ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Исследование обучения во сне, глава из книга А. М. Свядоща НЕВРОЗЫ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ.
Сон, по И. П. Павлову,— это состояние торможения коры головного мозга, спускающееся и на его нижележащие отделы. Согласно современным воззрениям, это не тотальное торможение, так как около половины нейронов мозга во время сна активны. Сон наступает в результате активной функции таламо-кортикальных синхронизирующих аппаратов мозга.
Нейрофизиологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что можно различать два вида сна: 1) обычный, или медленный, сон, при котором с состоянием полного покоя отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на электроэнцефалограмме медленных волн; 2) парадоксальный, или быстрый, сон или сон со сновидениями. Во время этого сна наблюдаются быстрые движения глазных яблок, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания). Электроэнцефалограмма приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1—2 гц меньше, чем во время бодрствования; обнаруживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2—3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные по времени с быстрыми движениями глаз). Во время парадоксального сна наблюдаются сновидения.
По всей вероятности, во время медленного сна происходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговременную память, а также освобождение емкостей оперативной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.
Парадоксальный сон чередуется с медленным. Он сменяет его 4—5 раз в течение ночи и длится каждый раз 6—8, реже 15—20 минут, занимая около 20—25% всего времени поведенческого сна. Первый период парадоксального сна наступает через 45—90 минут после засыпания. Этот вид сна регулируется древними механизмами ствола мозга. При его депривации наблюдаются невротические проявления. Как для обычного медленного, так и для парадоксального сна характерен «перерыв непрерывности потока сознания», с утратой способности отдавать себе отчет в месте, времени и окружающем. При сновидениях, кроме того,— переживание иной ситуации.
Между состояниями сна и бодрствования существует целая гамма переходов. Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения — различной. В связи с этим, по мнению И. П. Павлова, могут возникать различные гипнотические (фазовые) состояния (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы). Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, в то время как другие, даже более сильные, раздражители, могут заметного влияния не оказывать. Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют «сторожевой пункт». Через него спящий может поддерживать контакт — раппорт (от франц. rapport — отношения, связь, сношения) с внешним миром. Естественно, что сон со «сторожевым пунктом» будет частичным. Поскольку явления раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них несколько подробнее.
Явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными. В связи с этим способность к сохранению сторожевого пункта во время сна, возникшая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора. В. Н. Сперанский следующим образом объяснял происхождение раппорта: «Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т. п., в зависимости от характера сигнала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожем и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погибло бы».
Интересное наблюдение приводит Л. А. Орбели: «Головоногий моллюск-осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если вы прикоснетесь к дежурной лапе, то просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию». Очевидно, во время сна моллюска сохраняется сторожевой пункт, через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром.
Б. Н. Бирману удавалось экспериментально получать у собак сон с явлениями раппорта. Для этого у животного вырабатывался условный рефлекс на строго определенный тон (до —265). Затем животное погружалось в глубокий сон действием отрицательных, дифференцировочных, инактивных раздражителей. Теперь при действии тона до —265, сочетавшегося ранее всегда с подкармливанием, животное немедленно пробуждалось, в то время как оно почти или совсем не реагировало на другие раздражители (свист, бульканье, сильный стук в дверь). «Очевидно,— указывает Б. Н. Бирман,— в заторможенной коре собаки один пункт сохранял свою возбудимость, оставался бодрствующим. Этот пункт, реагировавший на тон до —265, сохраняет, таким образом, связь эффекторных аппаратов с этим раздражителем, тогда как связь с остальными внешними раздражителями была прервана, выключена. Благодаря существованию такого сторожевого пункта сон мог бы быть глубоким, но не был полным — это был сон с частичным бодрствованием».
Благодаря наличию сторожевого пункта во время сна спящий может поддерживать контакт с внешним миром. Восприятие речи во время сна возможно только при наличии сторожевого пункта, через который осуществляется раппорт. Сон со сторожевым пунктом может быть естественным, гипнотическим и неглубоким наркотическим, что позволяет лечить внушением.
ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВЕННОГО СНА
Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук из соседней комнаты. Однако достаточно появиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, как она услышит и сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако сразу же проснется, как только услышит сигнал тревоги, поданный часовым. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный стук машины, мельник— если остановится мельница и перестанет доноситься стук колес. Во всех этих случаях во время естественного сна имеется сторожевой пункт, через который поддерживается раппорт со строго определенным раздражителем. «Пункт» этот по существу является сложной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или неполное пробуждение.
Как было показано нами (1940), сторожевой пункт во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться (особенно если при этом произносятся фразы «Спите спокойно, не просыпайтесь... Слушайте и запоминайте слова... Наутро будете все помнить...») или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь не просыпаясь. Можно образовать сторожевой пункт и при помощи других приемов, например предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне. Оказалось, иногда можно не только воспринимать речь (например, слова иностранного языка), но и сохранять ее в памяти в актуальном либо латентном виде. В первом случае человек может усилием воли актуализировать, т. е. вспомнить, воспринятое, во-втором — не может, но необычно легко выучивает его по пробуждении.
Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается. Испытуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая переживается как мысли, неизвестно как попавшие в голову, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении (А. М. Свядощ, 1940, 1962—1965).
Согласно современным воззрениям, при восприятии в состоянии бодрствования сигнал от органа чувств поступает в мозг — корковую проекционную зону данного анализатора — и несет информацию о характере раздражения. Одновременно сигнал от органа чувств поступает в ретикулярную формацию. Отсюда по «неспецифическому» пути с запозданием на несколько миллисекунд направляются импульсы, активирующие кору. Во время глубокого естественного сна и даже в состоянии наркоза звуковой сигнал от органов чувств поступает в кору мозга и вызывает реакцию на электроэнцефалограмме. Однако импульсов из ретикулярной формации не поступает. Сигнал остается изолированным, не связанным с другими участками мозга, и человек, проснувшись, не может его вспомнить. Ведь сотни людей спят в то время, когда кто-нибудь разговаривает или идет радиопередача, однако наутро обычно не помнят того, о чем говорилось во время их сна. Не трудно добиться поступления сигнала в кору мозга, трудно добиться его усвоения — возможности воспроизведения по пробуждении1. Последнее оказалось невозможным во время глубокого сна (когда на электроэнцефалограмме доминируют медленные волны) и удается лишь при неглубоком сне.
Как не любая речь, воспринятая в состоянии бодрствования, так и не всякая речь, воспринятая во время сна, оказывает внушающее действие. Если для целей обучения во сне (гипнопедии) очень важно, чтобы воспринятое не подвергалось амнезии, т. е. чтобы по пробуждении человек мог вспомнить воспринятое во время сна, то для целей внушения этого не требуется. Наоборот, практика гипнотерапии показывает, что внушения особенно действенны, если по пробуждении от сна они подвергаются амнезии. Это относится и к внушениям во время сна естественного. Поэтому техника внушения во время естественного сна отличается от техники, применяемой с целью гипнопедии.
Внушением во время естественного сна путем нашептывания фраз спящему пробовали лечить детей Н. В. Вяземский, Burdon, Coué и др. Особенно широкое распространение этот метод нашел в США. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе. Дети иногда разговаривают во время естественного сна, и с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии удаются редко. В общем установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно.
Техника внушения во время естественного сна. Внушения во время сна проводятся тихим голосом, внушающим тоном. Чаще всего они начинаются словами: «Спите глубже, не просыпайтесь. Засыпайте глубже и глубже... С каждым днем вы себя чувствуете лучше и лучше, лучше и лучше...» Далее следует лечебное внушение, повторяемое с паузами до 5 секунд несколько раз (серия внушений). Она чередуется со словами «Спите глубже, глубже... С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше...» За сеанс проводятся 5—6 серий внушений. Возможны различные варианты техники внушения во время сна.
Гипнопедия (Обучение во сне). Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2—3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», затем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не пробуждает, .спите все глубже, глубже и глубже...». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации —лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными
Гипнопедия. Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1—2 минуты) дают прослушать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).
На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 будете спать. Раз... два... три...» и т. д. считают до 30 медленным, монотонным голосом — полушепотом, с паузами в 3—4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь... С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше...» и далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3—4 секунды 5—6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5—10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы обучения во сне повторяются ряд ночей подряд.
Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.
Гипнопедия. Вариант 3. Внушение делают ночью в течение первых 15—40 минут сна и далее под утро за 1—2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (обычно ребенка) и тихим голосом произносят слова: «Спи глубже, глубже... Не просыпайся.» Далее 20 раз повторяют слова внушения. Например, ребенку с ночным недержанием мочи говорят: «Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая». Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое подвергается амнезии. У некоторых больных с навязчивыми страхами или мыслями, или лиц, страдающих от дурной привычки, может во время сна происходить избирательное восприятие речевых сигналов, адресующихся к имеющемуся у них «больному пункту», в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Судить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтическому эффекту (критерий не надежен). Иногда с этой целью можно предложить больному запомнить те или иные слова, например 10 русских слов, которые многократно повторяют, или 2—3 фразы, рисующие какую-либо сцену («Вы на берегу моря...»). При этом говорится: «Будете помнить эти слова. Наутро сможете их рассказать». Наутро предлагают один раз прослушать 20 слов, среди которых даны в разбивку 10 читавшихся во время сна, и сравнивают, какие слова лучше запомнились (воспроизвести их спонтанно обычно не удается) или же выясняют, не нашла ли речь, воспринятая во время сна, отражения в сновидении. Невозможность воспроизведения речи нейтрального содержания не опровергает возможности восприятия внушений. Запоминание речи во время сна вслед за терапевтическими внушениями иногда в силу интерференции может ослабить терапевтический эффект внушения, поэтому оно нежелательно.
Гипнопедия. Вариант 4. Предварительно днем во время гипнотического сна или наяву внушают больному: «Сегодня ночью вы заснете под звуки моего голоса и услышите то, что я вам скажу. Будете спать и слышать, не просыпаясь», В остальном лечение проводится, как в варианте 3. При другой модификации больному предварительно аналогичным образом внушается, что он будет ночью спать спокойным сном. Сквозь сон услышит счет до 12 и внушения, которые ему сделают. Далее ночью проводится лечение, как в варианте 3, но начинают сеанс со счета от 1 до 12. Считают тихим голосом, со скоростью примерно одного слова в секунду. Применение счета облегчает настройку на заданный сигнал.
Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения. Для этого предлагается испытуемому сесть или лечь в удобной позе и мысленно несколько раз повторять слова: «Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь».
Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.
Гипнопедия. Вариант 5. Больного переводят из состояния сна в просо-ночное состояние, с ним устанавливают речевой контакт, затем дают вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается и ему предлагают выполнить простейшие действия (говорят: «Поднимите руку... выше... выше. Продолжайте спать... Спите глубже, глубже...»). Далее переходят к лечебным внушениям.
Сеансы внушения во время естественного сна могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. В нашей клинике В. А. Сухаревым они проводятся коллективно при лечении больных хроническим алкоголизмом и неврозами. Применяется главным образом вариант 5 методики. Коллективные сеансы гипнотерапии днем сочетаются с коллективными сеансами внушения во время естественного ночного сна. Динамики установлены в палатах. Внушение проводится путем воспроизведения звукозаписи. При коллективных сеансах внушения во время естественного сна больным неврозами внушается покой и общее хорошее самочувствие («С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Совершенно спокойны. Настроение ровное, хорошее. Полны бодрости, силы, энергии»).
Для проведения коллективных сеансов внушения во время ночного сна может быть рекомендован предложенный нами вариант методики, получивший название никтосуггестии (от греч. «никтос» — ночь и «суггестия»— внушение). При нем первоначально проводится сеанс коллективной гипнотерапии или внушения наяву, во время которого вырабатывается «сторожевой пункт», обеспечивающий восприятие речи во время ночного сна. Для этого больному предварительно внушается, что ночью он будет спать, не просыпаясь, но сквозь сон услышит сигнал (счет до 12) и далее слова внушения. Ночью включается магнитофон с записью голоса врача. Больной слышит сигнал (счет до 12) и далее фразы: «Спите глубже, не просыпайтесь... Дыхание ровное, спокойное... Засыпайте все глубже и глубже...». Затем следуют слова лечебного внушения. В заключение больному внушается, что он будет продолжать спать глубоким сном.
При этом варианте методики в большинстве случаев больные во время внушения продолжают спать, не просыпаясь. Если же кто-либо из них проснется, то методика фактически предусматривает гипнотизацию проснувшегося с последующим переводом гипнотического сна в естественный ночной.
Лечение внушением во время естественного сна не всегда легко осуществимо. Иногда сон слишком чуткий, поверхностный и пробуждение наступает легко или очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее угасить. Иногда, наоборот, сон слишком глубок и добиться раппорта со спящим не удается. Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется он также для борьбы с онанизмом, ночным недержанием мочи и некоторыми вредными привычками у детей. При лечении навязчивых состояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия (внушается «не думать о болезненном симптоме; если и вспомните, не волнуйтесь, будьте совершенно спокойны...»).
P. S. Во время сна легче запомнить речь, например иностранные слова, если перед сном 1—2 раза перечитать эти слова или прослушать их. Тогда ассоциативные связи, возникшие перед сном, легко оживут при восприятии речи во время сна. Отчасти поэтому спящему легче запомнить речь, если он слышит ее несколько раз: многократные сигналы способствуют расторможению соответствующих связей и большей их прочности.
P. S. P. S. В народе гуляет стойкое представление, что в глубокой стадии гипноза можно принудить человек убить, даже больше - можно полностью завладеть сознанием загипнотизированного. Доказать или опровергнуть это утверждение сложно, но можно хотя бы понять как такое происходит, если такое вообще происходит. Склеил несколько фрагментов из фильма "Маньчжурский кандидат", как всегда полная технология зомбирования осталась за кадром, но уже то, что показано, достаточно для понимания сути процесса "промывки мозгов".
• Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу».
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии