Facebook

ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Руководитель Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Эмоционально-образная терапия и методы гипноза

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Образная терапия как второй фундаментальный инструмент после регрессивного гипноанализа

ТЕОРИЯ ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ (за основу взят подход Николая Дмитриевича Линде)

Принципы, на которых основывается метод образной терапии. В базовой комплектации (~ 20% от всего материала) взят подход, как считаю, гениального психолога Николая Линде, в расширенной - сектантские методики (соответственно под 80% куда более сложные алгоритмы). Так вот эмоционально-образная коррекция включает 10 пунктов, который каждый специалист должен знать наизусть.

1. Чувство, вызываемое психосоматическим приступом, есть запутавшаяся, не нашедшая выхода психическая энергия
2. Главный критерий достоверности наблюдаемого чувства – его телесное выражение.
3. Переживание через образ убедительнее слов. Образ легче приводит к инсайту. Изменения образа хорошо доказуемы.
4. Визуальное проецирование образа расстройства создает диссоциацию (расщепление) психики собеседника на его личность и на переживаемое им чувство. Это делает понятным процесс оздоровительных изменений.
5. Символизация чувства материализует его, превращает в предмет, которым собеседник может манипулировать, тем самым открывая себе возможность противодействия ему (болезненному чувству) как реальному фактору.
6. Образ дает терапевту представление о существе проблемы, он понимает его смысл и находит свое, творческое решение.
7. Фундаментальные образы отражают подсознательные процессы, содержание которых напрямую изменяется посредством терапевтического воздействия на эти образы.
8. Инструментарий терапевта – оригинальные приемы работы с образами. Эти наработки позволяют ему достигать быстрых и эффективных изменений.
9. Ход трансформации образа психосоматического расстройства позволяет контролировать результативность терапии вплоть до полного решения проблемы.
10. Результат образной терапии закрепляется соматизацией, чтобы собеседник отождествлял себя с достигнутым психологическим состоянием.

Сеанс гипноанализа. Сочетание образной терапии и регрессивного гипноза

Отзыв о гипноанализе спустя год: панические атаки, синдром раздраженного кишечника.

Правила терапии: спонтанность, постепенность, тщательность, системность. 

  1. Спонтанность. Образы собеседник не придумывает, а позволяет им появиться, как бы нелепо они выглядели.
  2. Постепенность. Мы всегда имеем дело с двумя реальностями: реальностью образов и реальностью тех чувств и отношений, которая за этим стоит. Внешне мы работаем с образами, но на самом деле - с чувствами, которые они отражают. Поэтому образы, связанные с серьезными эмоциями, не могут быть трансформированы легко и быстро. Постепенность преобразования и реальность усилий, которые прилагает собеседник, являются критерием качества терапии.
  3. Тщательность. Устраняемые терапевтом чувства и отношения всегда являются частью психической целостности собеседника, поэтому к образам, которые их выражают, нельзя применять насилие и произвол. Результат может быть катастрофическим. Надо изучать проблему и не жалеть времени на уточнение ее параметров.
  4. Системный подход. Всякая психологическая проблема многослойна и разветвлена, и если провести преобразование в исходном пункте, то все наслоения и ветви отпадут сами собой. Поэтому в работе с образами сначала надо находить магистральный путь и следовать по нему, не отвлекаясь на мелочи. Вторым этапом следует проводить проработку оставшихся деталей.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Этапы терапевтической работы

  1. Гипотеза. Результатом первого общения с собеседником должно быть ясное понимание симптома, который причиняет ему неудобства/страдания, а так же понимание ситуации, внутри которой этот симптом возникает. Наличие того и другого позволяет терапевту предположить структуру проблемы. При этом не стоит ограничивать себя в выборе концепций и взглядов на ее происхождение – главное получить первичное представление о предстоящей работе: какие импульсы требуют реализации и какие препятствия при этом необходимо будет устранить.
  2. Проверка гипотезы. Эта процедура своим результатом должна иметь 1) понимание всех оттенков чувства, от которого хочет избавиться собеседник 2) где и как оно находит выражение в теле собеседника 3) корректность или адекватность его лексического выражения со стороны собеседника. Например, он может ощущать гнев, но говорить, что испытывает страх. Все три параметра выявляются методом усиления беспокоящего чувства, чтобы терапевт получил возможность разглядеть все неясности. При этом имеют значение образные определения, какими собеседник может сопровождать свои переживания (“сдавливают тиски”, “как будто гвоздь раскаленный застрял”, “острым ножом режут”, “комок мешает дышать”, «перед глазами туман», «внутри так тошно, как будто бы куча грязи»), так как они позволяют терапевту уловить плоскость, в которой его собеседник видит свою проблему.
  3. Создание образа. Когда лексическая и соматическая локализация проблемного чувства становятся понятны, можно приступить к созданию образа. Собеседник пытается визуально представить свой симптом перед собой на стуле или в любом другом месте, когда услышит от терапевта важное напутствие: «Не напрягайтесь. Первое, что пришло в голову, то и хорошо». Каким бы нелепым первое видение не оказалось, оно и есть то, что требуется. Если собеседник испытывают трудности с воображением, значит, имеет место внутренний запрет, не позволяющий осознать проблему. Либо нет доверия к терапевту. Либо мешает императив логического мышления, когда довлеет убеждение, что разум и мысли – это одно и то же. Иногда собеседник старается придумать образ «получше», и тогда надо изменять тактику общения с учетом его склада ума - например, вовлечь в игру, когда собеседник приказывает придуманному образу открыть истинное лицо. Во всех остальных случаях необходимы дополнительные мероприятия: беседа, релаксация, рисование (тренировка воображения) и т.д. Главное, чтобы образ был естественной проекцией чувственного переживания.
  4. Исследование образа. На этой стадии терапевтическая гипотеза может быть кардинально пересмотрена, так как правильно созданный образ несет в себе огромное количество новой информации, которую терапевт должен уметь читать. Например, образ змеи, практически всегда соответствует фаллосу. Иголки или кинжалы, поражающие сердце, означают болезненные переживания, связанные с любовью. Раскрытые цветы, как правило, связаны с теми или иными актуальными чувствами. Образ болота – депрессивные переживания. Железные или каменные предметы в голове соответствуют жестким родительским предписаниям. Туман или облака – это непролитые слезы. Капканы или железные тиски, мешки с песком могут означать переживание чужого давления или ограничения свободы. Телов в рыцарских доспехах соответствует мышечному панцирю и ограничениям в общении. Дерево, располагающееся от ступней до макушки, означает витальную силу и уверенность в себе. Скала – образ родителя, который давит на ребенка. Солнце - изобилие энергии и родительская любовь и т.д.
  5. Проверка на фиксацию. Фиксация – это когда визуальный образ реально фиксирует эмоционально-чувственное состояние собеседника. Если такая связь существует, то изменение образа будет означать изменение этого чувственного состояния. Например, увеличение размера образа может привести к усилению болезненных ощущений или наоборот. При этом собеседнику не обязательно знать истинный смысл манипуляций, потому что это может добавить терапевту ненужных хлопот.
  6. Метаморфоз. Этот этап должен изменить интересующее эмоциональное состояние (симптом), что достигается работой над его визуальным образом. Механическое изменение «картинки» результата не дает – требуется искренняя и эмоциональная работа собеседника, потому что истинное преобразование возможно только как результат затраты психической энергии человека. Чем больше, тем лучше, потому что трансформация негативного образа осуществляется до тех пор, пока он не исчезнет полностью и на его месте появляется нечто противоположное по смыслу – позитивное, доброе, хорошее. Например, чувство агрессии, символизируемое черным шаром, сойдет на нет, если этот черный шар исчезнет. Вместо него может спонтанно возникнуть цветок белой ромашки, который на соматическом уровне будет выражаться свободным дыханием и снятием напряжения в области солнечного сплетения.
  7. Соматизация. Именно тело является тем шкафом, где хранятся наши эмоциональные состояния. Приняв новый образ в себя, в свое тело, собеседник принимает ту новизну, которую он ощущает с устранением привычного симптома. Иногда это бывает сложно и даже невозможно. В таких случаях необходимо продолжать разбор психологических проблем собеседника.
  8. Тест на ситуацию. Если собеседник вообразит ситуацию, в которой обычно возникало нежелательное переживание, и при этом ничего не почувствует, то работу можно считать выполненной. Практика показывает, что ментальная проверка полностью идентична реальной, хотя бывают исключения, когда в мыслях человек решает свою проблему, а в жизни все остается по-прежнему. Это происходит, если собеседник обманывает себя и терапевта, либо имеются неучтенные причины для сохранения страданий.
  9. Тест на экологию. Собеседника, после избавления его от психосоматики, необходимо спросить: нет ли каких-либо возражений против достигнутых изменений? нет ли неприятных ощущений в теле? Это необходимо сделать, чтобы быть уверенным в необходимости закрепления полученного результата.
  10. Закрепление. Основная проблема закрепления («якорения») заключается в том, что собеседник - не пациент. В сеансе он выступает в роли клиента, получающего расслабление, которое ему нужно, чтобы остаться наедине с самим собой. Поэтому психолог должен знать, насколько серьезно и искренне собеседник принимает достигнутые изменения. Иногда тот соглашается только для вида, что делает невозможным закрепление результата, а значит, вся работа – насмарку, потому что симптом вернется, и клиент будет считать себя обманутым. Ситуация, не смотря на свою парадоксальность, чревата конфликтом, поэтому прежде чем приступать к якорению (закреплению), психолог обязан удостовериться: не лукавит ли собеседник? И если имеет место «двойная игра», надо либо поменять тактику общения, либо продолжить разработку психологических проблем собеседника в направлении особенностей его характера.

Как убрать запреты на доступ к памяти "Не вспоминай!", "Забудь!".

Сеанс гипноза и гипноанализа по skype (отрывок). Запросы панические атаки, нейродермит, фобия воды

Стратегии гипноанализа при панических атаках. Два основных варианта диагностики

Паническая атака сопровождается четким осознанием триггера - фактора, запускающего симптом. Поэтому собеседник, страдающий паническими атаками, может помочь вам в выборе стратегий борьбы с недугом. Выбор невелик. Обычно используется купирование (ограничение) симптома с последующим поиском психотравмы через патологическую лексику. Либо акселилируем симптом, чтобы с помощью его ощущений выйти на психотравму.

● Купирование (ограничение) симптома с последующим поиском психотравмы через патологическую лексику.

Обращаемся к автоматическим мыслям, которые слово кончик галстука из закрытого чемодана, позволяют понять невидимую часть - то что скрыто в подсознании. Например, “сойду с ума”, “ничего не поделаешь”, “теряю контроль”, “кому нужна", “сердце не терпит”. Это распространенные словосочетания в "автоматических мыслях", которые позволяют предположить, что панические атаки питает не столько страх, сколько беспомощность. паники чаще лежит ощущение беспомощности, чем страха. Если грубо, то первое парализует мышление, второе заставляет действовать.

Желательно без регрессии убираем эмоциональный заряд с каждой установки. В каждом следующем сеансе доламываем эмоциональные триггеры до полного купирования симптоматики.

Пример. Парень обратился с ПА, как таковых приступов было мало, один два в месяц, но пил лекарства, решил попробовать соскочить. Позвонил утром с того вечера, когда услышал, что коллеги на работе стали называть сумасшедшим. Шутка застряла в мозгу, ночью мучили кошмары. Этап самоподготовки показал отсутствие гипнабельности (“веки сразу открыл, вообще не понимаю как глаза могут склеиться”) и острую реакцию на ролики про душевнобольных (“глянул раз, потому вы сказали, а так не хочу смотреть, у меня дурка в голове уже”).

Привожу основные шаги во время диагностики.

- С чего решили, что гипноз поможет?
- Работаю аудитором и логикой понимаю, что нет причин для паники, значит что-то подсознательное из детства.
- Проходили медобследование, в частности что сказал психиатр?
- Ничего не сказал, здоров, больше отдыхай и пропей таблетки. Другой посадил на жесткие антидепрессанты, эффект есть, когда перестаю пить, все возвращается.
- Записи удалось прослушать?
- Пробовал и медитацию и мета когнитивную терапию, все осознаю и это никак не помогает. Из уважение к вам прослушал обе аудио, честно никуда не погрузился.
- Есть ли потенциально причины, отчего и когда могла сформироваться паника?
- Знаете, могу предположить, что из-за болезни брата, в тот период это было неожиданно, слег с сердцем, его жена была беременна и я все организовал - лечение, переезд. Тогда я не знал усталости, может накопилось потом.
- Логически сравнивая себя до и после болезни брата, есть разница на уровне мышление или поведения?
- Одно выделю, я стал более черствым к людям, то есть если раньше мог переживать за кого-то, то сейчас ничего не чувствую. Может переволновался и не хочу снова это переживать.
- Какие мысли наиболее цепляют?
- Отметил в таблице, зачитаю. Боюсь сойти с ума и стал бояться врачей, не врачей, а того отношения, но думаю это рационально, я же сам видел как в больнице все происходит, поэтому отвез брата в частную клинику.
Если нет прямых заходов в прошлое, то убираем слой за слоем, тем более это диагностика. Драматизируем ситуацию, что обнажить эмоцию.
- Как эксперимент закрой глаза. Не надо расслабляться или куда-то улетать. Настройся на тело. Осознай, что выделяешь мой голос среди иных звуков. точно также по мере повышение концентрации будешь отделать, где твои мысли, а где внушенные, чужие. Вообрази, что ситуация развивается по самому тревожному сценарию. Что может произойти? Не спеши с ответом, мысленно пройдись по разным вариантом и опиши самый болезненный.
- Думал уже, и кошмар был об этом. Я сойду с ума, умирать не страшно, а вот закончить жизнь в дурдоме это куда страшнее.
- Представь, что это уже произошло..
- Куда уже дальше.
- Все равно представь, что стал ненормальным, сумасшедшим, если кто-то из людей, если тебя таким увидел, то стало бы еще больнее?
- Нету, сам только.

Нет гипнабельности на начальном этапе, приходиться быть более жестким, сеанса с третьего защиты для погружения убрали и не приходилось повторять вопросы.

- Еще раз вспомни близких, недругов, все смотрят на тебя, есть кто-то от чего взгляда идет напряжение?
- Да, есть. Бывшая жена. Давно это было. Она кстати могла мне внушить, что я ненормальный. Ранний брак был, на втором курсе поженились. Я тогда был робким и застенчивым. Потом узнал, что подругам говорила, что я рос придурком и чего-то осталось видимо. Помню вегетарианцем пытался заделаться. Темноты боялся. При этом учился на отлично и родители ни в чем не отказывали. Снимали квартиру, никогда не жил в общежитии. За это бывало косо смотрели и вспоминаю мелькали фразы, что ему нельзя среди нормальных жить. Но прямо никто не обзывал сумасшедшим.

По ассоциации вызывали ранние воспоминания, этого достаточно для проведения образной терапии.

- Вообрази, что смотришь на мир глазами того себя, робкого, застенчивого. И что там самого дискомфортного может произойти?
- Перестанут общаться совсем. Особенно девушки.
- Как будто никто не общается, что еще могут сделать, как подлить масла в огонь?
- Отвернутся, не будет друзей, ни врагов. Я и сейчас то этого побаиваюсь.
- Сфокусируйся на фразах “Не нужен” и “Сойду с ума”, последовательно повтори каждую мысль про себя раз 5-6 и отметь как тело реагирует?
- Одинаково неприятно.

Дальше ничего нового, превратили каждую патологическую идею в образы, которые идеомоторно связаны с эмоцией обиды и страха и убрали оба заряда. Час ушел на первичный прием, зато через день была обратная связь, клиент ощутил изменения, возможно с учетом плацебо.
Весь гипноанализ находили стрессовые ситуации, выдели тревожные мысли и позволяли эмоции выкипать. Никаких амнезированных периодов не потребовалось. Рецидивов нету до сих. Здоров.

● Жесткий вариант гипноанализа

Если есть отправная точка, то есть стресс от которого панические атаки запустились и минимальная гипнабельность на уровне “веки слипаются”, то лучше сваливать сразу в травму. Повезет, хватит пару сеансов на достижения результата.

Пример. Сомнамбул пришел, бывший сектант, увлекающийся, не матерый эзотерик. Паника случилась на ровном месте, хотя предчувствовал беду, за пару дней до приступа сын пропал в горах, не выходил на связь. Все обошлось, но осадок вошел в сердце, стало екать и “что-то пошло не так”.

- Закрой глаза и настройся на мой голос…
- Геннадий, извини, я забыл, в медитации ухожу очень глубоко. Можешь связь потерять со мною. Может я слегка погружусь и начнем.
- С чего ты взял, что глубоко погружаешься?
- Я растворяюсь в тишине и ничего не чувствую.
- А как понимаешь, что пора заканчивать?
- Хороший вопрос, я просто знаю.
- Где в теле это знание ощущаешь?
- Что-то в солнечном сплетении пульсирует
- Отлично, закрой глаза, и сфокусируйся на солнечном сплетении и опиши есть ли эта часть?
- Да, есть едва осознаю .
- Припомни момент, когда друг звонил и сказал, что сына ищут. И сравни та же часть появилась или как-то по -иному?
- Точно также. Помню сидел, отменилась встреча, почувствовал что-то не то.

Специально привел начало терапевтической беседы, все-таки гипнотики не значит роботы, приходится настраиваться на человека.

- Мысленно представь, что глаза и эта часть связаны. Я щелкну пальцами, веки склеены, попытайся припонять веки. Хорошо. Веки в замке, сильнее пытайся, глаза слипаются крепче, а все что внутри было слабым и тревожным растет с каждым вдохом и выдохом тебя как затягивает вниз, вглубь памяти. Один. Входишь в эту часть в солнечном сплетении. Два. Двигаешься назад во времени. Вспоминаешь более раннего себя, пропитанного этим напряжением. Три. Вернулся назад. Ты там, что происходит? Олин, с кем-то?
- 2 годика. Я не понимаю, что там, я знаю, что папа напился и едва не утонул. Мама со мною поехала в больницу, не с кем было оставить. И там родители поскандалили, возможно это было поводом, что подтолкнуло маму на развод.

Всю цепочку не буду приводить. Ушли в прошлые жизни, где вызывал соматическую абреакцию. Клиент там умер от ран в бою. Был этап родов, тоже насыщенным эмоционально.

Конечно регрессия стимулирует ложные воспоминания, это не так важно как то, что убрали много подавленных эмоций. И после вернулись к дезадаптивным установкам, что нарисовались как “Ничего не могу”, “Сердце слабое, я слабый”. Где-то на четвертом сеансе только отпала надобность в прошлых реинкарнациях и проявилась логика травм, то есть клиент осознал как и откуда возникли эти внушения. Убрал вместе с гипнабельностью, навык потери ощущений тела остался, а вот бесконтрольные зависания в трансе сошли на нет.

Как снимать запреты в гипноанализе. Установка “Не вспоминай!”

В регрессии, когда мой собеседник пребывал в возрасте 10 лет, воспоминания неожиданно прервались. Это произошло после того как отец собеседника сказал своему сыну: “Не подходи ближе, упадешь”. Перебрав варианты, я решил попробовать версию запрета на воспоминания.
- Щелкну пальцами и - веки в замке. Они склеены с лечебной целью так крепко, что открыть невозможно. Проверь. Сделай еще попытку. Достаточно. Расслабься вдвое глубже прежнего. Почувствуй как бьется сердце и начни с каждым ударом заполнять вниманием все тело. Сосредоточь внимание на такой фразе: “Расскажешь - будет больно”. Произнеси про себя эту угрозу несколько раз в разных вариантах с разным выражением и одновременно следи за своими ощущениями. Что чувствуешь?
- Напряжение.
- Где?
В солнечном сплетении и малость в животе.
- Сфокусируйся на значении слов "смерть", "гибель", "умирать" и следи за напряжением. Меняется?
- Да, растет.
Где?
Там же.
Мысленно дистанцируйся от этой части и посмотри, на что похоже это ощущение? Что рисует воображение?
- Маленький комок, черный и грязный.
- В порядке эксперимента, стукни это существо.
- Больнее становится.
- Теперь, наоборот, скажи ему, что не будешь больше причинять боль, что считаешь его хорошим.
- Делается светлее и мягче, шевелится.
- Спроси у него, из какого оно возраста. Пусть покажет тебе, как оно появилось в твоей жизни.
Тут мой собеседник сильно возбудился, описывая убийство ребёнка. Не фига себе. Снял эмоциональный заряд и решил заглянуть поглубже. Воспоминание распалось на два эпизода. Один произошел в 5 лет. Была ссора двух детей, в которую вмешался папаша одного из них. Тот не нашел ничего лучше как погрозить пистолетом обидчику своего сына со словами: “Еще раз такое увижу ….”. Второй случай имел место в 4 года. Дело было в горах, сначала нашел гильзу, потом позвали старшие в какой-то барак, где пленного устрашали тем, что стреляли рядом. Ребенку специально показали это. “Если кому расскажешь про гильзу, убьем и никто не узнает”.
Примерно полчаса ушло на снятие блокировки памяти, после чего мы с собеседником легко провалились в период до года, где уже удалось избавиться от подавленных чувств путем соматической абреакции. Курс ещё не завершился, когда на моем сайте появился отзыв: “Спасибо, наконец-то могу путешествовать по памяти без боли и ночных кошмаров. Так удивительно вспоминать детство!”

Как снимать запреты на действия. Установка “Не плачь!”

Гипнотерапия протекает тем быстрее, чем проще удается нащупать эмоциональную нить, ведущую к травмирующим эпизодам. Решив эту задачу, обращаемся к когнитивному гипноанализу. При этом помним, что мы имеем дело с расстройством, которое состоит из амнезии, которая скрывает эмоциональный заряд - батарейку, питающую паталогическое представление. Оно родилось благодаря установке - семантическому (вербальному) внушению.

Мужчина, в прошлом кикбоксер, сейчас представитель одного юридического агентства. Панические атаки в сочетании с приступами ревности. Я его про себя так и назвал Кикбоксер. Гипнабельность наличествует, но эмоционального фона нет. В беседе выяснилось, что переломным моментом стало расставание с первой женой и ребенком ради бизнеса в чужой стране, кстати успешного. До и после, по словам Кикбоксера, “знал куда и как идти". Через год после расставания "стал нервным, в день выпивал как отец, но здоровье позволяло утром быть в форме”. Ситуация как на ладони, при этом результат моих попыток вызвать чувство оказался равен нулю. Что было дальше, привожу по протоколу.
- Вспомни детство, в садике плакал?
- Да, как все.
- В школе, когда дрался, были слезы?
- Класса до 5-6. После не помню. Даже, когда отца потерял, не ревел.
- Из-за чего “не мог плакать”? Может случилось что? Или кто-то авторитетный запретил, наругал, пристыдил? Может, сравнил с девчонкой?
Оказалось, порогом стала смерть бабушки и дяди. Это как раз был 5 класс.
Вспомни бабушку. Не стремись к картинке, просто почувствуй, как она выглядит. Теперь обратись к ней, попрощайся, скажи слова благодарности, если есть за что. При этом следи, существует ли какая-нибудь часть тебя, которая не может расстаться, сопротивляется этому?
- Да, не могу. В районе груди как грусть.
- Я щелкну пальцами и твои глаза сольются с этой грустью. Снова щелкну пальцами и веки сомкнутся так, что все попытки их открыть окажутся бесплодными. Можешь проверить. Не получается? Потому что внутри тебя растет и ширится пойманное чувство. Оно превращается в самостоятельную душу, наполненную мыслями и энергией. Всмотрись в нее, как она выглядит? На что похожа?
- Воронка вроде, что-то засасывающее. Это не шиза?
- Нет, это игра воображения. Будь как ребенок и все будет отлично. Направь внимание на воронку и мысленно разреши всему, что там внутри, выйти наружу. Что происходит?
- Оттуда кораблик выплывает.
- Для тебя этот кораблик свой или чужой?
- Вспомнил. Это бабушка подарила. Вместе с сестрой играли.
- Попробуй вернуть кораблик бабушке.
- Не хочу. Это же память о бабушке. Если я отдам, она уйдет.
- Не хочешь, чтобы она ушла?
- Сейчас осознаю, что не верю, что она умерла. Во сне являлась много раз. Столько добра сделала мне и сестре.
- Тогда скажи бабушке, что я благодарен и скажи конкретно за что… Что чувствуешь?
- Слезы наворачиваются.
- Значит, все правильно. Продолжай говорить, а за окном идёт дождь, так легче.
Слезы у Кикбоксера потекли не потоком, а ручейком - и ладно. Главное отпустил бабушку. Посадил ее на корабль и пожелал счастливого пути. Примерно так же простились с дядей. Тот был пьяницей, чем пугал, но будучи трезвым, любил детей. Именно дядя оказался той фигурой, которая сыграла важную роль в судьбе Кикбоксера.
- Со школы пришел весь побитый, тогда подрались с одноклассником. Ему помог брат и вдвоем они меня поколотили сильно. Обидно было и больно. Пришел к дяде пожаловаться, а тот хмельной и с товарищами. Стали скопом поучать, что нельзя плакать. Мол “не плачь никогда, ты же пацан, девчонке можно, парню - нет!”. Я еще сильнее разревелся и получил тумака. С тех пор замолчал надолго, очень надолго. И не мог плакать. Это мне много дало. Помню на футболе поцарапал ногу до крови и все равно играл. Тренер хвалил, и кличку ребята дали “Брюс Ли”, потому что терпел боль.
- Сосредоточься на словах “не плачь!” или “нельзя плакать”, как тело реагирует?
- Не дрожь, а пульсация в области живота. Когда такое чувствую, трушу.
- Вообрази, что слова, звуки, мысли - все что помнишь об этом, - это как маленькие ручейки, которые втекают в большую реку чувства твоего дискомфортного чувства. На что оно похоже? Каким ты его видишь?
- Дракон или змея с огромной головой.
- На время стань этой частью тебя. Какие мысли и эмоции испытываешь?
- Одиночество.
- Обратись к этому дракону и скажи, что ты не собираюсь причинять ему боль, что ты знаешь, что он хороший. Что происходит с драконом?
- Становится маленьким мальчиком и улыбается.

ТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ

Эмоционально образная терапия основывается на переводе  восприятия собеседником симптоматики своего расстройства на символический уровень. При этом надо помнить, что в отличие от других методов терапии диссоциированных частей личности ЭОТ требует постоянной идеомоторной связи. Её необходимо постоянно поддерживать с целью скорейшего распознания функции образа и  достижения абреакции. В противном случае возможен обратный эффект: симптоматика усилится или будет вытеснена вглубь памяти.

Подготовка к эмоционально-образной терапии

Для выхода на символический уровень существует стандартный опросник, с помощью которого собеседник может выдать вам необходимую для анализа информацию. 

  1. Детское сознание человека состоит из того, что вкладывают в него окружающие люди. Кто, на ваш взгляд, сделал наибольший вклад в ваше воспитание?   
  2. Потери в юном возрасте запоминаются сильнее, потому что воспринимаются более остро, чем в последующей жизни. Были ли у вас потери в детском и подростковом возрасте, которые поделили вашу жизнь на до и после? 
  3. Возможно, есть потеря, о которой до сих пор тяжело вспоминать?  Или наоборот, есть умершие, о которых вы вспоминаете чаще, чем о других? 
  4. Вспомните похороны близкого человека, в которых вы не смогли заставить себя участвовать. Нежелание расставаться с близким человеком иногда приводит к снам, в которых он подсказывает, помогает. С вами подобное не происходило? 
  5. Чьим именем вы готовы клясться? Память какого человека для вас священна?
  6. Когда мы говорим о книжном воспитании, мы имеем в виду литературные образы, которые оказывают воспитывающее влияние. Можете ли вы назвать книжного или киношного кумира, который был для вас моделью? На кого вы очень сильно хотели походить? 
  7. Иногда близким существом бывает собака, лошадь и любое другое животное и расставание с ними ранит не меньше, чем с близким человеком. Не было ли вашей жизни такого рода утрат? 
  8. Существует выражение "вложить душу", которое используют в том числе и в отношении неодушевленных явлений. Это может быть свой дом, который вы сами проектировали и сами строили. Или машина, которую вы ремонтировали или реконструировали. Или сад, взращенный собственными руками. Припомните, что  для вас ассоциируется с чем-то большим, чем просто его назначение. Существует ли в вашей памяти место, оказавшись в котором вы бы испытали сильное эмоциональное переживание?   

Подготовка к экспозиционной терапии. 

Установив структуру эмоционального реагирования своего собеседника, вы должны найти в доступной близости соответствующие триггеры - предметы и явления, запускающие его симптом. 

  1. Припомните, есть ли в вашем распоряжении или у родни, предметы, вещи, которые лично вам напоминают об ушедшем человеке, потерю которого вы переживали особенно сильно?
  2. Возможно, есть музыка, которая до вас неразрывно связана с образом этого человека? Фотографии, на которые вы не можете смотреть спокойно, потому что они напоминают о нем.
  3. Вспомните как он называл вас, каким особым именем, кличкой? Были ли у него любимые словечки, выражения, афоризмы?
  4. Если речь идет об утраченном ребенке, необходимо вспомнить, что он любил больше всего - какие сказки на ночь, какие игрушки, что ему нравилось есть, пить. 
  5. Относятся ли к числу непереносимых вами зрелищ  документальные видео с гибелью животных? Какие ещё существуют темы, видео о которых или даже разговоры, являются для вас неприемлемыми? 

Как проводить символическую абреакцию

Предполагаю, что проявили эмоцию, но интенсивности не хватает для соматического перепроживания, то мало единиц внимания в прошлом, поэтому переводим проблему в символическую плоскость.

Входом в подсознание являются  эмоции. Выбираем сильнейшую из них и наделяем ее визуальным  образом. Пусть это будет  субличность, которая поможет  найти открыть амнезированный пласт прошлого. 

Теперь надо понять происхождение  образа, чтобы тем же путем  высвободить содержащийся в нем эмоциональный заряд. На все, про все - не более 30 секунд. 

Разрядив образ, надо вернуться обратно в травмирующее воспоминание, чтобы пройти его еще раз. Проявляются детали, ранее скрытые, которые подскажут логику развития событий. Откроются новые очаги напряжённости, их надо таким же методом разрядить. Потом снова повторить всю процедуру. И так несколько раз, пока травмирующее воспоминание не будет очищено от эмоций полностью. 

Николай Линде "Эмоционально-образная терапия в работе с симптомом"

Николай Линде и Алина Спиридонова о лечении психосоматики в эмоционально-образной психотерапии

 

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Книга «Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Автор: Геннадий Иванов

Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН