ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
От месмеризма древности до современных подходов в гипнотерапии.
Обзор разных школ обучения гипнозу и гипнотерапии
На сегодняшний день гипноз используется во многих психологических течениях и практиках, о чем порой не догадываются даже сами представители данных практик. А количество школ и направлений гипноза на сегодняшний день с трудом поддается расчету. Все же в данной статье рассмотрим различные варианты, школы и сферы применения гипноза и гипнотерапии.
Месмеризм: невербальный гипноз и эмоциональное высвобождение. Рассмотрение направлений гипноза будет справедливо начать с момента, когда гипноз был непосредственно введен в науку. Правда тогда он назывался месмеризмом в честь своего первооткрывателя Антона Франца Месмера, который в свое время прослыл одним из наиболее популярных и эффективных врачей в Европе. И здесь нечему удивляться, учитывая уровень развития традиционной медицины в 18 веке.
Месмеризм состоял из двух методик лечения: лечение с помощью косвенного внушения и плацебо, и эмоционального высвобождения с помощью невербальных техник наведения гипноза. О последней мы сейчас и поговорим.
Типичный сеанс Антона Месмера выглядел следующим образом. Больной (а чаще, больная) приходил к нему на сеанс с тем или иным запросом и усаживался в кресле напротив врача, после чего тот начинал производить медленные пассы руками над телом больного. Обычно было необходимо до 40 минут таких процедур, чтобы в какой-то момент у клиента начался, так называемый «криз», который внешне мог пугающе напоминать припадок эпилепсии, но после которого больному часто становилось лучше.
Сам Месмер объяснял это с помощью своей теории животного флюида. Он говорил, что все в мире, в том числе и люди, наполнено определенной энергией, которую он назвал животным флюидом. И, кстати, это было вполне естесственнонаучное объяснение для того времени: ученые постоянно пытались найти какой-то единый флюид, объясняющий все на свете (примером тому является теория Флогистона). Так вот, если флюид нормально протекает через тело человека, то человек здоров, а вот в случае болезни на пути течения флюида возникают заторы, которые врач и расформировывает с помощью пассов руками, за счет них посылая свой собственный флюид в тело клиента. Разрушение затора сопровождается «кризом», после которого болезнь часто уходит.
Сегодня, конечно, данную теорию невозможно принимать в серьез, чего нельзя сказать о практике такого врачевания, которая объясняется достаточно просто. Дело в том, что в основе многих психосоматических заболеваний лежит стресс и сдерживаемые эмоции, и любой эмоциональный выплеск если и не всегда может нас исцелить, то по крайней мере способен облегчить наше эмоциональное и физическое состояние, просто потому что так работает наш мозг: пока мы не реализуем возбуждение во вне, оно будет приводит к внутреннему мыслительному напряжению и к телесным зажимам, изнашивать наш организм, и выражаться в различных симптомах. И, мы действительно очень часто сдерживаем свои эмоции, за счет того, что стараемся отвлечься на что-то иное, контролируем себя, запрещаем себе реагировать тем или иным образом. Месмеристы же с помощью своих пассов, которые в последствии стали одним из стандартных способов погружения в гипноз, расслабляли человека и снимали контроль его сознания. В такой ситуации текущие отвлекающие факторы как бы сходят на нет и наружу всплывает то, что действительно волнует человека, т.е. его внутренняя боль. И по протяжению определенного времени гипнотизации, человек расслабляется настолько, что позволяет своей эмоциональной боли выходить через телесные реакции, что и выглядит внешне как «криз» - то, что в последующим было названо гипнотерапевтами абреакцией.
Однако, значимо и то, что пассы не являлись решающим фактором в вызове абреакции, наиболее значимым являлись ожидания пациентов. И, действительно, тогда все знали, как должен вести себя человека под воздействием месмеризма, что люди и делали, как только попадали на реальный сеанс. И это та причина, почему после тренинга по невербальному гипнозу вы вряд ли сможете передать свой «магнетический флюид» незаметно совершая пассы руками у кого-нибудь за спиной на улице и вызвать у него абреакцию: он просто не будет знать, что вы от него хотите. Хотя сами по себе пассы, особенно в условиях тренинга или терапевтического кабинета могут стать хорошим способом гипнотизации, а порой даже помочь вызвать эмоциональный выплеск.
Таким образом, вы уже поняли, что все техники невербального гипноза относятся именно к рассматриваемой категории. Даже различные тесты на гипнабельность с падением, ведь человек падает только потому что ожидает этого (а, если хотите поспорить, проведите простой эксперимент: пусть гипнотизер поставит тестируемого с закрытыми глазами и уйдет за спину, но при этом с помощью энергии его тянуть начнет какой-нибудь другой человек сидящий сбоку на стуле и посмотрите упадет ли человек в нужную сторону).
К этой же категории относятся и многие массажные техники, техники телесной терапии, техники наложения рук. Кстати, последнюю практиковал еще З. Фрейд, он накладывал руки на голову пациента и просил его вспомнить первопричину болезни, что порой и случалось. Похожей является техника «опоры» в телесной терапии, когда человеку прикладывают руки к напряженному месту, концентрируясь на котором, клиент может постепенно прийти к осознанию травмы.
Однако, техники, построенные на ожиданиях и эмоциональном высвобождении, вполне могут обходиться без каких-либо невербальных компонентов. Примером тому являются семейные расстановки. В процессе расстановок, человека ставят посреди зала и ждут. Опять же создается достаточно жесткая ситуация ожидания и напряжения, а так как человек уже знает как нужно реагировать в подобных ситуациях (испытывать выплеск эмоций), он и испытывает катарсис, что затем конечно же объясняется «родовыми порядками» и «травмами предков».
Сюда же относится и холотропное дыхание. Да, считается, что холотропное дыхание чисто механически запускает трансовое состояние в виду перенасыщения мозга кислородом. Однако, все это опять же направлено не более чем на снятие защитных механизмов психики, что позволило бы затем выплеснуть зажатые эмоции.
Наконец, сюда же можно отнести сеансы экзорцизма, когда из человека под видом демонов, также выходят их негативные эмоции. Кстати, одним из ярких деятелей экзорцизма был Иоганн Гаснер, который вел свою деятельность одновременно с Месмером. Он достаточно четко разделял людей, которые поддаются лечению экзорцизмом и не поддаются (гипнабельные и негипнабельные) и проводил различие между психосоматическими и чисто соматическими заболеваниями.
Плацебо-терапия и косвенное внушение. Еще одним методом гипнотерапии, который открыто практиковал А.Ф. Месмер, ввел в науку Эмиль Куэ, а использовался задолго до этих авторов стал эффект плацебо. Эффект плацебо непосредственно связан с гипнозом, так как полностью построен на косвенном внушение. Косвенное внушение предполагает, связь реального действия или объекта с желаемым результатом, например «съешь эту таблетку и выздоровеешь», «прочитай заговор три раза и плюнь через плечо и все пройдет».
Наверно наиболее ранними упоминаниями об этом эффекте является лечение верой и именно сюда можно отнести различные рассказы про исцеляющие способности всех религиозных деятелей. А достаточно явно этот эффект проявился в Средние века, когда люди верили в «чудо королевского прикосновения». Они выстраивались в очередь на прием к королевской особе, потому что верили, что прикосновение короля обладает целебным эффектом, и когда король к ним прикасался, многие действительно исцелялись (кстати, в основном от золотухи).
На том же строятся и любые магические ритуалы, и не только современные. Если вас угораздило обратиться к цыганке или другой «волшебнице», то, скорее всего, она либо сразу проведет над вами, какой-нибудь бессмысленный ритуал (желательно с окуриванием и зеркалами), либо даст вам задание сделать, что-то глупое, по типу «иди по улице не глядя никому в глаза, а затем, когда придешь на кладбище возьми горсть земли и раскидай ее по ветру приговаривая…» И, кстати, чем бредовее и сложнее будет задание данное колдуньей и чем больше денег вы ей отдадите за все это, тем действеннее будет ее лечение. Это связано с законом когнитивного диссонанса, а проще, с законом оправдания затрат: мы уж лучше действительно выздоровеем, чем признаем, что отдали кучу денег зря, а затем вытворяли какую-то непонятную глупость, начитывая «заклинания».
Еще один и достаточно личный пример, был рассказан автору на одном семинаре по гипнозу. Так один из студентов предыдущего потока оказался крайне изобретательным, он заявил, что лечит с помощью «энергии», но для этого человек должен в районе часа просидеть за шторами в специальном помещении. В итоге, как только его клиент заходил за шторы, наш «врач» объявлял «начинаю посылать энергию», а сам уходил курить на часик. Однако, когда он возвращался, пациент чувствовал реальные улучшения и то, как ему в течении часа прочищали энергетические чакры.
Казалось бы, что плохого в таком способе лечения, если оно кому-то действительно помогает. В определенном смысле, плацебо-терапия действительно неплохой инструмент, если человек использует его ответственно и грамотно. Однако, надо понимать, что плацебо – это самый низкоэффективный вид лечения и именно поэтому в сравнении с ним и проводится оценка эффективности других методик, где эффект от плацебо берется за эталон. В итоге существует малый процент людей, на которых плацебо в виде магических ритуалов и прочистки энергетических труб действительно работает, затем эти люди рассказывают остальным о «чуде» исцеления другим больным, которые обращаются к тому же магу или целителю, но которым это самое «чудо» уже не помогает, однако деньги уже никто не вернет.
Радует лишь то, что порой плацебо способно помочь там, где не помогают никакие другие методики, ну или традиционное лечение. В таком случае, врач, видя, что причина болезни кроется не в теле пациента, а в его сознании, просто выписывает ему плацебо-таблетку. И порой болезнь проходит. Кстати, исследования показали, что плацебо будет работать, даже если саму таблетку назвать «плацебо», а также, что имеет значение размер, форма и цвет таблетки. Но опять, же вероятность и эффективность такого лечения, даже в случае, если таблетка сработала будет крайне мала. [1]
Суггестивная терапия и прямое внушение. Гипноз в восприятии обывателя ассоциируется прежде всего не с косвенными внушениями, а с прямыми: когда властная фигура гипнотизера дает четкие команды, к исполнению которых и приступает готовый ко всему гипнотик. И, действительно, прямое внушение стало одним из вариантов терапевтического воздействия, будучи впервые использованным в таком ключе Маркизом де Пюисегюром, аббатом Хосе Фариа и вышеупомянутым Иоганном Гаснером (конечно, мы говорим о первом использовании в рамках науки и медицины, очевидно, что прямое внушение использовалось с момента того, как люди овладели речью). А, уже непосредственно суггестивная терапия, получила свое прямое признание в трудах И. Бернгейма и О. Льебо, а также в работах отечественных авторов, таких как И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.
Хотя работа с прямым внушением представляется людям как ситуация, когда человек приходит в кабинет и после гипнотизации ему сразу же внушают «ты здоров», выглядит она совершенно иным образом.
Чтобы то или иное внушение было принято реципиентом, существует достаточно большое количество условностей, именно поэтому гипнотизер сначала должен наладить контакт с клиентом, а также подогнать текст под его мировоззрение, так, чтобы внушение было принято. Сами же сеансы длятся довольно долго, и отнюдь не ограничиваются фразой «Ты здоров». Вместо этого используются достаточно объемные и громоздкие конструкции, которые, кстати могут не соответствовать истине, главное, лишь чтобы они были приняты пациентом. Как пример, такой конструкции может быть: «Клетки твоего организма активизируются, чтобы избавить тебя от болезни, ток крови и сердцебиение нормализуются… нейроны выделяют новые нейромедиаторы образуя новые здоровые связи и уничтожая старые болезненные…» ну и далее в таком духе с различными повторениями в течении 40-минутного сеанса, на протяжении от 3 до 20 сеансов.
Опять же пациент может ничего не знать ни о клетках в теле ни о нейромедиаторах, что к лучшему, главное, чтобы верил. Также могут строится и некоторые заговоры с молитвами.
На сегодняшний день чисто суггестивная терапия используется не так часто, так как, в соответствии с данными Айзенка, показала достаточно низкую эффективность, хотя и превышающую эффект плацебо [2]. Однако элементы суггестивной терапии вы можете видеть практически везде, от других направлений гипнотерапии до сеансов психоанализа или клиент-центрированной терапии, где под видом интерпретации и вживания во внутренний мир клиента этому клиенту и делается внушение (о чем, конечно, вам не признается ни один представитель этих направлений).
Самовнушение (аутосуггестия) и аффирмации. В свое время суггестивная терапия стала достаточно популярной. Однако, был один деятель, который задал сам себе гениальный вопрос «Зачем нужен гипнотизер, если те же формулировки внушений, человек может произносить сам про себя?». И имя этого деятеля было Эмиль Куэ. Кстати, именно с ним связывают открытие эффекта плацебо. И именно на эффекте плацебо и основана методика самовнушения, ведь по мнению ее автора, чтобы внушение сработало достаточно в него верить. Причем вера самого Куэ в свою методика была поистине безгранична, ведь он считал, что с помощью самовнушения, женщина может задать пол своему будущему ребенку.
Куэ также открыл различные законы внушения – принципы в соответствии с которыми можно понять будет внушение принято или нет – и на основе этих законов он предлагал своим клиентам различные формулировки по избавлению от их недуга, которые надо было повторять про себя от 20 раз. Правда в конце концов, он отказался от идеи, каждый раз подгонять формулировки под запрос клиента и выдумал утверждение общего благосостояния «каждый день в моей жизни все становиться лучше и лучше».
На сегодняшний день методика самовнушения также зовется аффирмациями. Аффирмации – это опять-таки краткие высказывания, которые человек должен повторять про себя, и в которые должен верить.
Эффективность подобных методик сомнительна, хотя бы потому что обычные люди, начитавшись книг про аффирмации, редко выполняют их правильно и с полной самоотдачей. Однако, даже при правильном исполнении их эффективность не превышает эффективности плацебо, т.е. она даже ниже эффективности суггестивной терапии, что и понятно, ведь человеку проще довериться профессиональному врачу, который помимо прочего погрузит его в настоящий гипноз, чем просто повторять утверждения, которые чаще всего противоречат реальной ситуации.
Визуализация и визуальные аффирмации. Техники аффирмации не ограничиваются простыми вербальными высказываниями. Достаточно часто вы можете видеть методики визуальных аффирмаций, когда человек представляет себе желаемый результат или, то, что он хочет получить. Например, в социальных сетях полно вариантов аффирмаций на богатство.
К сожалению, идея таких мягко сказать легкомысленна. Дело в том, что подобные визуальные аффирмации на те или иные цели родилась из спортивной практики, где очень активно использовались идеомоторные тренировки. Идеомоторная тренировка – это метод обучения спортсмена, когда он перед исполнением того или иного движения детально представляет его у себя в голове. Такая тренировка базируется на идеомоторном эффекте – стремлении наших образов реализоваться в реальном движении: таким образом, просто думая о каком-то движении, у нас уже наблюдается микронапряжение соответствующих мышц, в результате чего закрепляется и сам двигательный навык. И такая методика действительно показывает высокую эффективность в спорте. Но, очевидно, какой-то, либо недальновидный, либо достаточно хитрый человек решил, что раз «воображение» приносит результаты в спорте, значит также может быть и где угодно еще (кстати именно на таком подходе строится все моделирование навыков в НЛП). Отсюда родилась идея, что если ты можешь выучить движение просто представляя его, то ты можешь получить и машину с деньгами, просто представляя их. А так как мы поддаемся когнитивным искажениям и не склонны заморачиваться статистикой, нас действительно поражают случаи, когда человек разбогател за счет аффирмаций и мы в это верим, и не важно, что миллион других людей не разбогатели, выполняя аффирмации, а этот богач был богатым и до аффирмаций.
Однако, визуальные аффирмации вполне могут быть эффективны при терапевтической работе или работе с собственным здоровьем. Например, с помощью аффирмаций вы можете метафорически проработать, какую-то свою проблему. А приятные образы вполне способны улучшить показатели вашего организма. Достаточно часто они используются как дополнение к основной терапии.
Самогипноз. Техники самогипноза в отличии от самовнушения направлены именно на достижения глубокого состояния гипноза, а не каких-то внешних благ. В целом все эти техники можно свести к стандартным техникам гипнотизации. Например, также как гипнотизер фиксирует ваше внимание на маятнике вы можете зафиксировать его и сами, а затем погрузиться в глубокое состояние. Возможно, использовать монотонные звуки или приятную музыку. Различные статичные позы и упражнения из цигун и йоги. Наконец, можно использовать те же самые визуальные образы, аффирмации и сюжеты.
Зачем все это нужно? Некоторым людям самогипноз позволяет достигать обезболивания, например, техники самогипноза достаточно эффективно используются при хронических болях [3]. Однако, если не говорить о таких экзотических запросах, само по себе состояние гипноза достаточно полезно, так как нормализуется множество показателей вашего организма [4]. И если порой даже сон не позволяет нам достаточно отключиться от текущих жизненных проблем, то в гипнозе это вполне возможно, также, как и возможно за 10 минут восстановить свои силы если вы не выспались (правда потом все равно придется компенсировать затраченную энергию здоровым сном).
Кодирование. Кодирование – это методика, которая чаще всего применяется при борьбе с алкоголизмом и другими зависимостями. Особую популярность она получила в СССР, видимо в виду распространенности самой проблемы. А разработчиком наиболее знаменитой методики кодирования стал А.Р. Довженко.
Кодирование предполагает ассоциацию в гипнозе вредной привычки с тем или иным негативным эффектом, например, рвотой и тошнотой или с негативной эмоцией, например, со страхом. В процессе кодирования людей действительно достаточно жестко пугают последствиями употребления вещества, на протяжении целых групповых и индивидуальных сеансов в гипнотической манере описывая им ужасающий исход, который их ждет, если они не откажутся от зависимости.
Однако, само по себе кодирование не столь эффективно, поэтому к нему часто добавляют терапию аверсивными стимулами, которая состоит уже в чисто физическом сочетании приятных и неприятных стимулов. Например, больному могут вколоть вещество, вызывающее плохое самочувствие или также дать рвотное (наглядно действие этой методики показано в фильме «заводной апельсин»), после чего вкус алкоголя постепенно ассоциируется с рвотной реакцией, и, в последующем, человека начинает тошнить от приема алкоголя уже без каких-либо препаратов.
Такой подход часто и совмещают с кодированием, незаметно вызывая тот или иной соматический симптом, а затем описывая его в гипнозе, в результате чего человек и решает, что именно гипноз стал виной подобным ощущениям, а не незаметно примененный препарат.
На сегодняшний день кодирование входит в разряд псевдонаучных и неподтвержденных направлений [5]. А терапия аверсивными стимулами, вообще запрещена во многих странах по этическим соображениям, так как у больных после такой терапии ухудшается состояние, они часто впадают в депрессию, а, порой, кончают жизнь самоубийством. Хотя часто такая терапия просто не работает, поскольку подобные запреты на прием алкоголя действуют недолго, ведь алкоголь часто является единственной отдушиной и способом борьбы со стрессом в жизни данного клиента, и если не найти ему замену, то больной достаточно быстро возвращается к обычному образу жизни. Все же 14% врачей-наркологов в России считают данную методику эффективной [6].
Когнитивная гипнотерапия. Развитием идей суггестивной терапии стала когнитивная гипнотерапии. Кстати, впервые сеанс в рамках такого метода можно также приписать Маркизу де Пюисегюру, который был первым кто дал совет своему сомнамбуле, ну или по крайней мере первым, чем опыт зафиксирован в истории. А наиболее доступной книгой по когнитивной гипнотерапии, переведённой на русский язык, является книга Томаса Дауда «когнитивная гипнотерапия» [7].
Когнитивная гипнотерапия базируется на той же теоретической модели, что и когнитивная терапия: ситуация – мысли – реакция. Данная модель предполагает, что все наши проблемы идут из нашей интерпретации ситуации, а не из самой ситуации. Так, один человек может обрадоваться тому, что ему подарили носки, так как он проинтерпретировал это как заботу, а другой, наоборот, обидеться, так как он воспринял это как нежелания придумать, что-то оригинальное. Таким образом разница в обоих ситуациях лишь в интерпретации событий, т.е. в наших мыслях. Когнитивная терапия и направлена на коррекцию подобных мыслей и убеждений. Правда опыт показал, что в гипнозе такую процедуру можно проводить быстрее и эффективнее, откуда и родилась когнитивная гипнотерапия [8].
Когнитивная гипнотерапия состоит в том, чтобы на первом этапе выявить и разобрать проблемные мысли и убеждения клиента, например «я неудачник», «у меня ничего не получится» и т.д., а затем, погрузив его в гипноз, заменить эти дезадаптивные установки на более адаптивные, например, «мне просто нужно научиться и все получится». Часто это сопровождается воспоминанием или моделированием тех или иных ситуаций. Например, клиент представляет ситуацию, где бы могла возникнуть подобная идея и проигрывает эту ситуацию заменяя мысль на новую.
В гипнозе же могут использоваться и все стандартные техники когнитивной терапии, что намного более эффективно, ведь человек в гипнозе более податлив к изменениям и доверчив.
В целом, исследования показывают, что эффективность когнитивной терапии с гипнозом выше эффективности применения когнитивной терапии в чистом виде [8].
Терапия полноты сознания (mindfullness). Терапия полноты сознания была разработана как ответ на недочеты классической когнитивной терапии. Оказалось, что если просто заменять негативные мысли на позитивные, то все равно при встрече со стрессом у людей сначала будет возникать все та же негативная автоматическая мысль и только затем он усилием воли заменяет ее на позитивную, однако, эмоциональную реакцию запущенную негативной мыслью уже не остановить.
Тогда возникла идея, что следует не менять одни мысли на другие, но намного эффективнее убрать изначальный эмоциональный отклик от негативных мыслей, принять и смириться с ними. Тогда и была создана методика полноты сознания, которая вобрала в себя множество идей восточной философии, а во многом скорее повторяет основные положения гештальт-терапии, по типу нахождения «здесь и сейчас», принятия ответственности, безоценочное восприятие.
Сеансы полноты сознания проходят по типу медитаций, где люди учатся концентрироваться на текущем моменте и на реальных объектах. Например, одним из заданий может быть концентрация на своей руке, так чтобы видеть все изгибы и вкрапления. А в качестве домашнего задания может выступать требование во время приема пищи концентрироваться именно на приеме пищи, на вкусе еды и на самом процессе вместо того, чтобы мыслями уходить в свои заботы.
Важной составляющей становиться концентрация на своих негативных мыслях и на безоценочном восприятии тех или иных проблемных ситуаций. Постепенно человек как бы становиться более «просветленным», что на самом деле подразумевает, что он больше не реагирует так резко на проблемы в своей жизни, способен осознавать происходящее с собой и миром вокруг.
Об эффективности данного метода говорить на самом деле достаточно сложно. Действительно был опубликован ряд статей, как бы говорящих об эффективности применения этого метода [9], практически при любых проблемах. Однако, позже наиболее крупные метаанализы были отозваны журналом PLoS ONE, так как публиковалась заинтересованными лицами [10].
Эриксонианская терапия. Не стоит путать эриксонианскую терапию как метод психотерапии с эриксоновским гипнозом как манерой наведения гипноза. Основным инструментом эриксонианской терапии является метафора. Работа метафоры базируется на особенностях нашего мышления. Дело в том, что любые слова и речь проходят обработку на разных уровнях нашего сознания, в том числе на уровне самореференции. Таким образом, любые истории и рассказы мы часто соотносим с самим собой или представляем себя в качестве героев этих историй.
Эриксонинские метафоры как раз и направлены на то, чтобы в переносном смысле изобразить нашу проблему и создать для нее метафорическое решение, которое достигается за счет нахождения ресурса. Несмотря на то, что ресурс этот также воображаем, мы часто вполне можем найти соответствующий референт в нашем опыте и для него. Например, депрессивному пациенту вполне возможно рассказать историю про грустного слоника, который неожиданно находит воздушный шарик и ему становится весело. Важной является лишь необходимость подобрать метафору, которая бы соответствовала запросу и опыту клиента.
Проблема в том, что подобные метафоры работают по принципу прайминг-эффекта, который действует лишь короткое время [11]. Именно поэтому на какое-то значимое изменение требуется достаточно много встреч: в районе 40 сеансов, что конечно в разы превышает количество сеансов необходимых в других направлениях как гипнотерапии, так и краткосрочной психотерапии. Однако, подобная терапии может быть эффективной в борьбе с хронической болью, так как подобные метафоры действительно способны погрузить человека в воображаемый сценарий, отвлекая его от боли.
Встреча с наставником. Техника встречи с наставником также является прерогативой эриксонианской терапии, однако, очень часто может использоваться и как самостоятельное направление в различных мистических практиках, где вам предлагается встретиться с настоящим наставником, погибшим родственником, ангелом, инопланетянином или кем угодно еще.
Техника встречи с наставником предполагает, что в процессе гипноза вам задается метафора на путешествие к этому самому внутреннему наставнику (например, он находится на вершине высокой горы, внутри глубокой пещеры и др.). После преодоления сложного пути к наставнику вы можете задать ему интересующие вас вопросы, на которые он вам обязательно ответит. А для накала страстей обычно говорят, что задать можно только один или три вопроса.
Очевидно, что реально человек в гипнозе не встречается с мертвыми, наставниками и ситхами, он лишь разговаривает с самим собой, ну а точнее со своей эмоциональной частью. И если, он хочет получить прощение от погибшего родственника, то скорее всего он его получит. Очевидно, что данных по эффективности данного направления вы скорее всего не найдете.
Терапия частей и эго-состояний. Так как мы уже заговорили про части личности, стоит сказать, что существует отдельная терапия частей, разработанная Чарльзом Теббетсом (подобной же терапией является терапия эго-состояний). Идеи этого направления гипнотерапии заимствованы из техник гештальт-терапии и психодрамы. Терапия предполагает, что мы в любом проблемном запросе выделяем проблемные части, а затем проводим между ними переговоры и достигаем консенсуса. Например, у человека с курением можно выделить две части, одна – которая хочет курить, а другая – которая хочет бросить. Каждая из частей выполняет свою функцию, например, функцию сохранения здоровья и функцию социального взаимодействия, соответственно. В процессе терапии, ведущий проводит переговоры между частями с тем, чтобы они договорились, как бы они могли вместе исполнять обе функции, не прибегая к курению, например, как можно сохранить круг общения, при этом, не вредя своему здоровью. После чего происходит интеграция этих частей.
В целом данный вид терапии кажется малоэффективным, так как его создатель упустил изначально заложенные в нем идеи. В частности, в гештальте и психодраме разговор между частями всегда используется для того, чтобы выплеснуть накопившиеся эмоции. Более того, само выделение частей должно происходить в соответствии с определенными правилами и принципами. В гипнотерапии частей же этот процесс чаще происходит долго и механически, как будто человек проходит не терапию, а действительно сидит на бизнес-переговорах. Сама терапия, которая заявлялась как высокоэффективный способ борьбы с курением и вредными привычками, не показала в этой стезе никаких результатов, а наиболее эффективным способы борьбы с зависимостями так и остается программа 12 шагов.
Установка гипносистем. Конечно, говоря о частях личности мы не могли не коснуться популярной темы установки гипносистем в гипнозе. Данная методика предполагает, что в процессе гипноза вам в психику устанавливается «гипносистема», а по сути, новая часть личности, которая решает тот или иной вопрос, например, обезболивает, погружает вас в самогипноз, да и вообще сама решает все ваши проблемы. В итоге человек с уверенным лицом заявляет, что в его голове установлена система, которую он назвал «гипнотизер» или «Василий». Однако, помимо того, что люди начинают смотреть на такого человека как на сумасшедшего, на проверку оказывается, что все эти системы не более чем обычная фантазия. Если они и способны обезболить человека или погрузить его в гипноз (чего не случается в 99% случаев), то он вполне мог сделать это и сам без всяких систем.
Есть, конечно, вариант установки внутреннего советчика, который дает ответы с помощью идеомоторных сигналов. Например, вы можете задать ему вопрос, а он будет вам отвечать с помощью дергания правого (да) или левого (нет) пальцев. Это действительно может происходить автоматически, так как такие движения скорее опираются на деятельность нашей подкорки (эмоционального мозга). Однако, доверять таким ответам – дело сомнительное. По сути, выбор всегда будет стоять в пользу более привлекательного варианта. И если вы спросите: «Что я хочу: много зарабатывать или много работать?», то боюсь ответ выпадет на первый вариант. В целом же, будет всегда выбираться вариант, который теснее связан с вашей эмоциональной реакцией (тот, который ближе вашему сердцу), а, следовательно, вы вполне и сами можете определиться с ответом, без каких-либо идеомоторных сигналов.
Нужно также сказать, что при кажущейся невинности данных техник, многие специалисты критикуют любые варианты терапии частей, так как они усиливают диссоциацию (распад психики), в то время как цель любой терапии – это, наоборот психическая интеграция. Не говоря уже о том, что некоторые неподготовленные люди действительно начинают верить, что в них живет кто-то еще. Стоит ли говорить о риске применения таких техник для психотических пациентов.
Регрессивная гипнотерапия. Регрессивная гипнотерапия – это одно из наиболее популярных и распространенных направлений гипнотерапии на сегодняшний день, что привело к созданию большого количества школ и направлений этой области гипноза. Однако, суммируя мы можем говорить о существование трех основных: когнитивная регрессивная гипнотерапия, психодинамическая регрессивная гипнотерапия и мистическая регрессивная гипнотерапия или регрессия в прошлые жизни.
1) Когнитивная регрессивная гипнотерапия зародилась в процессе работы великого психиатра Пьера Жане, когда он работал с помощью суггестии с одной пациенткой, которая имела проблемы с месячными. Оказалось, что пациентка была практически не способна дать никакой информации о своем прошлом, просто потому что не помнит его. А так как П. Жане была необходима хоть какая-то исходная информация, он решил использовать гипноз, чтобы она что-то вспомнила. И она действительно вспомнила ситуацию, когда у нее только начались месячные в детстве, она испугалась этого и села на бадью с холодной водой и месячные прекратились, после чего она заболела. Месячные начались заново только через несколько лет, но сопровождались ознобом и бредом, которые и наблюдались на текущий момент. Первое воспоминание не помогло девушке. Однако, Жане решил повторить процедуру и в этот раз просто изменил первоначальное событие, так как будто его и не было… и все прошло. Второй случай также касался этой девушки, так как у нее еще и наблюдалась слепота на левый глаз. При воспоминании оказалось, что в детстве ее положили в люльку с ребенком, у которого на одной стороне лица был лишай, на той же стороне был и невидящий глаз у девушки. Жане изменил воспоминание, как будто тот ребенок ничем не болел и у него была чистая кожа. В итоге слепота прошла (конечно, она была истерической). В результате методика П. Жане состояла в том, чтобы отыскать травматическое событие прошлого, которое и вызвало распад психики и провести когнитивную реструктуризацию – просто заменить его на более позитивное или в целом устранить его.
Кстати, методика П. Жане в современном мире используется достаточно редко. Как вариант можно упомянуть методику быстрой работы с воспоминаниями, разработанную автором [12]. В целом же когнитивное направление регрессивной терапии пошло по иному пути.
Первый вариант – это применение обычной когнитивной терапии в регрессии, когда стандартными техниками когнитивной терапии меняются мысли и отношения в конкретных вспоминаемых ситуациях.
Второй вариант – это терапия Дэвида Лессера, который выстраивал логику из цепочки событий и пытался изменить общий вывод и общее убеждение, которые сделал клиент исходя из своего негативного опыта.
Третий вариант – это опять же терапия полноты сознания. В этом случае клиента просто просят отнестись к вспоминаемой ситуации безоценочно и безэмоционально, таким образом, проводя десенсибилизацию к данному событию.
2) Психодинамическая регрессивная терапия была разработана Йозефом Брейером, создателем психоанализа, на которого также оказала влияние работа П. Жане (П. Жане опубликовал свою работу раньше, правда подобные опыты Й. Брейер проводил раньше, чем П. Жане). Й. Брейер обнаружил, что к исцелению ведет не просто воспоминание о психотравме, но его перепроживание, что было названо катарсисом, а терапия Й. Брейера была названа катартической психотерапией. Ученый предположил, что в моменты травмы прерывается нормальное течение нашей психической энергии (теория, кстати, напоминает идеи Месмера, однако, здесь речь уже идет о реальной нервной энергии). Энергия отщепляется от сознания и фиксируется в травматической ситуации. Воспоминание и перепроживание ситуации ведет к ее интеграции в сознание, что уже позволяет самостоятельно направлять свою энергию, не питая ей проблемный симптом.
Именно по пути Й. Брейера и развивалось направление регрессивной гипнотерапии, приобретая различные свои вариации. Основной спор был лишь о том, насколько глубоко сидит травма и насколько давние события необходимо вспомнить. Так был разработан ряд подходов, например: что необходимо вспоминать только самую недавнюю травму; что необходимо вспоминать самую первую травму, названную ядром; или что необходимо вспоминать и прорабатывать всю цепочку психотравм. Объективно же на этот вопрос достаточно сложно ответить, так как нет исследований, отвечающих на этот вопрос. Однако, исследования Ван Дер Колка, скорее говорят о том, что каждая травма сохраняется разрозненно и отдельно [13], что, конечно, никак не отрицает необходимости прорабатывать просто негативные воспоминания, которые как раз-таки выстраиваются в цепочки образуя крупные нейронные сети.
Другая вариация касается объяснение аффекта при воспоминании события. Например, предлагается теория инстинктов по принципу «бей или беги»: считается, что в травматической ситуации не был реализован тот или иной инстинкт, который и необходимо отреагировать. Данная концепция хотя и кажется привлекательной в виду своей простоты, однако, слабо относиться к реальности, хотя бы потому что у человека нет инстинктов (и не стоит этому удивляться), а также программа «бей или беги», как оказалось проявляется только у мужчин, в то время как у женщин реализуется реакция «забота о потомстве и поддержка» [14], и будет достаточно странно если терапевт, при воспоминании клиенткой травмы полученной ею в 6 лет, скажет «заботься о потомстве!».
Намного более простое объяснение предлагает теория стресса Г. Селье [15], которая сводит проблему к тому, что в травматической ситуации мы не отреагировали стресс, который теперь и выражается в симптоме и может приводить к психосоматическим заболеваниям. Научись выражать стресс и все пройдет. Другое адекватное объяснение предлагает поведенческая теория. При воспроизведении и перепроживании травмы мы просто проводим десенсибилизацию, как это делается в экспозиционной терапии. В какой-то момент уровень эмоций спадает и человек просто перестает болезненно реагировать на ситуацию.
Наконец, еще одним камнем преткновения является возраст, до которого мы способны дойти в процессе вспоминания травмы. Многие верят, что человек способен вспомнить возраст до 3 лет и даже перинатальные периоды, что, по данным науки не соответствует правде и в лучшем случае нам поддаются наши травмы полученные в 4-5 лет, а более ранние воспоминания скрываются инфантильной амнезией [16]. Откуда же тогда берутся более ранние воспоминая спросите вы? На самом деле, это ни какие не воспоминания, а просто фантазии клиента, построенные им на основе представлений о самом себе или на рассказах родителей, которые тоже порой бывают забыты. Например, мама могла в детстве сказать, что пережила тяжелые роды и чуть не погибла. На ребенка это произвело впечатление, и он решил, что не должен был рождаться, однако, вскоре забыл мамин рассказ, который и всплыл в процессе терапии под видом реального воспоминания.
Подобные воспоминания и являются основным моментом критики регрессивной гипнотерапии со стороны скептиков и ученых.
3) Мистическое направление регрессивной гипнотерапии. А что, если человек вспоминает события еще до своего рождения и даже до перинатального периода? Он вспоминает события Средних веков, где он был рыцарем и воевал за свою королеву? Тогда мы говорим о регрессии в прошлые жизни. Данное направление базируется на мистической идее, что все наши травмы являются результатом нашей кармы и наших несчастий из прошлых жизней. Идея эта обычно подкрепляется псевдонаучными заявлениями по типу того, что наша память хранится в наших генах или митохондриях. А основными распространителями подобных идей стали М. Ньютон и Д. Кэннон. Авторы заявляют, что существование прошлых жизней экспериментально доказано, хотя все их эксперименты состоят в том, что они просто записывают, то, что люди вспоминают под влиянием их внушений. Реально же не было получено ни одного доказательства реальности памяти прошлых жизней (не смотря, на десятки тысяч клиентов, которые проходили подобную терапию), зато реальные эксперименты показали, что воспоминание прошлой жизни вполне можно внушить человеку, а если они и проявляются спонтанно, то они никогда не подтверждаются реальными фактами. Более того, человек погруженный в прошлую жизнь скорее всего не сможет ответить вам ни на один конкретный вопрос про эпоху, которую он вспоминал (если конечно, он не изучает историю этой эпохи), и уж тем более не сможет заговорить на языке того времени и места.
Таким образом, хотя данная терапия и имеет определенный эффект, он обусловлен лишь работой с метафорой, которая и выдается за воспоминание прошлой жизни терапевтом, и эмоциональным высвобождением, связанным с этой метафорой. Это наверно было бы хорошо, если бы при этом все лечение не базировалось на внушении ложных идей о существовании перерождения и на снятии ответственности с клиента за свои симптомы и проблемы.
Завершая тему регрессивной терапии стоит сказать, что она входит в раздел когнитивной гипнотерапии, как способ работы с воспоминаниями и показывает такую же высокую эффективность [например, 17], также как достаточно высокую эффективность показывает работа с воспоминаниями и памятью [например, 18, 19, 20, 21, 22]
Гипноз в гипнотерапии. В завершении к нашей классификации можно добавить любые интеграции гипноза в иные виды терапии, коих на сегодняшний день очень много, так как гипноз способен повысить эффективность любой иной терапии[1]. Сюда можно отнести метод гипнодрамы, который представляет из себя комбинацию психодрамы и гипноза; гипнотерапию сновидений, которая совмещает в себе гипноз и гештальт-терапевтический вариант работы со снами; различные варианты систематической десенсибилизации и экспозиционной терапии, которые также проводятся в гипнотическом состоянии. Можно говорить и о том, что гипноз в целом применяется в любых иных направлениях психотерапии, где присутствует элемент ожидания и концентрации внимания. Например, в классическом психоанализе, пациент расслабляется и лежит на кушетке, погрузившись в свои фантазии и мысли, и это гипноз. При технике пустого стула в гештальт-терапии, человек ярко воображает своего родителя, сидящего на стуле напротив, и разговаривает в ним и это тоже гипноз. При арт-терапии человек погружается в те образы, что он рисует. В телесной терапии, человек концентрируется на своих ощущениях в теле и на тех мыслях, что они вызывают. Гипноз есть везде, и чем более глубоким он будет, тем эффективней будет и сама терапия.
➤ Трансовые техники и когнитивный гипноанализ для избавления от психосоматики (очно в мини-группе в Москве).
➤ Online-курс "ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА " (длительность полтора месяца).
➤ Курс Hypnologic. Профессиональное обучение уличному гипнозу (очно в Москве).
Список литературы
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии