Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Что такое психотравма по науке? Структура психический травмы

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Составляющие психотравмы - телесный, эмоциональный и когнитивный уровень. 

Концепция психологической травмы является на сегодняшний день одной из самых спорных в сфере науки и психотерапии, так как наталкивается на достаточно ясные научные недочеты. В частности, невозможно обозначить четкие критерии психологической травмы, ведь для каждого человека психотравмы могут быть разными, и то, что травмирует одного для другого вполне может оказаться обыденным событием, в зависимости от психологического типа человека и типа его нервной системы, от особенностей опыта и воспитания и от той среды в которой данной человек обитает. Невозможно проследить и четкую связь между травматическим событием и реальным симптомом, в итоге такие связи утверждаются постфактум, т.е. психотерапевты утверждают, что та или иная травма была связана с симптомом, когда клиент «исцелился» при воспоминании этой самой травмы, а вот если клиент не исцеляется при воспоминании чего-либо, значит это уже нельзя назвать травмой. Такой подход явно противоречит научной методологии.

Концепция травмы критикуется и из-за существования так называемых ложных воспоминаний [1] и различных дискредитирующих психотерапию направлений по типу регрессии в прошлые жизни. В итоге, психотерапевты очень часто под видом психотравмы ссылаются на те воспоминания о событиях, которые даже не происходили в прошлом, а просто были выдуманы.

◉ Что такое психологическая травма? Обзор научных статей
◉ Психотравма как способ адаптации
◉ Что такое психотравма по науке? Структура психический травмы

Наконец, до недавнего времени не существовало никаких методов эмпирического исследования психотравмы. Однако все изменилось с момента появления новых способов исследования мозга, а также работ посвященных психологии и физиологии стресса. Применение научного метода на ситуациях, которые напрямую отражают связь травмы и текущего симптома, а в частности на случаях посттравматического стрессового расстройства, позволило пролить свет, на то, что такое травма и как она функционирует.

Начнем мы с того, что психотравма является ситуацией запредельного стресса. Стресс – это неспецифическая реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов [2]. Стресс характеризуется выбросом в кровь гормонов, которые готовят нас к действию, по типу адреналина и норадреналина, а также совокупностью телесных симптомов, вызванных этими гормонами, такими как напряжение мышц, учащенное дыхание и сердцебиение, повышение АД, торможение процессов пищеварения и репродуктивной системы и др.  И подобная реакция действительно полезна, когда, например, животное встречает хищника в джунглях и необходимо срочно среагировать бегством.

Однако, в нашем случае все сложнее чем у животных, ведь наша нервная система более развита. Вернемся к ситуации с хищником. Хищник – это стрессор, который и вызывает реакцию стресса у беззащитного животного. И здесь стоит отметить, что в нашем случае подобным стрессором необязательно выступает угроза жизни типа хищника или грабителя, нам достаточно лишь ситуаций, которые где-то на подсознательном уровне мы интерпретируем таким образом [3], а сюда может относиться, например увольнение с работы, важный экзамен, социальная изоляция, суд и др. Более того, стрессором для нас могут стать даже не реальные события, а воображаемые, например, ожидания увольнения или экзамена, или тревожные мысли о том, почему наш ребенок сегодня задерживается.

Но реакция стресса в нашем организме запускается не сразу, а только тогда, когда стрессор воспринимается нами как значимая угроза. Таким образом любой стимул, который появляется в нашем окружении оценивается мозгом.  Данная оценка происходит в двух частях нашего мозга – подкорке, а в частности в зоне под названием миндалина и префронтальной коре. Первая и отвечает за эмоциональную оценку и оценку угрозы, она же отвечает за наши эмоции агрессии и страха. Она практически мгновенно реагирует на изменения внешней среды в то время, как префронтальная кора запаздывает за ней. Префронтальная кора, в свою очередь, отвечает за нашу рациональную оценку ситуации и выработку плана действий.

Было показано, что кора и миндалина взаимно подавляют друг друга. В качестве примера действия подобного механизма подумаем о том, что происходит в самолете во время тряски. Вот вы летите в самолете и его начинает трясти. Миндалина в тот же момент активируется и выдает вам сигнал об опасности. И, казалось бы, уже надо бежать, но пилот говорит в рупор, что самолет просто попал в зону турбулентности. Вы осознаете это и в итоге ваша кора тормозит деятельность миндалины, отмечая данное событие, как ложную тревогу. Но, предположим, ваш самолет действительно начинает падать, потому что пилоту стало плохо, и тут уже не до шуток. Ваша миндалина снова бьет тревогу и снова хочет заставить вас бежать, кричать, паниковать и сжаться, и заплакать. Благо, что вы и сами являетесь опытном пилотом, и ваша кора снова тормозит деятельность миндалины, заставляя вас предпринять активные и адекватные действия по спасению самолета – самому сесть за штурвал. Наконец, мы можем представить, что вы рядовой пассажир, который просто осознает всю безвыходность ситуации. В этом случае миндалина полностью берет вверх над вашим организмом и заставляет вас паниковать и пытаться выпрыгнуть в иллюминатор (и вы почему-то не понимаете, что такая реакция вас не спасет). Все описанные случаи — это вполне нормальное и объяснимое взаимодействие отделов мозга, которые позволяют нам эффективно реагировать на стрессовую ситуацию, кроме последнего варианта. Ведь вполне возможно, что попав в третью ситуацию, вы больше никогда бы не стали летать на самолете… Почему же так происходит?

Дело в том, что когда вы попадаете в ситуацию запредельного стресса – психотравму – первое, что происходит – это то, что вступают в конфликт деятельность вашей коры и миндалины, где последняя берт вверх. Сверхактивация миндалины приводит к подавлению деятельности коры, что значит, что вы не можете адекватно осмыслить, понять и проанализировать, то, что происходит с вами здесь и сейчас. Далее запускаются стрессовые гормоны, которые заставляют вас возвращаться к примитивным способам реагирования на стресс, по типу убежать, спрятаться, заплакать, замереть, отвлечь внимание и др. Также меняется и механизм вашей памяти, миндалина тормозит деятельность гиппокампа, который отвечает за нашу семантическую память и интеграцию воспоминаний, и, по сути, вся ответственность за запоминание падает на саму миндалину и активируется имплицитная память (подсознательное запечатление). В результате миндалина запечатлевает само событие и реакцию на него по типу стимул реакция, причем делает это отдельно от сознания [4]. В итоге мы не можем адекватно обработать информацию о травме и интегрировать ее в сознание, это приводит к тому, что воспоминание начинает функционировать как бы изолировано и у нас появляются реакции, которые мы не осознаем и не можем контролировать.  Например, если ребенка в детстве часто бил отец, то, повзрослев он может начать боятся мужчин, даже не осознавая почему, ведь сознательно (с помощью коры) он понимает, что другой мужчина ему никак не навредит, но подсознательно (из-за миндалины), у него активируется, когда-то сформированный условный рефлекс на пугающего отца, которого и напоминают эти другие мужчины.

И чем раньше происходит подобная травма в жизни человека, тем меньше вероятность, что он ее запомнит. В частности, человек практически ничего не помнит из так называемого периода инфантильной амнезии [5] - период до 4-5 лет, когда у человека еще недостаточно сформирована префронтальная кора и семантическая память, в том числе из-за неразвитости системы языка. Однако, отсутствие сознательных воспоминаний совсем не означает, что воспоминаний нет как таковых, просто в этот период ребенок запоминает информацию на подсознательном уровне и на уровне рефлексов, и именно поэтому так важно обеспечить ребенку хорошее детство, ведь любая травма в детском возрасте, даже если человек о ней не помнит будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Однако, даже если травма произошла во взрослом возрасте и человек о ней в принципе помнит, это не значит, что травмы нет, просто информация о ней в нашем мозге также остается диссоциированной и не интегрированной в память и сознание. Именно поэтому даже если человек с ПТСР помнит о том, что происходило в период военных действий у него, все равно случаются флешбэки и автоматические реакции.

Из чего же состоит психотравма? Структуру психотравмы можно описать в трех уровнях, при этом следует понимать, что все элементы психотравмы были запечатлены в памяти человека так как они помогли ему выжить (по крайней мере по мнению нашего мозга).

  1. Телесный уровень. На уровне тела, у нас хранятся наши телесные реакции в момент травмы и в зависимости от типа травмы и от того, что происходило в ситуации, эти реакции могут быть организованы по-разному. Например, если фрустрирована какая-то базовая потребность, у человека можно практически постоянно наблюдать стандартные признаки стресса – закрепощенный мышечный панцирь, напряжение в теле (такое часто наблюдает у шизофреников). На уровне тела хранятся и отдельные реакции, связанные непосредственно с травмой, например, это может быть спазм горла, приводящий к заиканию, если в момент травмы человек пытался, но не мог крикнуть. Могут быть реакции по типу постукивания ногой или рукой, например, когда человек не смог выразить свой гнев. Это может быть напряжение и расстройство внутренних органов, например, если девушка пережила изнасилование у нее может появится проблемы с мочеполовой системой.
  2. Эмоциональной уровень. Говоря о стрессе, мы забыли упомянуть, что в целом стресс обусловлен нашими эмоциями и, по сути, приравнивается к ним. Чем сильнее наш страх, тем больше возбуждена миндалина и, тем больше вырабатывается стрессовых гормонов в кровь. Тоже можно сказать и про другие сильные эмоции. Такие эмоции, если мы не смогли их выразить в момент травмы, остаются в нашем мозге в виде доминант, которые и запускают реакции в теле при встрече с тем или иным стимулом.
  3. Когнитивный уровень. На этом уровне хранятся выводы, убеждения и мысли, связанные с травмой. Стоит сказать, что такие выводы появляются скорее, как компенсаторная стратегия для психотравмы. Например, девушка после изнасилования может посчитать, что она сама в нем виновата. Такая мысль на самом деле не только ухудшает ее состояние, но, что важнее, позволяет ей так выстроить свою модель поведения, чтобы в дальнейшем не привлек агрессивных мужчин. Идея о том, что человек неудачник, призвана помочь ему не пытаться ничего делать, чтобы в дальнейшем не испытывать разочарований. Убеждение, что мир враждебен, позволяет человеку выстроить вокруг себя защиту от этого мира. А мысль «я никому не нужен», заставляет человека самого о себе заботиться.

В зависимости от направления психотерапии можно описать различные механизмы проработки психотравматической ситуации. И начать обсуждение можно в хронологическом порядке появления этих направлений.

Психодинамическое направление. К психодинамическому направлению можно отнести психоанализ, телесную терапию, регрессивную психотерапию и гипнотерапию, терапию отправных точек RPT, эмоционально-образную психотерапию, отчасти психодраму, отчасти холотропное дыхание и др. Работа в данных направлениях предполагает поиск и интеграцию проблемного воспоминания в сознание клиента. Чаще всего это достигается за счет построения ассоциативного ряда, который и приводит нас к амнезированному событию. Такой подход можно обосновать с позиции нейросетевой теории. Так каждое воспоминание – это участок в нейросети, но, чтобы ему всплыть в сознании необходим определенный уровень его активации, т.е. должное количество активных связей с другими участками. В итоге, когда человек рассказывает свои ассоциации в процессе психоанализа он все больше активирует этих связей, что и позволяет ему в какой-то момент вспомнить событие. Однако, стоит заметить, что в гипнотерапии это происходит намного быстрее, так как там производится более глубокое моделирование проблемной ситуации в воображении клиента и, просто на просто, создается больше ассоциаций. Также и эмоционально-образная терапия выстраивает ассоциации за счет эмоционально-насыщенных образом, а затем позволяет произвести разрядку воспоминания путем трансформации проблемного образа. В этих направлениях важна проработка воспоминания и его отыгрыш, чтобы диссоциированный материал смог полностью ассоциироваться в сознание.

Гуманистическое направление и терапия осознания. Здесь мы рассмотрим прежде всего гештальт-подход, клиент-центрированную терапию, терапию полноты сознания (mindfullness), медитации, терапию эго-состояний, терапию частей и др. К гуманистическому направлению относятся и другие течения по типу позитивной психотерапии, но работа в них отличается от вышеописанных. Так вот в гуманистическом направление основное внимание при работе с травмой обращается к процессу реализации травмы здесь и сейчас. В частности, гештальт-терапия и КЦТ, направлены на то, чтобы интегрировать диссоциированные элементы поведения человека в его сознании. И здесь в отличии от психоанализа или регрессивной гипнотерапии, где ищут именно причину и ключевое воспоминание, больше внимание обращается на текущие проявления травмы, например на то, как напрягается тело, какие идеи и смыслы приводят к текущей проблеме, как происходит формирование симптома. Хотя если значимым для формирования симптома является и само воспоминание его поиск также осуществляется в гештальт-терапии. Возьмем, к примеру ситуацию с паническими атаками, гуманистический терапевт может исследовать и отыскать травматическое событие, которое привело к ним, а может изучить процесс формирования панической атаки, например то, как меняется дыхание человека, то какие тревожные мысли у него возникают в данный момент, то, как он начинается напрягать все тело. Эти реакции в дальнейшем можно изменить.

Когнитивно-поведенческое направление. Сюда можно отнести, поведенческую и когнитивные терапии, НЛП, брейнспоттинг, отчасти RPT, позитивная психотерапия, ДПДГ и др.  Если предыдущие направления в основном работали с подкорковыми структурами пытаясь отыскать проблемное воспоминание и отыграть заряд, связанный с ним, то когнитивно-поведенческое направление работает в основном с корой. Здесь можно выделить два поднаправления – это чисто поведенческое и второе – когнитивное. Поведенческое направление в основном концентрируется на различных видах десенсибилизации в процессе работы с воспоминанием. В классическом варианте человека обучают расслаблению во время представления пугающего события, и таким образом он подавляет свои проблемные реакции и напряжение. В современных вариантах обычно совмещают какое-то действие с воспоминанием травмы. Например, в НЛП используется упражнение Алфавит, а в ДПДГ и брейнспоттинге используют движение глаз человека. Представители этих направлений объясняют действенность своих методик различными межполушарными взаимодействиями, хотя на самом деле действует простое отвлечение внимания, человек просто не может полностью сосредоточиться на воспоминании, когда прыгает, читает алфавит, двигает глазами, танцует и т.д. и в итоге негативный аффект, связанный с событием, стирается. Однако, данная техника показала себя намного менее эффективной чем техника экспозиционной терапии, когда человеку предлагается непосредственно встретится с пугающим событием, что также приводит к переобучению и адаптации к пугающему стимулу.

В когнитивной терапии также работают на подавление симптома, но уже за счет изменения мыслей человека. И в этом случае теряется необходимость воспоминания амнезированной травмы. Например, если человек боится котов, ему предлагается думать, что в них нет ничего страшного. И действительно, удерживая подобную мысль в своей фронтальной коре, человек способен хотя бы немного затормозить деятельность миндалины, что позволить ему начать уже реальные поведенческие изменения. Такая работа правда подразумевает планомерность и продолжительность.

Таким образом тема психотравмы на сегодняшний день требует дальнейших исследований, однако, уже существуют эффективные методы работы с ней. Стоит лишь сказать, что при такой работе необходим комплексный подход, сочетающий в себе как осознание и отыгрыш травматического материала, так и реальные поведенческие изменения, и переосмысление.

Литература

[1] «Элизабет Лофтус. Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем»: КоЛибри, Азбука-Аттикус; Москва; 2018
[2] Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
[3] Lazarus R.S., Speisman J.C. and Mordkoff A.M. The relationship between autonomic indicators of psychological stress: heart rate and skin conductance. Phsycosom. Med. 25:19-30, 1963.
[4] Bessel A. van der Kolk.  The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Viking, 2014. 464 pp.
[5] Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память / Пер. с англ. под ред. Т. Н. Резниковой. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с

Список научных статей по психотравме в ЖЖ

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

1
Комментарии

1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Валерий

Геннадий!!! Низкий Вам поклон за Ваш труд. Прочтение мной этого материала именно в этот день. Это и есть Пасха — выход из Египта , из под власти фараона. Дай Вам Бог Здоровья! Если есть еще материалы Колка — поделитесь. Удачи Вам!

«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН