Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Психосоматические болезни детей

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Психосоматические болезни детей – различные по клинической картине заболевания, которые проявляются на соматическом (физиологическом) и психоэмоциональном уровнях. Данный диагноз предполагает, что ощущаемые физические симптомы (например, боль, дискомфорт) не вызваны какой-либо врожденной или приобретенной патологией. Психосоматика заболеваний ребенка подразумевает, что на физиологическое состояние и функционирование организма влияют психологические факторы. Они либо провоцируют физическую дисфункцию, либо отягощают уже существующую болезнь.

Когда ребенок болеет, психосоматика часто просматривается в форме эмоциональных, психических, поведенческих нарушений, например, депрессивного статуса, раздражительности или переедания. Психосоматические признаки по определению являются клиническими симптомами при отсутствии основной органической патологии. Типичные нарушения, наблюдаемые в педиатрической возрастной группе, включают расстройства пищеварения, головные боли, дискомфорт в груди, мышечную слабость, аллергические реакции, затрудненное дыхание.

Распространенность психосоматических жалоб у детей и подростков составляет от 10 до 25%. Все симптомы теоретически являются болезненным ответом на стресс. Характерные источники стресса в детском и подростковом возрасте: большие школьные нагрузки, проблемы и конфликты в семье, давление со стороны ровесников, хронические болезни или смерть родителя, смена места жительства, психические расстройства в семейном анамнезе, недостаточные ресурсы к преодолению препятствий. Психосоматическую основу заболевания составляют: неопределенность, «размытость» жалоб, различная интенсивность и непоследовательный характер симптомов, наличие нескольких несовместимых с точки зрения патогенеза проявлений, хроническое течение недуга при объективно хорошем здоровье.

Тщательный медицинский и психосоциальный анамнез, физикальное обследование, лабораторные и нейровизуализационные методы – наиболее ценные аспекты диагностической оценки. Для постановки диагноза должна быть исключена органическая этиология. Для оценки состояния маленького пациента и избрания схемы лечения психосоматики у ребенка необходима консультация психолога, психотерапевта, психиатра.

Виды детских психосоматических заболеваний

Все психосоматические недуги условно разделяют на три группы. В первой категории – состояния, когда малыш страдает как психическим, так и физическим заболеванием, симптомы которых осложняют друг друга. Во второй группе – психоэмоциональные нарушения, вызванные плохим состоянием здоровья ребенка или проводимым лечением основного заболевания. В третью категорию отнесены соматоформные расстройства –заболевания, при котором человек с психоэмоциональными нарушениями ощущает один или несколько физических симптомов при отсутствии связанных с ними соматических болезней.

Распространенные детские психосоматические болезни и патологические состояния:

психосоматика ребенка

Причины детских психосоматических болезней

Точные причины психосоматики у детей неизвестны. Исследования показывают, что психосоматические расстройства напрямую связаны с продолжительным (хроническим) стрессовом состоянии или внезапным действием сверхсильных стрессоров. Любой сбой в психоэмоциональном мире создает физиологический стресс. Чем более интенсивное или продолжительное стрессовое состояние, тем больше вероятность, что малыш столкнется с изменениями в физиологии. Иногда эти дефекты остаются незамеченными до тех пор, пока не возникнет серьезная дисфункция, вызывающая боль, дискомфорт, иные неприятные проявления, например, неукротимую диарею.

Влияние стресса

Роль негативных факторов раннего развития в восприимчивости к болезням подтверждена многочисленными исследованиями. Такие события, как преждевременное отделение от матери, взросление без родителей делают ребенка более уязвимым к последствиям стресса в дальнейшей жизни. Имеющиеся в настоящее время доказательства позволяют сделать однозначное заключению о связи физического, сексуального, морального насилия в детстве с медицинскими проблемами во взрослом возрасте. У детей, подвергшихся жестокому обращению, выявляется меньший объем префронтальной коры головного мозга, который сохраняется на всю жизнь.

Доказано, что стрессовые события в жизни малыша могут сопровождаться ухудшением состояния здоровья. Внедрение структурированных методов сбора данных позволило обосновать связь между негативными жизненными событиями и рядом медицинских расстройств, охватывающих эндокринные, сердечно-сосудистые, респираторные, желудочно-кишечные, аутоиммунные, кожные и онкологические заболевания. Подтверждено, что стрессовые жизненные события влияют на регуляторные механизмы нейроэндокринно-иммунных функций. Стресс в целом приводит к реакциям, опосредованным различными нейротрансмиттерами, провоспалительными цитокинами и гормонами, как в головном мозге, так и на периферии. В свою очередь, хроническое воспаление играет ключевую роль в патогенезе серьезных заболеваний, как диабет, сердечно-сосудистые заболевания и рак.

Даже незначительные, но неприятные и длительные жизненные ситуации не следует отбрасывать как незначительные, поскольку человек может испытывать хронические повседневные трудности, которые, наслаиваясь друг на друга, превышают имеющийся предел навыков преодоления препятствий. McEwen предложил формулировку взаимосвязи между стрессом и процессами, ведущими к болезни, на основе концепции аллостаза – способности организма достигать стабильности внутренней среды посредством изменений.

С этой точки зрения, аллостатическая нагрузка на ребенка отражает совокупный эффект стрессовых переживаний в повседневности. Когда совокупность хронического воздействия нервных и нейроэндокринных реакций превышает ресурсы индивидуальной адаптации, возникает аллостатическая перегрузка. При этом особенно страдают области префронтальной коры, гиппокампа и миндалины.

Выделяют три типа «стрессоров», которые вызывают аллостатическую перегрузку:

Избыточное физическое, химическое или эмоциональное давление провоцируют стрессовую реакцию в организме. Реакция на стресс – это состояние «перезагрузки», когда органы и системы работают на полную мощность, что позволяет продолжать функционировать под давлением.

В стрессовой ситуации организм вынужден поддерживать более высокий уровень гормонов и нейромедиаторов. Это в конечном итоге приводит к выгоранию. Такой феномен наглядно демонстрирует термин «надпочечниковая усталость». Это состояние, когда гипофизарно-надпочечниковая система буквально устает от необходимости работать в режиме повышенной нагрузки в течение длительного времени. Как долго ребенок сможем действовать в таких условиях, зависит от его толерантности к стрессу.

У каждого человека свой уровень толерантности к стрессу. Некоторые дети хорошо справляются с проблемами, а другие нет. Когда организм достигает порога стресса, возникает какая-то форма расстройства, физического, психоэмоционального или обоих. Когда происходит сбой (или даже нервный срыв), головной мозг ищет выход, чтобы снова нормализовать работу органов и систем. Если выход не найден, возникает хроническое нервное напряжение. Появляется усталость, боль в суставах и мышцах, высыпания на коже, темные круги под глазами, тяга к еде. Это связано с тем, что со временем хронический стресс ограничивает кровоток в организме и ослабляет иммунную систему, что в конечном итоге приводит к физической дисфункции. Эти изменения происходят постепенно на клеточном уровне. Детское психосоматическое заболевание часто является катарсисом – процессом высвобождения. Например, простуда часто становится физическим освобождением от вредных привычек и эмоциональных привязанностей, выступая очищающим опытом.

ребенок с психосоматикой

Роль отношения к здоровью

Поведение, имеющее отношение к здоровью, в основном относится к физической активности, диете, сну, умственным перегрузкам, чрезмерному использованию гаджетов, дефициту отдыха. Эти поведенческие факторы взаимосвязаны и оказывают синергетическое влияние на заболеваемость и смертность. Однако изменить нездоровое поведение ребенка всегда сложно. Например, около 75% маленьких пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями не смогли устранить свои вредные привычки, несмотря на то, что родители им сообщили о факторах риска.

Точно так же знание рисков, связанных с вредным для здоровья поведением, не обязательно приводит к их предотвращению. Опрос молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет показал, что те, кто принимал спиртного, наркотики или курил, были осведомлены о негативных последствиях такого поведения. Однако подростки не внедряли свои знания в практику, стремясь быть «как все» в подростковой среде.

Значение социальной поддержки

Сложное взаимодействие между экологическими, социальными, семейными, психологическими и физиологическими процессами, вероятно, каким-то образом воплощается в мозге, влияя на здоровье ребенка. Качество социальных отношений, таких как: круг общения, степень поддержки, частота взаимодействий, опыт одиночества и изоляции, напрямую связаны с аспектами физического и психического здоровья. Подтверждено влияние родительского отношения к малышу, а именно: достаток внимания, любви, ласки на уровень психической и физической заболеваемости, быстроту выздоровления, способности адаптации к хроническим патологиям. Вмешательства, направленные на улучшение климата в семье и качества межличностных отношений, приводят к увеличению адаптационных ресурсов ребенка.

Роль психологического благополучия

Несколько исследований показали, что благоприятная семейная атмосфера выступает буфером в преодолении стресса, оказывает положительное влияние на течение болезни. Отсутствие скандалов в семье, взаимопонимание поколений – основа психологической гибкости, устойчивости к стрессу, отсутствию аффективных расстройств.

Полученные данные свидетельствуют, что в условиях постоянного стресса определяется паттерн консервативного транскрипционного ответа на неблагоприятные условия, при котором наблюдается повышенная экспрессия провоспалительных генов и одновременная пониженная экспрессия врожденного противовирусного ответа интерферона типа 1. Такая картина присутствует в патофизиологии рака и сердечно-сосудистых заболеваний. У детей, воспитываемых в дружелюбной атмосфере, снижена экспрессия генов консервативного транскрипционного ответа на невзгоды, что указывает на потенциальную защитную роль психологического благополучия при ряде психосоматических расстройств.

Психосоматическая оценка и индивидуальный подход

Единая концепция здоровья и болезни рассматривает психосоматику у детей как результат взаимодействия механизмов на клеточном, тканевом, организменном, межличностном и экологическом уровнях. Задача лечения – достижение индивидуальных целей, выявление всех изменяемых биологических и небиологических факторов. Психосоматический подход требует комплексной оценки, удовлетворительного взаимодействия между маленьким пациентом, его родителями и врачом, разработку и внедрение индивидуального плана терапии.

Хотя не существует ни точного, ни согласованного определения качества жизни, врач ищет, по существу, два вида информации: функциональное состояние ребенка и оценку пациентом его здоровья. При работе с маленькими детьми во втором аспекте часто возникают трудности, поскольку малыш часто не понимает своего состояния и не может выразить словами ощущения. Поэтому при работе с педиатрической группой больных требуется высокий профессионализм, большой клинический опыт и житейская мудрость врача. При работе с психосоматическими проблемами хорошие результаты показывает лечение гипнозом, поскольку погружение в транс устраняет цензуру сознания, позволяя вывести наружу подавленные переживания и глубинные чувства ребенка

Что представляет собой болезненное поведение

Патологическое поведение – разнообразные способы реагирования человека на телесные ощущения. Это то, как дети контролируют внутренние состояния, определяют и интерпретируют симптомы, принимают корректирующие действия. Болезненное поведение является основной характеристикой в ​​психосоматической медицине и обеспечивает объяснительную модель для клинических явлений, которые не умещаются в обычной таксономии.

Клинический спектр болезненного поведения охватывает ряд синдромов, в том числе ипохондрию, которая нередко встречается в подростковом возрасте. Также распространенной проблемой детей являются фобические и тревожные расстройства. Фобия отличается от ипохондрии тремя характеристиками:

Очень часто психологические симптомы, которые не достигают порога психического расстройства, влияют на качество жизни ребенка, приводят к патофизиологическим и терапевтическим последствиям. Практически всегда психосоматическое расстройство проявляет себя:

Эти эмоциональные компоненты не позволяют ребенку мыслить объективно и поступать последовательно. Например, школьники с депрессивным статусом, не справляются с требованиями учебной программы из-за проблем с концентрацией внимания, отсутствием мотивации на получение знаний.

Почему дети психосоматики? Распространенная основа и спутник психосоматических заболеваний – депрессия, которая усиливает восприимчивость к медицинским заболеваниям. Предположительно, депрессивный статус является специфичным маркером тяжести недуга. Например, при гипофизарно-зависимой болезни Кушинга наличие депрессии связано с тяжестью клинической картины.

Физиологически необъяснимые симптомы распространены в медицинской практике. Пациенты с непонятными с научной точки зрения симптомами страдают от постоянных телесных жалоб, в которых отсутствует физическая патология, несмотря на интенсивные диагностические усилия. У большинства таких пациентов определяется прямая связь необъяснимого плохого самочувствия с депрессией. Установлено, что у детей, у которых выявлена депрессивная триада, больше соматических симптомов, чем у малышей со стабильным эмоциональным состоянием. Депрессия – фактор риска смертности от суицидов, особенно у подростков.
девочка с психосоматикой

Интеграция психологической помощи в лечение психосоматических болезней

Психотропные препараты очень редко используются в педиатрической практике. Снотворные, анксиолитики, антидепрессанты применяют в чрезвычайных ситуациях.  Эти фармакологические агенты имеют побочные эффекты, которые могут быть вредными для ребенка в долгосрочной перспективе. При этом они не влекут за собой решения проблем. Любой тип психотропного медикаментозного лечения, особенно после длительного применения, увеличивает риск возникновения дополнительной психопатологии. Поэтому основной акцент в терапии психосоматических заболеваний делается на психотерапевтическом вмешательстве.

Существуют доказательства, что мезолимбическая дофаминергическая система активируется, когда ребенок ожидает улучшения своего состояния. Ожидания, предпочтения, мотивация и качество взаимодействия между маленьким пациентом и врачом влияют на результат лечения. Для преодоления психосоматических заболеваний используются различные психотерапевтические методы, среди которых:

Области, в которых хорошо изучен и эффективен гипноз: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, легочные, аллергические, неврологические заболевания, хроническая боль, сахарный диабет и иные эндокринные патологии. Гипнотерапия мотивирует на изменение образа жизни, усиливает самоконтроль, помогает справиться с трагической ситуацией, устраняет последствия дистресса (особенно депрессию, страх, тревогу). Гипноз облегчает течение физического заболевания, увеличивает приверженность к медикаментозному лечению, способствует сокращению использования платных медицинских услуг.

Показания для использования гипноза:

Заключение

Детские психосоматические болезни негативно отражаются на всех сферах жизни: неспособности полноценно функционировать в повседневности, ухудшению продуктивности, дефициту интеллектуальных способностей, эмоциональной нестабильности. Поэтому требуется своевременная профессиональная помощь ребенку и проведение психологической работы с его родителями.

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН