ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Психосоматические заболевания по определению являются болезнями, клинические симптомы которых не вызваны и не связаны с основной органической патологией.
Характеристики, указывающие на психосоматическую основу болезни, включают неопределенность ощущений, различную интенсивность болезненных проявлений, противоречивый характер признаков, наличие нескольких симптомов в одно и то же время, хроническое течение заболевания с объективно очевидным хорошим здоровьем, задержку обращения за медицинской помощью, отсутствие беспокойства по поводу своего состояния по поводу самочувствия у части маленьких пациентов.
Тщательный медицинский и психосоциальный анамнез, физикальное обследование являются наиболее ценными аспектами диагностической оценки. Для вынесения диагноза врачебный осмотр, лабораторные и нейровизуализационные методы исследования должны исключить органическую этиологию симптомов. Для дальнейшей оценки состояния пациента и избрания схемы лечения должна быть проведена консультация специалиста по психическому здоровью.
Самые распространенные психосоматические проявления, наблюдаемые в педиатрической возрастной группе, включают:
Вышеуказанные симптомы теоретически являются ответом на интенсивный однократный или затяжной длительный стресс. Потенциальные причины и источники стрессового состояния у детей и подростков включают:
Ведущими причинами психосоматических расстройств у детей являются деструктивные взаимоотношения в семье, неверная стратегия родительского воспитания, некорректное отношение к ребенку.
Распространенность психосоматических жалоб у детей и подростков составляет от 10 до 25%. При этом проблемам детской психосоматики часто сопутствуют иные тяжелые патологии, причины которых часто кроются в неблагоприятном периоде взросления ребенка. Согласно данным ВОЗ, ориентировочное число детей в возрасте от 5 до 15 лет, которые имеют заболевания, протекающие совместно с психосоматическими симптомами, составляет:
У некоторых детей определяется более одного типа расстройств.16% детей из семей с одним родителем имели психосоматические проблемы по сравнению с 8% из тех, кто проживает в полной семье. Психосоматика заболеваний у детей чаще определялась в семьях, где ни один из родителей не работал, где один взрослый член семьи получал пособие по инвалидности, где имелся более низкий уровень образования.
Детская психосоматика проявляет себя не только в аспекте мнимого физического нездоровья. Психосоматические болезни являются спутниками широкого спектра социальных и коммуникационных проблем. Такие дети часто становятся «изгоями» общества. Они одиноки, их круг общения узок, у них нет близких друзей. Они с трудом устанавливают новые контакты и не могут поддержать нормальное взаимодействие со сверстниками.
Психосоматические больные имеют множество комплексов неполноценности, основанных на потере уверенности в себе, отрицании собственных возможностей и талантов. У ребят возникают серьезные школьные проблемы, часто связанные с паническим страхом допустить ошибку и продемонстрировать свои знания на публике.
Образовательные трудности также нередко связаны с нарушением дисциплины. Для детей и подростков с психосоматическими болезнями характерен эгоизм, неповиновение, нестабильность, безрассудство, лживость, агрессивное и подстрекательское поведение.
При психосоматических проблемах часто наблюдается патологическое беспокойство, иррациональные страхи, депрессия. Для решения возникших эмоциональных проблем и устранения неразрешенных конфликтов, подростки начинают злоупотреблять алкоголем и принимать наркотики. Такие дети находятся в высокой группе риска, поскольку склонны к суицидальному поведению или причинение себе вреда. Невылеченные психосоматические заболевания, фундамент которых – психоэмоциональное неблагополучие и нестабильность, часто внешне выражаются в склонности к преступным деяниям.
Ученые и врачи имеют единую позицию в понимании механизмов формирования психосоматических болезней. По их мнению, базой для таких состояний является неблагоприятный период взросления личности. То есть ведущий источник детских психосоматических болезней – родительские ошибки, промахи, заблуждения, их личные проблемы и конфликты.
Из-за чего родители допускают ошибки, ведь большинство руководствуется благими намерениями? Один из ответов – воспитывать детей страшно. Большинство родителей испытывает большое давление и ощущает громадную эмоциональную нагрузку, потому что знает: именно они формируют определенный тип личности. При этом многие взрослые, даже замечая ошибки других воспитателей и утверждая, что так они делать не будут, наступают на те же грабли. То есть они, охваченные страхом ошибиться, идут протоптанным путем: делятся и воплощают в жизнь то, что считают неприемлемым из действий других людей. Это приводит к увеличению масштабов ошибок и заставляет их детей иметь больше проблем в дальнейшей жизни.
Почему родители ведут себя так опрометчиво в воспитании детей? Одно из объяснений заключается в том, что они моделируют поведение своих родителей, научившись азам воспитания в собственном детстве. Другое состоит в том, что они ведут себя в соответствии с информацией о воспитании детей, полученной с помощью книг, веб-сайтов или консультаций.
Еще одна важная детерминанта их поведения заключается в общих установках, а также в конкретных убеждениях, мыслях и чувствах, которые активируются во время воспитания детей. Такие установки оказывают сильное влияние на поведение, даже если родители и не знают об этом воздействии. Исследователи доказали, что часто эмоции (например, гнев или счастье) оказывают существенное влияние на поведение родителей и их отношение к отпрыскам, что в последующем воздействует на социально-эмоциональное и когнитивное развитие детей.
Следует помнить, что воспитание детей – это набор навыков, который предопределяет поведение человека. Это подсознательная программа, как нужно действовать: положительно или отрицательно по отношению к ребенку. Именно усвоенные убеждения взрослых устанавливают степень теплоты и принятия или холодности и неприятия, которые существуют в отношениях между родителями и детьми, а также определяют предел допускаемого и ограничивающего уровня. Исследователи также изучили более специфичные для конкретной ситуации мысли или «фильтры», с помощью которых родители интерпретируют и реагируют на события, особенно неоднозначные. К ним относятся родительские ожидания, как именно дети способны или должны поступить, шаблонные причины, объясняющие взрослым, почему ребята вели себя определенным образом.
Однако не всегда убеждения родителей оказывают непосредственное влияние на их действия в конкретной ситуации. Например, взрослые могут поддерживать или теплоту и отзывчивость к детям, но им трудно выражать эти чувства, когда их ребенок плохо себя ведет.
Среди широкого аспекта отрицательных воздействий на ребенка можно выделить несколько распространенных условий.
Одной из самых распространенных проблем родителей является отказ признать свое право на ошибку. Они убеждены, что, если они ошибутся и сознаются в этом, это окажет негативное влияние на детей. Для них очень сложно сказать, что допустили ошибку, поскольку в их разуме живет ложная установка – дети будут хуже думать о них, потеряют к ним уважение.
Как это отражается на малышах? С раннего детства кроха, видя своих идеальных родителей, стремится все сделать безукоризненно и безошибочно. В итоге он становится неисправимым перфекционистом. Для него вероятность провала – уже тяжкий грех. Такой ребенок охвачен страхом, что находит отражение и на физиологическом уровне в форме психосоматических болезней.
Пример из практики. Больной – мальчик 9 лет. Жалобы на периодические кожные высыпания. Обследование аллерголога и дорогостоящие исследования крови не установили провоцирующего фактора. Беседа с мамой пациента показала, что кожные проблемы обострялись перед предстоящими проверочными работами в школе. Родительница сообщила, что ее сын – очень прилежный, добросовестный и ответственный ученик, один из лучших в классе по успеваемости. В разговоре мальчик поведал, что всегда стремится быть похожим на отца – «идеального и безгрешного» военного, который «не допускает ошибок». Мать пациента подтвердила, что ее сын очень переживает по поводу плохих оценок – замыкается в себе, плачет и начинает расчесывать кожу. Соответственно, его высыпания – не что иное, как следствие глобального страха перед ошибкой.
Чрезмерная защита своего ребенка – еще одна черта, которую упомянули многие родители детей с психосоматическими болезнями. Конечно, всегда есть некоторые вещи, за которыми нужно пристально следить, особенно когда дети маленькие. Но когда взрослые ограждают своего ребенка от всевозможных неудобств, он в конечном итоге оказываются либо испорченным, либо чрезмерно зависимыми и несамостоятельным.
Отсутствие привычки принимать решения самостоятельно, неумение действовать самому приводит к тому, что ребенок становится неспособным противостоять каким-либо изменениям. Даже малейшая необходимость предпринять самостоятельные действия – тяжелое испытание для зависимого ребенка. Столкновение с препятствием при отсутствии привычной поддержки для него – сильнейший стресс. А итогом стресса, как известно, становятся, различные психосоматические проблемы.
Пример из практики. На приеме – семилетний первоклассник. По словам мамы, у сына не было никаких проблем со здоровьем в дошкольном возрасте. Он рос «домашним» ребенком, не посещал детские учреждения, везде был с мамой. Даже поверхностный взгляд показал, что родительница пациента – заботливая натура, которая привыкла «сдувать пылинки» со своего малыша. Ее постоянные предупреждения и предостережения лишили кроху какой-либо самостоятельности. И ему было комфортно находится под материнской защитой. А школьная пора – такой период, где без самостоятельности не обойтись. Поэтому необходимость делать что-то самому стала для первоклассника тяжелым стрессом. Итог – позывы к мочеиспусканию в ситуации, требующей принятия решений.
Патологическая тревога взрослых – деструктивный конструкт, влияющий на все аспекты эмоционального мира ребенка. Дети часто зарабатывают иррациональные страхи, видя и чувствуя, что их родители очень беспокоятся и боятся каких-то явлений и ситуаций.
Они непреднамеренно заставляют своих детей бояться всего и всех. С ранних лет воспитанники тревожных родителей впитывают, как губка, установку: микробы смертельно опасны, быть на высоте чревато смертью, оказаться в переполненном месте – стать жертвой терроризма.
То есть у такого малыша нет никакой свободы выбора, чего бояться, а чего нет. Он живет по родительским предписаниям, вырастая хроническим больным с тревожным расстройством. В свою очередь, иррациональные страхи – идеальная почва для соматического нездоровья.
Пример из практики. На приеме – милая скромная, стеснительная и явно перепуганная восьмилетняя девочка. Уже больше года мама водит дочку на консультации к кардиологам, утверждая, что у нее сердечная патология. Такая уверенность родительницы основана на жалобах девочки: дискомфорт в грудном отделе, покалывание в сердце, эпизоды аномального сердцебиения. Осмотр медицинской комиссии не установил каких-либо органических причин и опроверг патологию сердца. Подробный опрос пациентки и мамы установил, что приступы возникают, когда девочка оказывается в небольшом или замкнутом пространстве. При этом ребенок убежден, что он неминуемо застрянет в лифте, у него случится «сердечный» приступ, и некому будет оказать помощь. Источник такой страшилки – внушение заботливой родительницы, которая сама страдает от тяжелой клаустрофобии.
Невозможно приучить своих детей любить математику, если родители ее ненавидят. Нельзя добиться уважения к учителям, если взрослые ставят под сомнение их компетентность. Не получится вырастить прилежного, дисциплинированного, ответственного ученика, если предки сами убеждены, что в школьной программе есть много лишнего и ненужного, поэтому некоторые вещи можно не делать. Например, необязательно мастерить скворечник для урока труда, не является жизненно важным посещать уроки музыки и рисования. То есть родители требуют от своего ребенка прилежания в определенных дисциплинах и допускают возможность откровенного игнорирования иных предметов.
В чем подвох в такой родительской позиции? Опасность в том, что у ученика может быть совсем другая «избирательность», то есть интересы и предпочтения, отличные от родительских. Например, он будет страстно любить «бесполезное» пение, и ненавидеть «важную» математику. Но поскольку он вырос в среде частичного отклонения от обязанностей, то считает нормальным отлынивать от арифметики. Однако открыто высказать свою позицию родителям он не может. Тут на помощь приходит психосоматика, своими симптомами «спасая» ребенка от ненавистных занятий.
Пример из практики. Проблема пациентки, в понимании родителей – частые «простуды», с объективной точки зрения – периодическое повышение температуры тела, которая самостоятельно нормализуется через некоторое время. При этом субфебрилитет не обусловлен какими-либо инфекционными заболеваниями или иными соматическими нарушениями. Родители больной девочки, 12 лет – образованные интеллигентные гуманитарии. В их понимании, для счастья и благополучия двенадцатилетний ребенок должен непременно цитировать классиков и знать все стихи из сборников выдающихся поэтов. Однако девочка по натуре – «пацанка», с типично мальчишеским характером и предпочтениями. Ей чужда любовь к литературе. Однако ее воспитание не позволяет перечить родителям, и она, скрипя зубами, зубрит Пушкина. Она не находит иного выхода, как терпеть. И тут мудрый мозг ребенка подсказывает решение: чтобы не делать то, что противно, нужно заболеть. Но не по-настоящему, а понарошку. Но так, чтобы взрослые поверили в болезнь. Как это воплотить в жизнь? Показать, что поднялась температура.
Родители часто оказываются в сложных ситуациях, когда их дети задают им научные вопросы, например, «Почему небо голубое?» или «Что такое сон?». Поэтому взрослые часто отмахиваются от них. Другие родители используют сарказм и «умные ответы». Но затем злятся на себя за то, что посылает детям запутанные или неверные сообщения.
Со временем у родителей зарождается страх проявить свою неосведомленность. Однако признаться в своей некомпетентности они не могут. Что делать? Чтобы не страдать от собственного незнания, проще указать ребенку на необходимость «заткнуться» с помощью фразы: «Не задавай глупых вопросов!».
Итак, малыш растет с мыслью, что он бестолковый, поскольку все его вопросы тупые. Ну а кому приятно чувствовать себя пустоголовым? Чтобы избежать такого разрушающего чувства, психика использует защитный механизм – не говорить глупости, значит – молчать. И ребенок, не имея проблем ни с речевым аппаратом, ни с умственным развитием, обретает психогенный мутизм – отсутствие речи.
Пример из практики. Пациент – мальчик 6 лет, который наотрез отказывается вступать с кем-либо в беседу и информирует о своих потребностях жестами. Осмотр невролога и логопеда не выявил каких-либо дефектов. Сразу бросился в глаза вопиющий факт: мама, воспитывающая сына без отца, обратилась к врачам, лишь по настоятельному требованию работников школы. До этого (то есть в течении, как минимум, пяти лет) она не считала анормальную молчаливость ребенка проблемой, ведь (по ее словам) «все мальчики мало говорят». Беседа с молодой матерью очевидно продемонстрировала, что эта брошенная отцом ребенка девица не особо занималась ребенком, интересуясь лишь своей личной жизнью. Не желая общаться с отпрыском, она привычно отмахивалась от его «глупых» вопросов». Лишь после трехмесячной психотерапевтической работы удалось «разговорить» мальчика, которому был диагностирован элективный (избирательный) мутизм. Он начал общаться с врачом и психологом, с удовольствием стал вести свой блог. Однако на контакт с матерью он так и не идет.
Расторжение брака или родительское решение пожить отдельно часто оказывает разрушительный и продолжительный эффект на многих детей. Однако часто не само расставание, а имеющиеся у взрослых аргументы наносят непоправимый ущерб психики маленькой личности.
Психосоматические заболевания очевидны, если речь идет о детях, которые винят себя в разводе родителей. Негативные эффекты чувства вины включают нарушения сна, беспокойство и страхи, проблемы с поведением, депрессию и трудности в учебе, акты самоповреждения.
Общее самочувствие у детей с чувством вины можно описать как «Я плохой». На телесном уровне самообвинение проявляется напряжением мышц, нарушениями дыхания, учащением сердцебиения. Ребенок попросту желает спрятаться от окружающего мира.
Мало того, что дети страдают в своей собственной жизни, но исследования показывают, что неудавшиеся отношения могут передаваться из поколения в поколение.Это замкнутый круг, который нужно разорвать, если мы хотим позитивной и счастливой жизни для своих детей и последующих поколений.
Нет отношений, полностью свободных от конфликтов и разногласий. Наверняка все дети видят, что их родители спорят в тот или иной момент. Когда взрослые спокойно и позитивно относятся друг к другу даже во время разногласий, вместе решают проблему и через последующие взаимодействия показывают детям, что конфликт разрешен, тогда детская психика особа не страдает.
Однако родительский конфликт вреден, когда он регулярный и частый. Когда ссора жаркая и враждебная, включая словесные оскорбления и повышенные голоса. Когда родители становятся физически агрессивными. Когда ссорящиеся отказываются от спора или дают друг другу молчаливое игнорирование.
Если родители часто спорят и ссорятся, то эти разногласия сильно влияют на детей, отражаясь, как на настоящем, так и долгосрочном психическом здоровье. В аспекте конфликтов важны не только отношения между родителем и ребенком. То, как мать и отец ладят друг с другом, также играет большую роль в благополучии ребенка, влияя и на психическое здоровье, и на академические успехов и будущие отношения.
Британские исследования, проведенные в течение нескольких десятилетий с помощью наблюдений в домашних условиях, показывают, что, начиная с шести месяцев дети, подверженные конфликту, могут иметь повышенную частоту сердечных сокращений и избыточную реакцию гормонов стресса. Младенцы, дети и подростки, участвующие или наблюдающие за активными родительскими разборками, проявляют признаки нарушения развития мозга, расстройств сна, беспокойства и тревожности, депрессии, поведенческих аномалий. Подобные эффекты также наблюдаются у детей, которые подвержены продолжающемуся, но менее интенсивному «тихому» конфликту, по сравнению с ребятами, чьи родители конструктивно ведут переговоры или разрешают конфликты.
То есть взрослым вовсе не обязательно проявлять неустойчивое или агрессивное поведение по отношению друг к другу, чтобы причинить вред ребенку. Когда супруги становятся замкнутыми и отгораживаются друг от друга, выражают низкий уровень теплоты другим членам семьи, подвергается риску эмоциональное, поведенческое и социальное развитие детей.
Некоторые исследователи утверждают, что с самого раннего возраста (уже с шести месяцев), дети испытывают страдания, когда их родители дерутся. Их реакции могут включать в себя страх, гнев, беспокойство и грусть. Они подвергаются более высокому риску возникновения различных проблем со здоровьем. Они могут выплеснуть свои страдания в форме агрессии, враждебности, антисоциального и несоответствующего поведения, правонарушений и вандализма. Или пытаться «переварить» конфликт в форме депрессии, тревоги, дисфории.
Кроме того, дети из конфликтных семей чаще имеют плохие навыки межличностного общения, не способны решать проблемы, проявляют социальную компетентность. Эти проблемы негативно влияют на их личные отношения в подростковом и взрослом возрасте, поскольку конфликты заставляют людей более негативно воспринимать себя и окружающий мир.
Большое количество переменных влияет на степень «вредности» родительского конфликта: возраст, пол и темперамент ребенка, стратегии выживания, физиологическая реакция на стресс. Семейные характеристики также имеют значение: отношения в семье, привязанность к родителям, психическое здоровье родственников, употребление психоактивных веществ.
Вовлечение отца в жизнь ребенка – важная составляющая. Эмоциональные и социальные результаты значительно улучшаются у детей, чьи отцы играют заметную роль в их воспитании. Участие отца связано с положительными когнитивными и физиологическими данными, такими как усиление прибавки в весе у недоношенных детей, более быстрое развитие речевой деятельности, более высокие академические достижения.
В то же время, отстранение отца от участия в жизни ребенка – крайне негативное явление. Кроха попросту не понимает, почему папа его «не любит», ведь он именно так трактует невнимательное отношение родителя. Малыш начинает копаться в себе, разыскивая недостатки и грехи. На этом фоне расцветают психосоматические болезни.9
Особую опасность для психики детей представляют депрессивные родители. Малыши депрессивных матерей имеют повышенный риск поведенческих расстройств, проблем развития и эмоциональных нарушений. У них может возникнуть целый спектр физиологических проблем в подростковом и взрослом возрасте, включая психогенную импотенцию. Воспитанники депрессивных родителей могут иметь хроническую головную боль или иные болевые синдромы. У них часто возникают проблемы, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков.
Бедность, финансовая нестабильность, невыполнимые кредитные обязательства – тяжелый груз не только для взрослых, но и для детей. Мало того, что материальное неблагополучие приводит к лишениям ребенка. Малыш начинает чувствовать себя неполноценным, отличным от иных представителей обеспеченной социальной стаи. Ощущение «белая ворона», то есть комплекс собственной неполноценности, может привести не только к психосоматическим болезням, но и к психическим расстройствам. Исследования показали, что психозы чаще встречаются в семьях с низким ежемесячным доходом.
Невозможно устранить детское психосоматическое заболевание, не воздействовав на состояние его близкого окружения. Именно поэтому, кроме психотерапевтической работы с самим маленьким ребенком, необходимые мероприятия – семейное консультирование и психотерапия, родительское воспитание и обучение. Следует прибегнуть к комплексной программе, направленной на улучшение отношений между супругами, их психического здоровья, отношения между взрослыми и детьми. Комплекс мер особенно важен для родителей с низким уровнем образования и конфликтных семей.
Большое количество исследований указывает на то, что тепло родителей вместе с разумным уровнем контроля дают положительные результаты для стабилизации психоэмоционального состояния детей. Однако понимание, что есть приемлемый уровень контроля, варьируется в зависимости от социокультурных условий.
Психологи также подчеркивает важность конструктивного родительского мышления. Например, родители ищут объективные причины, почему они и их дети ведут себя таким образом. Обнаружение подлинного источника поведения может сделать воспитание детей более эффективным, когда он точно установлен. Эти выявленные причины могут мешать эффективному взаимодействию, если они приводят к чувству гнева или депрессии (возможно, если плохое поведение детей связано с намеренным желанием причинить вредили неадекватностью родителей). Эти негативные чувства отвлекают родителей от родительских обязанностей и затрудняют их адекватное и эффективное реагирование на вызовы социализации.
Другой аспект конструктивного родительского мышления включают в себя способность воспринимать точку зрения ребенка. У матерей, которые осознают, что неприемлемо и страшно для их детей, малыши лучше справляются со своими собственными страданиями. Родители, которые могут точно определить мысли и чувства своих детей во время ссор, лучше способны достичь удовлетворительных результатов и компромисса в конфликтах.
Большинство семейных программ включают обучение эффективным стратегиям управления поведением детей. Но проблемы могут также возникнуть, когда родители отличаются дезадаптивным мышлением. Например, матери, склонные к жестокому обращению с детьми, с большей вероятностью припишут отрицательные черты не себе, а своим потомкам.
Корректировка родительских познаний, убеждений, мыслей и чувств – важный шаг. В итоге такой работы родители наблюдают за своими детьми через конструктивный фильтр сознательных и бессознательных мыслей, убеждений и взглядов. И эти фильтры направляют то, как они воспринимают действия своих детей.
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии