ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Боль в горле у ребенка – частая причина обращения за врачебной помощью. Болевой синдром в глотке нередко вызывает в сознании родителей пугающий диагноз «тонзиллит».
Недуг распространен у детей всех возрастов и часто возникает при простуде, насморке и кашле. Обострение хронической формы или острое течение заболевания именуется ангиной.
В условиях медицинского кабинета горло обследовать несложно. Тонзиллит – воспаление, ограничивающееся небными миндалинами, которое видно невооруженным глазом. Миндалины – это железы, являющиеся частью иммунной системы. Они помогают бороться с микробами во рту. В своих типичных формах воспалительный процесс является защитной реакцией организма против вирусной или бактериальной инфекции. Воспаление выражается в болезненном отеке пары небных миндалин и лихорадке.
Некоторые тяжелые осложнения (в частности, сердечные и суставные) могут возникнуть в результате несвоевременного или неполного лечения тонзиллита. Опасные последствия болезни полностью исчезли с момента появления первых антибиотиков, таких как пенициллин, которые оправдывают их широкое применение в этих целях.
◖Лечение аллергии через перепроживание психотравм в гипнозе. Регрессивный гипноз и гипнотерапия.◗
◖Лечение аллергии гипнозом. Психосоматика аллергии◗
Заподозрить о тонзиллите можно, если у ребенка:
Дети старшего возраста также могут жаловаться на головную боль или дискомфорт в животе.
При появлении вышеуказанных симптомов целесообразно показать ребенка педиатру. Если у малыша раньше уже был тонзиллит, и его состояние обычно улучшается при домашнем уходе, можно ограничиться традиционными мероприятиями: полосканиями горла, обрабатыванием миндалин специальными составами, режимными мерами.
Поскольку ангина часто вызывается вирусом, врач может не назначать антибиотики, поскольку они не работают в случае вирусных инвазий. Однако антибактериальная терапия необходима:
Если ребенок очень плохо себя чувствует, у него текут слюни и затрудненное дыхание, немедленно вызовите скорую помощь. Это может означать опасное воспаление надгортанника.
Для скорейшего выздоровления малыша, родителям необходимо:
Ротоглотка сильно иннервируется. Это своего рода входная дверь в организм. Все выглядит так, будто там на дежурстве стоят системы сигнализации. При определенных обстоятельствах, например, при усталости, эти сигналы тревоги могут срабатывать, вызывая чувство опасности: «припухлость», «сжатие». Такие ощущения пугают и мотивируют на посещение врача, ведь сообщаемый ребенком контекст имеет характер «чрезвычайной ситуации».
Нередок при осмотре горло выглядит совершенно нормальным, нет лихорадки, но маленький пациент указывает на болевой синдром. Что же тогда сказать ребенку и его перепуганным родителям? Такой пациент – ложно или истинно больной?
Перед врачом встает дилемма при сильной боли в горле и здоровых миндалинах:
Интенсивная и тревожная «функциональная» боль в горле с затрудненным глотанием – распространенная ночная экстренная ситуация.Пример: родители приводят подростка в 3 часа утра в отделение неотложной помощи с гримасой боли, которая не дает ему уснуть.Как объяснить, что горло пациента совершенно здоровое?На практике такой настоящий «диалог глухих» может хорошо развиваться только в свете психосоматической медицины. Нетрудно выделить ответственные элементы и связанные с ними признаки психосоматики.
На первый взгляд кажется, что ребенок переживает трудные жизненные события. Что он чрезвычайно истощен (в частности, по словам родственников).Что (если это затрагивается) его сон заметно изменился, он просыпается уставшим и пытается больше «отдохнуть»: рано ложится спать и имеет необычный сон.
Ребенок также проявляет множество других психосоматических признаков: цефалгию, боль в спине или в животе, приступы головокружения, учащенное сердцебиение. Действительно, психосоматические симптомы редко бывают изолированными. И боль в горле – наиболее тревожный из них, который заставляет обратиться к врачу.
Стандартный медицинский подход не поможет этому типу больных. Порочный круг сопротивления (ложной ангины) и эмоционального неблагополучия может закончиться инвалидизирующим состоянием: спазмофилией (или тетанией), фибромиалгией, синдромом хронической усталости.
У психосоматических пациентов часто в анамнезе присутствует тонзиллит, который трудно вылечить. Заболевание нередко рецидивирует иногда даже после удаления миндалин, что абсолютно невозможно, поскольку отсутствующий орган не может быть инфицирован.
Миндалины больше связаны с дыхательной системой, чем с пищеварительной, хотя они участвуют в обеих. Эти железы – первая защита, первые стражи и первые фильтры человеческого тела. Они представляют собой первое понимание того, что мы можем проглотить. Это области лимфоидной ткани, которая также находится в других слизистых оболочках, таких как глотка, небо и язык. Основная задача миндалин – блокировать прохождение проглоченных или вдыхаемых предметов, которые не приветствуются.
Воспаление миндалин вызывает болезненные ощущения при глотании. Тело сообщает человеку, что ему трудно «проглотить» то, что ему кто-то сделал или сказал. Миндалины контролируются полушариями головного мозга. С эзотерической точки зрения, правая миндалина – это «Янь» (мужское начало), а левая миндалина – это «Инь» (женское начало).
Воспаление правой железы показывает, что ребенок почувствовал себя жертвой со стороны мужчины. Болезненный процесс слева демонстрирует, что «нападение» произошло от женщины. Это правда, что в большинстве случаев люди испытывают воспаление обеих миндалин, но обычно симптомы начинаются только с одной. Поэтому несложно угадать, от кого в семье исходит угроза в адрес малыша.
Ангина, как правило, возникает в конкретной ситуации, когда ребенок должен был что-то получить, но в последнюю минуту это у него забрали и передали кому-то другому. Ему трудно «проглотить» очевидное, ведь он считает: «По крайней мере, они могли меня предупредить!». Набухшие миндалины говорят о том, что малыш перепуган или разочарован. Он не хочет, чтобы это повторилось снова. Тонзиллит также означает, что человек не может говорить за себя, всегда спрашивает о том, как ему поступить. Ему хочется, но сложно выказать несогласие.
Когда удаляют миндалины, то на языке тела говорится: «Глотай все, мой дорогой!». Это акт агрессии, нарушающий целостность человека. Опять же, операция устраняет последствия, но не устраняет причины. Очень часто проблемы просто переходят в область бронхов.
Распространенные психосоматические жалобы – это «комок в горле», «ужасная боль при глотании», «постоянная потребность прочистить глотку». Медицинский термин для этого состояния – истерический комок. Зигмунд Фрейд первым описал этот феномен, увидев в нем симптом стресса, тревоги или депрессии. Истерический комок может быть болезненным постоянным раздражителем. Некоторые подростки опасаются, что у них рак горла, и обращаются к терапевту. После того, как исключена онкология, врач склонен относить симптомы к серой зоне психики – «эмоциональному неизвестному» и прописывать антидепрессанты или легкие транквилизаторы.
Однако то, что ребенку действительно нужно – это эмоциональная безопасность и поддержка, чтобы он мог говорить о том, что на тот момент было недопустимо из-за цензуры окружающих. Комок в горле – умное создание, энергетическое воплощение не выраженной травмы, неразрешенных конфликтов, не проработанного горе. Он становится заменой тому, о чем ребенок действительно хочет поговорить, но не осмеливается. Другими словами, для него безопасно говорить об ужасной боли в горле, но небезопасно говорить об эмоциональных страданиях, которые воплощает в себя болезненное физическое состояние.
Согласно восточной системе чакр (энергетических центров тела), зона горла связана с общением и внутренней истиной. Это важнейшее звено между сердцем и головой. Поэтому, когда оно заблокировано или слабо защищено, для человека небезопасно рассказывать, что он на самом деле чувствует. Естественно, что чем опаснее говорить правду, тем меньше ребенок рассказывает о своих чувствах и тем больше подавляет эмоции. В результате возникают ощущения, симптоматически схожие с ангиной.
Необходимо предложить ему способы косвенно выразить то, что он не осмеливается сказать вслух. Прекрасный заменитель – стать очень вовлеченным в эмоциональные потрясения других, оказывая окружающим людям большое сочувствие и поддержку. Стараясь понять причины внутреннего смятения других.
Еще один действенный способ выражения переживаний для подростка – ведение дневника. Очень часто личный дневник хранит тайны сердца, не выраженную потребность в любви, неразрешенную скорбь, невысказанный гнев, самые глубокие скрытые желания. Некоторые родители бывают шокированы, когда видят дневник своего сына или дочери и читают об их внутреннем состоянии. Родительская обязанность состоит в том, чтобы деликатно спросить, почему ребенок не чувствует себя в безопасности, не готов выразить свое несчастье. Когда реакция взрослых заключается в том, чтобы обвинить малыша, потребность скрыть правду становится еще более острой, а боль – более сильной.
Тонзиллит иногда отражает детский страх высказаться из-за издевательств в школе или из-за проблем дома. При повторяющихся приступах болезни прием антибиотиков должен сопровождаться побуждением ребенка говорить о своих внутренних страхах, неуверенности, трудностях в школе и других детских коллективах. Также важно предоставить больному возможность исследовать и раскрыть собственные творческие способности, а не уделять слишком много внимания ценности учебной работы.
Некоторые школьники в возрасте шести или семи лет жалуются на то, что испытывают стресс «из-за тестов». Однако именно те дети, которые не имеют жалоб, нуждаются в бдительном взгляде, чтобы действовать в их интересах и не пропустить возведение фундамента для психосоматических болезней.
Тонзиллит у подростков имеет такое же заместительное назначение, как и у малышей. Иммунная система человека нарушается, когда нарушены личные психологические границы. Восстановление границ, когда подросток может сказать «да» своим потребностям и ценностям, и «нет» агрессивному поведению других, обычно восстанавливает физическое здоровье.
Необходимо помочь больному найти ответы на вопросы:
У всех детей возникает много разных проблем со здоровьем в младенчестве и детстве. Но для большинства эти недуги легкие, они приходят и уходят, не мешают повседневной жизни и развитию. Однако у некоторых малышей хроническое воспаление горла мешает развитию, учебе, контактам со сверстниками.
Согласно традиционному определению, хронический тонзиллит – проблема со здоровьем, которая длится более трех месяцев, влияет на нормальную деятельность ребенка, требует частой госпитализации или медицинского ухода на дому. Дети с хроническими психосоматическими заболеваниями могут быть больными или здоровыми в любой момент времени, но они всегда живут в своем состоянии. Научиться жить с периодически рецидивирующей ангиной очень сложно для ребенка, родителей, братьев, сестер и друзей.
Дети с хроническим тонзиллитом чаще посещают врача и больницу. Некоторые виды лечения могут быть пугающими или болезненными. Пребывание в больнице, выполнение манипуляций формирует у ребенка страх, чувство незащищенности. Дети с хроническими заболеваниями чувствуют себя «иначе», чем их ровесники. При частых обострениях ангины их деятельность значительно ограничена. Во многих случаях их семьи должны изменить образ жизни, чтобы приспособиться к требованиям ребенка.
То, как малыши реагируют на диагноз хронического тонзиллита, зависит от нескольких факторов, включая личность ребенка, обстановка в семье и детских коллективах. Одним из важных факторов является стадия развития ребенка. Понимание детьми болезни и их стратегии выживания меняются по мере взросления.
Вот некоторая информация о том, как дети приспосабливаются к ангине на разных жизненных этапах.
Младенцы и малыши начинают развивать доверие и общее чувство безопасности. Обычно они очень плохо понимают свою болезнь. Они испытывают боль, ограничение движений и разлуку с родителями как препятствия на пути к формированию чувства защищенности. Родители могут помочь, присутствуя на болезненных процедурах, оставаясь со своими детьми (если возможно) во время госпитализации, а также как можно больше обнимая, успокаивая и общаясь с крохой.
Дети дошкольного возраста начинают развивать чувство независимости. Они понимают, что значит заболеть, но не осознают причинно-следственный характер болезни. Например, они могут полагать, что их боль в горле вызывает набухание миндалин, а не наоборот. Пребывание в больнице или приспособление к графику приема лекарств ставит под сомнение развивающуюся самостоятельность ребенка. Малыш может попытаться противостоять отсутствию личного контроля над своим миром, бросив вызов ограничениям, установленным родителями. Взрослые могут помочь, решительно относясь к вещам, из которых у ребенка нет выбора. Например, никогда нельзя спрашивать: «Ты хочешь принять лекарство сейчас?». В такой ситуации почти все дети скажут: «Нет!». Но родители могут предлагать выбор гибких аспектов лечения. Например, «Что ты хочешь принять в первую очередь, розовое лекарство или пурпурное?». Или «Ты хочешь сесть мне на колени, пока у тебя будут брать кровь на анализ, или быть в кресле, а я буду держать тебя за руку?».
Дети младшего школьного возраста развивают чувство власти над окружением. Они могут описывать возможные причины болезни, но эти факторы не совсем логичные. Дети этого возраста часто обладают «магическим мышлением». Они могут полагать, что ангина вызвана из-за того, что они ударили брата или не съели овощи. Дети также начинают ощущать, что они отличаются от сверстников. Родители должны убедить кроху, что любое восприятие события может быть изменено, любое мучительное чувство может быть преобразовано. Взрослые могут помочь ученикам начальной школы развить устойчивость к повседневным стрессам своим личным примером – отсутствием паники и суетливости, открытостью и готовностью к обсуждению проблем в семье.
Дети старшего школьного возраста лучше понимают свое заболевание и варианты лечения. Но не следует ожидать, что они будут реагировать на заболевание так, как взрослые. Они могут чувствовать себя отличными от других. Родители часто чувствуют необходимость защитить своих детей, ограничивая их от занятий и игр. Это естественная реакция, но она влияет на независимость ребенка и его чувство полноценности.Не стоит потакать, когда дети регулярно пропускают школу, ссылаясь на недомогание. Необходимо, наоборот, обеспечить ребенку максимально допустимую активность, участие в домашних делах, посещение мероприятий со сверстниками, занятия в секциях и кружках.
Подростки начинают формировать собственную идентичность. Представление о себе становится чрезвычайно важным в подростковом возрасте. Это может стать проблемой, если внешность подростка изменилась из-за отсутствия полноценных физических нагрузок. Подростки также начинают обретать настоящую независимость от своих семей. Родителям, которые много лет активно заботились о своих чадах, может быть трудно отказаться от роли незаменимого опекуна.
Многие подростки проходят периоды отрицания своей болезни, когда они могут пренебрегать приемом лекарств. Кроме того, организм тинэйджера быстро меняется, что может изменить симптомы психосоматической болезни или дозы необходимых препаратов. Важно помочь подростку научиться управлять своим заболеванием. Родителям не нужно забывать говорить о проблемах, с которыми сталкиваются все дети в этом возрасте: независимость, планирование обучения в колледже, сексуальность, злоупотребление психоактивными веществами.
Хроническое психосоматическое заболевание влияет не только на человека с этим недугом. Вся семья должна смириться с болезнью, внести серьезные изменения в расписание и приоритеты, каким-то образом суметь остаться единой семьей.Родители часто борются со своими негативными чувствами по поводу болезни ребенка. Например, женщина, желающая построить карьеру, старается замаскировать недовольство вынужденным больничным из-за необходимости ухода за малышом. Разводы также чаще встречаются в таких семьях, в основном из-за большого стресса, связанного с воспитанием больного ребенка. Например, мать чрезмерно опекает малыша, ограничивает его от любой деятельности. Отец же, наоборот, настаивает, что покраснение горла – не повод отлынивать от тренировки.
Выгорание родителей и стрессы в отношениях в семье могут стать непосильной ношей. В большинстве случаев взрослым, ухаживающим за психосоматическим больным, требуется помощь психолога, а нередко и полноценное психотерапевтическое вмешательство. Наиболее успешными семьями, как правило, являются те, которые способны перестать рассматривать болезнь как вражеское вторжение. Когда у взрослых достаточной навыков и знаний организовать совместную работу в команде. Когда родители используют свои сильные стороны, чтобы помочь больному справиться с ежедневным стрессом.
Обсудите с ребенком, в чем возможная причина его болезни. Если требуется госпитализация, расскажите, что с ним будет в больнице. Если этого не сделать, дети могут представить самое худшее.
С неожиданным стрессом справиться труднее, чем с ожидаемым. Многие процедуры вызывают у малыша физический и психологический стресс. Поэтому важно отвести некоторое время на подготовку. Больным детям необходимо хорошее общение и внимание.
Поскольку психосоматическая ангина возникает от не проработанного психотравмирующего опыта или неблагоприятных условий жизни ребенка, крайне важно получить объективный взгляд со стороны. Часто болеющим детям не обойтись без консультации психотерапевта.
Во время сеансов врач установит неблагоприятные средовые факторы и поможет родителями создать максимальные условия для комфортной жизни малыша. Психотерапевт проведет работу с больным, направляя его на приобретение функционального мышления, свободного от стереотипных разрушающих идей. Он обучит эффективным стратегиям преодоления стресса и поможет выработать стиль действий, позволяющий сохранить независимость, самостоятельность и уважение к себе.
Врач подскажет, какие личные качества необходимо развить, чтобы не чувствовать себя жертвой обстоятельств. В ходе психотерапевтической работы будут устранены иррациональные страхи, беспричинная тревога, сковывающая апатия и астения. Проведенное очищение внутреннего мира, открытое высказывание недовольства и обид избавит мозг от необходимости выстраивать невидимую защиту от окружающего мира в виде воспаления миндалин.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии