Лечение фобий у детей

Лечение страхов и фобий у детей и подростков.

Когнитивно-поведенческая терапия детских расстройств

Спектр детских расстройств довольно обширен. МКБ-10 различает рас­стройства психического развития (F80 - F89) и расстройства поведения и эмоций (F90—F98): гиперкинетические расстройства: расстройства поведения; смешанные расстройства поведения и эмоций; эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском возрасте; нарушение социальных отношений в детском и подростковом возрасте; тиковые расстройства и др. Широкое распространение имеют детские фобии.

Распространенность психических расстройств у детей и подростков составляет 10—33 %. Детские фобии, страхи и тревожные расстройства наблюдаются примерно в 12 % случаев, расстройство поведения — в 10 %, гиперактивность с нарушением внимания — в 5 %, депрессия, специфические нарушения развития, энурез и зависимость — в более чем 6 % случаев. Психотические расстройства, такие как аутизм, диагностируются менее чем в 1 % случаев.

Когнитивно-поведенческая терапия детских расстройств, страхов, неврозов.

Когнитивная терапия призывает систематически определять дисфункциональные мысли, оспаривать их и создавать альтернативные способы мышления. Этот процесс предполагает определенную степень зрелости и способность решать абстрактные ситуации. Обычно достаточным считается возраст 7—12 лет. Материалы должны соответствовать возрастному уровню ребенка. При работе с детьми младшего возраста используются конкретные методы с простыми инструкциями, в то время как у подростков можно использовать более сложные подходы. Когнитивная терапия должна быть веселой, интересной и увлекательной.

Так как уровень когнитивной зрелости ребенка до 12 лет не всегда достаточен, для полноценного описания своих мыслей, чувств и поведения, чаще всего используются опосредованные средства их выявления.

Самонаблюдение. Большинство терапевтических процедур начинается с определенной формы самонаблюдения, в которой ребенок учится вести записи или дневник своего собственного поведения. Наблюдение за собственным поведением может предоставить немотивированным детям конкретные доказательства того, что у них на самом деле есть проблема.

Определение и вербализация своих мыслей: Скажи мне, что ты думаешь. Самым простым способом становится вопрос, заданный ребенку: «Что ты думаешь?» или «Какие мысли у тебя возникли, когда ты впервые увидел меня?» Некоторые дети в состоянии сформулировать и определить мысли относительно когнитивной триады: связанные с восприятием самого себя («Я чувствую себя глупо, когда говорю с вами; Вам наверно кажется, что я идиот, потому что боюсь этого»); с тем, что мир несправедлив («Из-за того, что я должен был прийти сюда, я пропустил футбольную тренировку; Это у моей мамы есть проблемы, а не у меня»); или в связи с будущим («Я не думаю, что это имеет какой- либо смысл, находиться здесь, все равно ничего не изменится»).

Косвенный подход: Опишите какую-либо недавнюю проблемную ситуацию. Маленьким детям это сделать проще. Предложите им описать или нарисовать ситуацию, и когда они делают это, обратите внимание на то, способны ли они изложить то, что происходит и указать некоторые из своих мыслей.

В качестве примера мы приведем разговор с восьмилетним Мишей.

Терапевт: Миша, расскажи мне что-нибудь о драке в школе.

Миша: Ярик начал. Он толкнул меня, и я в ответ ударил его.

Терапевт: Как это началось?

Миша; Он оскорбил меня.

Терапевт: Он тебя часто оскорбляет?

Миша: Нет

Терапевт: Как ты думаешь, почему он тебя оскорбил?

Миша: Я не знаю. Наверное, он ненавидит меня.

Терапевт: Он ненавидит только тебя, или и других детей в школе?

Миша: Нет, только меня. Всех остальных он любит.

Терапевт: С другими детьми Ярик дерется?

Миша: Да. Он все время дерется.

Терапевт: Он любит детей, с которыми он дерется?

Миша: Я не знаю. Я думаю, что он ненавидит только меня.

Терапевт: Как ты думаешь, что может произойти, когда вы в следующий раз встретитесь?

Миша: Он ударит меня. Вот почему я собираюсь ударить его первым.

Чтобы мог подумать кто-то другой? Можно создать и разыграть ситуацию, которая проблематична для ребенка, и во время игры попросить ребенка показать или рассказать, о чем думают куклы.

Создание альтернативных вариантов ситуации. Ребенку предлагается ряд ситуаций, для которых необходимо найти объяснение. Например, ребенок на детской площадке поздоровается со своим другом, быстро убежит. Затем мы попросим ребенка придумать как можно больше объяснений того, что произошло.

Креативное изображение. Мы предоставим ребенку серию изображений или рисунков, в которые он должен дорисовать или дописать как можно больше вариантов того, что люди могут думать. Например, ребенок заполняет пузыри мыслей таким способом, что нарисует или напишет то, что может думать человек, несущий тяжелый пакет.

Осознание эмоций. Детей просят поймать свои чувства и описать их. Маленькие дети, которые пока не могут выразить словами свои чувства, в состоянии их нарисовать. Также мы подробно расспрашиваем, если это, например, «гнев от гнева», «печальный гнев», или «злость от страха», «страх от собственной злости». Чтобы выяснить, способен ли ребенок определить чувства других людей, следует использовать викторины и игры.

После описания проблемы ребенка, терапевт переходит непосредственно к коррекции поведения, для чего используются поведенческие и когнитивные методы.

Поведенческая терапия предполагает использование основных законов и методов научения, для исправления проблемного поведения. Применяются методы, основанные на подражании (в этом случае терапевт демонстрирует желаемое поведение ребенку, чтобы тот его повторил, например, показывает ребенку больному фобией, что прикосновение к собаке не вызывает у него страх), классическом обуславливании (терапевт сочетает приятные и необходимые виды деятельности, например, обучение с игрой или убирает фобию за счет сочетания телесного расслабления с представлением пугающей ситуации), оперантном научении (метод «Кнута и пряника», например ребенка с фобией хвалят, когда он, все-таки решился сам погладить собаку).

Последний способ научения используется в работе с детьми наиболее активно. Он состоит в вознаграждении желаемого поведения и наказании при проблемном поведении. Подкрепление (награда или наказания) напрямую зависит от актуальных потребностей ребенка. Нет никакого смысла наказывать его криком, если тем самым вы оказываете ему лишнее внимание, которого он и добивается, намного проще лишить его компьютерной игры. Важно отдавать предпочтение именно вознаграждению нужного действия, а не наказанию, так как наказание начинает ассоциироваться с самим собой (возникает чувство вины, снижается самооценка), либо с наказывающим (ребенок начинает боятся бабушки, которая ругает его).  Тем более не стоит наказывать ребенка в случае детского страха. Наоборот, положительное подкрепление вызывает у ребенка хорошие чувства к человеку и ситуации, которой оно происходит, в какой-то момент ребенок начинает любить не только шоколад, который ему дают за успешную учебу, но и саму учебу. Например, если постоянно хвалить ребенка с социальной фобией, за то, что тот постепенно начинает подходит к разным людям, то скоро такая реакция закрепиться и страх исчезнет. При подкреплении также важно учитывать количество и время его предоставления. Если постоянно выдавать ребенку шоколад, в какой-то момент, он просто привыкнет и перестанет воспринимать его как награду. Кстати данный механизм можно использовать целенаправленно, чрезмерно нахваливая ребенка, пока у него не наступит перенасыщение и он не прекратит свое поведение.

Некоторые эффективные карательные процедуры.

1.                  Расплата за реакцию. Этот метод использует определенные карательные изменения в поведении. Например, ребенок должен 50 раз кулаком ударять в подушку всегда, когда он причудливо начинает махать руками.

2.                  Исключение, Тайм-аут. Метод, когда возможность для подкрепления откладывается на определенный период. Типичные примеры: изоляция ребенка от сверстников, когда он разбрасывает еду в столовой.

3.                  Чрезмерное исправление. Метод требует, чтобы ребенок сделал больше, чем необходимо для исправления ситуации. Например, мальчик, который плюет на пол, не только должен вытереть место, куда он плюнул, но должен помыть и отполировать весь пол.

Можно выделить отдельные подвиды метода подкрепления.

Обучение новому поведению посредством формирования поведения. В этом случае мы разбиваем нужное поведение на отдельные шаги, и награждаем ребенка за каждый успешно сделанный элемент действий. Возьмем для примера ребенка с социальной фобией. Этот вид страха включает в себя множество элементов в том числе неумение общаться с людьми. В этом случае, мы можем научить ребенка, сначала просто говорить «привет» другому человеку, преодолевая свой страх, и потом похвалить его за это, затем мы учим ребенка вести уверенный разговор, и снова хвалим его, затем обучаем его вести разговор с целой группой и т.д. В результате такого лечения, фобия постепенно сходит на нет, так как ребенок привыкает к ситуации, которая ранее вызывала страх.

Ослабление поведения с помощью угасания. Иногда мы сталкиваемся с поведением, которое можно считать неуместным или даже деструктивным. Ребенок реализует такое поведение, чаще всего, потому что оно помогает ему удовлетворить ту или иную потребность. Наша задача понять, какого вознаграждения добивается ребенок, и исключить его. Например, мальчик, который провоцирует своих братьев и сестер, быстро перестанет это делать, если родители будут его игнорировать, ведь вся цель его поведения состояла в том, чтобы добиться их внимания. Метод работает и в обратном направлении, например, если ребенок испытывает страх перед автомобилем, мы все же можем поместить его внутрь машины, и после какого-то периода страха ребенок осознает, что ничего угрожающего в этой ситуации нет и фобия исчезнет.

Возможны трудности при реализации данного метода.

1.                  Многократное подкрепление. Поведение, которое мы хотим устранить, может быть многократно подкреплено. Например, каждый раз, после того, как у Миши случался приступ страха, родители покупали ему сладости. Они заметили это, и перестали таким образом подкреплять его фобию. Но оказалось, что Миша с помощью демонстрации своего страха добивался не сладостей, а внимания родителей.

2.                  Сначала усиление, затем ослабевание. При угасании сначала повышается интенсивность и частота поведения, только потом происходит ослабевание. Особенно хорошо это видно при борьбе с фобиями, тревогой, паническими атаками. Если поместить ребенка в пугающую ситуацию, на протяжении определенного времени страх будет только нарастать все сильнее и лишь затем пойдет на убыль.

3.                  Агрессия. Во время угасания дети иногда ведут себя агрессивно. Так помещая тревожного ребенка в ситуацию страха, он возможно сначала будет вести себя агрессивно, пытаясь выйти из него, лишь потом он привыкнет, и фобия исчезнет.

Ослабление поведения посредством несовместимого поведения. Если мы пытаемся ослабить поведение, желательно, чтобы мы одновременно систематически подкрепляли другое поведение. Это важно, потому что у человека появляется возможность отличить, какое поведение подходящее, а какое — нет, а также создается альтернатива некорректному поведению. Например, при лечении социальной фобии, мы можем подкреплять те случаи, когда ребенок заговаривает с людьми уверенно, без страха.

В рамках когнитивной терапии используются следующие методы.

Обучение самоинструктажу. Метод состоит в том, что ребенок перед осуществлением той или иной деятельности проводит самоинструктаж (вслух или про себя). Существует несколько способов обучения детей самоинструктажу. В первом случае терапевт сам поясняет ребенку, как проводить ту или иную деятельность и что говорить при этом. Во втором варианте, ребенок сам проводит самоинструктаж на основе оценки ситуации и самонаблюдении. В третьем, используется подражание, терапевт демонстрирует нужную модель поведения и одновременно вслух произносит инструкцию, в то время как ребенок копирует его. При лечении фобий, данный метод может быть использован, когда ребенок инструктирует себя перед тем или иным пугающим действием.

Изменение автоматических мыслей. Метод заключается в том, что пациент учится менять свои привычные, автоматические мысли на более соответствующие, сознательные и преднамеренные. На первый взгляд это выглядит очень сложным, но дети в состоянии научиться делать это, если терапевт использует соответствующие примеры и аналогии. Например, если у ребенка имеется фобия лифта он может заменить свою мысль «Лифт обязательно застрянет» на «Даже если лифт застрянет, его все равно починят через какое-то время». Такая трансформация поможет снизить уровень страха и победить фобию.

Шкалирование. Метод, помогающий ребенку более реалистично воспринимать свою проблему и улучшающий его самооценку. Он заключается в использовании измерительных шкал (например, измерение настроения от 1 до 10). Такая оценка помогает ребенку изменить свое восприятие «все или ничего» и понять, что серьезность проблемы находится где-то между двумя крайностями, и что во многих случаях его ситуация лучше, чем у других. Шкалирование также используется для отслеживания эффективности работы. Больной фобией ребенок, на первой сессии оценивает уровень своего страха на 100%, в течении следующий сессий он повторно оценивает свою реакцию, тем самым закрепляя достигнутый результат.

Воображение. Когда у ребенка есть страх, что ночью к нему может пробраться ужасный зверь, не имеет никакого смысла объяснять ему, что в городе не живут никакие опасные животные. Гораздо эффективнее научить его представлять себе, что для защиты он имеет в наличии меч или сверхспособности. Это позволяет снизить уровень страха, а в конечном счете, когда ребенок с помощью такого вспомогательного метода привыкает находится в пугающей ситуации исчезает и сама фобия.

Практика решения проблем. Способность решать проблемы должна стать необходимой для освоения социальных и межличностных ситуаций. Процесс решения проблем мы можем объяснить посредством игры (особенно в группе). Со временем, дети смогут применять этот метод в повседневной жизни. Решение проблем состоит из ряда этапов: оценка проблемы, определение собственных мыслей, поиск альтернативных решений. Самый простой способ научить детей— метод обучения по образцу. Этот метод может быть эффективен в лечении генерализованных фобий, особенно социальной фобии и тревожных расстройств.

Когнитивная реструктуризация. Метод, направленный на создание новой оценки фактов и устранение старых предрассудков. Для этого используются словесные убеждения и доказательства во время сократического диалога. Например, ребенку с паническими атаками, который считает, что может умереть в случае начала приступа, терапевт объясняет, что его телесная реакция – это обычный страх, который таким образом проявляется в организме и что умереть от него невозможно.

Самооценивание. При оценивании самого себя необходимо, чтобы ребенок создал определенный ряд критериев, с помощью которых будет сравнивать себя с другими людьми или с самим собой в различных ситуациях. Тем не менее, у детей это может стать проблемой, если они эгоцентричны и воспринимают все субъективно. Использование шкал при самооценивании, может оказаться очень подходящим вариантом.

Самовознаграждение. У детей этот метод помогает перенести их внимание с конкретной оценки на символическое оценивание. Например, можно установить для маленьких детей коробку с наградами, и дети должны самостоятельно решить, заслуживают ли они вознаграждение, и какое именно. Через некоторое время можно научить ребенка использовать символические награды, например, попросить написать для себя какие-либо похвалы.

Обучение стрессоустойчивости. Программа начинается с описания проблемы и ее отдельных компонентов. В рамках второй фазы следует сосредоточить внимание ребенка на его внутреннем диалоге, который он проводит, когда сталкивается с какой-либо проблемой. На этапе практики стимулирующих высказываний ребенок учится использовать обнадеживающие фразы, которые помогают ему справиться с проблемной ситуацией — сначала он учится использовать эти стимулирующие высказывания в терапевтической обстановке, затем в более сложных ситуациях. Далее можно переходит к реализации нового поведения. Например, ребенок с фобией замкнутых пространств, обычно начинает предполагать худшее, как только попадает в пугающую ситуацию. В этом случае, ребенок должен оценить свое текущее положение и свои мысли «Я не могу выйти, начинаю задыхаться» на «Это просто страх, отсюда легко выйти, ничего страшного здесь нет».

Когнитивная терапия с участием подростков

Терапия подростков, хотя они и более когнитивно развиты и подготовлены к когнитивной терапии, имеет ряд своих сложностей.

1.                  Принятие направленности подростка на самого себя. Подростки часто сосредоточены на самих себе, с неохотой понимают и принимают мнения других людей. Поэтому важно, используя целенаправленные вопросы, узнать их точку зрения и не оспаривать их мнение. При работе с подростками необходимо уважать их самостоятельность.

2.                  Оставаться объективным. Подростки, как правило, слишком самоуверенны и с большим трудом смотрят на вещи с точки зрения других. При чрезмерном одобрении, может случиться, что молодой человек будет заставлять терапевта согласиться с его субъективным мнением. В этом случае необходимо отнестись к мнению пациента беспристрастно, и обсудить его.

3.                  Использование сократических вопросов. Дети и подростки часто бывают пассивными и, как правило, не выражают свое мнение и представления. Они могут чувствовать, что их мнения не имеют никакого значения или они являются плохими, и ожидать, что терапевт сам им скажет, они должны сделать. Сократический диалог стал распространенным способом преодоления этого препятствия с помощью серии вопросов. Вопросы являются весьма конкретными и часто связаны с определенными событиями. Таким образом, вместо общих вопросов, таких как: «Что вчера случилось в школе?», мы можем задать конкретный вопрос: «Как ты думаешь, что Миша от тебя хотел, когда пришел за тобой во второй половине дня на детскую площадку?». Рассмотрение противоположного тому, что сказал молодой человек, подтверждает интерес терапевта к нему, а также позволяет поставить под сомнение неясные моменты и несоответствия. «Могу я проверить, правильно ли я тебя понял? Ты мне сказала, что у тебя нет ни одной подруги, но Катя тебя позвала к себе в гости?»

4.                  Противостояние дихотомическому мышлению. Способ мышления «все или ничего» встречается у подростков довольно часто. Иногда подросток может вести себя угнетенно или беспокойно, а в следующий раз — быть счастливым и спокойным. Действенным способом, с помощью которого следует поставить под сомнение дихотомическое мышление, являются оценивающие шкалы. Использование терминов «лучше» или «хуже» также создает впечатление постепенного континуума.

5.                  Привлечение других авторитетных людей. Подростки функционируют внутри сложной социальной системы, которая включает семью, друзей и школу. Например, в случае подростков, принимающих участие в программе для преодоления агрессии, необходимо информировать классного руководителя о том, чтобы она позволяла детям покинуть класс, когда они начинают вести себя агрессивно.

Наиболее распространенные проблемы при когнитивно-бихевиоральной терапии детей и подростков

Некоммуникативные дети. Иногда дети молчат и на вопросы отвечают неясным и неопределенным образом. В этом случае, терапевт может попытаться угадать, как ребенок мог бы ответить на его вопросы. Если молодой человек неохотно говорит сам о себе, мы можем с ним обсудить подобные проблемы, касающиеся кого-то другого, либо разыграть эту проблему с помощью кукол. В некоторых случаях, помогает смена обстановки, поход за мороженым или прогулка и др.

Пациенты, которые не идут на контакт. В большинстве случаев, дети направляются на лечение другими людьми. В таком случае необходимо мотивировать ребенка. В мотивационном разговоре используются обычные методы (сопереживание, уважение, активное слушание) и когнитивно-бихевиоральные методы. Мы просим ребенка сказать, как он сам воспринимает ситуацию и свою позицию. Терапевт внимательно слушает ребенка и подкрепляет положительные проявления мотивации.

Отсутствие ответственности за достижение изменений. Дети и подростки в состоянии определить свои проблемы, но они не чувствуют ответственности за их решение. Иногда это связано с их атрибутивным стилем («Это я таким родился», или «Если бы учителя ко мне не приставали, у меня бы не было проблем», «Мой страх не поддается лечению»). Следует оценить, так ли это в действительности, или речь идет об их искаженном восприятии.

Привлечение родителей в процесс терапии. Родители могут стать посредниками, котерапевтами и пациентами. Их роль в качестве посредников заключается в том, чтобы помочь перенести полученные навыки в домашние условия. В качестве котерапевтов они имеют более активную позицию, направляют, контролируют и оценивают, как их ребенок использует когнитивные навыки. Родители также могут стать пациентами и учиться новым стратегиям, которые помогут им справиться со своими собственными проблемами.

Сотрудничество терапевта с ребенком и родителем. Динамика внутри семьи бывает сложной, и иногда может сложиться такое впечатление, что ребенок несет ответственность за все проблемы. Даже фобия, может являться способом налаживания семейных отношений для ребенка. Исходя из этого терапевт приходит к выводу, окажется ли подходящей индивидуальная КПТ или системный подход.

Проблемы при определении мыслей. Дети и подростки часто имеют проблемы с объяснением своих мыслей, особенно, когда мы спрашиваем их напрямую. Внимательное выслушивание терапевта раскрывает их предположения и убеждения. Например, терапевт выслушивает описание последних, эмоционально значимых ситуаций, а затем, резюмирует ключевые эмоции и связанные с ними мысли. Дети и подростки часто путают свои мысли и эмоции. Рекомендуется во время сеанса обращать внимание на изменение эмоций пациента и определять связанные с ними мысли (например, «Кажется, что ты думаешь о чем-то, что заставляет тебя беспокоиться»).

Невыполнение домашнего задания. Некоторые дети не хотят выполнять задания. В этом случае терапевту следует открыто поговорить с ребенком о заданиях, объяснить ему важность их выполнения и согласовать с ним уровень, с которым он сможет справиться.

Ограниченные когнитивные навыки/вербальные способности. Включение пациента в программу КПТ требует наличия базового уровня когнитивных и вербальных навыков и, следовательно, дети с серьезными проблемами в развитии могут не справиться с данной терапией. Тем не менее, необходимо определить, связано ли это с ограниченными когнитивными способностями, или это терапевт использует слишком сложные материалы.

Краткие интервенции. Дети и подростки в большей степени заинтересованы в немедленном решении проблем вместо того, чтобы заниматься какой-либо долгосрочной работой. Поэтому мы поддерживаем и развиваем когнитивные навыки и не слишком исследуем основные предположения или позиции. Благодаря сосредоточенности на проблемах в режиме реального времени, для детей устанавливается гораздо меньше сеансов, чем для взрослых.

Терапевтические интервенции при наиболее распространенных психических расстройствах и неврозах в детском возрасте

Лечение детских фобий, страхов и тревожных расстройств.

Программа по лечению фобий и тревожных расстройств обычно представляет собой курс из 16—20 сеансов индивидуальной терапии. При лечении используется моделирование, воспроизведение, экспозиция в естественных условиях, тренинг релаксации и подкрепление. Примерно половина срока лечения посвящена изучению методов для преодоления тревоги и стресса. Данная терапия включает развитие способности распознавать симптомы страха, выявление и изменение вызывающих страх когниций, решение проблем (например, создание плана по выходу из пугающей ситуации) и оценка плана с использованием последствий. Вторая часть лечения заключается в применении новых приобретенных навыков так, чтобы ребенок воздействовал на пугающие ситуации сначала в воображении, а затем и в реальности, переходя от умеренных к более тяжелым ситуациям, при постоянном снижении уровня страха. Затем терапевт вознаграждает успешное выполнение задач.

Лечение расстройств поведения

Две программы доказали свою эффективность. Одна из них — Parent management training (тренинг родительского менеджмента), т.е. подготовка родителей для решения проблем у своих детей. Терапевт учит их систематически контролировать и конкретизировать проблемное поведение и использовать для его изменения принципы социального обучения. В особенности, награждается желательное поведение, но не уделяется внимание и не вознаграждается нежелательное поведение.

Другой формой лечения должно стать обучение решению проблем. Дети с расстройствами поведения имеют тенденцию несоответствующим образом проявлять враждебность по отношению к другим и не в состоянии адекватно понимать социальные ситуации и решать межличностные проблемы. Лечение направлено на выяснение того, как ребенок оценивает и преодолевает социальные ситуации и коррекцию данного поведения.

Лечение гиперактивности и импульсивности

Программы направлены на обучение детей общим когнитивным и бихевиоральным методам, позволяющим решать проблемы и успешно действовать в межличностных ситуациях. Некоторые программы предполагают обучение детей самостоятельно определять сигналы, что им необходимо остановиться, и некоторым способом продлить интервал между стимулом и реакцией. В рамках этих программ терапевты учат больных детей, чтобы они сами повторяли определенные инструкции, например: «Подожди! Посмотри! Подумай!». У импульсивных детей целесообразно использовать различные типы самоинструкций, направленных на выявление проблемы, определение соответствующего подхода, поддержание внимания, а также самооценивающие выражения и высказывания. Используются ролевые игры, а в некоторых случаях даже практика различия собственных ощущений и чувств других людей.

Лечение депрессии

Принцип бихевиорального метода лечения депрессии у детей заключается в необходимости сосредоточиться на их поведении, которое поддерживает проблему, в ограничении его и научении ребенка другому поведению. Важной частью этих программ должно стать вознаграждение. При когнитивной терапии важно понять мысли, которые поддерживают депрессию. Этот процесс, как правило, состоит из трех фаз. Во-первых, подросток должен научиться описывать свои чувства и эмоции, обращать внимание сам на себя, на свое настроение и ощущения, замечать, когда они происходят и с чем они связаны. Затем можно начать с исследований и изменения мыслительных процессов. Также подразумевается улучшение социальных навыков. Лечение дополняет работа с родителями, когда они учатся поддерживать и оказывать помощь в развитии компетенции подростков. Родители также учатся коммуникации и решению проблем.

Хьюз (1988) описал терапевтическую программу, состоящую из 30 сеансов, продолжительностью 20—30 мин, рассчитанную на 15 недель. Он выделил 5 основных шагов: объяснение важности рационального поведения, демонстрация навыков, вербальное или практическое обучение поведению, обеспечение обратной связи и определение домашней работы.

Применяется групповая терапия. Основная цель состоит в создании навыков, которые помогут подростку справиться с проблемными ситуациями. Во время сеансов акцент ставится на групповой деятельности и играх. В период между сеансами участники выполняют домашние задания. Лечение проходит в течение 8 недель в 16-ти двухчасовых сеансах.

Лечение расстройств, связанных с проявлением агрессии

При лечении расстройств, связанных с агрессией, используются не только методы обучения решению проблем, но и обучение социальным навыкам и ассертивному поведению, а также подход, направленный на улучшение собственных способностей и на формирование своих ожиданий. Интервенционные программы обычно включают методы обучения самоинструктированию и методы управления гневом.

Эффективное лечение включает также и обучение родителей, направленное на преодоление проблем своих детей (РМТ). Он основан на общем предположении, что оппозиционное и агрессивное поведение бессознательно создается и поддерживается неадекватным взаимодействием родителей и детей. Основная цель РМТ — изменение модели взаимной коммуникации между родителем и ребенком таким образом, чтобы в семье подкреплялось и поддерживалось просоциальное, а не принудительное поведение. Продолжительность программы зависит от серьезности проблемы ребенка.

Лохман, Нельсон и Симс (1981) в групповой терапии, состоящей из 12 сеансов, объединили несколько методов. Первый сеанс посвящен улучшению самосознания. На втором сеансе терапевты исследуют, как дети реагируют в ситуациях, которые требуют сотрудничества с другими. Третий сеанс сосредоточен на установлении индивидуальных проблем. Четвертый сеанс ориентирован на создание различных способом решения трудностей. На пятом и шестом сеансах члены группы оценивают различные решения с точки зрения последствий, на седьмом сеансе дети учатся воспринимать признаки своего беспокойства и гнева. Восьмой сеанс посвящен внутренним монологам, а девятый — репетиции подходящего способа поведения в соответствии с образцом, который создавал терапевт. В рамках десятого, одиннадцатого и двенадцатого сеансов происходит интеграция и практика освоенных методов.

Исследование эффективности КПТ детей

В психотерапии детей и подростков за последние 20 лет было достигнуто много успехов. В настоящее время существует более 1500 контролируемых исследований, из которых можно сделать два вывода. Психотерапия — наиболее эффективное лечение, и ее эффективность составляет около 0,70 — у детей и подростков, как и у взрослых. Результаты исследований показывают, что бихевиоральные методы являются более эффективными, чем не бихевиоральные, и что эффект лечения обычно сохраняется.

Лечение более эффективно у подростков, чем у детей, хотя эффективным оно оказалось в обоих случаях. Индивидуальная терапия считается более эффективной чем групповая.  Наилучший эффект лечения проявляется в области распространения психиатрической симптоматики. Результаты лечения зависят от опыта терапевта, метода обучения и вида лечения.

Что касается тревожных расстройств и лечения детских фобий и страхов, то проверены систематическая десенсибилизация, моделирование и КПТ. Погружение и быстрая экспозиция показали очень хорошие результаты при лечении школьной фобии.

При лечении расстройства поведения оказались эффективными два когнитивно-бихевиоральных терапевтических метода: обучение родителей по преодолению проблем своих детей и тренинг по решению проблем.

Также КПТ показала свою эффективность при лечении энуреза, СДВГ и возможность существенно повлиять на хроническую астму, периодические боли в животе и другие физические симптомы.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Регрессивный гипноз. Изменение ядра личности

Возможности гипноза. Можно ли зверя  превратить в  пастыря?  

Гипнотическая диссоциация

Общие представления о диссоциации в гипнозе как о разделение между «системами идей и функций, составляющих личность» (Janet, 1907, p. 332).

Панические атаки

Обзор научных статей из англоязычной Вики про механизмы возникновения и лечения панических атак.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Гипноз: лечение аллергии

Психосоматика аллергии. 

Новости допинга. Гипноз в спорте.

Спортивная гипнотерапия. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?

Социофобия: мелочи жизни

Социофобия - симптомы, способы лечения, отзывы о лечении фобии.

Дневник гипноаналитика

Истории из практики гипноанализа. Отзывы пациентов из medbooking.com

Лечение фобий у детей

Лечение страхов и фобий у детей и подростков. Когнитивно-поведенческая терапия детских расстройств Спектр детских расстройств довольно обширен. МКБ-10 различает рас­стройства психического развития (F80 - F89) и расстройства поведения и эмоций (F90—F98): гиперкинетические расстройства: расстройства поведения; смешанные расстройства поведения и эмоций; эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском возрасте; нарушение социальных отношений в детском и подростковом возрасте; тиковые […]

Спортивная гипнотерапия

Спортивная гипнотерапия. Использование гипноза для вхождения в "Оптимальное боевое состояние.

Патологическая ревность: как избавиться от синдрома Отелло

Проблемы, связанные с патологической ревностью, существовали во все времена и у всех народностей. Аномальная чрезмерная беспричинная ревнивость – явление, которое в изобилие встречается и в личных отношениях, и в психиатрической практике, и в судебных делах.

Генофобия: причины и лечение страха интимной близости

Есть страхи сносные и терпимые, наличие которых особо не омрачает существование человека. Однако существуют и такие фобии, которые противоречат естеству любого живого существа. Одним из таких страхов, несовместимых с полноценной жизнью, является боязнь интимных отношений, именуемая научно генофобия.

Гипноз как катализатор творчества

Повышение творческого потенциала в гипнозе.

Виктимное поведение: как перестать быть жертвой

Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия. В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.