ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Хотя недержание мочи неорганической природы не является серьезным заболеванием, оно вызывает сильный стресс для человека и семьи. Лицам, которые мочатся в постель, может быть стыдно или неловко. Они избегают участия в каких-либо мероприятиях, таких как ночевка у друга или кемпинг. Они беспокоятся, что их проблема станет очевидной для других.
Ночной энурез – наиболее распространенная форма, которая определяется как недержание мочи только во время сна. Дневной энурез – это мочеиспускание только в часы бодрствования. У некоторых людей определяется сочетание ночного и дневного недержания мочи.
◖Лечение аллергии через перепроживание психотравм в гипнозе. Регрессивный гипноз и гипнотерапия.◗
◖Лечение аллергии гипнозом. Психосоматика аллергии◗
Крайне редко недержание мочи связано с органической патологией. Чаще всего энурез провоцируют факторы:
Многие люди с недержанием мочи страдают от низкой самооценки, стыда и чувства вины. Они видят себя неудачниками, считают себя отличными от других людей. Дети с подобной проблемой боятся, что их дефект обнаружится, и они будут раскритикованы, высмеяны, унижены родными и сверстниками. При этом самооценка существенно снижается, а переживания усиливаются, если человек также страдает не только ночным энурезом, но и дневными «несчастными случаями».
Что касается социально-демографических характеристик, результат исследований показал, что возраст большинства больных колеблется от 8 до 10 лет. Около 15–22% мальчиков и 7–15% девочек мочатся в постель в возрасте 7 лет, при этом почти 3% мочатся более двух раз в неделю. Комбинированное (дневное и ночное) недержание мочи было зарегистрировано у 4% детей в возрасте 5-12 лет.
От такой деликатной проблемы чаще страдают люди мужского пола. Установлено, что ночной энурез чаще встречается у мальчиков (13,7%), чем у девочек (11,3%). Такой феномен может быть объясним различием в анатомической структуре мочевыделительной системы мужчин и женщин.
Что касается очередности рождения, исследования показали, что энурез преобладает среди детей, рожденных первыми или вторыми в семье. Это открытие объяснено недостаточным опытом и знаниями матери о том, как правильно обращаться сдетьми, как приучать их к посещению туалета. Это вызвано также тем, что первенцы более привязаны к своим матерям и часто находятся в эмоциональной зависимости от родительницы.
Недержание мочи часто прослеживается в семейном анамнезе. У 77% обследованных детей оба родителя страдали ночным энурезом. Этот показатель снизился до 43% у тех, у которых только родитель имел подобную проблему.
Развитию заболевания часто способствуют неправильные питьевые привычки. Исследование показало, что две трети обследованных детей потребляли в утренние часы менее одного литра жидкости, и большинство из них выпивали большой объем напитков незадолго до сна. Это может быть связано с тем, что дети находятся в школах не менее шести часов без питья или с минимальным потреблением жидкостей, чтобы не ходить в туалет в учебном заведении. Также во время обеда ученики нередко съедают большое количество пищи, богатой солью, что заставляет их больше пить ночью.
Энурез сильно влияет на человека в социальном, эмоциональном и поведенческом плане, а также на повседневную жизнь его семьи. При этом эффекты энуреза, воспринимаемые родителями, более негативные для мальчиков, чем для девочек.Это вызвано тем, что парни всегда более агрессивные и гиперактивные. Такие характеристики нередко побуждают мать больного использовать физическое насилие, чтобы контролировать его поведение, что еще больше снижает самооценку.
Дети с энурезом обычно строго наказываются и подвергаются значительному риску эмоционального и физического насилия, что приводит к чувству неловкости. Потеря самоуважения влияет на межличностные отношения, качество жизни и успеваемость в школе.
Около половины людей с энурезом крайне стыдятся своего дефекта и предпочитают социальную изоляцию. Такие лица сдержанные и замкнутые. Они избегают зрительного контакта с собеседниками. Нередко они чрезмерно суетливые, застенчивые и пугливые. Дети старше 10 лет могут реагировать на проблемы, становясь более агрессивными, невнимательными, трудными в воспитании. У них существует высокий риск поведенческих расстройств, дефицита внимания, высокой тревожности в подростковом возрасте.
Как показывает практика, ни наказание ребенка за недержание, ни игнорирование проблемы, не помогут. Вместо этого, родителям следует проявлять терпение, создать спокойную обстановку дома, мотивировать на успех, помочь обрести контроль над мочеиспусканием. Это может включать в себя поощрение малыша за регулярное посещение туалета, в том числе перед сном. Взрослые должны научить не задерживать мочу в течение длительного времени. Родители также могут вознаградить ребенка за ночи без «аварий» и похвалить его за старания решить деликатный вопрос.
Однако практически всегда возникает необходимость в дополнительных мерах, направленных на полное избавление от болезни. Нужда влечение энуреза существовала задолго до современной цивилизации. Различные методы, используемые в древности, ограничивались только воображением древних врачевателей и их терпимостью к причинению дискомфорта пациентам с целью обеспечения терапевтического эффекта. Связывание полового члена и ягодиц, принудительное ношение мокрой одежды – одни из многих крайне неприятных методов лечения, применяемых в древности. В те времена последствия для здоровья длительного энуреза были серьезными и опасными из-за ограниченных средствдля стирки постельного белья и малоэффективных методов борьбы с инфекцией.
Эволюция лечения недержания мочи, стартовавшая в начале 20-го века, привела к отказу от физических суровых методов терапии в пользу подходов, которые были более гуманными с физиологической точки зрения, но все же проблемными в психологическом аспекте. В частности, с возникновением фрейдистского учения, появились психопатологические характеристики больных детей. Малыши с энурезом в начале 20-го века часто подвергались насмешкам, игнорированию, изоляции и другим негативным социальным последствиям.
Появление поведенческой теории и основанных на ней методов когнитивной оценки положило началосдвигуканонов лечения психосоматического энуреза. Поведенческая психотерапия отказалась от устаревших психопатологических интерпретаций и ненужного фармакологического лечения. Сейчас современная медицина имеет в арсеналы широкий спектр психотерапевтических техник и может предложить различные технические приспособления, позволяющие взять под контроль процесс мочеиспускания.
Специальный сигнализатор имеет чувствительную к влаге систему переключения, которая при контакте с мочой, просочившейся в пижаму или постельное белье, замыкает электрическую цепь низкого напряжения и активирует стимул, достаточно сильный для того, чтобы вызвать пробуждение (например, зуммер, звонок, свет или вибратор). Такие устройства размещаются на кровати или вшиваются в пижаму.
Проснувшийся ребенок выключает будильник и выполняет серию заранее обученных действий, таких как завершениемочеиспускание в туалете, смена пижамы и простыни, возвращение в постель. На практике сигнализация частосначала предупреждает родителей, которые затем будят ребенка и помогают ему выполнить нужные шаги.
Механизм действия при лечении тревожным сигналом первоначально описывался как классическое обусловливание, где звук тревоги – безусловный раздражитель, вздутие мочевого пузыря – условный раздражитель, пробуждение – условный ответ (Mowrer, 1938). В более поздней литературе подчеркивается эффект избегания (Friman & Jones, 1998), когда у ребенка усиливается сенсорное восприятие потребности в мочеиспускании, происходят анатомические реакции (например, сокращение мышц таза), нацеленные, чтобы избежать срабатывания будильника (Mellon, 1997).
Однако выздоровление при использовании сигнализатора наступает медленно. В течение первых нескольких недель будильниксрабатывает только после полного мочеиспускания. Отталкивающие свойства звука тревоги со временем укрепляют навыки, которые необходимы, чтобы избежать срабатывания будильника.Отчеты о контролируемых сравнительных исследованиях показывают, что лечение, основанное на сигнале тревоги, превосходит фармакологическую терапию и другие немедикаментозные методы, такие как обучение контролю над процессом мочеиспускания.
>
Детям и взрослым часто предлагаются тренинги по контролю над мочеиспусканием. Их цель – расширение функциональной емкости мочевого пузыря за счет усиленияспособностичеловека предупреждать позывы. Например, обучение малышей требует, чтобы ребенок выпил много жидкости, уведомил родителей о позывах и задержал мочеиспускание как можно дольше. Родители должны установить регулярное время для проведения мероприятия, проводя тренировку минимум за три часа до сна. Прогресс можно оценить, отслеживая количество времени, насколько ребенок сумел задержать мочеиспускание, или контролируя объем мочи, который он может выделить за один раз (Friman & Jones, 1998). Такая тренировка должна проходить в виде игры, в которой дети получают вознаграждение за успехи.
Детям и взрослым также рекомендуют выполнять упражнения Кегеля. Они предполагают целенаправленное манипулирование мышцами для преждевременного прекращения мочеиспускания. Для детей прерывание потока требует прекращение мочеиспускания по крайней мере один раз в день. Намеренное сокращение мускулатуры тазасостоит из того, что ребенок «удерживает» схватку в течение 5-10 секунд, после чего следует 5-секундный перерыв перед следующим подходом.
Также при работе с малышами хорошим подспорьем являются системы вознаграждения. Одно лишь условное вознаграждение вряд ли вылечит детский энурез, но оно может иметь решающее значение вподдержание мотивации ребенка участвовать в лечении. Например, крохеза каждую «сухую» ночь открывается доступ к сумке с небольшими наградами (маленькими игрушками, вкусными продуктами, привилегиями, желаемым видом досуга).
Родителям целесообразно составить и следовать графику бодрствования. Этот компонент лечения подразумевает то, что родители каждую ночь в определенное время будят ребенка и отводят в туалет для мочеиспускания. Возможны несколько расписаний, следование которым требует минимальных усилий. Родители могут будить ребенка незадолго до того, как сами ложатся спать, и систематически отводить в туалет через каждые три часа ночью. Интервал между пробуждениями следует постепенно увеличивать.
Взрослым подойдет метод визуальной последовательности. Эта процедура включает в себя мысленную отработку навыков воздержания в ночное время. Техника предполагает визуализацию поведенческих последовательностей, ведущих к ночному воздержанию. Последовательность включаетобнаружение срочности позывов и последующего сокращения мышц тазового дна с выполнениемлибо задержки мочеиспускания, либо вставания и похода в туалет. Эту процедуру можно отрепетировать в кабинете врача. Пациента просят сесть на удобный стул, сделать три-четыре глубоких вдоха, закрыть глаза и полностью расслабиться. Затем терапевт вслух обговаривает каждую деталь того, что произойдет ночью, и просит клиента сосредоточиться на мысленной картине происходящего (Friman, 1995).
Ребенка следует приучать к ответственности. Для достижения этой цели, к малышу нужно относиться так, чтобы способствовать его независимости и пониманию им обязанностей. Например, нельзя оставлять ребенка на ночь в пеленках. Наоборот ему следуетпоручить выполнение обязанностей, связанных с несчастными случаями. У детей младшего возраста этоможет означать, что им необходимо складывать свои намокшие простыни в корзину для белья. Старшие дети должны знать, что им придется самостоятельно стирать постельные принадлежности. Эти обязанности не следует представлять, как наказание. Они должны стать демонстрацией доверия и уважения родителей квзрослеющему ребенку (Houts & Liebert, 1985).
Для лечения энуреза неорганической природы могут быть использованы трициклические антидепрессанты. Имипрамин (Imipramine)является одним из наиболее часто назначаемых препаратов, хотя его механизм уменьшения ночного недержания мочи не ясен. Каким-то образом имипраминделает мочевой пузырь менее чувствительным к наполнению и позволяет ему удерживать большие объемы мочи.
Также больному могут быть назначены синтетические антидиуретики, например, десмопрессин (Desmopressin). Препарат делает биологическую жидкость более концентрированной, тем самым уменьшая объем мочи и снижая давление на мочевой пузырь.
Крайне важно, чтобы терапевты внимательно рассмотрели несколько важных вопросов, связанных с любым медикаментозным лечением энуреза. Прием лекарств не учит навыкам воздержания и фактически уменьшает сенсорную осведомленность и, таким образом, лишает возможности для отработки необходимых реакций. В некоторых случаях,лекарства фактически мешают программам обучения навыкам воздержания (Houts, 1984).
После отмены фармакологических продуктов высока вероятность рецидива (Friman & Jones, 1998), поэтому основные терапевтические средства – обучение, психотерапия и гипноз. Эффект от лекарств – лишь временная передышка от эпизодов недержания мочи, котораядает больному и его семье временное подобие нормальной жизни. Целью же лечения должно быть полное освобождение (а не управление) энурезом.
Гипноз в лечении энуреза
Гипнотерапия – естественный и эффективный способ решения проблемы недержания мочи, которое является причиной невыразимых страданий как для ребенка, так и для родителей. Бесконечная стирка простыней и испорченных матрасов, уныние и разочарованиемалыша, апатия родителей – такая ситуация кажется неразрешимой и безнадежной.
Каждый человек страдает от энуреза по-разному, но есть и общая, возможно, самая большая проблема – ущерб самооценке. Некоторые крохи понимают, что со временем они перерастут то, что считается детской проблемой. Другие малыши чувствуют стыд, депрессию, гнев на себя, записывают себя в неудачники. Из-за необходимости сменить мокрое постельное белье или пижаму часто нарушается сон, поэтому и дети, и ухаживающие взрослые становятся уставшими и раздражительными.И это вездесущее чувство неудачи вместе с необходимостью сделать все возможное, чтобы скрыть ночное недержание мочи от других, лишает больного спокойствия, не позволяя радоваться жизни.
Когда исчезает вера в успех, пропадает надежда на выздоровление на помощь приходит гипнотерапия. Большинство людей обычно очень хорошо поддаются гипнозу и воспринимают внушения. В состоянии транса они легко принимают установку о последующей «сухости».
Гипнотерапия гораздо менее инвазивна, чем большинство других методов лечения, таких как будильники, лекарства или брюки от недержания мочи (которые, как правило, не помогают). Гипноз – мягкая, естественная и безопасная процедура. Он использует воображение пациента, чтобы превратить его ожидания неудач в предвкушение успеха. Лечение гипнозом повысит уверенность человека в себе. И когда он достигнет «сухих ночей», это вернет самоконтроль и самоуважение.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии