Facebook

ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Руководитель Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Психогенный кашель у детей

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Традиционный взгляд на кашель заключается в том, что он вызван инфекционными вторжениями и такими заболеваниями, как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, астма, риносинусит, патологии легких, бронхит.

Либо же он является ответом организма на попадание некоторых действующих компонентов медикаментов или воздействие окружающей среды, например, вдыхание табачного дыма. Считается, что выявление и ликвидация таких факторов уменьшит или устранит респираторный симптом.

Термин «психогенный» или «психосоматический» используется для обозначения кашля без очевидной соматической этиологии. Он не поддается традиционному лечению противокашлевыми средствами. Имеет психиатрическую или психологическую основу.

Психогенный кашель может возникать самостоятельно в результате психотравмирующего события либо при продолжительном воздействии стрессоров. Либо же он может проявиться на фоне хронического соматического заболевания различной этиологии. В такой ситуации кашель влияет на восприятие симптомов и искажает клиническую картину болезни.

В большинстве случаев при психосоматическом кашле у ребенка определяются иные признаки психоэмоционального неблагополучия. Психологические симптомы часто ослабевают после устранения болезненного для малыша фактора, которым может являться хроническое физиологическое заболевание и связанные с ним ограничения.

Лечение аллергии через перепроживание психотравм в гипнозе. Регрессивный гипноз и гипнотерапия.
◖Лечение аллергии гипнозом. Психосоматика аллергии

Симптомы и диагностика

В классической литературе кашель считался психогенным, если он возникает внезапно без очевидной причины, сохраняется, несмотря на проводимое лечение, имеет такие характеристики, как гудящий и лающий, отсутствует во время сна или связан с психическим расстройством. Однако такие критерии оценки подвергаются критике сторонниками психосоматической медицины.

В исследовании и диагностике психосоматического кашля есть трудности и ограничения. В 2014 году Haydour провел систематический обзор литературы, касающейся психогенного, привычного и тикового кашля. Было изучено 18 исследований с участием 233 пациентов. Этот обзор показал, что методологическое качество обследования больных было низким. Диагностические критерии ограничивались описанием респираторных симптомов самим пациентом. Контрольные группы и утвержденные инструменты оценки кашля не использовались. Существовала неоднородность определений и диагностических критериев. Была высокая вероятность систематических ошибок.

Критерии диагностики психосоматического кашля ограничены. Например, лающее гудящее звучание считается характерной чертой психогенного кашля, однако только 8 из 18 исследований сообщили об этой конкретной характеристике. Указывается, что лающие звуки определяются при таких заболеваниях, как трахеомаляция (размягчение опорных хрящей трахеи) и бронхоэктазы (стойкие необратимые расширения бронхов).

Часто сообщается, что психогенный кашель отсутствует ночью. Однако такой рефлекторный ответ на фоне органических заболеваний, таких как бронхит и гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, может также отсутствовать или уменьшаться в ночные часы. Только в 4 из 18 исследований сообщалось о коморбидных психических расстройствах, и только в трех из них был установлен официальный психиатрический диагноз.

Очевидно, что признаки психогенного кашля, описанные в литературе, не являются уникальными и достаточными для дифференциальной диагностики. Поэтому не следует использовать наличие или отсутствие ночного кашля, лающее или гудящее звучание для подтверждения или исключения психосоматического заболевания.

У детей с постоянно доставляющим беспокойство покашливанием допустимо применять наличие депрессии, страхов или тревоги в качестве диагностических критериев психогенного нарушения. Это объясняется тем,что у маленьких пациентов с длительно текущим болезненным состоянием практически всегда развиваются психоэмоциональные нарушения и могут возникнуть психосоматические аномалии. У детей с кашлем, который остался необъяснимым с медицинской точки зрения после всесторонней оценки, часто определяется подавленность, отвлекаемость, внушаемость, изменчивость настроения, наличие тревожного предчувствия. У педиатрических пациентов психосоматический диагноз может быть подтвержден путем проведения медицинского гипноза или комбинацией психотерапевтических методик и психологического консультирования.
кашель мальчика

Гипноз: отзыв о лечении гипнозом кожных заболеваний (красный лишай).

Гипноз: отзыв о лечении фобии собак (кинофобия).

Психическое здоровье и кашель

Непрекращающийся сухой кашель может быть тревожным симптомом, но в некоторых случаях он не связан с физической причиной. Вместо этого респираторные симптомы имеют психологические корни. Чаще всего это происходит при стрессе или нервозности. Кашель может быть признаком беспокойства ребенка.

Одним из наиболее распространенных симптомов страха и беспокойства является гипервентиляция, когда дыхание становится слишком частым и поверхностным. Нерегулярное дыхание и недостаточное снабжение кислородом раздражают горло и могут вызывать ощущение, будто движение воздуха по дыхательным путям ограничено. Поэтому может показаться, что кашель облегчит эти симптомы. Однако во многих случаях это не дает никакого эффекта, и вместо этого развивается длительный стойкий кашель. При этом ребенок может даже не осознавать, что кашляет.

Респираторные симптомы нередко усиливаются во время стрессовых переживаний, например, во время экзаменов. Некоторые дети также начинают кашлять, когда изо всех сил пытаются подобрать правильные слова, например, на важной встрече, поскольку это действует как заполнитель времени, пока мозг отчаянно пытается придумать хороший ответ.

Следует помнить, что между психическим здоровьем и хроническим кашлем существует сложная взаимосвязь. Термин «психогенный» подразумевает, что психологические проблемы являются этиологическим фактором развития хронического кашля. Кроме того, у некоторых малышей появление психоэмоциональных расстройств может быть результатом продолжительного нездоровья. Очень часто длительное время, необходимое для постановки точного диагноза, постоянный прием медикаментов вызывают у детей сильный стресс. Кроме того, на их психическое здоровье влияют многочисленные физические, социальные и эмоциональные побочные эффекты, такие как ограничения в повседневной активности, отказ от привычной деятельности, трудности в межличностных отношениях, стрессовое недержание мочи, страх общения

Психологические симптомы часто исчезают или уменьшаются после успешного психотерапевтического лечения хронического кашля. Например, Дикпинигайтис сообщил о положительных результатах по шкале депрессии CES-D у 53% пациентов, прошедших курс психотерапии. Средний балл по опроснику CES-D снизился с 18до 7 после 3 месяцев лечения. При этом ни один из пациентов не принимал антидепрессанты. Это исследование показывает, что депрессивная симптоматика часто встречается у пациентов с хроническим кашлем, но она улучшается после психотерапии.

Точно так же French применял шкалы депрессии, беспокойства и дистресса на исходном уровне, через три и шесть месяцев после лечения. Симптомы значительно уменьшились уже после трех месяцев психотерапевтического вмешательства. Улучшение показателей депрессии и тревоги показывает, что психоэмоциональные расстройства, если они присутствуют, часто являются побочным эффектом, а не причиной кашля.

Хотя психические проблемы могут быть результатом хронического кашля, респираторные симптомы чаще встречаются у детей с психологическими проблемами. Наиболее частыми доменами были тревога, бессонница, социальная дисфункция и тяжелая депрессия. В исследовании с участием 600 человек сравнивались ответы на вопросник по респираторным симптомам ATS-Q с показателями индекса психических симптомов PSI. Обнаружилась положительная связь между респираторными симптомами, включая кашель, мокроту, хрипы и одышку, и подшкалами PSI тревожности, гнева, депрессии и когнитивных нарушений.

Дети, у которых в анамнезе есть психические расстройства, представляют собой диагностическую дилемму. Часто неясно, способствовали ли психологические проблемы развитию или сохранению симптомов кашля или они являются отдельной сопутствующей проблемой. Необходимо подтвердить природу причинной связи в этих отношениях, и не следует чрезмерно истолковывать сосуществование психологических проблем как причинно-следственные связи. Это различие может быть полезно для выявления причин, способствующих психосоматическому заболеванию, и для облегчения выбора метода лечения. Испытания не медикаментозных средств, такой как гипноз и когнитивно-поведенческая терапия, могут быть полезными для адекватной медицинской оценки.

Некоторые родители возмущаются, когда их детей называют страдающими психоэмоциональными расстройствами. Поэтому требуется чуткое и тактичное обсуждение психологических вопросов, внимательное изучение личного и семейного анамнеза ребенка, оценка условий его жизни. Регулярный скрининг на тревожность и депрессию, беседа с маленьким пациентом и членами его семьи позволяет выявить психологические проблемы и избрать стратегию помощи.

Пример из практики

На приеме 15-летняя девушка, некурящая, не принимающая лекарств, не имевшая ранее установленной аллергии. Пациентка обратилась к педиатру по поводу приступов кашля в течение 9 недель. Респираторный симптом возник и продолжался после лечения инфекции верхних дыхательных путей антибиотиками (амоксициллин/клавулановая кислота) и антигистаминными препаратами (гидроксизин). Кашель был описан как жестокий, непродуктивный, происходящий каждые несколько минут, нарушающий речь, учебу и повседневную деятельность, но не сон, потому что он исчезал ночью.

Физикальное обследование, включая оценку ЛОР-органов, не выявило заметных поражений. Никакой органической этиологии не было установлено при дальнейших медицинских исследованиях, включая рентген легких и носовых пазух, кожный тест на аллергию, спирометрию с бронхиальной пробой, УЗИ щитовидной железы и компьютерную томографию грудной клетки. Фармакологическая терапия антигистаминными, противоотечными средствами, ингаляционными кортикостероидами, бронходилататорами оказалась неэффективной. Испытания подавления кислотности и модификации диеты также потерпели неудачу.

Пациентке и родителям была предложена консультация психотерапевта. Во время беседы девушка сообщила о депрессивных симптомах. Она связала их с учебным стрессом, который начался за 2 месяца до приступов кашля, когда ее перевели в новую школу. Психотерапевт заметил, что кашель присутствовал всегда, когда она рассказывала о своих переживаниях, связанных с учебой. Это наблюдение в сочетании с отрицательными результатами диагностических тестов, отсутствием ответа на терапию и клиническими характеристиками кашля, вызвало подозрение на психогенную этиологию.

Был начат курс еженедельной когнитивной психотерапии в дополнение к антидепрессивному лечению сертралином. Через пять недель кашель исчез, а депрессивные симптомы уменьшились. В последующие двенадцать месяцев рецидивов не было.

Гипноз: отзыв врача о лечении аллергии и социофобии с помощью гипнотерапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

мальчик с кашлем

Лечение

Существует несколько стратегий, которые полезны при ведении детей с подозрением на психогенный кашель. После исключения серьезных и часто встречающихся заболеваний целесообразно сосредоточить внимание на контроле симптомов, а не на причине проблемы. Подходы, использующие контроль симптомов, учат ребенка определять ощущения, вызывающие кашель, и применять стратегию подавления респираторных симптомов.

Часто возникнуть необходимость убедить малыша в отсутствии серьезного заболевания и в том, что во многих случаях невозможно определить причину респираторных симптомов. Терапевтическая программа разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить активное участие пациента. Поведенческая терапия включает вырабатывание у ребенка уверенности в том, что кашель бесполезен,и что его можно безопасно подавить, несмотря на провоцирующее ощущение. Терапевтический процесс направлен на то, чтобы научить пациентов добровольно контролировать свое поведение при кашле.

Полезным инструментом в лечении является когнитивно-поведенческая терапия, поскольку она меняет то, как человек реагирует на ситуацию. Она учит, как положительно воспринимать стрессовые ситуации, как уменьшать симптомы пережитого беспокойства.

Действенным и проверенным средством в лечении психосоматических расстройств выступает гипнотерапия. В арсенале гипнотерапевта два надежных механизма – введение в транс и внушение. Погружение ребенка в трансовое состояние позволяет беспристрастно изучить его личную историю, установить обстоятельства, спровоцировавшие развитие кашля, обнаружить триггеры, усиливающие респираторный симптом. Транс, представляющий собой полудрему, уже сам по себе имеет целительную силу, поскольку в этом природном состоянии происходит полное расслабление и умиротворение. В трансовом состоянии нормализуется процесс дыхания, устраняются спазмы и зажимы, стабилизируется ритм сердца. Такая естественная релаксация активирует внутренний потенциал организма к исцелению.

После того, как врач установит причину психосоматического сбоя, он путем внушения поможет откорректировать восприятие травмирующих факторов. То, что ранее для ребенка было пугающим, страшным, ужасным становится приемлемым и нейтральным. Гипнотерапевт направит ребенка на поиск безболезненного выхода из тяжелой ситуации. Адресуемые подсознанию установки очищают внутренний мир от переживаний, невысказанных претензий и обид, усвоенных бесполезных шаблонов мышления и поведения. Нейтральная оценка прошлого, позитивное восприятие настоящего, оптимистичный взгляд на будущее устранят необходимость использовать защитный механизм – кашель. Свободное от страхов и тревог внутреннее пространства дадут возможность ребенку целиком принимать себя таким, какой он есть – со своими достоинствами и недостатками.

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

"Амнезийный транс" и сверхглубокие стадии гипноза

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Книга «Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Автор: Геннадий Иванов

Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН