Facebook

ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Руководитель Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Реконструктивная память

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Теория вспоминания, в которой на акт запоминания влияют различные другие когнитивные процессы.

Реконструктивная память

Реконструктивная память – это теория припоминания, в рамках которой предполагается, что на нашу память влияют различные когнитивные процессы, такие как восприятие, воображение, мотивация, семантическая память. Люди рассматривают свою память как правдивое запечатление конкретных событий и ситуаций и верят, что их воспоминания не подвержены ошибкам. Однако, теория показывает, что процесс припоминания является объектом влияния и искажения со стороны других процессов и когнитивных функций, в том числе индивидуального восприятия событий, социального влияния, знаний о мире. Все эти элементы могут вести к искажению воспоминаний. 

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

● Верифицированноое сообщество ВК «О гипнозе и гипнотерапии | Геннадий Иванов»
● Страница FB «Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов. Отзывы & Проекты на ТВ»
● Группа FB «Адекватная психология»
YouTube "Обучение гипнозу и гипнотерапии. Отзывы о лечении фобий у гипнотерапевта Геннадия Иванова"

Реконструктивный процесс

Человеческая память редко опирается на буквальное воспроизведение предыдущего опыта, так как при воспроизведении воспоминаний используется большое количество взаимосвязанных когнитивных процессов. Не существует конкретной зоны мозга или следа памяти (энграммы), которые бы отвечали за то или иное воспоминание.  Вместо этого памяти базируется на процессе конструирования, в рамках которого может возникать множество ошибок и искажений. По сути, конструктивный процесс памяти представляет из себя сочетания как восприятия внешней информации, поступающей на органы чувств, так и нашей интерпретативной и концептуальной функции, ответственной за анализ этой информации.

В этом смысле множество особенностей и деталей опыта должны быть интегрированы вместе, чтобы сформировать целостную репрезентацию (представление) о ситуации. Если этот процесс построения образа нарушается, то в результате мы получаем ошибки памяти. Сама сложность реконструкции некоторых эпизодов также довольно высока и может выражаться в ошибках. Эта сложность делает людей восприимчивыми к эффекту дезинформации (эффект, предполагающий влияние текущего опыта на припоминание прошлых событий). При припоминании, люди склонны восполнять пробелы в воспоминаниях своими личными знаниями и когнитивными схемами, таким образом, чтобы создать более целостную и последовательную картину событий, соответствующую текущему опыту человека.

Множество ошибок может происходить, когда мы пытаемся обратиться к конкретному эпизоду. Во-первых, когда индивид пытается воскресить в памяти то или иное воспоминание, он использует специальные поисковые ключи (признаки). Если эти самые признаки слишком схожи с другими воспоминаниями, а индивид не способен отыскать уникальные ключи доступа для конкретно данного воспоминания, то тогда процесс припоминания не сможет осуществиться. Если характеристики эпизода отличают его от других событий в недостаточной мере, это приведёт к тому, что человек создаст обобщенный образ из схожих воспоминаний

Во-вторых, большое количество ошибок припоминания обусловлено сбоями в процессе установки критериев и принятия решений, направленных на воспроизведение определенного воспоминания в памяти. Когда наблюдаются провалы в припоминании ситуаций из эпизодической памяти, человек стремится восполнить недостающие аспекты знаний, чтобы создать более целостный и адекватный текущему опыту образ памяти. Причем это происходит вне зависимости от того осведомлен ли сам человек об этом эффекте или нет. Данный процесс зовется конфабуляцией. А все процессы заполнения пробелов в воспоминании и подгонки к опыту опираются на наши когнитивные схемы и информационные сети, которые организуют абстрактные знания в мозге. 

Схема

Когнитивная схема обычно определяется как сеть воспоминаний, отражающая часть собранных знаний о мире. Фредерик Барлетт был одним из первых кто предложил теорию схемы. Она подразумевает, что восприятие человеком мира преломляется через нейронные сети, ответственные за абстрактную информацию и концепции. Схема прочно и постепенно усваивается в результате интериоризации социального опыта, что приводит к изменению процесса припоминания. Схема понимается как центральный конструкт, влияющий на конфабуляцию и искажение воспоминания с целью создания более последовательного нарратива. Барлетт также показал, что схема может быть крепко связана с культурными и социальными нормами.

Теория схемы Жана Пиаже

Жан Пиаже предложил альтернативное толкование схемы, основанное на двух процессах: ассимиляции и аккомодации. Пиаже определяет ассимиляцию как процесс придания смысла новой и незнакомой информации на основе предыдущего опыта. Другим процессом является аккомодация. Он направлен на то, чтобы интегрировать новую информацию в воспоминания за счет изменения существующих схем. Для Пиаже эти два процесса, ассимиляция и аккомодация, оказывают взаимное влияние друг на друга и представляют из себя базовое условие для формирования концептуальных сетей знаний о мире и использования этих знаний для последующего использования и восприятия новой информации. 

В соответствии с Пиаже, схематичные знания организуют информацию, группируя ее по общим признакам, таким образом, что активация во время припоминания одного из признаков скорее приведет к активации схожих признаков (например, в последовательности слов «водоем, пруд, ключ», слово «ключ» скорее будет воспринято вами как источник воды, нежели как ключ для замка, поскольку именно с этим значением связаны слова, находящиеся в контексте). В дополнение, Пиаже утверждает, что чем чаще мы активируем те или иные связи, тем выше вероятность их активации в будущем.

Эксперименты Барлетта.

Фредерик Барлетт решил проверить свою идею реконструктивной памяти в эксперименте, в рамках которого он рассказывал участникам историю из иностранного фольклора (она наиболее широко известна как «Война призраков»), с которой раннее они не были знакомы. После рассказа истории, он измерял их способность припомнить и пересказать данную историю следующей группе добровольцев. Он обнаружил, что в целом они могут пересказать историю, однако не способны сделать это точно. Пересказ истории был короче оригинала, но, самое главное, он был искажен под влиянием схематических знаний добровольцев. Они изменяли и удаляли те части истории, которые не соответствовали их первоначальным знаниям, чтобы подстроить данные воспоминания под свой опыт.  Например, аллюзии на магию коренных индейцев, мистицизм, которые были в оригинальной версии, были опущены, так как они не вписывались в стандартные европейские представления. Помимо этого, после ряда пересказов истории, сделанных уже последующими группами участников, некоторые части истории были приукрашены испытуемыми таким образом, чтобы история соответствовала их представлениям. Это привело Барлетта к выводу, что припоминание – это прежде всего реконструктивный, нежели репродуктивный процесс.

Джеймс Дж. Гибсон, базируясь на работе Барлетта, предположил, что степень изменений в репродукциях эпизодической памяти зависит от того, как конкретное воспоминание воспринимается в текущий момент. Эта идея была позже проверена Carmichael, Hogan, and Walter (1932), которые демонстрировали испытуемым серию простых фигур и предоставляли различные слова для описания каждой из картин. Например, всем испытуемым продемонстрировали картину двух кругов, прикрепленных к линии, но одним испытуемым сказали, что это штанга, а другим, что это очки для чтения. Эксперимент показал, что, позже, когда добровольцев просили воспроизвести картины, они были склонны добавлять детали, пытаясь подогнать образ именно под названное им слово. 

Предвзятость подтверждения

В процессе восстановление эпизодических воспоминаний, люди используют свои схематичные знания, чтобы заполнить информационные провалы, в соответствии со своими убеждениями, верованиями, моральными ценностями и личным взглядом, таким образом искажая оригинальную версию произошедшего. Предвзятость подтверждения ведет к чрезмерной уверенности человека в собственных воспоминаниях, что в свою очередь приводит к укреплению его системы убеждений, в том числе и тогда, когда события могут напрямую противоречить фактам.

Нейрональная активность

Недавние исследования с помощью нейровизуализации (ПЭТ, фМРТ) показали, что в припоминании участвуют процессы, распределенные по всему мозгу. Среди различных областей двумя наиболее активными во время конструктивных процессов являются медиальная височная доля (включая гиппокамп) и префронтальная кора. Медиальная височная доля особенно важна для кодирования новых событий в эпизодических сетях, а гиппокамп выступает в качестве одного из центральных участков, который одновременно комбинирует, а затем и разделяет различные особенности события. Наиболее популярные исследования показывают, что гиппокамп становится менее важным в функционировании долговременной памяти после того, как происходит более обширная консолидация различных признаков, присутствующих на момент кодирования эпизода. Таким образом, при долговременном кодировании информация перемещается из области CA3 гиппокампальной формации в неокортекс, эффективно освобождая область CA3 для дальнейшей первичной обработки. Исследования также последовательно связывают активность префронтальной коры, особенно часть, находящуюся в правом полушарии, с процессом поиска и воспроизведения информации. Префронтальная кора головного мозга, по-видимому, используется для исполнительной деятельности, в первую очередь для направления фокуса внимания во время обработки поисковых запросов памяти, а также для установления соответствующего признака, необходимого для поиска желаемого воспоминания.

Свидетельские показания

Свидетельские показания – это одна из наиболее популярных тем, которая всплывает при обсуждении реконструктивной памяти и которая рассматривается во многих исследованиях. Свидетельские показания – это, по сути, любой отчет человека о событиях свидетелем которых являлся именно он. Такие показания используются для идентификации преступников и правонарушителей. Часто свидетельские показания используются в суде и рассматриваются судьями, как надежный источник информации. К сожалению, на самом деле на свидетельские показания достаточно легко может влиять несколько факторов, таких как тревога и стресс, схема, кроссрассовый эффект. 

Тревога и стресс

Тревога – это состояние дистресса и фрустрации, связанное со страхом, который достаточно часто ассоциируется со свидетелями преступлений. В исследовании проведенном Yuille and Cutshall (1986), было обнаружено, что свидетели реальных насильственных преступлений были способны довольно ярко помнить событие даже через пять месяцев после его первоначального совершения. На самом деле, свидетели насильственных или травмирующих преступлений часто рассказывают о своих воспоминаниях как об особенно ярких. По этой причине воспоминания очевидцев часто приводят в качестве примера мгновенной памяти (яркое, длительное воспоминание о шокирующих событиях).

Однако, в исследованиях Clifford and Scott (1978), участникам демонстрировали фильмы со сценами преступлений и жестокости и без них. Участники, которые наблюдали фильмы, провоцирующие стресс, намного хуже припоминали детали фильма, чем те, которые смотрели фильмы без сцен преступлений и жестокости. В исследовании Brigham et al. (2010), участники, получавшие удар током, были менее точны в тестах на распознавание лиц, что позволяет сделать предположение о негативном влияние стресса на точность запоминания. На самом деле, в случае явления, известного как «сосредоточенность на оружии», свидетели стрессовых преступлений, связанных с применением оружия, могут проявить себя хуже при опознании подозреваемого.

Дальнейшие исследования мгновенной памяти показали, что люди действительно могут воспроизводить достаточно яркие картины прошедших событий, однако, при этом они могут не соотносится с реальностью. Более того, из-за яркости подобных воспоминаний, свидетели становятся более уверенными в их правдивости.

Влияние схемы

Исследования показывают, что когнитивная схема может повышать точность информации, которая коррелирует с ней и снижать точность припоминаемой информации, которая с ней не коррелирует. Исследование Tuckey and Brewer показало, что после 12 недель, воспоминания об информации, не связанной со схемой типичного ограбления, исчезает намного быстрее, чем связанная с ней. Сюда включались, например такие элементы как внешний вид грабителей, их требования, способы проникновения и побега. Исследование также показало, что информация, не соответствующая схеме, но при этом являющаяся абсолютно нетипичной для участников, также воспроизводилась легче. Авторы посоветовали интервьюерам записывать в том числе и самые странные детали, так как именно они могут оказаться реальностью. 

Кроссрассовый эффект 

Реконструкция воспоминаний о лице человека другой расы может потребовать когнитивной схемы, которая не так хорошо развита, как для человека собственной расы. Кроссрассовый эффект – это тенденция, состоящая в том, что люди намного проще различают других людей своей собственной расы, чем людей других рас. Хотя точные причины эффекта неизвестны, существует две основные теории на этот счет. Гипотеза о перцептивном опыте гласит, что мы легче распознаем лица людей нашей расы, так как мы растем в окружении таких людей и более глубоко усваиваем различия. Другая гипотеза предполагает, что такое распознавание базируется на доминировании в группе, так как, чтобы человеку доминировать в группе, ему необходимо лучше распознавать лицевые выражения ее участников

Наводящие вопросы

Часто во время сбора свидетельских показаний, свидетеля опрашивают о конкретных возможных деталях события для чего дознаватель может применять наводящие вопросы, приводящие к конкретному отклику от свидетеля. Такой феномен часто возникает у внушаемых людей, на которых может повлиять формулировка вопроса. Например, человеку могут поставить два вопроса:

  1. «Какой примерно высоты был грабителей?». Этот вопрос приведет к более точному ответу свидетеля. 
  2. «Насколько низким был грабитель?». Такой вопрос может подвести свидетеля к искаженному представлению, в рамках которого грабитель обладает более низким ростом чем на самом деле. 

При использовании метода контролируемого допроса, направление ответов свидетеля часто может искажаться и манипулироваться людьми, которые задают вопросы в соответствии со своими ожиданиями и предпочтениями. 

Поисковые признаки

После того как информация запечатлевается и хранится в нашей памяти, нам необходимы специальные ключи для доступа к ней. Они называются поисковыми признаками. Такие признаки играют главную роль в реконструктивной памяти, так как они могут как помогать более точному воспроизведению информации, так и приводить к ее искажению. Наиболее распространенным аспектом поисковых признаков, связанных с реконструктивной памятью, является процесс, который включает в себя припоминание. Этот процесс использует логические структуры, частичные воспоминания, нарративы или подсказки, чтобы восстановить желаемое воспоминание. Однако процесс припоминания не всегда успешен из-за зависящего-от-признака забывания и прайминга.

Зависящее-от-признака забывание

Зависящее-от-признака забывание (также известное как ошибка воспроизведения) появляется, когда воспоминания невозможно воспроизвести из-за отсутствия подходящего признака. Это явление часто ассоциируется с так называемым феноменом «На кончике языка», который впервые был описан Уильямом Джеймсом. Этот феномен проявляется, когда индивид знает какую конкретно информацию ему необходимо вспомнить, и он знает, что знаком с этой информацией, однако он не может ее воспроизвести из-за отсутствия определенных ее аспектов. Например, во время экзамена студента могут спросить об авторе концепции психосексуального развития, а студент вполне может вспомнить конкретные детали данной теории, но неспособен сказать, кто же ее придумал. 

Прайминг

Прайминг – это повышенная чувствительность к определенным стимулом, возникающая на основе предваряющего их опыта. Предполагается, что прайминг возникает вне зоны нашего осознания, что отличает его от памяти, которая базируется на прямом воспроизведении информации. Прайминг может влиять на реконструктивную память, поскольку он обуславливает интерференцию с различными признаками. Психолог Элизабет Лофтус провела множество исследований этого эффекта. Вмешательство, связанное с праймингом, было установлено в ее классическом исследовании с Джоном Палмером в 1974 году. Лофтус и Палмер набрали 150 участников и показали каждому из них видеозапись дорожно-транспортного происшествия. После этого они попросили участников заполнить анкету, касающуюся деталей видео. Участники были разделены на три группы:

  1. В группе А было 50 участников, которых спросили: «С какой скоростью двигались автомобили, когда они соприкоснулись друг с другом?». 
  2. В группе В было 50 участников, которых спросили: «С какой скоростью двигались автомобили, когда они врезались друг в друга?». 
  3. Группа С состояла из 50 участников, и им не задавали этот вопрос, поскольку предполагалось, что они будут представлять контрольную группу.

Через неделю участников опрашивали на тему того, были ли разбиты окна машин на видео, которое оно просмотрели. Участники группы В намного чаще заявляли о том, что стекла были разбиты. Однако, они говорили не только о разбитых стеклах, но и о других деталях, например завышая скорость движения машин, что указывало на влияние слова «врезались» на их воспоминания. 

Конфабуляции

Конфабуляции – это непреднамеренная ошибка воспроизведения событий, которая в том числе может выступать симптомом некоторых расстройств, таких как Корсаковский синдром, болезнь Альцгеймера, шизофрения и некоторые травмы мозговых структур. Люди подверженные конфабуляциям не осознают, что они выдумывают воспоминания

При стандартном процессе реконструкции, используются несколько источников для восстановления информации. У пациентов, подверженных конфабуляциям, некоторые источники информации потеряны и поэтому используются другие источники для создания связных, внутренне согласованных и часто правдоподобных ложных воспоминаний. Источник и тип конфабуляций различаются для каждого типа заболевания или области травматического повреждения.

Селективная память

Селективная память подразумевает активное забывание негативных аспектов опыта и усиленное запечатление позитивных. Человек активно влияет на реконструктивную память двумя способами:

  1. Подавляя воспоминания, даже тогда, когда присутствуют активирующие признаки.
  2. Усиливая собственную роль в предыдущем опыте, что также известно как мотивированное самосовершенствование (стремление человек искажать информацию, чтобы поддержать свою самооценку).

Многие автобиографии являются прекрасными примерами мотивированного самосовершенствования, потому что при воспоминании о событиях, произошедших в жизни человека, у него возникает тенденция создавать впечатление, что он больше вовлечен в позитивный опыт, хотя другие могут помнить это событие по-другому.

Литература

Squire, LR (1992). "Memory and the hippocampus: a synthesis from findings with rats, monkeys, and humans" (PDF). Psychol. Rev. 99 (2): 195–231.

 Schacter DL. 1989. Memory. In Foundations of Cognitive Science, ed. MI Posner, pp. 683–725. Cambridge, MA: MIT Press

Hemmer, Pernille; Steyvers, Mark (2009). "A Bayesian Account of Reconstructive Memory". Topics in Cognitive Science1 (1): 189–202.

Torres-Trejo, Frine; Cansino, Selene (2016-06-30). "The Effects of the Amount of Information on Episodic Memory Binding". Advances in Cognitive Psychology12 (2): 79–87.

Kiat, John E.; Belli, Robert F. (2017-05-01). "An exploratory high-density EEG investigation of the misinformation effect: Attentional and recollective differences between true and false perceptual memories". Neurobiology of Learning and Memory141: 199–208.

Frisoni, Matteo; Di Ghionno, Monica; Guidotti, Roberto; Tosoni, Annalisa; Sestieri, Carlo (2021). "Reconstructive Nature of Temporal Memory for Movie Scenes". Cognition208: 104557.

Burgess, PW; Shallice, T (1996). "Confabulation and the control of recollection". Memory4 (4): 359–411.

Hemmer, Pernille; Steyvers, Mark (2009). "A Bayesian Account of Reconstructive Memory". Topics in Cognitive Science1 (1): 189–202.

""Frederick Bartlett", Some Experiments on the Reproduction of Folk-Stories, March 30, 1920"

10 Bartlett, Sir Frederic Charles; Bartlett, Frederic C.; Bartlett, Frederic Charles (1995-06-30). Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge University Press.

11 Jack Block (1982). "Assimilation, Accommodation, and the Dynamics of Personality Development" (PDF). Child Development. 53 (2): 281–295.

12 Auger, W.F. & Rich, S.J. (2006.) Curriculum Theory and Methods: Perspectives on Learning and Teaching. New York, NY: Wiley & Sons.

13 ""War of the Ghosts", March 5, 2012". Archived from the original on October 8, 2001. Retrieved March 6, 2012.

14  ""Frederick Bartlett", Some Experiments on the Reproduction of Folk-Stories, March 30, 1920" (PDF).

15 Bartlett, Sir Frederic Charles; Bartlett, Frederic C.; Bartlett, Frederic Charles (1995-06-30). Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge University Press.

16 Gibson, J.J. (1929). "The Reproduction of Visually Perceived Forms" (PDF). Journal of Experimental Psychology. 12 (1): 1–39.

17 Plous, S. 1993. The Psychology of Judgment and Decision Making. McGraw-Hill,

18 Schacter, DL; Norman, KA; Koutstaal, W (1998). "The Cognitive Neuroscience of Constructive Memory". Annual Review of Psychology. 49: 289–318.

19 Tulving, E; Markowitsch, H.J.; Kapur, S; Habib, R; Houle, S. (1994). "Novelty encoding networks in the human brain: positron emission tomography data". NeuroReport. 5 (18): 2525–28.

НАУЧНАЯ БАЗА ПО ГИПНОЗУ И ГИПНОТЕРАПИИ

● Различные определения гипноза. Обзор научных статей о применениях гипноза в психологии, медицине, исследованиях.
● Научные статьи и исследования о лечении рака с помощью гипнотерапии.
● Обзор по феномену гипноанестезии: применение гипноза вместо наркоза, хирургические операции под гипнозом.
● Доказательная база гипнотерапии. Перевод статьи из Википедии.
● Две серии роликов по истории гипноза и гипнотерапии.
● Как отличить реальный гипноз от показного?

 

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Книга «Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Автор: Геннадий Иванов

Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН