ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Собрал пять примеров того как идеи внедряются в мозг людей с помощью косвенного внушения. Материал можно считать усвоенным, если после осмысления статьи, удасться найти и выбросить из головы как миниум четыре ложных установки.
Позиция автора относительно использования гипноза в рекламе (тем паче НЛП) изложена в статье "Люди с НЛП-приветом. Разговорный гипноз. НЛП и гипноз в рекламе".
Многие видели эту картинку, но далеко не каждый знает ее историю. В 1985 году 13-летний Тайлер Керк (герой фотографии) прошел кастинг на съемку в рекламе шоколадной пасты Nutella. Это был довольно типичный ролик,где по сюжету мальчик сидит во дворе своего дома и печально грызёт яблоко.Далее по сценарию из магазина возвращаются родители, демонстрируя ребёнку банку "Nutella", а тот радостно бежит намазывать бутерброды.
На съёмочной площадке стояла огромная корзина с красными яблоками, - запас для неудачных дублей. Получилось так,что действие с яблоком сняли со второй попытки,и вся корзина оказалась в распоряжении съёмочной группы. Рекламщики народ творческий, и просто съесть гору яблок им показалось скучным. Где-то в соседней студии они нашли спортивный лук и начали расстреливать яблоки. Среди фотографов был некий Джейсон Аддерли,который в колледже профессионально занимался стрельбой из лука. У него родилась идея фотосюжета, состоящая из двух частей. Лицо человека с яблоком на голове и то же лицо с простреленным яблоком. Суть фотографии показать разницу эмоций: накал до выстрела и эйфория после.
Непоседливый Тайлер, который слышал весь этот разговор,напросился на роль "мишени" - все знали о живой мимике мальчика и фотограф согласился. Тайлера поставили к декорационному дереву,настроили камеру,сделали первый снимок. Джейсон взял в руки яблоко, но тут в голову ему пришла идея-сделать третью картинку, общий план,изображающий его самого, метящего в мальчика. Это никому не могло показаться опасным. Джейсон отошёл на 5 метров, натянул тетиву (специально метя на несколько метров левее), щелкнул затвор камеры. Человек,сделавший снимок, закричал "Подожди,яблоко еще не пробили!". Автоматически опуская лук, стрела соскочила, и попала мальчику прямо в лоб. Фотограф спустил затвор как раз в этот момент, через секунду Тайлер Керк упал замертво.
Джейсон Аддерли был приговорён к 35-ти годам заключения.
Что было в реальности? Как возник миф о последнем (смертельном) снимке мальчика Тайлера Керка.
Дьявол в мелочах! Смотрите надпись внизу на снимке "The Print Ad titled WILHELM TELL was done by Bates Y&R Copenhagen advertising agency for product: Film-making Event (brand: Videomarathon) in Denmark. It was released in the May 2004. " (смотреть в высоком качестве). Это реклама фестиваля VideoMarathon, для которого рекламное агентство создала сей плакат с названием Вильгем Телль.
В российских соцсетях пост о последнем (смертельном) снимке мальчика Тайлера Керка стал почти вирусным, есть много групп, где эта история преподносится как исторических факт, изредка появляются комментарии с сомнениями, но без доказательств.
Эти видео только официально набрали более 16 миллионов просмотров на начало 2012 на youtube, youku (китайский аналог).
В первом ролике Брюс Ли демонстрирует отлично развитую ловкости и точность движений. Противники Мастера играют обычными ракетками для настольного тенниса. В руках у Ли тоже ракетка, но привязанная к нунчакам. Представьте насколько сложно не то, что следить за положением отбивающей поверхности, но и попадать по мячику. Во- втором ролике Брюс Ли прикрепил к нунчакам кусочек шершавой поверхности и зажигает спички, брошенные с нескольких метром одним из помощников.
Откуда эта запись с Брюсом Ли? Хорошо смотрится, однако, это обычный рекламный ролик, снятый агентством JWT для поддержки телефона Nokia N96 Bruce Lee Edition. Почитать интервью с создателями ролика. Кроме того, идея использовать образ Брюса Ли для продвижения телефона была высоко оценена на разных рекламных фестивалях, например, награда D&AD Annual entry на Asia Pacific Advertising Festival или серебряный приз Cannes Lions 2009 в номинации Promo Lions.
Изначально интернет-кампания была рассчитана на Китай. Только жители Поднебесной могли купить телефон спецверсии N96 (вкупе с портретом Брюса Ли на задней крышке смартфо, заодно и куклой Мастера и прочими «радостями», суммарная цена которых в 2009-ом составляла 1 237 долларов). Со временем вирусный ролик перекочевал из youku на youtube (в Китае с youtube есть роблемы, хитрое азиатское правительство сделало аналогичный сервис), откуда "рекламный Брюс Ли" пошел в массы западных пользователей.
Реально это телекенез или трюк? В США вышел промо-ролик к новому фильму Телекинез, снятому по одноименному роману Ситвена Кинга. На видео девушка в кафе, разъяренная тем, что на ее ноутбук пролили кофе, начинает проявлять телекинетические способности. В частности, она с помощью силы мысли бросает об стену своего обидчика, после чего в кафе начинают происходить разные паранормальные события. Мебель, повинуясь эмоциям девушки, приходит в движение, а книги из полок начинают летать по заведению. Впечатляет число просмотров (за два года почти 62 000 000, данные на март 2015).
Не совсем внушение в рекламе. Сей пример пригодится в конце статьи как наглядная иллюстрация ответа на вопрос "В каких случаях работает внушение?".
А так это реальный случай из немецкой истории, когда бывший сапожник Вильгельм Фойг попал в тюрьму, а когда вышел, не сумел найти работу, потому что у него нет паспорта. Вся его дальнейшая жизнь зависит от этого обстоятельства. Он снова попадает в тюрьму, и так продолжается долго. Наконец, не выдержав нищей бесправной жизни, он придумывает остроумную проделку: выкупив у старьевщика старый офицерский мундир, Фойг является в нём в городскую ратушу и требует у полицейского арестовать чиновников вместе с бургомистром. Так благодаря мундиру, имеющему огромный авторитет в Пруссии, он становится народным героем - «капитаном из Кёпеника»… Видео это концовка экранизации "Капитана из Кёпеника" (в СССР вышла под названием Сила мундира).
В 2010 в Румынии на одном из самых известных шоколадных батончиков ROM поменяли флаг на упаковке: с румынского на американский. Мелочь, но с 1964 года батончик символизировал страну и как должны на это были реагировать люди. Ожидаемо, общественное мнение встало на защиту национальных "ценностей". Как результат, был спровоцирован процесс возвращения старой обертки и конечно увелечению продаж на 20%.
За эту работу рекламное агенство McCann Erickson Bucharest получило два Гран-При на фестивале Cannes Lions 2011 (в категориях Direct и Promo & Activation).
По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с «парадного хода, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа — критику. Так же идеи проникают в бессознательное, для рядового пользователя, чем проще мысль и чем понятнее доказательство, тем легче эта мысль усваивается.
Что принципиально важно, по замечанию профессора Буля И. П. (врач-гипнотизер при участии которого были проведены операции более 100 больным, которым был противопоказан наркоз): "Наблюдения над явлениями внушения и плацебо-эффекта (вместо лекарства — индифферентный порошок) привели к убеждению, что при этом в мозгу протекают и процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Большая часть поступающей информации автоматически подвергается неосознаваемой оценке ее достоверности, а также значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые не имеют к нему отношения либо несут ложную или незначимую информацию. Особенность внушения кроется в том, что помимо основной информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная — верификационная (удостоверяющая) информация, придающая достоверность основной информации. Например, больной говорят: «Руке не больно». В другом случае внушают ей в другой тональности: «Руке не больно!» Во втором случае добавочную информацию несут голос, интонация, мимика, авторитет врача. Если этой добавочной информации не будет, то эффект внушения не наступит."
В каждой стране есть собственный "Капитана из Кепеника" (скачать фильм на русском), поскольку это обмана в стиле Остапа Бендера один из самых распостраненных способов аферы (в медицине это называется внушение наяву). В СССР на эту роль подходил Вениамин Вайсман "Мошенник-инвалид всесоюзного значения."
Как этот процесс происходит для толпы, ответ дал Густав Лебон в книге "Психология народов и масс" в главе Воображение толпы: "Как у всех существ, неспособных к рассуждению, воспроизводительная способность воображения толпы очень развита, очень деятельна, и очень восприимчива к впечатлениям. Вызванные в уме толпы каким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равняются реальным образам. Толпа до некоторой степени напоминает спящего, рассудок которого временно бездействует и в уме которого возникают образы чрезвычайно живые, но эти образы скоро рассеялись бы, если бы их можно было подчинить размышлению. Для толпы, неспособной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует поэтому ничего невероятного, а ведь невероятное-то всегда и поражает всего сильнее.
Вот почему толпа поражается больше всего чудесной и легендарной стороной событий. Подвергая анализу какую-нибудь цивилизацию, мы видим, что в действительности настоящей ее опорой является чудесное и легендарное. В истории кажущееся всегда играло более важную роль, нежели действительное, и нереальное всегда преобладает в ней над реальным. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков."
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии