ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Распространенная проблема, с которой сталкиваются многие родители – боязнь темноты у детей. Страх находиться в неосвещенных помещениях, возникающий у малышей дошкольного возраста – естественная реакция, сформированная на подсознательном уровне, обусловленная природным инстинктом самосохранения.
Дискомфорт и тревога, возникающая в темных местах – наследие, доставшееся современнику от далеких предков.Еще на заре человечества у первобытных людей утвердилось убеждение об опасности темноты. Наступление темного времени суток несло угрозу жизни и здоровью людей. При отсутствии достаточного освещения человек становился безоружным, утрачивал возможность вовремя заметить источник угрозы и не мог своевременно предпринять защитные действия.
У каждого современника в подсознании на генетическом уровне хранится информация о событиях в доисторические времена. Уже от рождения у крохи есть неосознаваемые установки, согласно которым свет – это безопасность, а темнота – это угроза. Именно поэтому многие дети, не осознавая того, просят родителей оставить в его комнате включенную лампу, или не закрывать дверь, чтобы из коридора поступали хоть какие-то лучи света. Такими просьбами кроха старается обеспечить себе психологический комфорт и ощущение безопасности.
В большинстве случаев по мере взросления ребенка боязнь темноты проходит самостоятельно. Однако у некоторых ребят страх перед неосвещенными местами принимает патологическую форму, становясь алогичной, навязчивой, неуправляемой тревогой. Анормальная боязнь темноты превращается в фобию – тяжелое психоэмоциональное расстройство, что вносит существенные негативные изменения в жизнь маленькой личности.
У ребенка, охваченного фобическим тревожным расстройством, меняется характер и модель поведения. Он становится нервным и раздражительным, капризным и плаксивым. У малыша часто меняется настроение, в его эмоциональном состоянии преобладает апатия, меланхолия, беспричинная грусть. Кроха, панически боящийся темноты, имеет крайне низкую самооценку, она чувствует себя отличной от сверстников.
У ребенка ухудшаются когнитивные способности, из-за чего страдает его развитие и образование. Дошкольник или школьник, охваченный страхом перед затемненными местами, не может полноценно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. Он настроен враждебно к окружающим, ведет себя агрессивно и аморально. Боязнь темноты делает человека неполноценным и крайне ранимым, приводит к затяжным депрессиям.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий фобии, родителям не следует закрывать глаза на переживания их отпрыска. Своевременная консультация психолога и вовремя проведенная проработка детских страхов избавит юную личность от патологических реакций и освободит от мешающих предубеждений. Своевременно начатое лечение не даст страху темноты у ребенка в 7 лет трансформироваться в опасную и трудно преодолимую фобию.
Как избавить ребенка от страха темноты? Для преодоления патологических переживаний необходимо установить их причину и определить факторы, провоцирующие отягощение страха. Боязнь неосвещенных помещений у детей может основываться на негативном личном опыте либо быть вызвана какими-то неочевидными факторами.
Типичная причина боязни темноты у детей – конкретный случай в личной истории, произошедший в неосвещенном месте, при котором малыш пережил сильный испуг. Например, кроха без сопровождения взрослых вошел в темную комнату, а оттуда внезапно на него накинулся игривый щенок. Ребенок сильно испугался от неожиданной встречи с питомцем. При этом рядом не было взрослых, которые могли бы его утешить. Если малыш наделит это событие особой важностью, то в его подсознании сформируется защитная модель поведения, суть которой: избегание темных мест, поскольку темнота сопряжена с неприятными переживаниями.
Фобическая боязнь темноты может развиться у ребенка, после того, как он стал свидетелем трагического события, которое произошло с его близким человеком в темное время суток. Например, малыш увидел вернувшегося в синяках брата, который был избит незнакомцами в неосвещаемом переулке. Он видел, как его родители беспокоятся и суетятся. Сильно переживал, посещая брата в больнице. Из-за сильных переживаний, в его подсознании образовалось установка: в темноте никто не застрахован от неприятностей, поэтому темных мест нужно избегать.
Ложась спать, ребенок остается наедине со своими мучительными переживаниями. Невозможность рассмотреть все предметы в темноте, присутствие каких-то непривычных звуков провоцирует усиление тревоги. Интенсивные эмоции проявляют себя различными вегетативными реакциями: усилением сердцебиения, трудностями с дыханием, обильным выделением пота. Маленькая личность не может правильно трактовать такие явление, поэтому ей становится страшно за свою жизнь. «Заботливое» подсознание старается предупредить повторение болезненного эпизода, формируя предупредительную реакцию – страх темноты.
Боязнь темноты у ребенка – явление, которое нельзя игнорировать, рассчитывая, что все стабилизируется само по себе. Как помочь ребенку преодолеть страх темноты? Родительская поддержка, своевременная консультация психолога, проведение при необходимости коррекции и лечения избавят малыша от переживаний и станут основой для формирования здоровой полноценной личности.
Как побороть у ребенка анормальный страх темных помещений? Для успешного преодоления неприятных навязчивых переживаний родители должны соблюдать несколько простых правил воспитания и поведения при общении с малышом.
Взрослые должны прикладывать усилия, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения со своим отпрыском. Необходимо, чтобы они понимали, что чувствует и желает их отпрыск. Они должны быть в курсе всех событий, которые происходят в его внутреннем мире. Ребенок не должен бояться поведать родителям о своих переживаниях и опасениях.
Если изменения, внесенные родителями в стиль жизни, не помогают ликвидировать у крохи навязчивый страх темноты, необходимо обратиться к детскому психологу. Сегодня разработано и с успехом применяется много методов по преодолению страхов у детей. На эмоциональное состояние ребенка можно воздействовать с помощью игротерапии и сказкотерапии. Психолог обучит маленького клиента техникам релаксации. Он подскажет, как можно не допустить или ослабить неприятные вегетативные реакции. Во время занятий психолог мотивирует дошкольника или школьника на развитие своих талантов и подсказывает, как можно обрести популярность среди сверстников. Специалист помогает крохе избавиться от существующих комплексов и обрести адекватную самооценку. После занятий с психологом ребенок становится спокойным, уверенным в себе и обретает чувство защищенности.
Однако не всегда работа психолога помогает избавиться от фобической боязни темноты, поскольку часто не удается установить причину, давшую старт расстройству. Это объяснимо тем, что все неприятные переживания, травмирующие психику, вытесняются в подсознательную сферу – глубинный пласт, доступ к которому закрыт в состоянии бодрствования.
Для проникновения в область подсознания необходимо временно изменить качество восприятия информации, погрузив человека в гипнотический транс – состояние, схожее с дремотой. Пребывание между сном и бодрствованием устраняет преграды, выстроенные сознанием, и направляет внимание на внутренние процессы. Такой локус внимания позволяет беспристрастно изучить свою личную историю и установить момент, когда какой-то вредоносный фактор положил начало анормальной тревоге.
Обнаружение истинных причин фобии дает возможность преобразовать интерпретацию драматического момента. Гипнолог направляет маленького клиента на проведение переоценки психотравмирующего события. Ребенок заново возвращается к месту трагедии и вновь проходит через экстремальные обстоятельства. Однако он не испытывает каких-то зашкаливающих разрушающих эмоций и по-иному трактует ранее болезненные факторы.
Такой проделанный шаг избавляет подсознание от необходимости формирования предупредительных и защитных реакций. Посредством гипноза внутренний мир ребенка полностью освобождается от страхов и тревог. После сеансов гипноза малыш становится свободным от боязни темноты и перестает опасаться неприятностей, которые его ранее страшили.
После курса лечения ребенок без опасений находится в неосвещенных комнатах, не боится ложиться спать без включенного ночника, не требует присутствия взрослых в его кровати. Результатом сеансов гипноза является крепкий сон малыша без пугающих сновидений и ночных пробуждений. Достоинства гипноза – стойкое пожизненное освобождение ребенка от страхов и тревог.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии