Facebook

ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Руководитель Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Гипнотический транс: наука против мистики

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

К научным сообщениям о гипнозе примешивается нечто загадочное, мистическое, неправдоподобное. Неточная, искаженная информация распространяется теми, кто считает себя гипнотерапевтами. Поощряют ошибочные сведения те, кто далек от науки и клинической практики. Это дилетанты и шарлатаны, убеждающие, что владеют узкоспециализированными эзотерическими навыками.

О гипнозе известно много веков. Феномены транса выступают предметом научных исследований более 200 лет. Но до сих пор многие не знают, что представляет собой гипноз на самом деле. Беглый взгляд на страницы Интернета определяет ряд странных, нелогичных, неправдивых понятий. Убеждения виртуального сообщества относительно гипнотического транса:

«теории измененного состояния ума» – полубессознательное состояние (по-видимому, что-то между сном и бодрствованием), бессознательное каталептическое состояние, форма диссоциации, результат ошеломления, замешательства, недоумения;

«регресс для служения Эго» – состояние сосредоточенного внимания для осознания «Я»;

«негосударственные» теории – поставленная актерская игра.

Гипнотический транс: искусственность или естественность

Практикующим и использующим гипноз нужна цельная, организующая идея. Научное сообщество ее предлагает. Погружение, применяемое в гипнозе – это любое искусственное средство, любой созданный способ доступа к состоянию фазы быстрого сна. Эффекты, испытываемые человеком при гипнозе, не являются загадочными и непонятными. Наука объясняет все феномены, связанные с гипнотическим трансом.

Введение в гипнотический транс – это искусственный процесс, а не естественное состояние, если учесть факт, что человек способен испытывать функциональное изменение психики без помощи посторонних. Действительно, гипнотерапевты часто говорят клиентам, которых пытаются убедить в безопасности сеанса, что человек регулярно входит и выходит из естественного транса. Это правда. Мы находимся в трансе, когда внимание сосредоточено и заблокировано. Это означает, что ракурс восприятия ограничен в трансовом состоянии.

Любой, кто способен сосредоточить и удержать внимание, у кого развитое воображение, кто способен эмоционально возбудиться, часто входит в естественный транс. Мы находимся в самоиндуцированном трансе, когда сильно возбуждены тем, что считается негативом. Гнев, ярость, ненависть, страх, беспокойство, депрессия, зависть, жадность, эгоизм – эти эмоции, достигнув уровня аффекта, отделяют от мыслящего «разумного» мозга. Сильные переживания создают замкнутый, ограниченный взгляд на реальность.

Подобное происходит, когда мы находимся в плену обусловленных систем убеждений, за пределами которых не способны замечать и видеть, будь то религии, культы, политика. Волнующие события, которые воспринимаются как положительные, также ограничивают видение полной картины. Мы впадаем в естественный транс, когда участвуем в захватывающем действии: поддерживаем футбольную команду на пути к победе, увлечены музыкой, поэзией, искусством, когда влюбляемся или занимаемся страстной любовью.

Мы погружаемся в транс, используя навыки. Например, при вождении совершенно не осознаем установленные ориентиры, нужные повороты дороги, потому что прокладываем привычный путь автоматически. Погружение в творчество, такое ​​как приготовление пищи, садоводство, письмо, искусство, музыка, поэзия, гончарное дело вводят в транс. Групповые танцы сильно изменяют функционирование психики. Спортивные тренировки, усердная учеба, старательное использование профессиональных навыков сильно увлекают, меняя режим деятельности мозга.

Мы входим в состояние транса, известное как «поток», если знаем, как делать работу действительно хорошо. При выполнении знакомого задания ощущение обособленного «Я» временно исчезает. Мы без усилий становимся единым целым с тем, что делаем. Этот тип блаженного транса действует автономно: мы становимся опытом, который создаем. Эта чудесная способность уйти в «поток», которую психологи называют «пребыванием в зоне», способствует осознанию смысла жизни.

Транс также может быть вызван намеренно или с внешней помощью: наркотиками, шоком, медленным выполнением ритуала, неожиданным прикосновением, молитвой, сексуальной активностью, размышлением, пристальным взглядом, просьбой вспомнить определенную информацию, изменением характера дыхания. Погрузиться в транс можно при воздействии яркого стимула, который вызывает сильные эмоции. Три основные формы естественного изменения сознания, которые испытывают и человек, и животные – это сны, сильное эмоциональное возбуждение, сосредоточение на учебе. Ни одна из этих форм не требует гипнотического наведения.

То, каким способом создается сфокусированное внимание, имеет прямое отношение к качеству, глубине, продолжительности транса. Например, причина для строительства красивейших соборов, мечетей, храмов – умысел. Сооружение грандиозных конструкций нацелено на то, чтобы люди, входящие в них, автоматически впадали в состояние транса. Это делало их внушаемыми, восприимчивыми к учениям или инструкциям, переданным в этой среде.
транс девушки

Самый глубокий транс

Знания об истинной природе транса и гипноза предложены в теории сновидений Джо Гриффина (Joe Griffin). Сновидение – это самое значимое изменение функциональной активности мозга, самый глубокий транс из всех. Это основная форма транса, которая развивается в утробе матери, когда плод впервые начинает проявлять признаки фазы быстрого сна (быстрое движение глаз – очевидный признак активации мозговой цепи, известной как ponto-genicula-occipital (понто-геникуло-затылочные волны)).

Теорию подтвердил пионер исследований сна – физиолог Мишель Жуве (Michel Valentin Marcel Jouvet). Заслуженный профессор экспериментальной медицины в Лионском университете представил понимание того, что именно во время быстрого сна проявляются инстинкты, запрограммированные в генах. Ученый указал, что сновидения – метафорические переводы эмоционально возбуждающих ожиданий, которые не были реализованы в предыдущий период бодрствования. Сны деактивируют эмоциональное возбуждение, позволяя мозгу заново реагировать на происходящее каждый следующий день, тем самым сохраняя целостность инстинктов.

В рамках этой теории гипнотический транс можно назвать состоянием быстрого сна из-за явного физиологического сходства между этими феноменами. Глубокий транс, вызванный гипнозом, отражает многие аспекты быстрого сна, такие как невосприимчивость к внешней сенсорной информации, меньшая чувствительность к боли, мышечный паралич. Узкое сосредоточение внимания в гипнотическом трансе отражает поглощение во сне.

Еще одно сходство заключается в ориентации внимания. Громкий шум или резкое движение могут ввести человека в гипнотический транс. Эти явные раздражители мгновенно захватывает внимание и включает электрическую мозговую активность, известную как ориентационная реакция. Такие же волны наблюдаются во время быстрого сна. Когда мы начинаем видеть сон, ориентационная реакция срабатывает стремительно. Теория сновидений объясняет, что это отточенный механизм, предупреждающий мозг о наличии невыраженных эмоциональных возбуждений, которые необходимо разрядить во сне.

Глубокое расслабление, которое гипнотерапевты используют для введения в транс, также происходит, когда мы начинаем засыпать. Когда клиенты расслабляются, управляемые образы, которые используют практики, чтобы дать возможность увидеть трудности с другой точки зрения и преодолеть их, аналогичны возникающему материалу сновидений. Разница в том, что в искусственно вызванном трансе терапевт направляет процесс, тогда как невыраженное эмоциональное возбуждение предыдущего дня создает образы и сценарий сновидений.

Яркие переживания транса могут включать галлюцинации. Например, клиенты сообщают о том, что «ощущают» на лице тепло солнца, которое себе представляли. Сновидения, по своей сути – также галлюцинации. Нейровизуализационные исследования показали, что в обоих случаях активны одни и те же мозговые пути. Явления, которые могут быть вызваны в гипнотическим трансе, также спонтанно переживаются во сне, например, амнезия, анестезия, иллюзии тела, каталепсия, диссоциация, искажение времени.

Таким образом, REM-состояние активно в глубокой фазе гипнотического транса. Это не просто «расслабленное» или «пассивное» состояние мозга. В гипнозе мозг активен. Он участвует в программировании врожденных и приобретенных знаний. Когда мы получаем травму, REM-состояние – это среда, где травматическое событие фиксируется мозгом и становится частью шаблонов выживания. Поэтому критически важно понять состояние REM, присущее клиническому гипнозу.

Отзыв врача о гипноанализе. Запросы страх публичных выступлений и потеря контроля при конфликтах

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Схожесть и различия гипноза и медитации

Нейробиологические данные интерпретируют гипнотический транс и традиции самовнушения (медитации) как модифицированные состояния сознания, в которых подчеркнута избирательность внимания, концентрация, способность «отпускать» мысли. Но гипноз и медитация различаются с точки зрения сенсорного ввода, обработки, запоминания информации. Кроме того, гипноз основан на внушаемости человека, а самовнушение базируется на способности сосредоточения. Однако оба метода воздействия изменяют пластичность мозга. Ученые проанализировали нейронные субстраты с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ), позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансной томография (фМРТ).

Проблема в определении и разделении гипноза и медитации – неоднозначность терминов. «Гипноз» происходит от греческого слова «hypnos», означающего сон. Гипнотический транс характеризуется сосредоточенным вниманием, повышенным подчинением внушению, осознанием внутренних образов, сниженной способностью критически мыслить.

Термин «медитация» происходит от латинского «meditatio». Понятие первоначально обозначало все виды физических или интеллектуальных упражнений. Медитация относится к широкому спектру практик, включая буддийские, христианские, исламские, индуистские, еврейские традиции. Определение сути медитации включает необходимость точного научного объяснения феномена с учетом самобытности различных традиций (Lutz, 2007).

Сейчас присутствует путаница в терминологии. Например, некий аспект, описанный одним ученым как «самовнушение», трактуется другим исследователем как «медитация». Слово «медитация» относится к широкому спектру практик, включая самовнушение и произношение аффирмаций. Отказ от дифференцирования сродни использованию термина «спорт» для обозначения всех спортивных дисциплин, как если бы они были одинаковыми. Lutz и соавторы (2008) предложили полезную структуру, в которой техники медитации сгруппированы в две категории:

Опытный практик, регулярно занимающийся самогипнозом, чувствует качественное изменение паттерна психического функционирования. Во время занятий он ощущает, что сознание радикально отличается от привычного функционирования. Это подтверждает феномен пластичности мозга.

На первый взгляд у гипноза и медитации, кажется, много общего. Однако между ними есть поведенческие различия:

И гипноз, и самовнушение благотворно влияют на способности справляться со стрессом. Во время сеанса удается расслабить ум, душу, тело. Методы можно использовать в качестве профилактических мер, чтобы избежать вредных последствий будущего стресса. Используя медитацию и гипноз, человек получает мощный инструмент успокоения. транс парня

Что происходит в мозге при гипнозе и медитации

Контроль внимания, концентрация, воображение, умственное расслабление, измененное восприятие окружающей среды,отделение критического аналитического рассуждения – характерные элементы гипноза (Halsband, 2008). Многочисленные исследования ЭЭГ показали изменения нейроэлектрической активности мозга. Значительно большая активность в альфа (11,5–13,45 Гц), бета (16,5–25 Гц) и тета-диапазонах (5,5-7,5 Гц) регистрируется в теменной коре (Crawford, 1996). В гипнотическом трансе повышается бета-активность в затылочной коре (Ulett, 1972). Есть данные об увеличении мощности гамма-диапазона около 40 Гц, более выраженном в правом полушарии, чем в левом (De Pascalis, 1998).

Высокая и низкая гипнотабельность также приводят к отличиям в мозговой активности. Isotani (2001) сделал вывод: еще до того, как было выполнено погружение в транс, субъекты с высокой и низкой восприимчивостью к гипнозу находились в разных электрических состояниях мозга. Fingelkurts (2007) опубликовал исследование одного случая индукции высоко гипнотабельного субъекта. Во время погружения в транс произошли изменения во всех исследуемых диапазонах частот (дельта, тета, альфа, бета и гамма).

Мужчина, 25 лет, был введен в гипнотический транс. Экспериментальная установка включала измерение 64-канальной ЭЭГ плюс периферические физиологические замеры. Участник сидел на стуле примерно в одном метре от гипнотизера. Базовая сессия длилась 15 минут. Она состояла из 5 минут сидения расслабленно с открытыми глазами, 5 минут с закрытыми глазами, 5 минут чтения текста из книги. Впоследствии была выполнена индукция, которую регистрировали, разделив на следующие фазы:

Во все фазы ступенчатой​​индукции наблюдались изменения в диапазонах тета, альфа и гамма частот. Также было установлено, что гипнотические внушения могут отделить физические движения от нормального сознания и волеизъявления. Типичный пример – левитация руки, которая является важным подтверждением индукции. Этот феномен отличается от нормального сознательного опыта подобного движения, произведенного намеренно (Haggard, 2004).

Загипнотизированному субъекту было дано внушение, что его рука поднимается на воздушном шаре. Это предложение привело к соответствующему движению конечностью. Левая рука испытуемого начала подниматься сама по себе после предложения, оставалась в таком зависшем положении. Статистический анализ картирования мозга обнаружил интересные результаты, подтверждающие разную мозговую активность в состоянии ложного пассивного движения по сравнению с идентичным активным движением.

В отдельном анализе систематически проводилось поэтапное наведение глубокого транса. Пошаговая индукция – техника, в которой загипнотизированный человек все глубже и глубже погружается в гипнотический транс. В исследовании субъект был проинструктирован отправиться в воображаемое путешествие под гипнозом. Чем дальше участник должен проходил по воображаемому пути, тем глубже был уровень гипнотического транса. В состоянии глубокого гипноза в активности мозга произошли изменения, которых не было в условиях легкого погружения. В течение последней фазы индукции отмечалось значительное увеличение во всех диапазонах мозговых частот. Участник сидел совершенно неподвижно. В тета-диапазоне наблюдалось сильное глобальное увеличение с особым акцентом на сенсомоторных областях. В альфа-диапазоне увеличение было менее выраженным. В пределах гамма-диапазона наиболее сильные активации зарегистрированы в теменных, центральных и лобных областях мозга.

Во время медитации устойчивая концентрация и повышенное осознание достигаются путем сосредоточения внимания на мантре, ритме дыхания, других внутренних или внешних событиях. Это сопровождается изменениями электрической активности мозга, проявляется увеличением альфа-, гамма- и тета-волн.  При медитации наблюдалосьувеличениеальфа-амплитуд,наиболеевыраженноевлобнойкоре.

Coromaldi (2004) исследовал ЭЭГ-активность у опытного дзен-мастера во время глубокой медитации. Результаты стадии глубочайшей медитации показали увеличение альфа-диапазона (8–13 Гц) и тета-мощности (4–7 Гц) во всех зонах головного мозга, наиболее заметное в теменной коре левого полушария. Напротив, в правом полушарии наблюдалось снижение бета-активности (15–28 Гц). Важный момент: у длительных медитирующих (традиция Сахаджа йоги) изменения в электрической активности были динамичными, зависели от уровня возбуждения. Повышение уровня возбуждения (например, при просмотре аверсивных видеоклипов) приводило к десинхронизации активности в тета- и альфа-частотах.

Важным прорывом в изучении пластичности мозга во время гипноза стало использование современных методов визуализации. В увлекательном мире нейробиологии приложены усилия для лучшего понимания задействованных механизмов с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Исследователи показали, что в гипнотическом трансе происходят пластические изменения нейрональной активности. В ПЭТ-исследовании Maquet (1999) значительная активация наблюдалась в сложной нейронной сети, включая затылочную, теменную, прецентральную, префронтальную и поясную части коры. Используя ПЭТ, Rainville(2002) сообщил, что гипнотическая релаксация включает увеличение затылочно-регионарного церебрального кровотока, снижение коркового возбуждения, уменьшение подавления кросс-модальности (растормаживание). Напротив, увеличение умственной нагрузки во время гипноза связано с увеличением затылочно-регионарного церебрального кровотока в сети корковых и подкорковых структур, описываемая как система внимания мозга. Используя измерения фМРТ и ЭЭГ, Egner (2005) показал, что индивидуальные различия в восприимчивости к гипнозу связаны с эффективностью системы внимания, и что состояние гипноза характеризуется функциональной диссоциацией процессов мониторинга конфликта и когнитивного контроля. Muzur (2006) пришел к выводу, что введение в транс и внушение – методы внешней манипуляции с функциями лобных долей.

Эффективность гипноза в выполнении анальгезии достаточно задокументирована. Faymonville и его коллеги пришли к выводу, что передняя поясная кора головного мозга (зона Бродмана 24) опосредует анальгезию, вызванную гипнозом. Они сообщили, что снижение ноцицепции опосредовано повышенной функциональной связью между срединной корой, лобной областью, стволом мозга, таламусом, базальными ганглиями.

Психология гипноза #1. Как лечить и создать заикание или иную фобию в гипнозе?

Психология гипноза #2. Гипноз и внушение в спорте & Идеомоторные тренировки

гипноз и транс

Регулирование внимания – когнитивная функция, связанная с различными методами самовнушения. Несколько авторов продемонстрировали, что практика медитации изменяет мозговую деятельность в областях, важных для сенсорных, когнитивных и эмоциональных процессов обработки информации. Используя фМРТ, Baron (2007) тестировал регулярно медитирующих практиков из разных учений, (тибетские буддисты, Дзен-буддисты, практикующие йогу), а также людей, выполняющих самовнушение. Результаты показывают, что активность головного мозга в дорсальной боковой префронтальной коре и передней поясной коре меняется во время сеанса. Она также различалась между опытными и начинающими практиками. У более опытных субъектов фиксировалось лучшее постоянство внимания, постоянный мониторинг ошибок. Результаты исследований показывают, что длительная медитация вызывает изменения в структуре мозга. Однако остается открытым вопрос, изменения в функции мозга, такие как повышенная способность к вниманию, вызваны длительной медитацией или являются индивидуальными различиями личности.

Общие аспекты и различия между техниками гипноза и медитации активно обсуждаются. Как общий знаменатель, и гипнотический транс, и самовнушение подчеркивают внимание, концентрацию, отпускание мыслей. Основная цель как гипноза, так и медитации – понимание и получение контроля над эмоциями. Оба метода оказывают положительное влияние на снижение уровня стресса.

Но эта общая цель достигается разными способами. В гипнозе особые отношения с гипнотизером и внушения играют центральную роль. Независимость от социальных отношений – ключевой момент в упражнениях самовнушения. Кроме того, гипноз и медитация показывают различия с точки зрения сенсорного ввода, обработки, памяти, восприятия времени. Следовательно, изменения пластичности мозга при гипнозе можно четко отличить от нейрофизиологических изменений при медитации.

Для изучения гипноза есть хорошая перспектива – интеграция анализа нейрохимических изменений, например, гормонов стресса (кортизол, β-эндорфин) и нейротрансмиттеров в функциональные методы визуализации мозга. Недавно была представлена система (Siemens,МР и ПЭТ), которая может одновременно выполнять измерения анатомии, функциональности, биохимии. Превосходное совмещение МР и ПЭТ данных открывает большие возможности для дальнейших изучений функциональной и биохимической основы гипноза.

Техники манипулирования. Гипноз и внушение. Психотерапевт Эльман Османов. Часть 1.

Лекция по гипнозу в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.

❂ Группа ВК «Гипноз: обучение гипнозу и отзывы о гипнотерапии»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Книга «Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Автор: Геннадий Иванов

Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН