ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Стенограмма сеанса гипноза при лечении заикания.
Цель гипноанализа найти причину, выразить подавленную эмоцию и с новым типом поведения вернуться обратно. В статье разобран реальный случай лечения заикания в гипнозе, где психотравма базировалась н эмоции страха. В большинстве случаев так оно и есть, страх основа заикания, хотя на втором месте стоят чувства вины и стыда.
Для понимация сути терапии, советую сравнить методы лечения заикания кодированием по Довженко и гипноанализ (стенограмма сеанса гипноза идет ниже).
Отрывок из книги Дэйва Элмана ГИПНОТЕРАПИЯ глава «Клинический подход к проблеме заикания; причинные (этиологические, вызывающие) факторы; истории болезней»:
Вот запись гипноанализа, который действительно проводился у заикающегося пациента, обратите внимание на технику, которая использовалась для определения основной причины.
Элман: Вы знаете, когда у вас началось заикание?
Пациент [заикаясь]: Эээ, нет. Я думаю, что заикался всю свою жизнь.
Элман: Вам кажется, что вы заикались всю жизнь?
Пациент: Верно.
Элман: И тем не менее, ваша интуиция говорит вам, что никто никогда не рождается с заиканием... Таким образом, оно должно как-то начинаться. И если мы сможем выяснить, почему это случилось, мы сможем помочь вам справиться с причиной и полностью избавиться от заикания. Когда вы больше всего заикаетесь?
Пациент: Главным образом, когда я взволнован.
Элман: Тогда заикание становится особенно ужасным, не так ли?
Пациент: Да, сэр. Я уже давно не был настолько плох, как сейчас.
Элман: Вы есть какие-то проблемы в настоящем?
Пациент. Нет, сэр.
Элман: Дома все в порядке? Семья в порядке?
Пациент: Да, сэр.
Элман: И у вас все в порядке? Ваш бизнес в порядке, или ваша работа, или то чем вы занимаетесь?
Пациент: Да.
Элман: Чем вы зарабатываете на жизнь?
Пациент: Я инженер по эксплуатации...
Элман: Вы находите, что заикание мешает вашей работе?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Вы выбрали ту работу, где заикание не мешает...
Мы получили четкие критерии того, что у вас сильное заикание, и если я собираюсь помогать вам, мне необходимо дать вам простые инструкции. Если я встречусь с сопротивлением, я не смогу вам помочь, но если вы будете стараться работать вместе со мной, возможно, я смогу помочь, и если вы постараетесь, возможно, вместе мы сможем чего-то достичь... [Погружает пациента в сомнамбулизм.] Это хорошее сотрудничество. Когда вы так расслаблены, вы можете прожить любую часть своей жизни. Большинство людей считают, что они не могут вспомнить давно прошедшие события. Это не так. Все, что когда-либо с вами происходило в жизни, записано в вашем разуме, и это можно вновь оживить. Итак, я хочу отправить вас назад, в то время, когда вы были мальчиком, чтобы узнать, что заикание или запинание, называйте это так, как вам хочется, уже было тогда, когда вы были маленьким... Скажите мне это, вы праздновали Рождество у вас дома, когда вы были ребенком?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Не было рождественской елки или чего-то похожего на нее?
Пациент: Нет.
Элман: У вас проходили празднования дней рождений, когда вы были ребенком?
Пациент: Нет.
Элман: Но вы ходили в школу... не так ли?
Пациент: Несомненно.
Элман: Хорошо, я собираюсь отправить вас назад, когда вы учились в школе в первом классе, потому что я хочу поговорить с этим маленьким мальчиком в первом классе. Вы ходили в детский сад? Возможно, я отправлю вас назад в детский сад.
Пациент: Да.
Элман: Хорошо. Я собираюсь отправить вас назад в детский сад, когда я подниму вашу руку и брошу ее, не пытайтесь вспоминать, потому что это все время нам мешает... Просто скажите себе: «Это будет так, и мне хотелось бы, чтобы это было так». Итак, когда я подниму вашу руку и уроню ее, будет время, когда вы ходили в детский сад, и вы увидите себя в детском саду так же ясно, как когда вы были там в первый раз. И я собираюсь поговорить с вами в детском саду. Оставайтесь полностью расслабленными, когда я подниму вашу руку и брошу ее и смотрите как это происходит... Вот так... Ты там... Ты в детском саду... Тебе нравится детский сад?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Посмотри, что есть вокруг в детском саду. Ты хорошо ладишь с детьми?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Ты ладишь с учителем?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Тебе нравится учитель?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Расскажи мне вот что, ты в детском саду и все хорошо, тебе интересно в детском саду?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Ты когда-либо заикался или запинался?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Заикаешься. Тогда это означает, что ты начал заикаться или запинаться до того, как ты пошел в детский сад... Сейчас мы собираемся отправить тебя назад до того, как ты начал ходить в детский сад, и ты будешь делать что-то, о чем ты не думал ни разу с того момента, как ты делал это, но это будет что-то, что тебе нравится делать, я буду разговаривать с тобой, и ты будешь маленьким мальчиком трех лет... Да, вот ты там... Что ты делаешь?
Пациент'. Играю на заднем дворе.
Элман: С чем ты играешь?
Пациент: Немного грязи.
Элман: Тебе около трех лет, не так ли?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Ты когда-нибудь заикался? [Пациент не отвечает.] Может быть, ты не знаешь, что это означает? Ты когда-нибудь запинался? У тебя когда-нибудь были проблемы с говорением?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Когда я подниму твою руку и брошу ее, это будет первый день, когда у тебя появилась проблема с тем, чтобы говорить. И ты будешь знать, что привело к этому, когда я подниму и брошу твою руку... Оставайся расслабленным, и ты получишь это... Вот ты там... Что происходило сегодня, что привело к тому, что маленькому мальчику стало трудно говорить?
Пациент: Мой отец пришел домой. Мама говорит, что он пьян. [Начинает плакать.]
Элман: Что случилось? Расскажи мне, потому что если мы вытащим все это наружу, ты можешь перестать заикаться, и мы хотим, чтобы все так вышло. Итак, что твой папа сделал? Ты можешь рассказать мне.
Пациент: Он бьет меня.
Элман: Почему он побил тебя?
Пациент: Потому что я, должно быть, сделал что-то, что он не хотел, чтобы я делал.
Элман: Что ты сделал?
Пациент: Я не знаю.
Элман: Когда я подниму твою руку и брошу ее, ты узнаешь, почему он тебя побил. [Обратите внимание на соединение внушения.] ...и что ты сделал, если ты сделал что-то. Оставайся расслабленным, и ты будешь знать, что ты сделал.
Пациент: У нас было несколько маленьких деревянных цыплят, и я утопил их.
Элман: Ты их утопил?
Пациент: Да.
Элман: Ты сказал «деревянных цыплят».
Пациент: Нет. Маленьких цыплят.
Элман: Это произошло случайно?
Пациент: Нет. Я сделал это нарочно.
Элман: Ты сделал это нарочно? Ты утопил их? Должна быть причина, по которой маленький мальчик выбрал этих цыплят, и, возможно, мы сможем ее найти. Может быть, был на них обижен или на кого-то еще?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Ты любил папу?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Ты любил маму?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Братьев и сестер?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Тебе нравились цыплята?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Ты вынес их из дома, чтобы утопить?
Пациент: Они были во дворе.
Элман: Ты будешь во дворе, когда я подниму твою руку. Это будет перед тем, как цыплята были утоплены, и ты сможешь рассказать мне, это было намеренно или нет. И, возможно, ты даже не знаешь, это было намеренно или нет. И, возможно, ты узнаешь сейчас. Потому что это будет как раз перед тем, как они утонули... Что ты делаешь, играешь с цыплятами, да?
Пациент: Нет, это утки.
Элман: Видишь, теперь мы знаем больше. Взгляни на уток. Тебе нравятся эти маленькие утята?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Они тебе нравятся. И что ты делаешь с ними, если они утята?
Пациент: Я кладу их в бочку с водой.
Элман: Кладешь в бочку с водой?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Ну разве это не хорошо для уток, быть в воде?
Пациент: Да, сэр.
Элман: У тебя есть какие-то мысли о том, что ты собираешься делать с утятами?
Пациент: Я хочу посмотреть, как они плавают.
Элман: Сейчас ты смотришь, как они плавают. У тебя есть какие-то мысли навредить утятам?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Тогда что случилось с этими утятами?
Пациент-. Они все утонули.
Элман. В воде?
Пациент: Да.
Элман: Как они утонули?
Пациент: Потому что они не могли плавать.
Элман: Обычно утки плавают. Посмотри на них снова. Это утята или цыплята? Если это утята, они поплыли бы.
Пациент: Это цыплята.
Элман: Цыплята не могут плавать. Но утки могут плавать.
Пациент: Да, сэр.
Элман: Что заставило тебя подумать о том, что это были утята? Ты называл их утятами некоторое время назад.
Пациент: Я, правда, не знаю. Я просто думал, что они могут плавать.
Элман: Я понимаю. Тогда ты действительно не хотел причинить вреда цыплятам, так?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Так что это было просто маленькой ошибкой, которую сделал маленький мальчик. Это так?
Пациент: Да, сэр.
Элман: И из-за того, что он сделал эту маленькую ошибку, его папа пришел домой и побил его за это, и теперь, так как он не знает, что сказать папе, он пытается говорить и объяснить...
Пациент: Он не стал бы, он не стал бы, он не стал бы.
Элман: Ты сможешь говорить, не заикаясь, после того как я щелкну пальцами [щелкает пальцами]...
Пациент: Он никогда не позволил бы мне плакать.
Элман: Он не позволил бы тебе плакать?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Я понимаю. И это подавление — неспособность плакать. Он тебе объяснил, почему он тебе не позволил бы плакать?
Пациент: Он сказал, что еще сильнее меня будет бить, если я буду плакать.
Элман: Поэтому ты боялся плакать. И это заикание представляет собой запрятанные слезы. Это так и есть?
Пациент: Я не знаю, сэр.
Элман: Теперь позвольте вам кое-что рассказать. Я хочу, чтобы вы обратили внимание, насколько запинание близко к рыданию. Они невероятно похожи, не так ли? И каждый раз, когда вы заикаетесь — это те подавленные слезы. Вы когда-нибудь осознавали это?
Пациент: Да, сэр.
Элман: Иными словами, вы всегда это знали, верно?
Пациент'. Да, сэр.
Элман: Вы знали, что вы запинались, потому что он не позволил бы вам плакать?
Пациент: Да, сэр.
Элман'. Вы можете освободиться от этих слез сейчас. То есть вы можете плакать. Если хотите. Если вы чувствуете, что хотите плакать, вы просто можете дать себе волю поплакать, потому что вы сейчас взрослый человек, и если вы хотите плакать, вы можете себе это позволить, потому что это эмоция, которую вы чувствовали, когда были маленьким мальчиком, и если она будет выражаться сейчас, это принесет вам много хорошего. Если вам хочется плакать, позвольте слезам идти... [Пациент долго рыдает.] Позвольте всему этому выйти, и вы больше не будете заикаться. Отпустите эту эмоцию, которая была заперта внутри вас так много лет. Позвольте всему этому выйти. Просто позвольте этому свободно выйти. [Пациент продолжать плакать. Элман обращается к присутствующим докторам.]
Я никогда не встречал запинание или заикание, которое бы не было связано с эмоциональной ситуацией. Он выведет это из своего внутреннего мира, и затем вы увидите, как хорошо он разговаривает. Больше вообще не будет запинания. И если бы его отец позволил ему сделать это в детстве, он бы не запинался. Но это было недопонимание между родителем и ребенком... [Рыдания пациента утихли. Элман обращается к пациенту.] Это ощущалось, как что-то хорошее — выпустить это из внутреннего мира, не так ли?
Пациент: Да, сэр.
Элман'. Позвольте всей запертой эмоции выйти прямо сейчас... [Докторам] Это было запечатано в нем, и ему было около трех лет, когда это произошло... [пациенту] Сколько вам лет?
Пациент: Пятьдесят лет... Мне сорок девять сейчас.
Элман [докторам]: Это 46—47 лет подавления эмоции, и что это делает с человеком! Это, вероятно, определило много особенностей в его жизненных условиях, в том, как он жил, в том, как он взаимодействовал с людьми... И если его отец просто позволил бы ему поплакать тогда, когда он был маленьким ребенком, он был бы таким же нормальным юношей, как любой другой в мире. Когда ему хочется плакать, его отец говорит: «Я выпорю тебя еще сильнее, если ты будешь реветь». Итак, он боится плакать ... каждый раз, когда он хочет плакать, появляется заикание. Каждый раз, когда у него появляется эмоция, она проявляется заиканием. Возможно, это звучит слишком просто. Я не пытаюсь сказать, что после одной такой сессии ему больше ничего не понадобится... Нет человека, с которым я работал бы в гипноанализе, кто не смог бы выдержать больше одной сессии. И это не предлагается вам, как панацея или эликсир. Это не предлагается вам как лечение всех болезней, но как техника, для того, чтобы добраться до причин таких состояний... [Пациенту] Держу пари, вы чувствуете себя намного лучше...
Пациент. Да, сэр. Мне несомненно лучше.
Элман: И заикания сейчас нет, так?
Пациент'. Нет, сэр.
Элман: Как вы думаете, оно когда-либо появится вновь?
Пациент'. Нет, сэр.
Элман'. Если будет, если когда-либо появится малейшая тенденция к запинанию, я хочу, чтобы вы немедленно подумали о тех цыплятах и вашем отце, который вас бьет. Немедленно подумайте об этом, и это будет как мысленное озарение, и в ту минуту, когда вы это представите, скажите: «Я не буду запинаться просто потому, что мой папа не позволил бы мне плакать». В конце концов, в том, что вы сделали, когда были ребенком, не было ненависти, так?
Пациент: Нет, сэр.
Элман: Вы не намеревались выйти и убить тех цыплят, это была просто ошибка, которую мог совершить любой маленький ребенок. Вы хотели посмотреть, как плавает маленькая птичка. Вы не знали, что они не могли плавать, и когда они утонули, я предполагаю, вы расстроились так же, как и любой другой расстроился бы от этого, но ваш отец не позволил вам объяснить. Он просто побил вас за это.
Пациент: Да, сэр.
Элман: Я не думаю, что вы будете продолжать заикаться или запинаться, как вы думаете?
Пациент: Нет, сэр. Я тоже не думаю, что я когда-либо еще буду заикаться.
Элман: А если вы будете... [Доктору пациента] Доктор, если у него появятся какие-то признаки того, что запинание возвращается, отправляйте его назад и проделывайте это снова, и каждый раз, когда вы это делаете, вы обнаружите, что это очень ему помогает. Я думаю, что мы, вероятно, получили полное избавление от заикания посредством того, что позволили ему сегодня сделать. Я не могу поклясться в этом. Иногда мы получаем такие сенсационные исцеления, которые выглядят как волшебство, а иногда нет. Но я не пытаюсь добиться сенсационного исцеления в каждом случае, над которым я работаю. Так много докторов говорили мне: «У меня не было времени для гипноанализа». Я думаю, что любому доктору следует хотеть провести столько времени, сколько я провел с этими пациентами, чтобы исправить ситуации подобные этой.
Техника, которая была продемонстрирована во время гипноанализа, широко применяется при многих типах невротических расстройств. Мы знаем, что эмоциональные расстройства вызваны вытеснением. Человек проживает ситуацию, с которой он не может справиться. Он не подготовлен к ней жизненным опытом или воспитанием. Воспоминание инцидента наводит ужас. Он вытесняет все мысли о травматической ситуации. Иногда ему удается успешно поместить ситуацию ниже уровня сознания, так что в конечном итоге это, действительно, становится частью бессознательного материала. Это не значит, что он не был затронут этим материалом. Наоборот, это вытеснение травматического опыта будет наиболее определенно приводить к повреждениям на сознательном уровне. Во многих случаях мы способны провести вытеснение с подсознательного уровня туда, где они становятся известными и распознанными на сознательном уровне. Затем мы удостоверяемся, что это вытеснение вновь не помещается в подсознание. Обратите внимание, как эта техника была проведена в предыдущем случае с заикающимся мужчиной.
Слишком многие считают, что гипноанализ — это терапия одной сессией. Это не так. Доктора склонны думать, что если они не получают стойкого эффекта после одного использования гипноанализа, терапия не будет работать с данным конкретным пациентом. Наш опыт это не доказывает.
Не так давно доктор на одном из моих занятий спросил, не соглашусь ли я поработать с его сыном, который заикался. Семья мальчика была готова к сотрудничеству. Мы поработали с юношей, но никуда не пришли. Когда мальчик стал проявлять признаки усталости, мы дали ему несколько поверхностных внушений, чтобы хотя бы временно избавить его от заикания и повысить его доверие. Через две недели мы узнали, что мальчик говорил без заикания в течение 10 дней, а потом заикание возобновилось. Мы снова поработали с мальчиком. На этот раз
мы начали получать ответ о проблеме заикания, но, конечно, не закончили терапию. У ребенка снова было улучшение, но к этому моменту отец и мать были разочарованы, что чудо не произошло за две сессии. Мои занятия в этом городе подошли к концу, и не было возможности продолжать давать необходимую мальчику помощь. Я посоветовал доктору продолжить программу гипноанализа с одним из моих студентов. Однако я не думаю, что он последовал моему совету, по причине разочарования. И, тем не менее, возможно мальчику можно было помочь полностью избавиться от заикания. Тот же самый доктор, наверно, был бы очень раздражен, если бы один из его пациентов принял бы только две чайные ложки прописанного препарата, а затем ни одной, потому что две чайные ложки не излечили его навсегда. Почему люди ожидают, что техники гипноза будут работать подобно волшебству, выше моего понимания. Можно задать вопрос: «Если отец был вашим студентом, почему он сам не закончил гипноанализ?» Возможно от того, что ребенок приближался к тому периоду развития в его жизни, когда начинала проявляться двойственность в отношении к родителям. Отец мог столкнуться с сопротивлением, в то время как другой гипнотизер — нет. Тем не менее, подобная ситуация не должна быть препятствием для оказания помощи ребенку. Всегда помните: тяжесть травматического события влияет на тяжесть заикания, найдите причину, излечите ее и эффект будет достигнут автоматически.
Готовы набрать, остановитесь. Четко сформулируйте запрос. Пожалуйста, предварительно посмотрите статьи о гипнозе, дабы иметь ясное представление о явлении и быть может развеять страхи и мифы:
❂ Что такое гипнотерапия? О мелких бесах человеческой психики.
❂ Мифы и факты о гипнозе. Правила эксплуатации подсознания.
❂ Что такое гипноз с научной точки зрения и без умных слов?
❂ Социофобия: мелочи жизни. Отзывы.
❂ Как простить человека, когда не можешь его простить?
❂ О психосоматике. Лекция в Психологическом Институте Российской Академии Образования.
❂ Гипноз мифы и факты. Лекция в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова.
❂ Лекция по гипнозу в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.
❂ Лекция по гипнозу и гипнотерапии в РГГУ.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
❂ Гипнотерапия: лечение фобий и страхов.
❂ Когда гипноз не помогает?
❂ Социофобия: как живется на стороне страха и стыда.
Учитесь получать удовольствие от жизни, гипнотерапевт Геннадий Иванов.
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии