекватно воспринимать реальность и мешает в удовлетворении тех или иных потребнсотей. Вот некоторые примеры дисфункциональных схем: «Я не заслуживаю любви», «Я неудачник», «Людям на меня наплевать», «Я не важен», «Случится что-то плохое», «Меня бросят», «Я никогда не смогу получить то, чего я хочу», «Я никогда не буду достаточно хорош» и так далее.

Хотя большинство схем и формируется в раннем возрасте, некоторые все же могут сформироваться и позже, во взрослой жизни. Сюда, например, относятся схемы образованные на основе копинг-стратегий (копинг-стратегия – это паттерн поведения, с помощью которого индивид справляется с той или иной проблемой, например, больной паническими атаками, каждый раз считает до 10, когда чувствует, что начинается приступ); схемы на основе избегающего поведения (когда индивид использует те или иные способы избежать встречи с проблемной ситуацией, например, больной социофобией не подходит к телефону, когда ему кто-то звонит); компенсаторные схемы (когда индивид, пытается компенсировать свой недостаток, например больной заиканием учится ораторскому искусству). Схема-терапия помогает человеку оспорить подобные схемы и заменить их на более здоровые.

Схема-терапия терапия состоит из трех этапов.

  1. Оценка. Этап предполагает выделение и анализ дезадаптивных схем. Данный этап начинается с первого сеанса терапии. Для выявления схем иногда используют различные опросники.
  2. Эмоциональная осознанность и эксперимент. На этом этапе пациенты сами учатся осознавать свои схемы, их значение и влияние на собственное эмоциональное состояние, причем не только в кабинете психолога, но и в повседневной жизни.
  3. Изменение поведения. После того, как клиент научился выявлять свои дезадаптивные схемы, терапевт помогает ему заменить их на более здоровые.

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Катарсис в работе с психотравмой и снятие запретов на выражение эмоций в гипнотерапии.

Список дезадаптивных схем.

I.            Неспособность устанавливать отношения и отвержение

1.   ПОКИНУТОСТЬ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Глубокое внутреннее убеждение, что близкие люди будут не в состоянии или не будут желать обеспечивать необходимый уход, эмоциональную поддержку и защиту, потому что: они эмоционально неустойчивы и непредсказуемы (например, гневные вспышки), ненадежны или беспорядочны; они скоро умрут; они откажутся от пациента в пользу кого-то лучшего.

2.   НЕДОВЕРИЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Ожидание того, что другие будут обижать, оскорблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать. Негативное поведение других воспринимается как преднамеренное и злорадное. Возникает обычно в детстве, как результат физического, психологического или сексуального насилия.

3.   ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Ожидание того, что нормальное желание в эмоциональной поддержке не будет адекватно удовлетворено другими. Человек чувствует себя непонятым, пренебрегаемым, недостаточно защищенным. В детстве эти люди, как правило, испытывали эмоциональное пренебрежение авторитетных лиц. Люди с такой схемой сами холодны, замкнуты и выбирают в качестве своих партнеров людей, также не способных эмоционально поддерживать. Эмоциональная депривация чаще всего осуществляется в трех формах: A. Отсутствие заботы: отсутствие внимания, привязанности, тепла или дружеских отношений. Б. Лишение эмпатии: отсутствие понимания, выслушивания, самораскрытия или взаимного обмена чувствами. C. Лишение защиты: отсутствие силы или руководства со стороны других, когда они требуются.

4.   ДЕФЕКТНОСТЬ / СТЫД
Чувство, что человек является дефектным, плохим, неполноценным или что он будет непринятым другими, если откроется. Может включать сверхчувствительность к критике, неприятие и чувство вины; постоянное сравнение себя с другими; чувство стыда относительно своих предполагаемых недостатков. Эти недостатки могут быть личными, т.е. восприниматься как негативные, исходя из собственных убеждений (например, эгоизм, гневные импульсы, недопустимые сексуальные желания) или социальными, т.е. восприниматься как негативные исходя из предполагаемых убеждений других людей (например, некрасивая внешность, неадекватное и неловкое поведение и др.). Такие люди убеждены в том, что их никто никогда не полюбит, они страдают от чувства стыда и страха, что другие могут распознать их недостатки. Они постоянно ожидают, что другие будут их критиковать и отвергать, избегают ситуаций в которых могут раскрываться, боятся близких отношений.

5.   СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ОТЧУЖДЕННОСТЬ (СИ)
Ощущение, что человек изолирован от остального мира, отличается от других людей и/или не является частью какой-либо группы или сообщества. Человек считает себя социально неприспособленным и подчиненным другим людям. Подобная сема образуется, когда родители критикуют его за его внешний вид, поведение и дают ему понять, что он хуже, чем другие. Они и сами избегают других людей.

II.         Нарушения автономии

6. ЗАВИСИМОСТЬ / НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
Вера в то, что человек не способен компетентно справляться с повседневными обязанностями, без помощи других (например, заботиться о себе, решать ежедневные проблемы, проявлять здравый смысл, решать новые задачи, принимать правильные решения). Схема возникает, когда родители не позволяют ребенку ощутить собственную способность, самостоятельность и независимость.

7. УЯЗВИМОСТЬ К БОЛИ ИЛИ НЕДОМОГАНИЕ
Это убеждение больного в том, что в любой момент с ним может случиться беда, и он не сможет с ней справиться. Страхи фокусируются на одном или нескольких из следующих сфер: (A) Медицинские катастрофы: например, сердечные приступы, СПИД; (B) Эмоциональные катастрофы: например, возможность сойти с ума; (C): Внешние катастрофы: например, обрыв лифта, возможность стать жертвой преступников, авиакатастрофы, землетрясения. Схема возникает под влиянием чрезмерно защитных действий родителей по отношению к ребенку, которые убеждают его в том, что мир – это опасное место, а жизнь непредсказуема.

8. СЛИЯНИЕ / НЕРАЗВИТАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Чрезмерная эмоциональная вовлеченность в отношения и близость с одним или несколькими значимыми людьми (часто родителями), в ущерб собственной индивидуальности. Часто подразумевает веру в то, что человек не сможет выжить или быть счастливым без постоянной поддержки другого. Когда такие люди одни, то чувствуют пустоту и панику. Такая схема создается в ситуации чрезвычайно эмоционально переплетенной семьи, в которой не обозначены границы между людьми. Таким людям тяжело быть самостоятельными, они практически не могут существовать за пределами социума.

9. НЕУДАЧЛИВОСТЬ

Это предположение «если раз потерпел ошибку, обязательно повторишь ее и в следующий раз». Сюда же относятся необоснованные предсказании неудачи при реализации той или иной деятельности. Часто предполагает убеждения, что человек глупый, неумелый, бездарный, невежественный, имеющий более низкий статус, менее успешный, чем другие, и т.д. Схема создается в условиях устойчивой критики со стороны родителей, которые постоянно сравнивают ребенка с другими людьми: братьями, сестрами, другими детьми и т.д. Такие люди чувствуют, что они хуже по сравнению с другими, хотя если объективно посмотреть на их результаты, они окажутся вполне соответствующими или даже превышающими средний уровень.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

III.      Нарушение границ

10. ПРЕВОСХОДСТВО / ГРАНДИОЗНОСТЬ
Вера в то, что человек превосходит других; имеет право на особые привилегии и не связан социальными нормами, которые определяют здоровое социальное взаимодействие. Часто здесь встречается настойчивое требование, что человек должен иметь возможность делать всё, что захочет или иметь все, что хочет, независимо от того, сколько это стоит, реально ли это, считают ли другие это приемлемым; или чрезмерное сосредоточение на достижении превосходства (например, быть среди самых успешных, известных, богатых) - для достижения власти или контроля (сюда не относятся случаи, когда индивид достигает превосходство только ради внимания или одобрения). Иногда включает в себя чрезмерную конкуренцию или доминирование над другими: утверждение своей власти, принуждение к своей точке зрения или контроль за поведением других в соответствии с собственными желаниями - без сочувствия и принятия в счет чувств и нужд других людей. Такая схема образуется, либо у чрезмерно избалованных детей, либо, наоборот, у детей, подвергшихся депривации (в этом случае стремление к превосходству выступает как компенсаторный механизм).

11. НЕДОСТАТОЧНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ / САМОДИСЦИПЛИНА
Это убеждение в невозможности контролировать свои потребности, желания, эмоции и импульсы. В более мягкой форме представляется пациент, который старается избегать любого дискомфорта: боли, конфликта, конфронтации, ответственности или перенапряжения. Такая схема создается в семьях, где родители не воспитывают ребенка, не приучают к самоконтролю и не ограничивают его поведение. Иногда она возникает как следствие чувства неуверенности и напряжение в ситуации семейного конфликта. Такие люди действуют импульсивно и агрессивно, с трудом могут отложить удовлетворение своих потребностей.

IV.        Ориентация на других

12. ПОДЧИНЕНИЕ
Это убеждение, что за человека все решают другие, что человек не может иметь собственных желаний и предпочтений. Целью подчинения является избегание гнева, возмездия, одиночества. Можно выделить две формы подчинения: A. Подчинение потребностей: подавление своих предпочтений, решений и желаний. B. Подчинение эмоций: подавление выражения эмоций (чаще всего, гнева). Обычно включает в себя представление, что собственные желания, убеждения и чувства не имеют никакого значения и не важны для других. Часто представляет собой чрезмерную уступчивость. В то же время человек чувствует, что он как будто в ловушке. Это приводит к нарастанию гнева, который проявляется в дезадаптивных симптомах (например, пассивно-агрессивное поведение, неконтролируемые вспышки гнева, психосоматические симптомы, уход от привязанности, злоупотребление алкоголем или наркотиками). Схема возникает, когда родители постоянно наказывают ребенка за то, что тот выражает свои эмоции и потребности.

13. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ / ЧРЕЗМЕРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Чрезмерное сосредоточение на удовлетворении потребностей других людей в повседневных ситуациях. Себя человек отодвигает на второй план. Наиболее распространенными причинами такого поведения являются желания: не причинять боль другим; избежать вины за собственный эгоизм; поддерживать связь с другими. Часто это является результатом чувствительности к страданиям других людей.  Иногда это приводит к чувству, что собственные потребности не удовлетворяются должным образом или те, о ком заботятся, обижаются. Такая схема может развиваться у детей, чьи родители слишком рано поставили их на роль попечителей. Эти люди чувствуют вину, когда заботятся о себе, поэтому чужие потребности они ставят выше своих собственных.

14. ПОИСК ОДОБРЕНИЯ / ПРИЗНАНИЯ
В этом случае наблюдается завышенное стремление получить одобрение, признание или внимание со стороны других людей. Чувство собственного достоинства такого человека зависит, прежде всего, от реакции других людей, а не от личных природных задатков. Иногда включает в себя завышенную значимость статуса, внешности, социального приятии, денег или достижений - как средства получения одобрения. Часто приводит к неадекватным жизненным решениям; или к гиперчувствительности по отношению к отказам. Такие люди не умеют сказать «нет», высказать свое намерение или потребность, ведут себя пассивно или подстраиваясь под других людей.

V.          Чрезмерный контроль и эмоциональное подавление

15. НЕГАТИВНОСТЬ / ПЕССИМИЗМ
Постоянное сосредоточение внимания на негативе (боль, смерть, потеря, разочарование, конфликт, чувство вины, обиды, нерешенные проблемы, возможные ошибки, предательство, вещи, которые могут пойти не так и т.д.). При этом сводятся к минимуму или вообще не замечаются позитивные стороны. Схема включает в себя негативные ожидания в широком диапазоне рабочих, финансовых и межличностных ситуаций, что в итоге всё будет плохо, даже в том случае если сейчас дела идут хорошо. Сюда же относится и чрезмерный страх совершить ошибку, которая приведет к финансовому краху, потере, унижению и др. Так как все эти потенциальные негативные последствия преувеличены, пациенты характеризуются хроническим беспокойством, бдительностью, жалобами или нерешительностью. Они не пытаются проявлять активности и достигать своих целей, так как считают, что все равно все закончится провалом.

16. ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ
Чрезмерное сдерживание спонтанных действий, чувств или стремления к общению с целью избегания неодобрения со стороны других, чувства стыда или потери контроля над своими импульсами. Наиболее распространенные области сдерживания включают: (а) подавление гнева и агрессии; (б) подавление положительных импульсов (например, радости, привязанности, сексуального возбуждения, игры); (в) сложности в выражении своей уязвимости или свободного общения о своих чувствах, потребностях и т.д.; (г) чрезмерный упор на рациональность. Схема возникает, когда родители настаивают на контроле ребенком своих импульсов, наказывают его за яркое проявление эмоций, особенно гнева. Такие пациенты ведут себя очень холодно, сдержанно, рационально. Они не в состоянии проявить теплоту и эмпатию, а также в целом выражать эмоции. Партнеров они выбирают себе таких же ригидных, либо, наоборот, чрезмерно эмоциональных.

17. ЗАВЫШЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / СВЕРХКРИТИЧНОСТЬ
Это убеждение, что человек должен стремиться к удовлетворению самых высоких стандартов и самых жестких требований даже в ущерб своему счастью. Обычно такие люди, применяют эти требования не только к себе, но и к другим. В результате, у человека наблюдается ощущение постоянного давления или усталости от отсутствия возможности для отдыха. Такая схема приводит к нарушениям в: получении удовольствия, расслаблении, здоровье, чувстве собственного достоинства, чувстве выполненного долга, создании позитивных отношений. Жесткие стандарты обычно выступают как: (a) перфекционизм, чрезмерное внимание к деталям или недооценка того, насколько хороша собственная эффективность индивида относительно нормы; (б) жесткие правила и «требования» во многих областях жизни, включая нереалистично высокие моральные, этические, культурные или религиозные установки; (c) озабоченность временем и эффективностью, чтобы можно было добиться большего. Такие люди больше внимания уделяют внешним атрибутам, нежели внутреннему миру и достижению спокойствия. Такая схема возникает в семьях, где родители постоянно акцентируют свое внимания на производительности и достигнутых результатах, а также проявляют свою благосклонность в зависимости от достижений ребенка.

18. КАРАТЕЛЬНОСТЬ / ПУНИТИВНОСТЬ (КП)
Вера в то, что людей нужно жестоко наказывать за их ошибки. Включает в себя склонность быть сердитым, карательным и нетерпеливым с теми людьми (включая себя), которые не соответствуют ожиданиям или стандартам. Обычно человеку трудно прощать свои ошибки или ошибки других, из-за нежелания рассматривать смягчающие обстоятельства, допускать человеческое несовершенство или сопереживать другим. На незначительные проступки со стороны других они смотрят, как бы через увеличительное стекло. Они бывают агрессивны, ругают и упрекают других, либо иным образом нападают на них. Схема образуется в семьях, где чрезмерная критика и взаимные обвинения происходили ежедневно, при этом критикующие люди, никогда не обращали внимания на собственное поведение.

● Лечение заикания путем изменения мышления.
Обзор методов лечения фобий.
Что такое гипнотерапия с научной точки зрения.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН