Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Как адаптироваться после получения инвалидности – психологические аспекты

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Говоря об инвалидности, обычно имеют в виду результат болезни или травмы с необратимостью патологического процесса, либо повреждение организма или нарушение его функции. Такой человек имеет физическое или умственное нарушение, которое существенно ограничивает жизнедеятельность, оказывает долгосрочное, неблагоприятное влияние на способность выполнять повседневные задачи. Психосоциальные аспекты инвалидности сосредоточены на проблемах физического и психического здоровья, стигматизации в обществе, необходимости более активного участия семьи и сообщества.

Инвалидность может быть результатом несчастного случая, болезни, врожденного дефекта, генетического расстройства. Существует множество различных видов инвалидности: физическая, связанные с интеллектуальным или психическим здоровьем. Инвалидность может быть видимой или скрытой, постоянным или временным явлением, может оказывать минимальное или существенное влияние на человека.

Согласно медицинской модели, инвалидность определяется со ссылкой на то, что «неправильно» с человеком, как он отличается от «нормы», принятой обществом в целом. Социальная модель рассматривает, как устроена жизнь людей с инвалидностью, как такие лица подвержены влиянию барьеров, которые налагает общество.

Почему возникают трудности с адаптацией?

Есть некоторые факторы, которые делают человека более уязвимым к причинам инвалидизации, ухудшают способности адаптации после инвалидности:

Окружающая среда, финансовые обстоятельства влияют на то, как человек управляет инвалидностью. Люди, которые более обеспечены в финансовом отношении, могут больше платить за домашнюю адаптацию и покупать требуемое оборудование. У них есть выбор, который отсутствует у инвалидов с низкими доходами.

Люди, которые приобрели инвалидность в зрелом возрасте, с большей вероятностью инвестировали в безопасное будущее. Однако те, кто рожден с инвалидностью, могут не иметь образования и возможности трудоустройства, следовательно, будут зависеть от государства.

Повседневная деятельность инвалида часто ограничивается обществом. Если бы социальные и экологические барьеры были устранены, то люди с ограниченными возможностями получили бы более реальную возможность жить полноценной жизнью. К сожалению, инвалидность рассматривается как явно невыгодное положение, означает ограничение активности и участия. Общество (или его части)практически не принимает во внимание людей с ограниченными возможностями и их потребности, и, таким образом, исключает их из социума. Это приводит к различным психоэмоциональным нарушениям – страхам, депрессии, суицидальным идеям.

Например, туристическая инфраструктура не обеспечивает адекватных условий для инвалидов, не предлагает альтернативные виды мобильности. Поэтому физическое лицо лишается возможности путешествовать из-за того, что использует инвалидную коляску, но отсутствуют удобства на вокзалах, в поездах, в автобусах. Человек чувствует себя ущербным, ощущает злость и апатию, утрачивает интерес к жизни.

Структура общества в определенной степени общество диктует, как люди управляют своей жизнью. Существуют правила, протоколы и процедуры, основанные на традициях, которые редко подвергаются сомнению. Часто эти традиционные ценности заставляют людей с ограниченными возможностями страдать.

Например, компания устанавливает строгие правила в отношении того, как проходит рабочая неделя. Структурированный день, начинающийся в 8 с брифингов, затрудняет существование инвалиду, которому требуется дополнительное время, чтобы утром одеться и вовремя добраться в офис. Но если работодатель введет гибкий график и назначит встречу на середину рабочего дня, человеку не составит труда выполнять рабочие обязанности.

Ухудшает психическое здоровье человека ограниченный доступ к информации. Современник полагается на письменные материалы для учебы, работы, в повседневности, чтобы понять, во сколько приедет автобус, как работает кухонная техника. Эта информация полезна только для людей, которые могут читать. Чтобы помочь людям с инвалидностью, информация должна быть доступна на разных языках, крупным шрифтом и шрифтом Брайля, на аудионосителях. Людям, не способным слышать, следует обеспечить доступ к сурдопереводчику или субтитрам.

Огромным препятствием для психического благополучия становится поведенческий барьер окружающих, ведь у многих есть предвзятые представления о людей с инвалидностью. Это приводит к покровительственному отношению или нетерпимости, поскольку окружающие не признают, что инвалид не может (хотя и не по собственной вине) сделать что-то или быстрее устает.

Психологические последствия инвалидности

Взрослые с тяжелыми нарушениями, которые не адаптировались к возникшим особенностям, могут с трудом выполнять рутинные действия, поддерживать социальные отношения, жить независимо. Они также могут бросить работу, оставить учебу или отказаться от досуга, который когда-то был источником удовольствия. Они часто ощущают, что их свобода, независимость, автономия подорваны. Поэтому инвалидность тесно связана с появлением или усилением депрессивных симптомов, нарушением настроения, отсутствием удовлетворенностью жизнью, снижением самооценки.

Связь между инвалидностью и нарушением психического здоровья согласуется с ключевыми темами парадигмы стресса (Pearlin, 2005). Стрессоры – это острые травмирующие события, такие как потеря работы, и хронические напряжения, такие как долговременное ухудшение здоровья. Хронические стрессоры особенно вредны для эмоционального благополучия из-за их продолжительности, способности распространяться на многие сферы жизни. Постоянное воздействие стресса также угрожает иммунной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, репродуктивной системам, делает человека более уязвимым для психических расстройств (Carr, 2014).

Инвалидность уменьшает внутренние ресурсы выживания, включая мастерство и чувство собственного достоинства, и внешние ресурсы преодоления проблем, включая социальную поддержку. Ресурсы выживания имеют решающее значение для поддержания эмоционального благополучия перед лицом хронического стресса (CornmanandFreedman, 2019).

Хронический стресс – длительный процесс, посредством которого стрессор подрывает психическое здоровье. Так, первичный стрессор (инвалидность) вызывает вторичные стрессоры, такие как финансовая незащищенность, напряженность на работе, вынужденная безработица, семейный конфликт, которые еще больше подрывают благополучие (Shandra 2018).
последствия

Что ухудшает психическое здоровье инвалидов?

Ученые убеждены, что дискриминационные или унизительные межличностные контакты являются важным вторичным стрессором, из-за которого инвалидность подрывает психическое здоровье. Жестокое обращение с людьми с инвалидностью напрямую угрожает благополучию, что согласуется с исследованиями негативных психологических последствий дискриминации и стигматизации.

Классические теории стигмы утверждают, что люди с ограниченными возможностями могут быть обесценены и подвергнуты жестокому обращению со стороны других. Стигма определяется как любой личностный признак, «глубоко дискредитирующий» его обладателей. Такими атрибутами инвалидности, например, являются «пятна индивидуального характера», «мерзости тела».

Высказывают предположение, что инвалиды лишены права на полное социальное признание по двум причинам. Первая – потому, что их состояние непривлекательно для других. Вторая – потому, что присущие инвалидности «атрибуты» рассматривают как сигнал, что человек не способен выполнять ожидаемые социальные роли. Это особенно остро ощущается в современности, где трудоспособность рассматривается как показатель компетентности, успешности, значимости человека.

Современные концепции стигматизации подчеркивают, что умышленное исключение людей с ограниченными возможностями осуществляется социальными институтами и конкретными людьми, которые очерняют инвалидов. Это жестокое обращение включает разные аспекты: доступ к образованию, работе и здравоохранению, пренебрежительное отношение, агрессию в межличностных отношениях.

Дискриминация лиц с функциональными ограничениями запрещена законодательством многих стран. Закон РФ запрещает дискриминацию по признаку инвалидности во многих сферах, включая занятость, общественные услуги (например, транспорт), телекоммуникации. Он требует от работодателей предоставления разумных приспособлений квалифицированным лицам с ограниченными возможностями.

Несмотря на эту формальную защиту, судебные дела и сообщения средств массовой информации о жестоком обращении с людьми из-за проблем со здоровьем, даже относительно незначительных, таких как дефект речи, являются обычным явлением. Например, работники с ограниченными возможностями зарабатывают меньше, не имеют льгот, с меньшей вероятностью участвуют в принятии решений.

Дискриминация задокументирована в медицинских учреждениях. Такие пациенты в государственных лечебницах с большей вероятностью получат худшие услуги по сравнению с другими посетителями.

Многочисленные исследования показывают, что лица с инвалидностью в повседневной жизни ощущают агрессию, в том числе травлю и неуважительное обращение со стороны сообщества. Опросы людей с физическими ограничениями показали, что они чувствуют, что с ними обращаются как с «гражданами второго сорта», их интеллект и навыки недооцениваются (KellerandGalgay, 2010).

Жестокое обращение в межличностных отношениях – особенно значимый фактор для людей трудоспособного возраста по сравнению с лицами старшего возраста, потому что инвалидность среди пожилых людей более культурно ожидаемая. Инвалидность более дискредитирует людей трудоспособного возраста, поскольку она нарушает ожидания в отношении физически и экономически активных, независимых и «трудоспособных» взрослых. К пожилым людям с инвалидностью принято относиться с поддержкой и сочувствием, тогда как к молодым лицам общество склонно относиться с пренебрежением или неуважением.

Возрастные изменения в регуляции эмоций также влияют на то, как люди с нарушениями реагируют на изменение их состояния. У пожилых людей менее экстремальные эмоциональные реакции на стресс. У них большая способность видеть «хорошее» даже в неприятных ситуациях по сравнению с молодежью. Эта способность замечать положительное, игнорировать или преуменьшать отрицательное особенно проявляется в межличностных контактах. Пожилые люди сообщают о меньшем межличностном напряжении, испытывают меньший стресс, с большей вероятностью пассивно реагируют и избегают споров по сравнению с молодежью. Однако вторичные стрессоры, такие как трудности с навигацией по дому, ограниченное участие в жизни общества, социальная изоляция, ослабленное чувство автономии, становятся быть более заметными для психического здоровья пожилых людей по сравнению со стрессом, связанным с жестоким обращением.

Как вернуться к нормальной жизни с инвалидностью?

Знание особенностей состояния дает возможность определить ограничения, запреты, потребности и требуемые изменения. Признать и принять инвалидность важно для эмоционального благополучия, сохранения психического здоровья, получения необходимой поддержки. Трудно принять серьезные перемены, но как только этот факт будет осознан, человек сможет двигаться вперед, поставив реалистичные цели, которые необходимо достичь для улучшения качества жизни. Основное правило – не торопите себя, выполняйте шаги последовательно в комфортном темпе.

Шаг 1. Расскажите о переживаниях доверенному лицу

Столкновение с новой реальностью бывает трудным. Но, чтобы взять ситуацию под контроль, нужно признать ограничения и определить потребности. Как только удастся принять свои особенности, то сможете действовать логично, мыслить рационально, оптимистично смотреть в будущее.

Важный шаг– доверительный разговор с мудрым, доброжелательным, позитивным человеком. Это может быть член семьи, друг, опекун, психолог или сотрудник социальной службы.

Вам нужно выразить переживания, дать волю эмоциям, которые испытываете по поводу ограничений и проблем. Вербализация чувств поможет чувствовать себя услышанным. Осознание, что другие понимают тяжесть состояния и готовы оказать содействие, способствует появлению душевного спокойствия, ощущению очищения души.

Вы можете испытывать грусть, стыд, гнев, страх, опустошение из-за инвалидности. Это естественные и нормальные ощущения. Важно выразить переживания вслух, не сдерживать, не скрывать, не подавлять опустошающие чувства.

Избегать боли – здравый ход. Но, как и в случае со сломанной рукой, так и с неизлечимыми физическими недугами, необходимо обратиться за помощью, чтобы минимизировать ущерб. То же самое относится к психическому здоровью. Необходимо разобраться, какие именно чувства причиняют душевную боль. Подумать, какие факторы укрепляют переживания, как нейтрализовать триггеры боли, уменьшить воздействие стрессоров.

Это нормально, когда вы одновременно испытываете ряд разнообразных, интенсивных эмоций. Позвольте себе в полной мере испытать их. Плохое настроение, апатия, тревога – естественные ощущения. Они не значат, что человек – слабак и трус. Если вы не говорите о чувствах, их скрываете или подавляете, они накапливаются во внутреннем мире и разрушают психическое здоровье.

Важно установить, что именно вызывает определенные эмоции. Если вы чувствуете себя несчастным, ненужным, нелюбимым, спросите себя, какие есть доказательства. Расскажите родным, что ощущаете нехватку внимания и заботы. Если в близком окружении нет того, кто выслушает и поймет, договоритесь об онлайн-встрече с психологом.

Шаг 2.Примите поддержку

Независимо от того, является ли вариант поддержки конкретным человеком, например, психологом, или оборудованием, например, слуховым аппаратом, важно научиться использовать поддержку с умом и удовольствием. Помните, что просьбы о помощи, использование вспомогательных средств не делают людей слабыми, безвольным, никчемными. Это шаги, которые способны уменьшить негативное влияние инвалидности на повседневную жизнь.

Хотя просить о помощи бывает сложно, не стыдитесь и не бойтесь этого делать. Вы заслуживаете поддержки, внимания, заботы, чтобы ощущать жизнь в полной мере. Глупо и бесполезно сосредотачиваться на том, что могут подумать другие. Важно двигаться вперед, не сдерживать себя негативными мыслями, ложными убеждениями. Вместо страха с гордостью обращайтесь за помощью и пользуйтесь ею.

Шаг 3. Примите ограничения

Важно принять реальность и знать, какие дела доступны, а какие стали невыполнимыми заданиями. Вы можете не выполнять повседневные задачи быстро и качественно, как раньше. Но помните, что человек способен адаптироваться, найти альтернативу, получить новые навыки. Всегда есть сферы, в которых, при желании, вы превзойдете окружающих.

Фиксация внимания на дефектах и ограничениях – губительный путь. Важно не оставаться в прошлом, а подумать о том, что можете сделать прямо сейчас. Это может включать в себя проведение большего количества времени с семьей или опекунами, посещение групповых мероприятий, изучение новых навыков, получение глубоких знаний. Подумайте, в каких сферах возможна ваша активность, пробуйте все доступные варианты, чтобы найти новый путь.

Шаг 4. Узнайте все о своем состоянии

Важно владеть правдивой информацией и понимать тонкие детали своего состояния. Информированность сделает инвалидность менее пугающей. Вы можете искать ответы на вопросы о диагнозе, включая информацию о симптомах, лечении, осложнениях в виртуальной сети. Если нет разъяснений в Интернете, спросите совета у опытного врача или грамотного психолога. Общайтесь на форумах, где делятся личным опытом люди с подобными проблемами.

Исследование также является хорошим способом понять, чего ожидать, чтобы подготовиться и быть спокойными по поводу диагноза. Это надежный инструмент, дающий понимание, что происходит с телом или разумом.

Шаг 5. Найдите источники вдохновения

Читайте об историях успеха других людей, опыте жизни с их ограниченными возможностями, чтобы почувствовать себя вовлеченным, а не одиноким. У каждого, пережившего трагедию, есть собственная история взлетов и падений. Вы многому научитесь, читая, как другие прошли через страдания и вновь ощутили себя счастливыми.

Многие люди с ограниченными возможностями достигают поставленных целей, будь то повседневные задачи, такие как подъем с постели, или участие в спортивных мероприятиях, включая Олимпийские игры. Любая цель, большая или маленькая, важна. Когда вы ее достигнете, то испытаете гордость за себя.

Читайте реальные примеры других людей, чтобы ощутить вдохновение, обрести мотивацию для достижения целей. Помните, все возможно, если цель сформулирована верно и разработана стратегия для решения задачи. Поделитесь своей историей, разместив ее на онлайн-форуме или создав страницу в социальных сетях.

Шаг 6. Станьте активным членом социума

Выход из дома и участие в жизни общества даст чувство принадлежности, поможет наладить связи, завести друзей. Трудно смириться с тем, что вы можете не делать того, что выполняли раньше или что доступно для других людей. Поэтому важно найти новые вещи, которые нравятся, начать заниматься своим хобби.

Вы можете посещать спортивную секцию, книжный клуб, кулинарный класс, общественные мероприятия, групповые встречи, чтобы чувствовать себя вовлеченным в общественную жизнь. Заведите новые увлечения, такие как садоводство, вязание, рисование, уход за питомцем.

Заполните большую часть жизни тем, что делает вас счастливым. Это важно для психического здоровья и помогает почувствовать принадлежности к обществу.

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН