Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Психосоматические причины эпилепсии у ребенка

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Эпилепсия – неврологическое заболевание хронического характера, при котором у человека возникают повторяющиеся припадки. Приступы обусловлены изменениями в электрической и химической активности головного мозга. Судороги могут быть вызваны чем угодно, что повреждает мозг, включая травмы головы, инфекции, отравления, стрессы, проблемы с развитием нервной системы до рождения. Часто причину эпилепсии не удается найти. В России частота болезни составляет 34 случая на 100 000 жителей. Около 60% детей, страдающих недугом, перерастают судорожные приступы к подростковому возрасту.

Физиологические и психоэмоциональные факторы развития эпилепсии

Судорожные припадки у детей возникают по разным обстоятельствам. Распространенные причины судорог в детском возрасте:

Большинство приступов в детстве не связаны с определенной причиной, а развиваются на фоне неправильного образа жизни, частых инфекционных заболеваний, психоэмоциональных проблем. Менее распространенные причины детской эпилепсии включают опухоли или кисты мозга, дегенеративные заболевания (прогрессирующие и ухудшающиеся состояния, связанные с гибелью нейронов). Обширные тщательные исследования не обнаружили никаких доказательств того, что иммунизация вызывает эпилепсию. Однако припадок может произойти в течение 1-2 дней после введения вакцины, особенно если за ним следует лихорадка. С точки зрения психосоматики основы усиления судорожной активности и провоцирующие факторы приступов – противоречивость требований и непоследовательность родителей, сильная навязчивая тревога и укрепившийся страх.

Многие детские припадки доброкачественные, кратковременные события, которые не продолжатся во взрослой жизни. Интеллектуальное развитие в таком случае обычно нормальное. Другие приступы являются серьезными, часто связаны с задержкой развития, умственной отсталостью, постоянно высокой судорожной активностью.

Прогноз судорог лишь частично зависит от их причины. Например, двое детей могут быть инфицированы одними и теми же бактериями, и у обоих может быть менингит. У одного ребенка разовьется тяжелая эпилепсия, а у другого никогда не будет припадков. Как можно объяснить разные результаты? Бактериальная инфекция у одного больного могла быть более распространенной, затрагивая чувствительные участки мозга. Или бактерии могли проникнуть в кровеносные русла и спровоцировать небольшой инсульт, который затем вызвал эпилепсию. Или, возможно, у одного ребенка была генетическая (наследственная) склонность к припадкам, и инфекция вывела эту черту на поверхность. Вполне вероятно, что один малыш имел серьезные психоэмоциональные проблемы, его нервная система часто находилась в возбужденном состоянии, а функции торможения были угнетены.

Остается неясным, почему у некоторых детей судороги возникают после таких инцидентов, как травма головы, а у большинства – нет. У людей, склонных к припадкам, судорожный порог ниже, чем у тех, кто имеет более высокое сопротивление негативным факторам.  Генетические, гормональные, психоэмоциональные факторы, недосыпание влияют на порог судорожной активности.

Описано много разных типов припадков. Некоторые очень короткие, длятся несколько секунд. Другие продолжаются несколько минут. Тип припадка зависит от того, где возникает патологический очаг в головном мозге, какие структуры задействованы. Эпилепсия поражает каждого ребенка по-разному в зависимости от возраста, типа приступа, ответа на лечение, наличия других проблем со здоровьем, психологического климата в семье и детском коллективе.

Некоторые малыши и подростки легко контролируют приступы с помощью лекарств и психотерапии, в конечном итоге их перерастают. У других могут быть трудности на протяжении всей жизни. Улучшение качества лечения эпилепсии в последние годы сделали это состояние более управляемым. Доступно много новых противосудорожных препаратов и альтернативных вариантов помощи, основанных на психосоматическом подходе.

эпилепсия у парня

Непоследовательное воспитание и эпилепсия

Последовательность – одно из самых важных условий эффективного воспитания. Это то, как взрослые эмоционально общаются с малышом, насколько они единогласны в своих требованиях, решениях, принципах. В эмоциональном аспекте последовательность – сознательный выбор того, как наставники планируют взаимодействовать с воспитанником, как реагировать на его слова и действия. Это твердое решение не изменять выбранную стратегию с течением времени, под действием обстоятельств. Намерение не кричать, успокоиться, собраться перед тем, как ответить провинившемуся малышу – ценный дар.

По данным службы поддержки родителей Университета Алабамы, распространенная ошибка – непоследовательность воспитания – вызывает не только проблемы с безопасностью и поведением детей. Она становится почвой для различных психосоматических дефектов, в первую очередь, усиления судорожной активности. Такая закономерность объясняется тем, что неокрепшая психика малыша постоянно находится под прессом противоречий. Такой ребенок испытывает сильнейшее нервное напряжение, поскольку нет понимания того, что разрешено и запрещено, что хорошо и плохо. Именно поэтому последовательность и согласованность родительских взглядов – одно из важных условий для психосоматического здоровья развивающейся личности.

Последовательное воспитание – это процесс установления четких правил и передачи их таким образом, чтобы дети их понимали. Однако на этом работа родителей еще не закончена. Они должны обеспечивать соблюдение, поддерживать и подтверждать примерам эти правила каждый раз. Это нужно, чтобы дети узнали и поверили в то, что взрослый будет делать обещанное. Это даст малышам понимание, что нарушение правила приведет к последствиям.

По словам семейного консультанта и писателя Раймонда Корсини (Raymond Corsini), последовательность учит детей предсказуемости, устраняет стресс, замешательство и беспокойство, возникающие из-за незнания того, что может случиться. Отсутствие четкости и ясности в требованиях родителей превращает жизнь крохи в непрекращающийся хаос, что отражается на работе головного мозга.

Непоследовательное воспитание проявляется по-разному. Один из распространенных способов, с помощью которых родители не соблюдают постоянство – это невозможность сказать детям твердое «нет». Когда ребенок просит еще один час игры, а взрослый говорит ему «нет», то кроха может не принять отказ. Он спрашивает снова и оказывает небольшое давление. Родитель в конечном итоге уступает и позволяет еще один час поиграть. Эта уступчивость учит ребенка, что ему нужно просто продолжать попытки, и в конце концов «нет» станет «да».

Другой пример непоследовательности – отсутствие конкретных последствий за нарушение правил. Когда у подростка «комендантский» час в 22:00. а он приходит домой на 30 минут позже, отец вводит запрет на выход из дома в следующие выходные. Если родитель не обеспечивает выполнение наказания, ребенок осознает, что нарушения не приводят к последствиям. Если же в следующий раз родители сдержат обещание и не позволят подростку выйти гулять из-за опоздания, отпрыск воспримет это очень болезненно.

Как избавиться от хаотичности в воспитании детей?  Не устанавливайте слишком много «семейных» правил, которые вы вряд ли соблюдете. Это будет подавляющим как для родителей, так и для детей. Пообещайте себе, что вы лично будете постоянно соблюдать правила, даже если чувствуете усталость или раздраженность. Не забывайте позитивно воспитывать детей. Постоянно хвалите и положительно отзывайтесь, когда они следуют правилам и действуют послушно.

Помните, что последовательность помогает детям. Для них процесс обучения – это восприятие, повторение, закрепление.  Так же, как когда они учат таблицу умножения, им нужно репетировать поведение. Когда окружающие не последовательны в своих реакциях, дети не понимают, чего ожидать. Они не чувствуют себя в безопасности. Непредсказуемость взрослых вызывает у ребенка агрессию, враждебность, страх, пассивность. Это подавляет их способность справиться с тревогой, побуждает решать проблемы, применяя несоответствующее нефункциональное поведение.

Согласованность важна не только между папой и мамой, но и между любыми окружающими взрослыми, включая бабушек и дедушек, воспитателей и учителей. Все опекуны должны использовать простые конкретные фразы, личный пример рационального поведения. Важно, чтобы между воспитывающими лицами было открытое доброжелательное общение. Необходимо, чтобы все члены семьи понимали и соблюдали простые домашние правила, суть которых – внимание, уважение, помощь друг другу, признание индивидуальности каждой личности.

Важным элементом развития ребенка является предоставление возможности делать выбор, обретать самостоятельность и независимость. Когда воспитатели не имеют единого мнения в отношении объема свободы, это сбивает с толку. Ребенок начинает бороться за власть. Это вызывает внутренний конфликт, ведь он искренне уважает и любит своих предков, считая их авторитетом. Непонимание того, как поступать – уступить или бороться, создает сильные очаги нервного возбуждения. Как известно, любой накал страстей должен иметь выход. Ослабление накопившегося у ребенка напряжение может принять форму судорожных припадков.

Поэтому родители должны предоставить малышу возможности выбора. Это поможет ему почувствовать собственную силу, личную ответственность за свой опыт. Взрослые могут поручить крохе выбирать одежду, продукты, игрушки. При этом возложить на него ряд домашних обязанностей на выбор, например, помощь с покупками или прогулка питомца. Такие задания помогают детям развить самостоятельность и независимость безопасным способом.

Одна из самых важных вещей, которую родители должны сделать для своих наследников – грамотно организовать режим дня. Когда дети знают распорядок, они чувствуют себя воодушевленными и положительно реагируют на задачи. Поэтому необходимо сделать все

возможное, чтобы придерживаться графика. Если в распорядке дня произошли серьезные изменения, пообщайтесь с малышом, чтобы он не беспокоился, не удивлялся, не впадал в панику. Спокойствие и уверенность родителей позитивно отразятся на ребенке, устранят иллюзию, что жизнь хаотична. Понимание, что планы могут поменяться, и это часть жизни, избавит от аномальных реакций на изменения, не давая развиваться судорожным приступам.

Стресс и эпилепсия

Существует тесная связь между стрессом и приступами. Дети с эпилепсией часто сообщают, что нервное напряжение и психотравмирующая ситуация вызывает у них судорожные припадки. В свою очередь усиленная судорожная активность тоже может стать причиной хронического стрессового состояния.

Стресс – нормальная физическая и психическая реакция. Она возникает, когда человек чувствует, что потерял контроль над происходящим. Если реакция кратковременная, то она обычно не причиняет вреда здоровью. Но стрессовое состояние вредно, если продолжается слишком долго.

Дети испытывают хронический стресс по многим причинам: трудности в учебе, плохие отношения с ровесниками, непонимание и конфликты в семье, завышенные требования к успеваемости. Однократное потрясение чаще всего обусловлено смертью близкого родственника, несчастным случаем, пережитым физическим, сексуальным насилием.

Стресс дает о себе знать множеством различных симптомов. Он влияет на то, как ребенок чувствует, думает и ведет себя. Стрессовое состояние отражается на работе всех органов и систем, вызывая проблемы со сном, концентрацией, мышлением. Частые признаки стресса – беспокойство, раздражительность, слезливость. Ребенок быстро выходит из себя, бурно реагирует на изменение условий. Типичное проявление сильное нервного напряжение – судороги. У ребенка могут быть затрудненное дыхание, головные боли, спазмы мышц, головокружение.

Что стресс делает с телом? Когда человек находится в угрожающей или сложной ситуации, мозг через химические вещества – нейромедиаторы посылает сообщения, заставляя надпочечники усиленно вырабатывать гормоны стресса. Они обеспечивают готовность сердца, печени, мышц и других органов к действию, что называют реакцией «бей или беги». Это нормальный ответ организма, позволяющий сохранять сосредоточенность и мотивацию, справляться с трудностями, при необходимости убегать от опасных объектов.

Как только внешнее давление или угроза исчезает, уровень гормонов обычно возвращается к норме. Однако, если ребенок постоянно находится в состоянии стресса, эти соединения будут вырабатываться постоянно. Их высокая концентрация негативно отразится на мускулатуре, приводя к внезапному непроизвольному и частому сокращению мышц.

Жизнь с таким хроническим заболеванием, как эпилепсия, сильно расстраивает и выводит из строя. Страх потерять контроль и испытать приступ – значимый стрессовый фактор. Как эпилепсия может привести к хроническому нервному напряжению, так и стресс может спровоцировать учащение приступов.

Рассказ мальчика 12 лет: «Стресс определенно влияет на меня. Учеба действительно меня напрягает в данный момент. Это не может быть совпадением, что моя эпилепсия усиливается перед предстоящими контрольными, хотя обычно она хорошо контролируется. Я ненавижу мысль о том, что кто-то из моего класса увидит, что у меня припадок».

Сообщает девушка, 17 лет: «У меня эпилепсия более 7 лет, и стресс играет очень большую роль в развитии припадков. Это не просто сознательное беспокойство об очевидных вещах. У меня скрытые стрессы присутствуют постоянно. Знаете, даже положительные моменты жизни вызывают у меня напряжение. Даже мысль о том, что пойти куда-нибудь, или предстоящий отдых может вызвать у меня приступ».

Часто непосредственно стресс способствует развитию эпилепсии. Это более вероятно, если травмирующая ситуация серьезная, длится долго, возникает в раннем возрасте. У маленьких детей стресс напрямую влияет на развитие мозга. У подростков длительные переживания изменяю функционирование нервной системы.

ребенок с эпилепсией

Связь между эпилепсией, настроением и тревогой

У некоторых детей эпилепсия и проблемы с настроением не связаны, просто у них есть оба состояния. Однако у многих малышей их тревога, страх негативно отражается на восприятии себя и окружающего мира, приводя к депрессии.

Боязнь судорог понятна. Приступы могут быть пугающими, непредсказуемыми и опасными. После эпизода эпилепсии ребенок может чувствовать беспокойство и подавленность в течение нескольких дней или недель, если части мозга, влияющие на настроение, затронуты патологической судорожной активностью. Спутанность сознания или потеря памяти после припадка также могут вызывать сильный испуг и тревогу. Перед приступом многие дети ощущают нервозность, раздражительность, страх.

Ухудшение настроение и появление тревоги нередко выступает побочным действием фармакологических препаратов. Тревожность или ипохондрия могут быть частью генетической природы ребенка, являясь характеристиками, которые передаются ему от родителей. Или иногда малыш обретает патологическую боязнь, как часть его воспитания.

Недостаток сна или его нерегулярность может привести к усталости и плохому настроению, проблемам с концентрацией внимания, более высокому риску судорог.

У некоторых детей возникают внезапные сильные приступы тревоги, называемые паническими атаками. Симптомы панических атак включают чувство страха, нервозность, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи, потливость, дежавю, учащенное дыхание. Признаки беспокойства, особенно панические атаки, могут выглядеть и ощущаться во многом как проявления некоторых типов эпилептических припадков. Это означает, что оба состояния могут быть неправильно диагностированы. Некоторым людям с эпилепсией говорят, что у них случаются панические атаки, когда они действительно испытывают припадки. А некоторым людям с паническими атаками ошибочно ставят диагноз эпилепсия. Иногда слишком быстрое дыхание во время панической атаки может вызвать эпилептический припадок, что также может затруднить диагностику. Важно поставить правильный диагноз, чтобы убедиться, что ребенок получает правильное лечение.

Как лечить тревогу? Лечение тревожности у детей с эпилепсией всегда должно основываться на тщательном рассмотрении всех потенциальных проблем и факторов риска.

Изучение релаксации не избавит малыша от проблем, но поможет ему лучше контролировать ситуацию. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) поможет справиться с проблемами, изменив образ мышления и поведения. Метод нацелен на установление связи между мыслями, чувствами и поведением. Техника дает возможность избавиться от навязчивого страха, воспринимать свое состояние более позитивно.

Активные меры по преодолению стресса и тревоги полезны для общего состояния здоровья, а также могут улучшить контроль над приступами. Существует много простых способов, посильных для ребенка, способствующих обретению свободы:

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН