Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Что лежит в основе массового гипноза

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Гипноз и эстрада. Кашпировский, Чумак, Мессинг, Месмер, Шарко. Популярно об эстрадном гипнозе

С XVIII века имена эстрадных гипнотизёров становились синонимами чуда. Месмер, Шарко, Мессинг, Чумак взмахом руки заставляли миллионы людей верить в свою силу. Как устроена магия повелителей сознания, и сколько на этом можно заработать? Гипноз на сцене – фокусы или феномен психики? Как Лариса Рубальская начала писать стихи, а Алексей Кравченко сыграл самую сложную роль в своей жизни? И помог ли им в этом гипноз? Где теперь сцена, на которой выступает Анатолий Кашпировский? И применяют ли дрессировщики Запашные гипноз на арене цирка? Участники: Сосо Павлиашвили, Эдгард Запашный, психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов, Ольга Мигунова, Александр Герасимов, Руслан Алехно, Лариса Рубальская, Алексей Кравченко, Игорь Вагин, Эльмира Абдразакова.

Российские школы гипноза. Где и как проходит обучение гипнозу и гипнотерапии

Это искусство уже несколько веков окружено ореолом тайны. Им владеют необычные люди.

– Я знаю, что есть такие методы, когда люди узнают какие-то невероятные вещи под гипнозом. Они попадают в какой-то портал, и они оттуда черпают информацию.

Они выходят на сцену и подчиняют своей воле сотни людей.

– При мне человек рисовал картины. Он ему внушал, что он Репин.

– Вы чувствуете себя талантливым, знаменитым художником.

– Это было, конечно, поразительно.

– У него была уникальная память.

– Он боялся разоблачения.

– Артисты обладают гипнозом. На концерт выходишь, поёшь, там всё, происходят какие-то процессы уже с людьми.

– Я вижу этот мир по-другому.

– Гениальный маркетолог!

Гипноз на эстраде. Что это – феномен психики или просто фокусы?

– Я не однажды видел, когда животные и люди входят в состояние так называемого ступора.

О гипнозе снимают фильмы, его используют режиссёры.

– Если ты сейчас не пройдёшь гипноз – Климов тебя не возьмёт.

Мы хотим разобраться, что же такое эстрадный гипноз. Вы увидите уникальный эксперимент и узнаете, где проходит граница между реальным воздействием и наивной верой людей. Откройте глаза, мы начинаем!

Эстрадный гипноз – феномен, который привлекает повышенное внимание публики. Его секретами обладает небольшая группа гипнотизёров, и делиться тонкостями этого искусства они не спешат. Так что же они? Люди со сверхспособностями или умелые создатели иллюзий? Разобраться в этом нам поможет Геннадий Иванов, психолог-гипнотерапевт, который не только покажет самые распространённые приёмы эстрадных гипнотизёров, но и раскроет их тайны. Мы собрали в одном помещении 40 человек разного возраста. Среди них Эльмира Абдразакова, обладательница титула «Мисс Россия 2013 года». Кто из участников попадёт под влияние гипнотизёра – мы пока не знаем.

Геннадий: Покажу один простой эксперимент. Соберите ваше внимание в ваших глазах. Ваше желание позволяет векам расслабиться. Допустите, что какая-то часть вашего подсознания как ночью, когда вы спите, берёт контроль над вашими глазами. Зная, что веки слиплись, попытайтесь слегка их приподнять. Не бойтесь делать честные попытки. Если веки слипаются – они будут слипаться крепче. Если они откроются – пускай они останутся открытыми.

Сейчас вы видите один из важнейших элементов в работе эстрадного гипнотизёра – подготовку зрителей к сеансу. Во время настройки наш специалист оценивает каждого участника, чтобы понять, кто поддаётся влиянию. Как же гипнотизёр находит своего человека в зале? Для демонстрации чудес гипноза подходит не каждый. Оказывается, публику можно условно разделить на три типа: художественный, мыслительный и смешанный. Первый тип быстро осваивается в незнакомой обстановке и обладает развитым воображением. Второй мыслительный настроен консервативно и размышляет логически. Третий сочетает в себе два первых. Как правило, легче всего влиять на людей художественного типа, или обладающих магическим мышлением.

– Они свято верят, что есть какие-то чудеса, всё неоднозначно. Даже среди академиков очень много людей с магическим мышлением.

– Когда мы делали первоначальное упражнение с веками, то было такое лёгкое ощущение, что ты не хочешь открыть глаза. Но я при помощи силы какой-то открыла и, наверное, немножко расстроилась. Потому что я была бы тоже счастлива оказаться на этом месте.

Геннадий: Так, можно тебя? Садись.

Итак, внушаемый человек найден. Именно с таким и должен работать эстрадный гипнотизёр. От того, насколько точно участник выполнит команды, зависит успех всего представления. Ведь эстрадный гипноз, это, прежде всего, шоу, которое должно развлекать публику. Но не только.

Геннадий: В силу того, что эти люди высоко гипнабельны, можно понять основные механизмы работы психики.

Но какой процент людей поддаётся гипнозу?

– По данным статистики, внушаемых людей не так уж и много. В зависимости от аудитории их там от 10-15% до 20-30%. На всех воздействовать невозможно. Человек на гипноз идёт тогда хорошо, когда учитываются его интересы, ценности, потребности.

Поведение людей на гипнотических шоу, это предмет для спора. Некоторые учёные уверены – все феномены реальные. А кто-то считает сценический гипноз обычным обманом.

– Но многие учёные, да и я склоняюсь к мысли, что некоторые люди, когда выходят на сцену, начинают подыгрывать гипнотизёру. А люди с такими вот истерическими чертами характера инфантильными, вот им нужно обязательно во что-то поиграть, прикоснуться к чему-то необычному, мистическому, магическому.

Через некоторое время мы вернёмся к участникам нашего эксперимента, в котором психолог откроет секреты эстрадного гипноза. А пока узнаем, с чего началась донаучная эра этого удивительного явления.

Феномен эстрадного гипноза появился ещё в 18-ом веке. На театрализованных зрелищах гипнотизёры демонстрировали магические явления. Немецкий целитель Франц Антон Месмер вызывал ужас и восхищение своими опытами. Месмер считал, что мир пронизан магнетическим флюидом, который обладает целебной силой, и распространял его через дубовые бочки. Больные на массовых сеансах прикладывали к ним руки и исцелялись. А в 19-ом веке французский невропатолог Жанн Шарко устраивал целые представления с девушками, больными истерией.

Геннадий: И постепенно вот из таких зрелищных номеров вот вырос целый жанр, который называется там «сценический гипноз».

Одним из таинственных гипнотизёров, который поразил воображение людей 20-го века, был Вольф Мессинг.

– Вольф Мессинг фигура довольно неоднозначная. Это, ну как сказать, это в любом случае фокусник.

«Психологические опыты Вольфа Мессинга»,  такой программой эстрадный гипнотизёр объездил всю Европу. Одним из хитов выступления был фокус с передачей мыслей на расстоянии. Карьера складывалась удачно, но в 1939-ом году ему пришлось спасаться бегством от фашистов. Он приехал в СССР.

– Волевой взгляд манящий. Такой сильного характера, понимаете, был. Он был и жёсткий, не жестокий, а жёсткий. Он любил страшно Россию, ну Советский Союз.

– (нрзб 07:15) припрыжкой на стуле. И начали!

Ольга Мигунова, единственная ученица Вольфа Мессинга.

– Когда я стала учиться у Вольфа Мессинга, он мне говорил: «Что ты там разговариваешь как овечка? Ты должна быть так и такой, уверенной».

– Вы слышите только мой голос, голос гипнотизёры Ольги Мигуновой.

– Он меня учил брать руку, по демоторике вести мысли, искание предметов. Естественно я не могла никакие предметы найти. Это было всё, он кричал на меня. Но я вот эту прошла школу мужества.

Ольге было 16 лет, Вольфу Мессингу 66.

– У него не было детей. Он привязался ко мне. Я очень долго страдала, как он будет без меня.

– Он очень вот нервным был, во время исполнения у него дрожали руки. Это все воспринимали, что он как будто был в таком вот, знаете, вот состоянии каком-то транса, в этом, поиске этих мыслей. Как будто он там перелетал в какое-то время. Он боялся разоблачения. Вольф Мессинг прекрасно сам знал, и он об этом говорил, что в зале всё равно найдётся 20 скептиков, но на этих 20 скептиков будет сидеть полторы тысячи тех, кто верит.

Геннадий: За счёт одного гипнабельного удаётся внушение распространить на целых 100 человек. То есть, один заражает теми идеями, которые, конечно, вот от ведущего, всех остальных. И в этом была ценность. То есть, люди увидели, впечатлились и прониклись теми идеями, ну которые тогда заказывала партия.

– У него был бриллиант. И все думали, что это бриллиантовое кольцо, там сила заложена. У него чтение мыслей на расстоянии было, предметы. Потом был счёт молниеносный. У него была уникальная память.

Какие же секреты есть у всех повелителей сознания? Оказывается, методы воздействия в 21-ом веке почти не отличаются от века 18-го.

– Что такое гипноз? Это один из видов коммуникации между людьми. Один человек в момент коммуникации с другим человеком может выдавать определённую ему информацию, передавать её, чтобы произвести изменения в его психике.

Важная задача эстрадного гипнотизёра – расположить к себе аудиторию.

– Есть системная модель всех этих вещей гипноза. Первая – личность того, кто гипнотизириует.

– И вы постепенно погружаетесь, погружаетесь в гипнотический сон.

[10:00 – 20:00]

– Кто вообще решает, пойти на спектакль, или на концерт, или на какое-то шоу? В основном решают женщины. Поэтому, если выходит мужчина, то уже 80% предрасположен. Если он ещё хорошо одет, то вдвойне.

Дальше гипнотизёру важно взять управление сознанием человека на себя. И делает он это с помощью прямых и косвенных внушений. Обратите внимание на позу и жесты гипнотизёра, они говорят о доминирующем положении. Взгляд прямой, а мимика почти отсутствует.

Геннадий: Закрой глаза и внимание направь на мой голос. Вот просто выдели его среди окружающих шумов, звуков. И мой голос становится голосом внутри.

– Это, наверное, большой дар артистический, чтобы тебе поверили, чтобы за тобой пошли. При том есть моменты, когда не имеет значение, что ты говоришь.

Какие стадии погружения есть у человека под гипнозом? Большинство учёных выделяют три. Первая – стадия доверия. Участница расслабляется и полностью доверяет психологу

Геннадий: Мой голос рядом, и ты в безопасности. А мой голос становится голосом твоего подсознания.

– И вот в естественном сне всяко (нрзб 11:21), но мозг отдыхает. В гипнотическом сне остается один из (нрзб 11:26), бодрствующий на голос гипнотизёра.

А сейчас наш эксперт вводит участницу эксперимента во вторую стадию гипноза.

Геннадий: И правая рука становится жёсткой и несгибаемой. Попытайся согнуть правую руку. Сильнее пытаешься, каждая попытка – рука напрягается. Вот внутри тебя есть что-то, что сопротивляется. Вот пробуй это преодолеть. Сильнее пытайся. Когда напряжение будет максимальным, да, произойдёт нечто чудесное. Сильнее пробуй, рука сильнее напрягается. Пытайся!

Это стадия вот такая фобическая, или говорят «каталепсия». Это потеря контроля То есть, двинуть рукой, например, и так далее. Вот она напоминает то, что люди обычно переживают, когда сталкиваются с объектом своей фобии. Головой они понимают, но тело реагирует крайне неохотно

– Сознанием я понимаю, что это элементарное движение. Но моя рука вибрирует от того, что мышцы настолько напряжены, что я не могу поднести руку к плечу и её соединить. Вот это вот меня впечатлило прям очень сильно.

– Я сейчас в этой точке. Я стою или я сижу, и осознаешь своё тело и понимаешь, о чём ты сейчас думаешь. Это как раз состояние осознанности. Вот в этой ситуации вряд ли вас кто-то сможет загипнотизировать, потому что вы себя осознаете.

– Вот доверие, вот критичность мышления. Кого легче всего гипнотизировать? Те, которые доверяют. Это дети и старики, как ни странно. Люди с низким уровнем образования, люди с гуманитарным образованием.

Геннадий: Спать! Спать, спать.

Эстрадные гипнотизёры часто демонстрируют внушённую восковую гибкость мышц. Достаточно вспомнить человека, лежащего между двух стульев. При этом участник ещё может вернуть себе контроль. Может. Но, как правило, не хочет. И этим пользуются гинпотизёры на сцене.

Геннадий: Это некое сочетание внушений и фокусов. Если фокусы интерпретировать, вот как экстрасенсы, например, в совершенно ином магическом ключе, то для людей травматического склада характера это состояние напоминает гипнотическое. Для человека там забыть имя там, или наоборот увидеть какие-то галлюцинации, посмотреть в будущее, это чудо.

А вот как выглядит самая глубокая стадия гипноза (третья) вы скоро узнаете.

– Вы делаетесь радостными!

В конце 80-ых синонимом чуда стало имя Анатолия Кашпировского. Миллионы людей от массовых выступлений ждали волшебного исцеления, не задумываясь, как работает таинственная сила человека в чёрном. Но в этом не было никакой магии. Кашпировский врач по образованию хорошо знал, как работают феномены гипноза в большой группе людей.

– А вот вы каждый себя спросите. Вы хоть раз были в гипнозе? А как правильно сказать – в гипнозе или гипнотическом состоянии? В гипнотическом состоянии. Все скажут: «Нет», а я говорю «Да». При засыпании и пробуждении. Гипноз это есть сон, и поставим точку.

Русский физиолог Иван  Павлов считал, что гипноз это переходное состояние между сном и бодрствованием. В коре головного мозга остаётся один участок, реагирующий на внушения гипнотизёра. Феномены массового гипноза притягивали не только врачей. В конце 80-ых им увлекались многие. Например, Алан Чумак покорял аудиторию, заряжая воду и крепы флюидами, и бесконтактно пожимал руки потрясённым зрителям.

– Поставьте вот так ладошки. И прислушайтесь к своим ладоням. Возникает как бы давление, у кого-то тепло, какие-то ощущения. А теперь вот я беру и как бы ваши руки немножко пожимаю. Есть ощущения? Ну, погромче, да или нет?

– Есть-есть.

– Есть.

Геннадий: Миф о флюидах, но, в принципе, он и в физике присутствовал, и в психотерапии одно время, он жив. Оказывается, банки из под огурцов с водой можно заряжать. Это стало выгодным, это необычно.

Игорь Вагин, врач-психиатр. В 80-ых занимался исследованием феноменов Кашпировского и Чумака.

– У меня на столе в Минздраве лежало три папки по Кашпировскому, и лежало ещё две папки по Алану Чумаку. Он, и мне кажется, самый лучший маркетолог, потому что он один умудрялся продавать кассеты, заряженные целебным молчанием, по 100 долларов. Гениальный маркетолог! А уже Анатолий, он был другого плана человек. Тот был такой мягкий гипнотизёр, а этот был жёсткий гипнотизёр.

Мало кому известно, но знаменитые массовые телесеансы Анатолия Кашпировского начались с лечения энуреза у детей. С демонстрацией психологических опытов на сцене он начал выступать в середине 60-ых, а в конце 80-ых вышел на телеэкраны. Мы нашли уникальную запись программы «Взгляд».

– У нас, так сказать, намечалось вскипятить стакан воды в руке.

– Лицо покажите. Он на меня смотрит. Видите, вот сейчас я его концентрирую. Концентрирую его к тому, чтобы не чувствовал боль. Даже если рука сгорела бы, он будет держать руку. Видите, вода кипит.

– У него останется на руке ожог потом?

– Да, останется немножечко.

– Достаточно тогда!

Анатолий Кашпировский провёл всего шесть массовых телесеансов и исчез с экранов. Но выступать в огромных залах и на стадионах продолжал. Ходили слухи, что он зарабатывал миллионы, слишком много было желающих прикоснуться к чудесам гипноза. Но Кашпировский был не первым, кто начал зарабатывать на желании людей увидеть чудо гипноза. Билет на выступления Вольфа Мессинга в начале 70-ых стоил один рубль, в зале могло быть около тысячи человек.

– Я получала у Вольфа Мессинга три рубля за концерт. Я готовила, мыла, стирала, крахмалила его рубашки, читала лекцию о гипнозе. По 100 концертов мы в месяц давали.

Анатолий Кашпировский уверен, его массовые сеансы на сцене помогли тысячам людей избавиться от проблем, а на слухи он по сей день реагирует резко.

– Люди в основном чутко запоминают гадости. Тупость людей в отношении лечения их психологическими способами, это огромнейший океан, в котором нет дна.

Мы нашли человека, на которого в детстве повлияли телесеансы Анатолия Кашпировского. Музыкант и певец Иван Вабищевич считает, что они изменили его судьбу.

– Кашпировский научил дядю Ваню петь, заставил.

В 1989-ом году музыканту было всего 8 лет, и он вместе с родителями точно так же, как и миллионы советских людей, сидел перед экраном.

– Я летал, то есть я видел там какие-то там поля, луга, озёра, красивые там реки. Бабушки с родителями вступали в полемику на тему того, что: «Так, его надо, наверное, там сейчас разбудить, вынести там или ещё что-то». И кто-то говорил наоборот: «Подождите, это сейчас закончится. А-то мало ли мы там прервём таинство». И я пел. Из-за этого всё-таки связала с песнями жизнь.

Сможет ли Иван, спустя 30 лет, поддаться гипнозу?

– К чему это приведет – я вообще не знаю. Но вот я бы попробовал.

Геннадий: Я считаю, вы с каждой цифрой сжимаете руки всё больше и больше. Вот я говорю «один» - сжали руки. Сильнее сжали. Почувствовали даже некую боль. Два, ещё сильнее сжали руки. Три, руки сжаты, склеены, как ваша воля. Четыре, руки сильнее сжимаются, даже сами почему-то начинают сжиматься.

– Сказали: «Давайте так по-честному, открываются глаза, не открываются глаза, руки смыкаются, не смыкаются».

– Вся внушаемость исходит из наших комплексов. Мы как бы регрессируем в детскую часть.

В детстве мы очень внушаемы. И всё, что говорят взрослые, кажется истиной. Секрет сильной веры в способности гипнотизёра в том, что он как бы превращает своего подопытного в ребёнка, а сам становится всемогущим взрослым.

– Вот эта отцовская и материнская фигура, она может передаваться непосредственно гипнологу, который говорит: «Я сейчас за тебя отвечаю. Я знаю, что сейчас будет происходить». И человек с радостью обращается к этой фигуре, ответственность за это возьмёт кто-то другой, это очень соблазнительная история.

Геннадий: Попытайтесь их разнять. Делайте попытку честно!

– У меня был сегодня момент, когда зацепили детские воспоминания. То есть, вот это вот состояние, когда ты ребёнок. Да, в детстве мы ведомые. Для меня стало абсолютно понятным, почему на кого-то действует так, на кого-то так. То есть, и почему, например, на меня не подействовало. И я понял окончательно, что значит «я ведущий».

Забавный факт. Эстрадные гипнотизёры считают отцом-основателем этого ремесла Аббата Фария, героя произведения Дюма «Граф Монте-Кристо», вернее его прототип.

– «Рад нашему знакомству. Я Аббат Фария». «Владелец несметных сокровищ?». «Я действительно очень состоятельный человек, но в данную минуту у меня ни гроша за душой. Вам сказали, что я сумасшедший?».

Реальный Аббат Фария родился в Индии в конце 18-го века, жил бурно, и за участие во Французской революции попал в замок Иф, где провёл 17 лет. Но не умер в отличии от героя Дюма, а научился в тюрьме гипнозу. Фария заметил, что люди внушаемы и понял, в основе феномена гипноза лежит вера и воображение человека. Аббат успешно гастролировал по Европе как эстрадный гипнотизёр, пока его не обвинили в мошенничестве. От католического священника нам остались идеи, которые легли в основу научного взгляда на гипноз, ну и знаменитое «Спать!».

Первым гипнотизёром в Советском Союзе, который вышел с демонстрацией психологических опытов на сцену, многие считают Вольфа Мессинга, но это не так. Первым был Григорий Гутман.

Геннадий: У Гутмана сеансы были построены больше на внушения наяву. Гутман отбирал людей больше внушаемых, то есть способных воспроизвести беспрекословно, без обдумывания ту команду, которую они получают.

– Это манипуляция, манипуляция сознанием. Один человек стоит, например, на манеже на сцене, а помощник выходит в зал и говорит: «К кому я подошёл?». «Вы подошли к женщине». То есть, вопрос «к кому я подошёл», уже понятно, к женщине. А если просто «я подошел», он говорит: «Вы подошли к мужчине». То есть, некие кодовые слова. Но даже чтобы это изучить, надо обладать очень хорошей памятью.

У эстрадного гипноза кроме лечебных и развлекательных целей были и мистические. Сеансы спиритизма околдовывали западное общество. А вот в СССР одной из задач эстрадного гипноза было просвещение. Перед сеансами читали лекции с научным объяснением феноменов.

– Я была очень любознательная, ходила на сеансы Мессинга, я ходила к Чумаку, я ходила к Кашпировскому, я ходила везде, где только можно. Мне просто это очень интересно

Однажды известная поэтесса Лариса Рубальская попала на сеанс сценического гипнотизёра Владимира Райкова. Он был первым учёным, кто под гипнозом развивал творческие способности.

– При мне он бездарного человека сажал за фортепиано, и он играл Рахманинова.

Владимир Райков полагал, что под гипнозом у человека можно открыть уникальные творческие способности. На своих сеансах он вводил пациентов в глубокий сон и внушал им, что они признанные мировые гении в какой-то области искусства. По наблюдениям Райкова, пациенты после сеанса становились более открытыми к творчеству.

– «Тебя звать Сергей Васильевич Рахманинов. Как тебя зовут?» «Сергей Васильевич».

– Мне тоже хотелось из меня чтобы он вытащил какие-то возможности. Но я попросила, чтобы у меня была невероятная память. Было стихотворение Ахмадулиной «Приключения в антикварном магазине», для запоминания совершенно невозможное. Он сделал как-то что-то со мной, и я запомнила стихотворение от начала до конца. Нет, я не просила, чтобы я вдруг писала как Пушкин, я просила только память. Я тогда не думала, что я умею писать, вообще не думала об этом. Но что-то такое всё равно разбудил.

Для того времени подобные выступления были крайне необычными и пользовались большим спросом у советских зрителей. Но позже выяснилось, что талант, выявленный на сцене, может остаться нереализованным.

Геннадий: Судьба героев вот фильма (нрзб 24:41), она известна. Мальчик тот, который, по-моему, там рисовал, он стал математиком, живёт в США. Никто из тех, кто там пытался играть и там рисовать, они не остались даже в этой сфере.

А вот Ларисе Рубальской через много лет пришлось вспомнить про сеансы гипноза, и они сильно повлияли на её жизнь. Феномены, которые демонстрируют эстрадные гипнотизёры, должны быть зрелищными и по возможности не занимать много времени на подготовку. Основной козырь гипнотизёра это внушение. Участник должен подчиняться коротким командам, которые повторяются громким и властным голосом.

– Откройте глаза. Смотрите, перед вами человек. Убейте этого человека, убейте его!

А сейчас, внимание, в нашем эксперименте психолог заберет у девушки голос.

Геннадий: Посмотри на меня. Сделай энергичный вдох-выдох, глубже вдох-выдох. Спать! Тело расслабляется, ты в полной безопасности, уверенно стоишь на ногах. Я прикасаюсь, и твой голос втекает в мою руку. Голоса нет, он в моей руке. Ты уверенно стоишь на ногах. Я щёлку пальцами и ты спокойно открываешь глаза в этом состоянии. Как себя чувствуешь? Пытайся говорить. Ты понимаешь мои мысли, слова. Сильнее пытайся. Вот пробуй, ты что-то пытаешься преодолеть. Вот попробуй. Пробуй сильнее. Каждая попытка, и внутри нарастает какое-то волнение. Это странно. Голос же формируется внутри. Почему его нет наружи?

– Очень ярко я прям это почувствовала и представила, как действительно голос, вот он находится вот здесь вот в горле, в гортани, и пропадает. Просто его как бы взяли, забрали и ну всё, вот здесь пусто.

Геннадий: Как тебя зовут? Ха-ха. Пробуй сильнее! Вот я щелкну пальцами, веки слипаются, он склеены. Я говорю: «Спать!». Тело полностью обмякает, уверенно стоишь на ногах. Я щелкну пальцами, спокойно открыла глаза. Как себя чувствуешь?

– (кашель). Нормально.

Геннадий: Гипноз – это состояние, в которое вот человек впадает как в детстве. Гипнотизёр представляет субъекта, который является авторитетом. Мы просто создаем декорации, угадываем иные нюансы и примеряем на себя этот костюм авторитета.

– У тех, кто наблюдает за подобными экспериментами, часто возникает вопрос: «Вреден ли эстрадный гипноз, и какие последствия он несёт?».

Геннадий: В гипнозе можно навредить двумя способами. Либо создать ложное воспоминание. Когда человек хорошо гипнабелен, он как бы впитывает те идеи, которые идут от гипнотизёра. И второе, если он начинает долго играть в это состояние. Это же, по сути, некоторое расщепление личности. То есть каждый раз, когда мы погружаем в гипноз, ничего в этом полезного-то и нет на самом деле. Есть риск того, что он заработает какую-то новую травму, если этот процесс растягивать надолго.

В 1984-ом году режиссер Элен Климов начал работу над одним из самых впечатляющих фильмов о войне «Иди и смотри». Главную роль сыграл тринадцатилетний Алексей Кравченко. Подростков выдержал три сложные пробы, которые устроил ему режиссёр. На четвёртой Элен Климов решил проверить, поддаётся ли юный Кравченко гипнозу. Режиссёр боялся, что мальчик может сойти с ума во время съёмок и решил использовать гипнотическую защиту.

– Целая команда сидела, меня учили аутотренингу, погружать себя в определенное состояние. Это очень интересно, если у тебя богатая фантазия. А у меня богатая фантазия. И мне это очень нравилось. Но потом вдруг меня везут и говорят: «Если ты сейчас не пройдёшь гипноз – Климов тебя не возьмёт. Просто он испугается за твою психику». Доктор очень дружелюбный, говорит: «Ну, давай. Ты будешь слышать всё, ты будешь выполнять мои команды, и потом ничего страшного, не бойся». И началось: «Ты слышишь только мой голос. Насчет три ты…». И я понял, что, правда, ничего не происходит. Он как-то поднял мою руку и так под странным углом остановил её. И я слышал, дверь закрылась. Открыть глаза – я не открыл глаза, потому что я понял, что вдруг он просто хлопнул дверью, ну схитрил. Хватило ума как-то подыграть самому себе.

Пробы подросток прошел, но прекрасно понимал, что на съёмках обман может раскрываться. Актёр решил открыто поговорить с режиссером, и попросил его снять самую сложную сцену фильма без гипноза

– Я помню, когда он шел, и он говорит: «Не реветь. Не реветь. Не реветь. Не реветь». Очень тихо говорил стальным голосом, но тихо-тихо «не реветь».

Сцену сняли с одного дубля.

– И всё, и я помню, что Олег Германович кидается на колени, целует меня. Ко мне, грязного меня целует. И я понял, что получилось. Второго дубля даже снимать не стали.

Итак, вернемся к стадиям гипнотического погружения. Мы показали вам первую расслабление. Вторую фобическую с потерей голоса и контроля над мышцами. А сейчас вы увидите третью стадию гипноза, самую глубокую, её называют сомнамбулической.

Геннадий: Эта стадия сомнамбулическая. То есть, когда контроль перерастает с физиологии на мышление. Внушите ему, что холод, он покрывается пупырышками. Рассмешить его, что он не сможет остановиться. И та стадия, при которой удается полностью взять контроль над восприятием, одновременно интересная и крайне редкая.

В этой стадии человек может демонстрировать на сцене, как он плывёт, летает или играет на воображаемой скрипке. И в этой же стадии гипнотического сна человек может избавиться от страха, который проявляется в обычном состоянии.

Геннадий: (нрзб 31:04), почти любые.

– Я поняла, ближе не надо. Ну, боже мой.

Геннадий: Вот смотри, они есть ядовитые. Этот паук, если не ошибаюсь, птицеед.

– Я их боюсь безумно, особенно такой вид.

Геннадий: Попробуй на руки взять его. Ну, он безопасен. Можно мне на руку посадить. Посмотри на меня. Спать! Тело расслабляется, и ты падаешь в сон. Ты в полной безопасности. Твоя правая рука просто свободно поднимается вверх. Ты в полной безопасности. Ты смотришь, и всё внимание там.

– Я почувствовала какое-то лёгкое прикосновение, что-то такое, но больше похожее на какую-то крохотную руку. Но сейчас я понимаю, что это была не рука.

Геннадий: Мой голос рождает безопасность. Все, что происходит, начинает происходить внутри. Внешний мир отступает и отдаляется. Многие вещи начинают происходить по твоему сценарию, а не по чужому.

– Гипноз – это очень необычное, очень интересное состояние. Ты находишься где-то вот не здесь, и обращаешь внимание только непосредственно на свои какие-то эмоции.

Геннадий: Честно? У меня даже нет слов. Потому что то, что я сейчас увидела, это прям вау. Ну, то есть, это ну как бы моему уму, как это происходит, это не поддаётся. Поэтому я точно ошарашена, и даже, наверное, есть какое-то немножко чувство страха. А вдруг мне встретится где-нибудь такой Геннадий, и я как бы там, ну как бы натворю делов. Поэтому, это круто, и я честно хочу даже сказать о том, что мне вот интересно в этом покопаться и каким-то навыкам тоже, возможно, научиться.

Интересно, что у животных мозг проходит похожие стадии погружения. На этой редкой записи 1910-го года немецкие ученые демонстрируют феномен гипноза у птиц. Как видите, петуха прижимают к поверхности и мелом чертят белую линию. Постепенно он впадает в ступор. Поддаются ли гипнозу хищники? За ответом мы отправились к одному из самых знаменитых дрессировщиков в мире, Эдгарду Запашному

– Я большой скепетик вообще гипноза как такового. Однако, конечно, я ни однажды видел, когда животные и люди входят в состояние так называемого ступор.

Запашный уверен, тигры и львы гипнозу не поддаются. Все номера на  манеже, это результат не гипнотического воздействия, а методичной и сложной работы с хищниками.

– Ты должен быть и другом, и начальником и приятелем. И он должен понимать, что со мной можно и повеселиться, но и перебарщивать со мной тоже нельзя. И его попытки напасать и убить тебя, они не приведут к успеху. То есть, эту мысль он не должен в себе развивать.

Но всё-таки один необъяснимый случай внезапного гипноза был.

– Мы работали на одной площадке. Вдруг тигр вышел, поднял голову, что-то увидел и замер минут на 15. Буквально снова мы его отвлечь не могли. Что-то он увидел. Можно было бы, наверное, это обыграть, как будто его заколдовали в этот момент. Ступор 100%-ый. А что он там увидел, мы так и не смогли выяснить, потому что ничего нового на тот момент в зале не появилось. Мы уже 3 месяца работали на этой площадке. Но что-то привлекло его так сильно внимание, что он действительно замер.

Геннадий: На животных нельзя повлиять, как на человека, у них нет второй сигнальной системы. То есть, их можно надрессировать, давать им команды, но эти команды сугубо автоматические.

На выступлениях братьев Запашных можно увидеть интересный феномен. Дрессировщик пристально смотрит хищнику в глаза и что-то ему внушает. Можно ли такое воздействие назвать невербальным гипнозом?

– Постоянно дрессировщики прежде всего глазами общаются со своими животными и пытаются донести определенную информацию до животного, чтобы всё было комфортно. И мы сейчас с вами можем тоже общаться глазами и что-то я до вас сейчас смогу донести.

– Назвать это гипнозом я бы побоялся честно.

Ольга Мигунова, единственная женщина в России, которая работает в жанре эстрадного гипноза.

– Для женщины это тяжелый труд. Ведь я выхожу в зале, тысячу с лишним и так далее мест, я одна. Вначале насторожен зал, но где-то после второго опыта всё.

Она была помощницей Вольфа Мессинга в течение пяти лет, изучала его мастерство. Потом по семейным обстоятельствам уехала в родной Благовещенск

– Я сказала, что я к тебе вернусь. И мы всю ночь держались за руки. Он мне говорил: «Ты никогда не вернешься». Учитель благословил свою единственную ученицу, и Ольга начала выступать самостоятельно, с Мессингом она больше никогда не виделась. Феномены гипноза на сцене Ольга показывает больше 50 лет. На самых разных площадках.

Эстрадный гипноз, увы, ушёл, можно сказать, у нас. Осталась я работать на эстраде. Жалко, жалко. У меня вот профессора наши говорят: «Оль, ну возьми 500 студентов и подготовь их». Ну, вот знаете что, талантливых я не нашла. Что боженька не дал – в аптеке не купишь.

– Сейчас пришло время персоналий, время звёзд. И сейчас на жанр практически никто не ходит, ходят все-таки на имя.

Знаменитые артисты, мотиваторы и модные коучи сами становятся авторитетами для зрителей и влияют на них не хуже профессиональных гипнотизёров.

– 80% населения в России хотят, чтобы кто-то к нему подошёл, взял его за шиворот и оттащил в светлое будущее. Потому что он туда дороги не знает, да ему и лень.

– Люди на концертах, причём в разных глубинках, да. И говорили: «Вот, знаете, ваши песни вылечили меня там от какой-то болезни», вот например. Вот что это такое? Это такой эффект плацебо, что это такое, это вера во что-то?

– Здесь никакого секрета нет. Я ощущаю своего зрителя, потому что я сам зритель. Я, как только начинаю творить музыку, песню свою какую-то, вдохновение, я сам подключаюсь. Есть огромное доверие между мной и зрителем.

– Ну, я вообще думаю, что успех на сцене, это абсолютно следствие гипноза. Вот представьте себе, я не молодая, не красивая, объёмная, не такой высокий парнасский поэт, просто человек пишущий стихи, которые как-то достают. У меня в течение десяти минут зал абсолютно подвержен моему влиянию, абсолютно внимателен. И даже у меня есть такая фишка, я говорю: «Сейчас насчет три без репетиции вы запоёте песню, которую заказала». Весь зал поёт. Я просто чувствую свою власть. Владение этими людьми. Это есть.

Эстрадный гипноз, с одной стороны это шоу, которое развлекает. С другой феномены на сцене помогают понять, как работает психика, и как авторитеты влияют на людей. Во все времена выступления гипнотизёров сохраняли это искусство живым и подогревали интерес учёных к тщательному изучению этого загадочного явления. Работа мастера гипноза на сцене завораживает и помогает задуматься от тех загадках, которые скрывает наш мозг. Но, возможно, самый главный секрет эстрадного гипноза скрывается в нашем желании верить в чудеса.

Обучение уличному гипнозу и гипноанализу в Москве
Online-курс "ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА"
“Hypnologic. Обратная сторона сознания”. Обучение уличному гипнозу

Гипноз начинается с амнезии. Стадии гипноза (доверие, каталепсия, амнезия)

Трансовые техники в гипнотерапии. Образная гипнотерапия

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Я хочу получать материалы по лечению фобий и гипнозу


Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН