ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Давайте будем честными: мало людей с нетерпением ждет визита к врачу. Но, когда дети боятся идти к доктору, родители понимают, что даже заурядные осмотры могут обернуться серьезными нервными срывами. Если у ребенка возникает истерика от вида шприца или при входе в кабинет врача, это повод заняться его психическим здоровьем.
Парадоксально, но детские страхи и фобии – часто следствие родительских конфликтов. Например, после развода у малыша усиливается многократно страх стоматолога, возникает сильная тревожная реакция при звуке бормашины или при виде крови.
Оптимальный вариант помощи ребенка – диагностика и лечение родителя, чаще мамы, которая является вселенной для малыша. Параллельно специалист работает с ребенком.
При боязни врачей и медицинских манипуляций подходят методы гипноза. Дети отличаются высокой гипнабельностью. Действенный вариант вмешательства – техники эмоционально-образной терапии, поскольку они не требуют продолжительной по времени работы. Следует помнить, что продолжительность терапевтического сеанса для малыша – до получаса, когда работа со взрослым может длиться и два часа.
Причины беспокойства у детей различаются в зависимости от возраста, особенностей личности, семейной истории. Далее – несколько распространенных причин, по которым ребенок боится идти к врачу:
Малыши и дошкольники нередко боятся разлуки с родителем, если предполагается госпитализация в стационар. Страх разлуки – естественная часть развития. Он принимает патологическую форму, если тревога выражается сильно, возникает ежедневно в течение более 4 недель, сохраняется у ребенка старше 6 лет.
Детей школьного возраста часто беспокоит боль, связанная с посещением врача. Как показывают исследования, наиболее распространенная проблема – переживания, понадобится ли им инъекция, насколько болезненным будет укол или лечение зуба.
Врачи и родители нередко используют термины, которые дети не понимают. Это вынуждает ребят беспокоиться о том, что с их здоровьем что-то не так. Дети также не понимают сути хирургических вмешательств, поэтому боятся операций.
Дети начинают понимать концепцию смерти примерно в возрасте 4 лет, а полное понимание этой темы возникает к 7 годам. Ребята с хроническими заболеваниями или потерявшие близкого человека могут беспокоиться о смерти.
Многие нюансы, касающиеся докторов, могут пугать детей младшего возраста. Например, врач высокого роста или с громким голосом может показаться страшным и опасным. Особенно это актуально при первом посещении терапевта, так как ребенка будет осматривать незнакомец, облаченный в форму.
Несколько рекомендаций, чтобы уменьшить тревогу ребенка, связанную с медицинскими процедурами.
Для детей, которые боятся идти к врачу, знание того, чего ожидать на приеме – средство спасения. Малыши часто воображают гораздо худшее, чем то, что может произойти на самом деле. Они беспокоятся о том, что все тело будет болеть. Думают, что посещение врача означает, что они неизлечимо больны.
Точно так же, дети, которые не ожидают прививки и получают вакцину, больше волнуются и расстраиваются, чем те, у кого было время подготовиться. Пошаговое описание того, как будет проходить прием, поможет крохе справиться с тревогой ожидания.
Избегайте использования непонятных терминов или расплывчатых объяснений, таких как: «Доктор проведет осмотр». Объясните каждый шаг четкими и понятными фразами: «После того, как мы войдем в комнату, врач прослушает твое сердце с помощью инструмента, называемого стетоскопом».
Если малыш зациклен на вопросе: «Мне сделают укол?», может возникнуть соблазн успокоить его, сказав: «Нет». Но лучше быть честным в том, что знаете, а что нет. Искренний ответ укрепит доверие и гарантирует, что ребенок не будет чувствовать себя преданным или ошеломленным, если что-то пойдет не так, как планировалось.
Когда дети волнуются, родители часто говорят: «Нечего бояться». Тем самым они отрицают возможность переживать. Взрослым нужно подтверждать чувства и моделировать здоровые способы преодоления тревоги, предлагая себя в качестве примера: «Я понимаю, что ты чувствуешь. Я очень нервничала перед визитом к врачу на прошлой неделе, но я рада, что пошла».
Дайте ребенку возможность рассказать о том, почему он нервничает, и задать любые вопросы. Дети не всегда знают, как объяснить, что они чувствуют. Если малыш говорит: «Я не хочу идти. Я боюсь», помогите разобраться в том, что именно его беспокоит. Если крохе трудно выразить переживания, задайте вопросы, чтобы сузить круг проблем. Например: «Давай обсудим все, что произойдет завтра. Останови меня, когда что-то будет звучать пугающе».
Когда дети болеют, то для родителей – естественно нервничать. Однако важно правильно справляться со своим беспокойством. Тревога взрослых легко передается детям. Это не означает, что нельзя выражать свои опасения врачу, но нужно найти подходящее время и место для этого. Если чувствуете тревогу, неуместно задавать вопросы в присутствии ребенка. Поговорите с врачом наедине.
Попросите врача объяснить все шаг за шагом. Отлично, если терапевт использует понятный для детей язык. Используйте отвлекающие средства. В кабинетах большинства педиатров есть игрушки, но, если ваш ребенок нервничает, позвольте ему взять с собой любимую игру или книгу, которая отвлечет его во время ожидания.
В какой-то момент ребенку придется сделать прививку или посетить стоматолога. Здоровая доза честности – лучший способ устранить беспокойство. Будьте прямолинейны: «Никто не любит делать прививки, но это важная часть для поддержания здоровья». Не откладывайте мероприятия. Дети пробуют всевозможные способы избежать посещения врача. Лучше не уступать, а делать все своевременно.
Представьте ситуацию в перспективе. Для большинства детей (и некоторых взрослых) страх перед уколом, как правило, гораздо сильнее, чем сама инъекция. Предложите посмотреть на вещи в перспективе: «Помнишь, когда тебе в последний раз делали укол? Все закончилось быстро, а потом ты пошла на тренировку!»
Большинство детей боятся идти к врачу, но как только процедура выполнена, и они выходят из кабинета, их внимание переключается на иное. Постоянная или сильная тревога может быть признаком проблем в психическом здоровье. Некоторые знаки, на которые следует обратить внимание:
Если тревога ребенка кажется чрезмерной, необходимо, чтобы его осмотрел профессионал.
Гипноз давно признан эффективным средством лечения взрослых. Недавние исследования подтвердили, что гипнотерапия для детей и подростков также может быть полезной. Гипноз позволяет устранить беспокойство, облегчить симптомы тревоги, восстановить комфортное психоэмоциональное состояние.
Гипнотический транс – естественное расслабленное состояние тела и ума, подобное моменту перед засыпанием и непосредственно перед пробуждением. В этом полубодрствующем состоянии ум сосредоточен, а критические способности временно приостановлены. Гипнотерапевт помогает сознательно войти в состояние транса, чтобы вызвать эмоциональные и поведенческие изменения. Гипнотерапия эффективна как самостоятельный вариант лечения или в сочетании с другими методами, такими как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), эмоционально-образная терапия, игровая терапия.
Любой успешный сеанс гипноза зависит от участия ребенка или подростка в работе. Маленький пациент участвует в сеансе, сохраняя сфокусированное внимание, следуя внушениям, проявляя желание играть. Эти критерии указывают на то, что лечение гипнозом приведет к положительным результатам.
Во время бодрствования мы постоянно переключаем внимание с одного объекта на другой. Это характерно как для детей и подростков, так и для взрослых. До, во время и после сеанса гипноза терапевт поможет ребенку сосредоточить и удерживать внимание на определенном стимуле. Этого можно достичь, попросив ребенка сосредоточиться на голосе гипнолога, ощущениях в теле или при использовании управляемых образах.
Следование инструкциям гипнотерапевта имеет важное значение для успешного сеанса. Основная цель лечения гипнозом состоит в том, чтобы изменить поведение и эмоциональные состояния, которые стали укоренившимися и проблематичными. Словесные внушения помогают ребенку временно избавиться от способности к критическому мышлению и жесткого мышления, облегчая эти изменения.
Предложения, как правило, просты и понятны. «Закрой глаза и начни расслабляться», «Теперь сосредоточь внимание на своем дыхании» и «Представь, что ты входишь в спокойное, безопасное место, где чувствуешь себя легко и расслабленно» – это примеры внушений, которые может использовать гипнотерапевт.
Гипноз является эффективным способом помочь детям, потому что он опирается на воображение и игривость. Дети могут раскрыть свои врожденные сильные стороны и ресурсы, чтобы создать желаемые изменения, погрузившись в атмосферу новизны, творчества, уважения и доверия.
Гипноз работает лучше всего, когда поощряются игра и воображение. Опытные детские гипнотерапевты используют естественную способность к игре, делают этот опыт веселым и увлекательным. Даже новизна слова «гипноз» часто стимулирует детское любопытство и воображение. Это повышает вероятность того, что маленький пациент «пойдет» на лечение и примет участие.
Многие обращаются к гипнотерапевту за лечением страхов, неуверенности, фобий. Гипнотические состояния вызывают чувство расслабления, спокойствия, безопасности. В этом состоянии ребенок может столкнуться со своими страхами в безопасной обстановке и открыть для себя новые способы взаимодействия с ними.
Типичный курс лечения гипнозом для детей и подростков включает первоначальную оценку, несколько сеансов гипноза, а также последующее наблюдение и поддержку. Обычно, особенно с детьми до 12 лет, родители и ребенок встречаются с терапевтом и обсуждают существующую проблему. Присутствие взрослого может помочь ребенку расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Эти встречи продолжаются до тех пор, пока ребенок не будет готов работать с терапевтом наедине.
Гипнологи помогут определить триггеры, отметить их физические и эмоциональные симптомы, уточнить цели лечения. Они будут просматривать ментальные образы, внутренний диалог и циклические мысли, сопровождающие проблемы малыша, обсуждать эти переживания.
Количество необходимых сеансов варьируется. Некоторые испытывают удовлетворительные результаты после одного или двух сеансов, в то время как другим помогает более длительный срок лечения.
Не все гипнотерапевты работают с детьми и подростками. Большинство из них сразу сообщат об этом на своих веб-сайтах. Как только вы нашли потенциального гипнолога, спросите его об образовании, дипломах, опыте работы с детьми. Вы также можете ознакомиться с отзывами других родителей. Доверяйте своему сердцу так же, как и голове. Если у вас сложилось впечатление, что терапевт сочувствует вашей проблеме, и вы чувствуете взаимопонимание, то этот человек может подойти.
Гипноз — это естественное состояние. Это безопасно и эффективно для преодоления боязни медицинских манипуляций у детей.
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии