Мифы и факты о гипнозе

Мифы и факты о гипнозе: интервью с ведущим шоу "Звезды под гипнозом" 

Геннадий: Самый главный вопрос. Что такое гипноз?

Владимир: Да, очень интересный вопрос. Просто некое состояние, в котором человек, погружаясь в свой внутренний мир, переносит ощущения из своего внутреннего мира в мир внешний. И вот те люди, с которыми мне приходилось работать на проекте «Звёзды под гипнозом», большинство из них были сверх гипнабельны, то есть так называемые сомнамбулы. Потому что многие из них либо музыканты, которые сочиняют музыку, вот три месяца, если как бы мир внешний. Это композиторы, и тоже певцы, потом рестораторы, бизнесмены.

Геннадий: Хорошо. Гипноз есть как медицинский факт. А как проверить, подыгрывает человек на сцене, в жизни? Если я хороший актёр, я, скорее всего, смогу воспроизвести всё, что показывают люди на сцене. Так, где грань между объективной реальности и субъективной?

Владимир: Зрители, особенно с гипнозом мало знакомы, пишут комментарии. То есть, подставы, люди играют и так далее.

Геннадий: Конечно.

Владимир: Когда человек видит какие-то моменты, которые не поддаются логике, естественно это выходит за рамки его мировоззрения через видео. Невозможность эту эмоцию, те глаза, тот взгляд, который был от наших испытуемых, которые погружались, соответственно, в это самое состояние. Потому что все эти люди, которые приходили ко мне, со всеми я работаю по многу, по многу раз. То есть, как минимум, 5-6 встреч было перед тем, как они появились, соответственно, на сцене. И на сцену они выходили, многие говорят: «Почему я на сцене щёлкаю пальцами, и они все падают в гипноз?». В гипноз на сцене никто не погружался, это такой сразу секрет раскрывают. Вот, то есть они уже были в гипнозе к тому моменту, когда выходили на сцену. Они уже были в этом состоянии, а все эти щелчки пальцами и «спать», вот они имели некие такие якоря.

Геннадий: Это условный рефлекс, который уже выработался.

Владимир: Условный рефлекс. Тот условный рефлекс, который срабатывал, и человек погружался в это состояние, повышенное состояние внушаемости и выполнял те или иные действия. На протяжении двух месяцев я выбирал этих людей. Через меня прошло порядка 325 человек, плюс-минус 2-3 человек.

Геннадий: Хорошо, они прошли все тесты. Есть что-то объективное? Вот собрались мы скептиками, там врачи, психологи, учёные и говорим: «Подыгрывает – не подыгрывает». Как это проверить?

Владимир: 3-4 эпизод, если вот пересмотреть, в нём мог принимать участие. В нём ей делали отрицательные галлюцинации. Как известно, что отрицательные галлюцинации, это один из самых серьёзных феноменов гипнотических, когда человек ещё чего-либо не видит. И у нас была гора мячиков разноцветных (жёлтые, красные, зелёные, голубые), мы ей внушили, что она не видит зелёный цвет. Мы брали мячики и говорили: «Лови мячики». Мы эти мячики ей бросали (красный, жёлтый, голубой), она их ловила. Бросаем зелёный, просто зелёный мячик ей летит прямо в лоб, она даже не моргает. То есть, по идее, должен сработать инстинкт, то есть моргание глаз. То есть, даже его нету. И в этом же выпуске они нечто подобное дело, и мы клали её на доску с гвоздями.

Если взять в пример классические йоговские эти гвозди, они, как правило, находятся на расстоянии сантиметра друг от друга. На него, в принципе, можно встать одной ногой и боли не будет. Но там же наш реквизитор, который сделал реквизит, мы его увидели реквизит, эту самую доску с гвоздями, куда надо будет ложиться, непосредственно в день, когда у нас должны это всё снимать. Я говорю: «Нахрен убирайте эту доску». На ней будет нереально лежать, потому что гвозди там примерно на таком расстоянии друг от друга. То есть, гвозди реально, вот если посмотреть сбоку, кажется что они вплотную нафигачены на доске. В действительно они были действительно на таком расстоянии 3-4 сантиметра друг от друга вразнобой набиты. Там в шахматном порядке, и по центру их вообще не было. Площадь, не такая уж она и большая была. И мы вызывали повторить всё, и голой спиной клали прямо на эту вот доску. Потом с доски снимали: «И что ты чувствовала?». – «Я вообще ничего не чувствовала. Мне казалось, что я лежала на какой-то мягкой кровати».

Ещё один интересный пример приведу из второго выпуска. Ира, к сожалению, да, российский зритель теперь её не знает.

Геннадий: Знает.

Владимир: Знает, да. Смотрите «Звёзды под гипнозом». Ира, она является актрисой спецшоу «Мама. Она могла сыграть. Когда она пришла ко мне на тесты по гипнабельности, она пришла как бы рядом с ребятами из спецшколы, которая называется «И это один из тех людей, второй человек за всю мою практику, который ушёл в гипноз на стадии уже на первом тесте, на классическом тесте. На плане пальцев, посмотрите видео до конца и в конце пройдёте этот тест. Вот, она на этом тесте, я вижу, всё уже, глаза стеклянные.

Геннадий: ....

Владимир: Мы её клали в ледяную ванну. То есть, перед началом выносили ванну со льдом, и туда высыпали 5 вёдер, потом она сама ложилась в эту ванну, и сверху ещё ведро льда на неё высыпали. И, соответственно, шло внушение, что она находится в джакузи в тёплой ванне, легко и комфортно. И через 2-3 дня она мне позвонила и говорит: «Вовочка, спасибо тебе огромное. Я вам не сказала, но я на программу пришла с температурой 39.5». Человек, температура была 39.5, то есть уже совершил подвиг. Она нам этого не сказала. То есть, с этой температурой положили в эту ледяную ванную, она говорит: «У меня ужасно болело горло. Я боялась, что ангина начинается». И она говорит: «На следующий день я проснулась, температуры нет. 36.6 и горло не болит». Как это взаимосвязано, я не знаю. Возможно, человеку нужно войти в состояние гипноза, лечь в ванну со льдом. Когда человек экстремально запускает организма на полную.

Геннадий: Вот смотри, я правильно понимаю, что если у нас внушение, оно работает на уровне мышц, может работать на уровне чувств, а можем некий рефлекс? Если человек находится вот в самой глубокой стадии гипноза, мы можем внушать ему что-то, что уже даже противоречит объективной реальности. И он будет жить в этом мире. Что чувствует, видит и переживает человек в гипнозе? В чём отличается его там картина мира до и после сеанса, что меняется?

Владимир: Меняется, в первую очередь, восприятие окружающей среды. Восприятие того мира, в котором человек находится. А, я уделяю большое внимание на те чувства, которые человек испытывает. Когда человеку внушить некое чувство, некую идею, эта идея внутри него начинает жить, и соответственно весь мир вокруг этого человека начинает меняться.

Геннадий: Ну, например, если внушить ему идею, что ты выпил там больше положенного?

Владимир: Мне дали кастинг-группу, вот с которой нужно было проработать некий сценарий, который мне дали заранее. Я просто сворачиваю бумажку, даю им бумажку и начинают курить, видимо у него уже был подобный опыт. Потом мы, соответственно, просили его пройтись по прямой линии.  То есть, он вёл себя действительно как человек, находящийся в некоем опьянении.

Геннадий: То есть, у него сознание осталось, он мог с тобой общаться?

Владимир: Да.

Геннадий: Он мог с тобой спросить, в принципе, да?

Владимир: Да.

Геннадий: Но, тем не менее, восприятие его, оно, в общем, сильно изменилось?

Владимир: Совершенно верно.

Геннадий: Соответственно, то есть гипноз такой прикольный инструмент. А где его применяют, где он нашёл применение в жизни?

Владимир: За рубежом просто активно применяется в виде гипнотерапии, и для лечения разного рода психосоматических заболеваний. И в качестве эстрадного гипноза. То есть, там это просто невероятно как развито. На мой взгляд, нужно у нас в России применять это слово «эстрадный».

Геннадий: И раз гипноз так сильно меняет восприятие, понятное дело, что инструментом можно и навредить, да, а можно и вылечить. Так вот, чего стоит опасаться в гипнозе? Вот я потенциальный клиент, я хочу там сходить на какие-то шоу. Мне стоит чего-то опасаться?

Владимир: Ещё один небольшой нюанс, который я хотел бы добавить. Вопросов, что все люди, которые владеют эстрадным гипнозом, они должны предлагать  гипнотерапию. Почему? У многих людей могут быть некие некоторые проблемы. Например, в виде количества, когда дойдём до версии неврозов. Если они у него есть, они легко могут проявиться во время эстрадного шоу. Если человек не знает, как с этим бороться, как это убирать, то…

Геннадий: Результат будет весёлый.

Владимир: Плачевный, да. То есть, когда человек на сцене вдруг начинает рыдать, плакать, его начинает колбасить просто, то это очень не здравое зрелище, я так скажу.

Геннадий: А по твоей оценке сколько в среднем сомнамбула? Таких людей, вот им дали внушение, там они в массе находятся, и у них это внушение запало в подсознании.

Владимир: Смотри, я в большинстве случае, естественно, работал с людьми, среди них сомнамбул примерно, мне кажется, человек по процентному содержанию процентов 25-30%. Хорошие артисты, на мой взгляд, все гениальные артисты как Леонов, многие-многие звёзды в советском пространстве, как классно они играют роли.

Владимир: Гипнотики не играют роли, они просто живут эту роль, перепроживают. Они просто даже, мне кажется, не прикладывают какие-то супер усилия, они просто внутри себя зарождают некое чувство и с этим чувством живут в течение фильма.

Геннадий: Раз ты работал с талантливыми людьми, вот что самое необычное было? Вот много что говорят о гипнозе, берём, теперь уже вставляем научную сторону. И что самое интересное? Ясновидение, привидение будущего, прошлые жизни, оргазм?

Владимир: К сожалению, со звёздами такие эксперименты проделать не мог. Но, могу сказать об одном очень интересном эксперименте, который мне, если бы он действительно меня он потряс. Не секрет, что перед съёмками какого-либо шоу нужно сделать подготовку. Это был пример. Взяв самого-самого гипнабельного, на нём мы решили прогнать один из эпизодов, который в дальнейшем у нас был в передаче, да. Вот эпизод был. Я его погрузил в гипноз, погрузил-погрузил, то есть заложил ему некую модель поведения, как он должен себя вести, на какие фразы как реагировать. Я звоню режиссёру, мой герой при этом не подслушивает: «Подожди хотя бы 10-15, мы её не готовы», то есть съёмка ещё не готова. Человек просто сидит на стуле, руки спускаются вниз, голова на колени. Полный такой, в полном расслаблении в глубокой стадии гипноза. Я вот до стадии ещё слегка углубил и дал внушение, что он чувствует, как выходит из тела. На счёт три он сделает рывок и выйдет из тела. Раз-два-три, вышел из тела. Я вот просто подхожу, начинаю трогать его тело, но тело не реагирует

Геннадий: Безвольное.

Владимир: Безвольное.

Геннадий: Задержимо.

Владимир: Ну, рука не задерживается. Вот. «Окей. Но ты можешь со мной контактировать, общаться?». – «Да, могу». А я стал у него за спиной. «Я у себя из кармана достаю ручку шариковую. Что у меня в руке?». – «Шариковая ручка». – «Какого цвета?». – «Ну, сама зелёная, колпачок голубой». Не правда, я стою с карандашом. Говорю: «Что у меня в руке сейчас?». Он говорит: «Карандаш». Достаю из кармана колоду карт, беру произвольную карту. – «Что у меня в руке?». – «Карта». – «Какого цвета рубашка?». – «Красная». Я думаю: «Ладно, я бы с картами».

Геннадий: Глаза его закрыты?

Владимир: Глаза его закрыты, он вот лежит, голова на коленях.

Геннадий: Ну, мало ли что, отражает в пол зеркальный.

Владимир: Не-не, пол, соответственно, вокруг всё матовое, заштукатуренные стенки. А мы перешли к съёмкам, и съёмки у нас с остановками, со всем-со всем занимают примерно 4 часа. Когда он проснулся, а предварительно внушили, что он ничего не помнит, что с ним происходило последние 4 часа. Он вообще не понимает, как он здесь оказался. Он в глазах там избегает всего. Съёмочная группа: «Поздравляем!», все кричат. – «Как я здесь оказался?». И тут я говорю: «Что ты помнишь?». – «Я ничего не помню. Как я здесь оказался?». Я думаю: «Ну, яркий вопрос тоже. Слушай, ты скажи мне по-честному, как это было? Что ты помнишь?». – «Я реально ничего не помню». Я помню, мы с тобой сидели в кабинете, ты мне показывал там какие-то карты, ручки доставал, ещё что-то. Потом нас посадили друг напротив друга». Сейчас пожмёшь мне руку и вспомнишь всё, что с тобой происходило за последние 4 часа. Я начинаю жать руку, просто мимика в глазах меняется, он краснеет, начинает дико ржать, вспоминает всё, что с ним было.

Геннадий: Как мне, как зрительно понять, а я-то гипнабелен?

Владимир: Для этого нужно пройти ряд тестов, чтобы выявить насколько человек гипнабелен.

Геннадий: Ты можешь показать самый простой?

Владимир: Самый простой?

Геннадий: Самый простой, да.

Владимир: Ну, соответственно, вы дошли до того момента, которого все ждали, это тест на гипнабельность. То, что максимально прислушайтесь к своему организму, мне не подыгрываете, ну и одновременно не сопротивляйтесь. Мы это делаем в первую очередь для себя, чтобы проверить, насколько именно вы гипнабельны.

Руки перед собой. Взяли так, согнули в локтях, и то есть пальцы вытянули перед собой. Указательный палец перед собой, и указательным пальцем отводите в стороны, расстояние 2-3 сантиметра. Смотрите на расстояние между указательными пальцами и представляете, что кончики пальцев это два сильных, мощных магнита. Вы смотрите не на меня, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, исключительно на расстояние между кончиками пальцев. Представляете, как указательные пальцы движутся навстречу друг другу. Всё ближе, ближе и ближе. У кого-то из вас пальцы расприкоснулись, у многих ещё должны соприкоснуться. Всё ближе, ближе и ближе. Очень хорошо. Если ваши пальцы соприкоснулись, расприкоснулись, то это хороший показатель, что с вами можно работать и продолжать беседу. (нрзб 15:31).

И ещё тест. Руки держите перед собой, да, руки прямые. Вытягиваете на расстоянии 10-15 сантиметров. Вытягиваете перед собой, глаза закрываете и представляете, что это два сильных мощных магнита. Они движутся навстречу друг другу всё ближе, ближе и ближе. Такое ощущение как будто бы на две руки натянуты сотни ниток, и они сближаются навстречу друг другу всё ближе, ближе и ближе. Представляете какую магнитную силу, растягивающую силу, которая заставляет рукам двигаться навстречу друг другу всё ближе, ближе и ближе. Хорошо. Многие из вас с этим уже, возможно, соприкоснулись, вот-вот-вот соприкоснутся.

Хорошо. Но руки тем временем всё ближе, ближе и ближе. С каждым вдохом, с каждым выдохом они стремятся навстречу друг другу, всё ближе, ближе и ближе. Хорошо, очень хорошо. Глаза открываем. Отлично. Руки соприкоснулись. Ну, соответственно, можно размахнуться. Что происходит внутри, то есть как это можно описать?

Владимир: Совершенно верно. Выделяется некая идея, она вызывает у вас определённую реакцию. Ещё один очень интересный тест. Прошу вас закрыть свои глаза. Хорошо, глаза закрывайте. Ну, задача всё своё расслабление перенести на некий уровень. Просто позволяйте с каждым новым вдохом, с каждым новым выдохом якобы расслабляться. И всё больше, больше и больше. С каждым вдохом, с каждым выдохом ваши веки расслабляются всё больше, больше и больше. По мере того, как расслабляются ваши веки, вы можете почувствовать, как начали расслабляться ваши руки. Расслабляется правая рука, как расслабляется левая рука. Просто представляйте, что ваши руки очень тяжелые. И даже левая рука тяжелая, словно мешок с песком. Я понимаю, как полностью расслабленная это очень тяжело. И точно такое же становится твоё левое веко. Тяжёлое левое веко, тяжелое правое веко. Ты представляешь, что веки тяжелые, расслаблены кости тоже перестали работать. Когда досчитаю до трёх, чем сильнее будешь пытаться тянуть веки вверх, тем более тяжёлыми они будут становиться. Ты (нрзб 18:13), их невозможно поднять. Когда поднимешь брови вверх, ты убедишься, что веки склеились.

Один, два, три. (нрзб 18:26), тяжелее становятся твои веки. Теперь я считаю до трёх. Один, два, три. Глаза легко-легко открываются. Открывай глаза. Хорошо, ты возвращаешься в этот мир.

Геннадий: Это круто.

Владимир: Пробуйте гипноз, не бойтесь его. Это действительно круто.

Гипнотическая диссоциация

Общие представления о диссоциации в гипнозе как о разделение между «системами идей и функций, составляющих личность» (Janet, 1907, p. 332).

Панические атаки

Обзор научных статей из англоязычной Вики про механизмы возникновения и лечения панических атак.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Гипноз: лечение аллергии

Психосоматика аллергии. 

Новости допинга. Гипноз в спорте.

Спортивная гипнотерапия. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?

Кое-что интересное о гипнозе

Мифы и факты о гипнозе. Правила эксплуатации подсознания.

Социофобия: мелочи жизни

Социофобия - симптомы, способы лечения, отзывы о лечении фобии.

Дневник гипноаналитика

Истории из практики гипноанализа. Отзывы пациентов из medbooking.com

Эректильная дисфункция: лечение психогенных нарушений с помощью гипноза

Вопрос эрекции для всех без исключения мужчин – фактор, оказывающий огромное значение не только в аспекте возможности проведения полового акта. Наличие эрекции – гарантия отличного психологического самочувствия человека, залог его полноценного функционирования в обществе и условие для нормальной социальной адаптации. Малейшие нарушения потенции мужчина воспринимает не как единичную, в большинстве случаев разрешаемую проблему, а как […]

Модель АВС в когнитивной терапии

Избавление от ложных богов или когнитивно-поведенческая терапия

Первоначальное сенсибилизирующе событие

Ключ к успешной гипнотической возрастной регрессии: определение первоначального сенсибилизирующего события. Перевод Кельвина Бэньяна (Calvin Banyan).

Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека

Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем […]

Сеанс гипноза при работе с перееданием

Сеанс классического гипноза при переедании. Погружение в гипноз и прямые внушения.

Лечение последствий стресса и депрессии с помощью гипноза

Термин «стресс» прочно укоренился в лексиконе современников. В понимании многих людей это понятие тождественно с психологическим дискомфортом и душевной болью. С точки зрения большинства, переживание стресса непременно сопряжено со страданиями и чревато крайне негативными следствиями.