ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
И. П. Павлов «Внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека».
Психотерапия имеет свое физиологическое обоснование в учении И. П. Павлова о сигнальных системах. Высшая нервная деятельность, по учению И. П. Павлова, осуществляется у человека тремя инстанциями. Первой инстанцией, общей у человека и высших животных, является подкорковая область головного мозга с ее сложнейшими безусловными рефлексами. Следующая инстанция — первая сигнальная система коры полушарий, также общая у человека и животных, устанавливающая временные связи, отражающие непосредственные воздействия внешнего мира и внутренней среды организма. Это единственная у животных корковая сигнальная система.
У человека же в процессе физиологической эволюции образовалась еще и вторая, высшая сигнальная корковая система. Находясь в тесном взаимодействии с первой, вторая сигнальная система является физиологической базой речевой деятельности и отвлеченного мышления.
Смотрите также: Что такое внушение по Бехтереву.
И. П. Павлов писал: «Животные до появления семейства Homo sapiens сносились с окружающим миром только через непосредственные впечатления от разнообразных агентов его, действовавшие на разные рецепторные приборы животных и проводимые в соответствующие клетки центральной нервной системы. Эти впечатления были единственными сигналами внешних объектов. У будущего человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все; что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой».
О второй сигнальной системе, присущей только человеку, И. П. Павлов говорит как о специальной прибавке к деятельности коры больших полушарий головного мозга.
Интересно высказывание по этому вопросу Л. А. Орбели, который писал, что вторая сигнальная система в действительности дает человеку возможность устанавливать взаимоотношения вне узких рамок времени и пространства, потому что благодаря второй сигнальной системе, благодаря возможности обозначения реальных объектов и действия внешней среды их символами (словесными, письменными, нотными и пр.) мы имеем возможность осуществлять взаимоотношения между людьми, отдаленными друг от друга на тысячи километров и тысячи лет.
И. П. Павлов считал, что условные рефлексы, возможно, при некоторых благоприятных обстоятельствах могут закрепляться и, возможно, передаваться по наследству и что появление второй сигнальной системы в филогенезе человека было вызвано необходимостью большего общения между индивидуумами человеческой группы. Корковая деятельность, в которую входят первая и вторая сигнальные системы базируется на подкорке. В свою очередь вторая сигнальная система базируется на первой.
Ученый считал, что основные законы, установленные для первой сигнальной системы, должны также управлять и второй. Последнюю он считал высшим регулятором человеческого поведения. Отсюда вытекает исключительное физиологическое значение слова, речи. Речевое воздействие составляет основу психотерапии.
Действительно научные, объективные физиологические основы для объяснения механизма явлений внушения и самовнушения впервые были даны И.П. Павловым, который доказал, что «внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека». Внушаемость есть нормальное свойство человеческой психики.
Для вызывания гипноза с помощью внушения используют человеческое слово в виде определенным образом построенных фраз (формул внушения).
И. П. Павлов писал, что «...слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».
.................
По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с «парадного хода, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа — критику. «Таким образом, внушать, — указывает В. М. Бехтерев, — значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие физиологические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению, под внушением же следует понимать непосредственное прививание большей частью путем слова и жестов к психической сфере данного лица идей, чувств, эмоций и других физиологических состояний, помимо его активного внимания, т. е. в обход его критикующей личности».
Интересно высказывание по этому поводу Л. Н. Толстого, который с удивительной прозорливостью писал: «Дети всегда находятся и тем более, чем моложе в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому их состоянию (эта их способность ко внушению отдает их в полную власть старших, и потому нельзя быть недостаточно внимательным к тому, что и как мы внушаем им). Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся двояко: сознательно и бессознательно» (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч., М., 1951, т. 46/с. 87.).
Наблюдения над явлениями внушения и плацебо-эффекта (вместо лекарства — индифферентный порошок) привели к убеждению, что при этом в мозгу протекают и процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Большая часть поступающей информации автоматически подвергается неосознаваемой оценке ее достоверности, а также значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые не имеют к нему отношения либо несут ложную или незначимую информацию. Особенность внушения кроется в том, что помимо основной информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная — верификационная (удостоверяющая) информация, придающая достоверность основной информации. Например, больной говорят: «Руке не больно». В другом случае внушают ей в другой тональности: «Руке не больно!» Во втором случае добавочную информацию несут голос, интонация, мимика, авторитет врача. Если этой добавочной информации не будет, то эффект внушения не наступит.
Источник книга П. И. Буля "Техника гипноза и внушения" (16-18 стр. Издательский дом «Сентябрь», 2001. 178 с .).
● Регрессивный гипноз 5-PATH®. Улучшенный пятишаговый транcформационный гипноз (5-PATH)®
● Что такое гипнотерапия? Обзор методов гипнотерапии
● Гипноз подсознания. Как психотравмы определяют поведение?
● ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ «ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии