Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Психосоматические причины рвоты у ребенка

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Рвота – неприятный непроизвольный быстрый выброс пищи. У младенцев это явление следует отличать от срыгивания. Крошечные дети часто срыгивают небольшими порциями во время еды или вскоре после кормления. Это происходит из-за быстрого приема пищи, глотания воздуха или переедания, но иногда случается без видимой причины.

Обильная продолжительная рвота может вызвать опасное состояние – обезвоживание. Иногда дети не принимают достаточное количество воды, необходимой, чтобы восполнить дефицит жидкости в организме, либо потому, что их продолжает рвать, либо потому, что не хотят пить. Малыши обычно отказываются от еды, но отсутствие аппетита – временное обратимое явление, редко вызывающее проблемы со здоровьем.

Физиологические причины

Рвота помогает избавиться от проглоченных токсичных веществ. Чаще всего рвота вызвана инфекционным заболеванием. Обычно недомогание – быстро проходящее и относительно безвредное. Но иногда выброс пищи является признаком серьезной проблемы, такой как закупорка пищеварительных путей или повышение давления в черепе (внутричерепная гипертензия).

Вероятные причины рвоты зависят от возраста ребенка. У новорожденных и младенцев непроизвольное выведение содержимого желудка вызвано гастроэнтеритом (инфекцией пищеварительного тракта) или гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. В этом возрасте есть некоторые факторы, хотя и менее распространенные, которые могут быть опасными для жизни:

У детей старшего возраста и подростков вероятные причины включают:

Для врачей первая задача – определить, обезвожен ли детский организм, вызвана ли рвота опасным для жизни заболеванием.

Предупреждающие знаки

Повод для обращения в больницу – следующие симптомы и характеристики:

Детей с настораживающими признаками следует немедленно осмотреть врачу, как и всех малышей, у которых рвота кровянистая, напоминает кофейную гущу или ярко-зеленая. Необходим визит к доктору при недавней (в течение недели) травме головы. Признаки обезвоживания, особенно снижение мочеиспускания и малое количество выпиваемой воды – сигналы для незамедлительной консультации. Следует вызвать врача, если у детей наблюдалось более 6-8 эпизодов рвоты, явление продолжается более 24часов, присутствуют другие симптомы (например, кашель, лихорадка или сыпь).

рвота девочки

Традиционные методы диагностики и помощи

Врачи сначала задают вопросы о симптомах и изучают историю болезни ребенка. Затем проводится медицинский осмотр. Обнаружение сопутствующих признаков и тщательное обследование обычно позволяют определить причину нарушения. Установление закономерности (рвота, возникающая в определенное время дня или после употребления конкретных продуктов) помогает установить точный диагноз.  Врачи также спрашивают о недавних поездках, травмах и, для сексуально активных девочек-подростков, об использовании противозачаточных средств.

Большинство детей не требуют тестирования. Однако при подозрении на патологию брюшной полости обычно проводят визуализационные исследования. Если подозревается наследственное нарушение обмена веществ, выполняют анализы крови. При признаках обезвоживания иногда делаются тесты для определения электролитов (минералов, необходимых для поддержания баланса жидкости в организме).

Если причиной является конкретное физическое заболевание, проводится лечение согласно установленным протоколам. Рвота, вызванная гастроэнтеритом, обычно проходит самостоятельно.

Питьевой режим и рацион питания

Очень важно следить за тем, чтобы дети выпивали достаточно жидкости. При обезвоживании используются растворы для пероральной регидратации, которые содержат правильный баланс электролитов. Газированные напитки, соки и подобные продукты не имеют достаточно натрия и содержат слишком много углеводов, поэтому при рвоте их нельзя употреблять.

Даже дети, у которых рвота обильная и продолжительная, хорошо переносят частые приемы небольшого количества раствора. Обычно 1 чайная ложка (5 миллилитров) дается каждые 5 минут. При наличии у взрослых терпения и поощрения большинство малышей могут принимать достаточно жидкости перорально. Это помогает избежать необходимости внутривенного введения составов. Однако детям с тяжелым обезвоживанием и тем, кто не принимает достаточное количество растворов, требуется капельное вливание.

Как только дети получили достаточно жидкости и у них прекратилась рвота, следует использовать диету, соответствующую возрасту. Младенцам можно давать грудное молоко или молочную смесь.

Препараты для уменьшения рвоты

Лекарства, которые используются в лечении взрослых для уменьшения тошноты и рвоты, редко применяются в педиатрической практике, поскольку их полезность для детского организма не доказана. Кроме того, эти препараты имеют побочные эффекты, включая сонливость, головокружение, головную боль и запор. Однако, если тошнота или рвота сильные, не проходя более суток, врачи могут назначать метоклопрамид или он дансетрон детям старше 2 лет.

Следует помнить, что традиционная терапия работает лишь в случаях, если проблема возникла по очевидным физиологическим причинам или является симптомом соматической патологии. Стандартные методы лечения неэффективны и бесполезны, если проблема имеет психосоматических характер.

Психогенная рвота у детей

Психогенная рвота определяется как периодически возникающий или постоянный выброс предварительно проглоченной пищей при отсутствии органической патологии (Toister, Condon, Worley, Faradic, 1975). Наличие этого расстройства в детстве, особенно среди младенцев, может иметь серьезные физические последствия, включая обезвоживание, недоедание. Следствие рвоты – снижение устойчивости к болезням, если значительное количество пищи теряется неоднократно (Sajwaj, Libet, Agras, 1974).

Кроме того, дети школьного возраста, испытывают негативные социальные последствия, включая насмешки и отторжение со стороны сверстников. Взрослые, которым поручено заботиться о больных, часто выражают озабоченность благополучием детей, они раздражены и имеют нервозный характер поведения. Это крайне негативно влияет на качество взаимодействия между детьми и опекунами, еще сильнее ухудшает психоэмоциональное состояние нездорового малыша.

Причины психогенной рвоты

Синдром психогенной рвоты представляет собой сложную проблему как при диагностике, так и при лечении в педиатрической практике, поскольку лабораторными, инструментальными, нейровизуализационными методами не может быть определена причина его возникновения (Reinhart, Evans, McFadden, 1977). Органические заболевания обнаруживаются редко. При этом они часто являются не причиной рвоты, а случайной находкой, не связанной со спонтанным выбросом пищи. Наблюдая за педиатрическими пациентами, у которых возникает периодическая рвота, клиницисты отметили серьезные психологические проблемы у большинства детей и их семей, что привело к утверждению, что расстройство может иметь психогенную основу (Hammond, 1974; Reinhart, 1977).

Психосоматическое объяснение периодической рвоты гласит, что у ребенка может быть физиологическая предрасположенность к развитию этого конкретного расстройства при наличии определенных фактических или предполагаемых условий окружающей среды. Эти состояния могут быть связаны с хронически тревожным родителем, который склонен навешивать на ребенка ярлык слабого и уязвимого. Тогда со стороны малыша инициирующая ситуация, такая как реальное заболевание, при котором родительская реакция на рвоту выражается в чрезмерной заботе, внимании и сочувствии. В этом случае родитель подкрепляет и усиливает больное ролевое поведение ребенка, увеличивая вероятность того, что кроха будет реагировать аналогичным образом в будущих стрессовых ситуациях. Хотя этиология стойкой рвоты не совсем ясна, внимание к психологическим и социальным факторам чрезвычайно важно.

Духовная суть тошноты и рвоты – физическое выражение неприятия или отвращения. В жизни малыша есть что-то, что он не хочет впитывать. Очевидная проблема нередко исходит от какого-то «проглоченного» переживания. Эмоционально ребенок может ощущать какой-то неприятный фактор, который он не хочет принимать или иметь с ним дело. Иногда удаляемая пища выражает какую-то часть психоэмоционального мира, которую человек отвергает. Рвота с точки зрения психосоматики означает:

Эветт Роуз в своей книге «Метафизическая анатомия» утверждает: «Поскольку ваше тело всегда готово к бегству или битве, оно может производить слишком много желудочной кислоты. Это также связано с инстинктом рвоты. Организм пытается избавиться от лишней кислоты. Это происходит, когда человек старается избавиться от травмирующих обстоятельств. Рвота – способ создать барьер между вами и стрессовой средой».

Когда возникает тошнота, возможно, малыш пытается избежать нынешней или прошлой ситуации, которая разъедает душу. Он боится, что прошлое событие может повториться. Он не знает, когда можно чувствовать себя в безопасности и расслабиться.

Укачивание в транспортном средстве проявляется физическим симптомом, свидетельствующим о попытках убежать и избежать любых обстоятельств или окружающей среды, которые заставляют человека чувствовать себя неловко, небезопасно. Рвота схожа с легкой паникой или тревогой, когда ребенку необходимо взять под контроль новую угрожающую ситуацию, из которой, он уверен, выхода нет.

Как чрезмерно обильная пища может вызвать тошноту и рвоту, так и излишек эмоций. Поскольку человек привык к определенным продуктам, избыток экзотической пищи может вызвать неприятные ощущения. То же самое и с подавляющим эмоциональным возбуждением. Тело пытается прекратить чрезмерную стимуляцию и вернуть вещи на привычный уровень. Тошнота и рвота у ребенка – признак того, что его тело и психика не сбалансированы.

рвота малыша

Прогноз

Психогенная рвота не является доброкачественным состоянием, которое ребенок легко перерастет без надлежащего лечения (Reinhart, 1977). В литературе цитируется множество случаев, когда расстройство проявляет удивительную устойчивость к изменениям, даже если пациент участвует в продолжающейся программе медикаментозного лечения (Alford, Blanchard & Buckley, 1972; Mammona, 1974; Munford & Pally, 1979; Reinhart, 1977).

Например, Alford, Blanchard и Buckley (1972) сообщают о случае 17-летней девушки с десятилетней историей рвоты после каждого приема пищи, несмотря на попытки лечить ее фармакологическими средствами. Аналогичным образом, в последующем исследовании 12 пациентов, чья психогенная рвота началась в детстве, обнаружено, что у 7 пациентов синдром сохранялся во взрослой жизни. Поздние наблюдения за пациентами, получавшими поведенческие вмешательства, показали, что у них было достигнуто быстрое облегчение симптомов, и эффект психотерапии сохранялся в течение относительно длительных периодов времени.

Методы лечения психосоматической рвоты

В случаях психогенной рвоты ранее применялись многочисленные способы, включая такие народные средства, как употребление яблочного уксуса, сосание леденца на палочке или поедание колотого льда, а также механические ограничители, такие как подбородочные ремни(Walen, Hauserman and Lavin, 1977). Безопасность и эффективность таких процедур довольно сомнительна.

Сегодня для лечения чаще всего используются фармакологические средства, включая транквилизаторы, противорвотные средства (Spergel, 1975). К сожалению, лекарства также имеют ряд недостатков, в том числе неопределенные побочные эффекты, если их принимать в течение длительного периода времени. Клиницисты неоднократно сообщали, что в большинстве случаев медикаменты неэффективны при психосоматических проблемах.

Гипноз в лечении психосоматической рвоты

Клинический гипноз – эффективный метод мысленно-телесного воздействия для детей и подростков. Есть много общего между гипнотерапией и другими способами саморегулирования сознания и тела, такими как визуальные образы, медиация осознанности, йога и биологическая обратная связь, которые включают в себя обучение на основе личного опыта. Все они в некоторой степени пересекаются и могут рассматриваться как подтипы гипнотического опыта. Они основываются на открытиях, полученных в трансе, как на начале самостоятельного изменения физиологических и психологических состояний.

Однако клинический гипноз использует целенаправленные терапевтические внушения для развития воображения и облегчения связи между разумом и телом, что приводит к положительным физическим, эмоциональным и поведенческим изменениям. Используя методы визуализации мозга, когнитивные нейробиологи подтвердили ценность терапевтических предложений. Внушения активируют функции внимания, связанные с ними системы мозга, позитивно влияют на физический и умственный опыт.

Клинический гипноз предоставляет навыки преодоления трудностей, которым большинство детей и подростков (за исключением тех, у кого умеренная или тяжелая умственная отсталость) может научиться без особых усилий. Метод безопасен, комфортен и не имеет побочных эффектов в тренированных руках гипнотерапевта.

Хотя не существует общепринятого определения гипноза, его лучше всего можно описать как развитие воображения в измененном состоянии сознания (осведомленность и бдительность), в сфокусированном состоянии (с физическим расслаблением или без него). Во время сеанса внимание человека выборочно фокусируется. Он концентрируется на определенной идее или образе, направленном на улучшение психического и физического здоровья.

У детей и подростков часто используются визуальные образы и прогрессивная мышечная релаксация, чтобы достигнуть измененного состояния сознания. Это процесс, похожий по ощущениям на грезы. Активно используется сила воображения, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и пробовать на вкус.

Транс – это естественно и нормально. Большинство детей спонтанно входят и выходят из подобных состояний, когда они сосредотачивают свое внимание во время игры, обмена текстовыми сообщениями, просмотра любимых фильмов, прослушивания музыки, участия в фантазиях. В трансовом состоянии восприятие и ощущения могут быть усилены или изменены. Проведенная трансформация дает возможность подавлять и контролировать рефлексные действия, испытывать удовлетворение, использовать стратегии решения проблем, повышать самооценку, уменьшать беспокойство, стресс или дискомфорт.

Гипноз для детей более мягкий и менее директивный, чем у взрослых. Врач использует естественные гипнотические способности людей в таком возрасте. Малыши и подростки могут легко и быстро войти в транс. Находясь в этом состоянии глубокой концентрации, они отлично реагируют на терапевтические внушения, достигая цели гипнотерапии – устранения причин, вызывающих проблему. Примеры терапевтических предложений включают уменьшение или устранение нежелательного симптома – рвоты, переосмысление искаженных мыслей о ситуациях и факторах стресса, построение позитивных ожиданий, усиление контроля над реакцией на проблемы, укрепление веры в способности разума и тела.

Гипноз помогает добиться желаемых изменений в поведении и ощутить результат сразу после сеанса. Гипнотерапия позволяет подростку обрести чувство контроля, повысить самооценку и компетентность, уменьшить стресс. Прибегнуть к услугам гипнотерапевта целесообразно подросткам, перенесшим физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, и, если рвота связана с посттравматическим стрессовым расстройством.

Клинический гипноз – это мощный инструмент, требующий соответствующей подготовки и большого опыта гипнотерапевта. Квалифицированный специалист поможет детям справиться с широким спектром психосоматических состояний, таких как хронические головные боли, периодический дискомфорт в животе, беспокойство, депрессия, горе и тяжелая утрата, фобии, гнев, факторы семейного стресса, нарушения сна, энурез. Гипноз эффективен для снятия боли во время диагностических процедур, связанных с соматическим заболеванием, например, при воспалительных процессах в кишечнике или гастрите.

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН