Как я это делаю?
После того как задачи стали ясны, а цели – определен
ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Гипнотерапия – безопасный, действенный вариант помощи детям и подросткам. Практический опыт показывает, что гипноз эффективен в лечении фобий, заикания, астенических состояний, психосоматических расстройств.
Многие дети охвачены навязчивыми страхами, беспредметной тревогой. Подростки нередко страдают от перепадов настроения, депрессии, астенических состояний. У молодежи часто определяются расстройства пищевого поведения, связанные с недовольством собственной внешностью, комплексом неполноценности. Бич современности – психосоматические расстройства: болезненные телесные симптомы, обусловленные психогенными факторами.
В лечении психоэмоциональных отклонений у пациентов педиатрической группы применяют «щадящие» терапевтические методы. Врачи стараются избегать применения мощных медикаментов с пугающими, а иногда и недостаточно изученными побочными эффектами. Не всем ребятам подходят психотерапевтические техники, подразумевающие некий моральный дискомфорт, долговременность лечения. Все чаще при психологических проблемах, психических расстройствах обращаются к гипнотерапии – применению гипноза в лечебных целях. Проверенный, безопасный, быстродействующий метод – когнитивный гипноанализ.
● Лечение фобий. Обзор доказанных методов лечения страхов и фобий.
● Лечение фобий у детей методами когнитивной терапии.
Клинический гипноз используют в лечении психоэмоциональных и психосоматических устройств, если ребенок:
Обязательное требование при оказании гипнотических услуг детям – готовность родителей не присутствовать на сеансе. Этот пункт – не прихоть гипнотерапевта, а реальное условие для достижения поставленной цели. Часто истинной причиной детских проблем становятся непривлекательные черты характера, деструктивная модель мышления, нефункциональный стиль поведения, противоречивое воспитание родителей. Сложившаяся система оценки, реагирования, действий взрослых становится препятствием для осознания, осмысления собственного внутреннего мира малышом. Присутствие близких на сеансе не позволит ребенку раскрыться, показать и почувствовать истинное «Я».
Ведущий мотив у родителей отвести ребенка к гипнотерапевту – желание устранить «странности» в детском поведении, отказы подчиняться, отсутствие мотивации к учебе. При этом взрослые нередко, пользуясь подсказками из Интернета, пытаются установить диагноз. Это неверный и вредный шаг. Часто крохотная, на вид безопасная деталь – признак серьезных психических отклонений, а режущая взгляд «странность» – естественная реакция, нормальная для юного возраста. Поэтому не стоит ставить клеймо на явлениях, о которых нет профессиональных знаний.
Диагностика психического статуса – прерогатива дипломированных, опытных психотерапевтов и психиатров. Заключение можно получить, обратившись на кафедру детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). Попытки самостоятельно интерпретировать «странность» увеличивают размер проблемы, формируют предвзятое отношение родителей к ребенку, вселяют в малыша или подростка убежденность в собственной «ненормальности». Тем самым взрослые усложняют работу врача, продлевают процесс лечения.
Для воспроизведения движения организм расходует энергию. Мышление, переживания, поступки потребляют психическую энергию. У каждого человека собственный энергетический ресурс. Одни люди активны, позитивны, оптимистичны, легко и без усталости преодолевают жизненные преграды. Другие медлительны, пассивны, быстро утомляются от привычной деятельности. Поэтому важно знать свой лимит и контролировать расход психической энергии. Если энергетические затраты превосходят поступление ресурса, человек ощущает упадок сил, подавленность, апатию.
Обычно перерасход энергии наступают при активной работе психологических механизмов подавления эмоций, чувств, желаний, потребностей. Привычка подавлять переживания, игнорировать нужды формируется в детском возрасте. Она выступает приспособительной реакцией к неадекватному, несправедливому, противоречивому отношению значимых взрослых. В психологии этот процесс называется интериоризация – формирование структур психики посредством усвоения социального опыта. Под воздействием внешней среды происходит становление психический функций.
Этот процесс подробно изучил и описал именитый русский психолог Лев Выготский. Ученый указал: когда взрослые относятся с уважением к индивидуальным особенностям ребенка, тот вырастает уважающей себя личностью. Самооценка такого человека адекватная, взаимоотношения с социумом полноценные, реакции на внешние стимулы здоровые. Наоборот, если родители слишком строгие, требовательные, критично настроенные, пренебрегают индивидуальностью ребенка, тот вырастает закомплексованной личностью, с заниженной самооценкой, равнодушным к себе, отрицающим собственные способности.
Родительское влияние сильно потому, что малыш воспринимает отношение окружающих как данность. Он не в силах изменить мнение, действия, образ жизни взрослых. Соответственно, ребенок вынужден корректировать собственный внутренний мир: вытеснять из сознания факты несправедливости, подавлять негативные эмоции, сдерживать желания. Таким образом происходит деформация незрелой личности. Подавленные переживания со временем дают знать на уровне тела, становясь симптомом психосоматического расстройства.
Познание окружающей действительности тесно связано с эмоциональными импульсами. Столкновение с отклонением от нормы, неожиданность, непривычность вызывает удивление. Эта когнитивная эмоция расширяет мир, доступный отражению, вызывает переживания, активирует мышление.
Если эмоциональная сфера недостаточно развита, возникают трудности с чувственным и рациональным познанием. Появляются эффекты, не соответствующие логике – иррациональные знания. Среди нелогичных аспектов – суеверия у взрослых и страхи у детей. Поскольку иррациональное знание возникает при удивлении от разницы между ожиданиями и реальностью, то оно может быть заменено рациональным звеном таким же образом – через столкновение с неожиданностью.
Проиллюстрируем на примерах. Пятилетнюю девочку мучал навязчивый, упорный страх смерти. Она так реально представляла картину собственной гибели, что рыдала от отчаяния, жалости к себе, бессилия. Не выдерживая накала страха, малышка призналась в опасениях матери. Родительница отреагировала на сообщение с завидной невозмутимостью, сказав: «Все когда-то умрут». Мать дополнила повествование: «Вон даже Андерсен и тот умер». Факт, что любимый сказочник, бывший для девочки кумиром, тоже скончался, сильно поразил кроху. Она мгновенно успокоилась, вернулась к просмотру любимой «Русалочки». Больше перспектива умереть в ближайшем будущем малышку не пугала.
На фоне психического благополучия, приличной рассудительности шестилетний мальчик ошарашивает родителей известием: «У меня в комнате живет змея!». Ликвидировать уверенность крохи не удалось логичными доводами, что в городской квартире на седьмом этаже не может оказаться пресмыкающегося. Вернуть спокойствие не получилось после часового поиска змеи в детской, сопровождающегося отодвиганием мебели и опустошением шкафов. Ребенок был непреклонен: «Змея здесь живет. Я ее боюсь».
Родители отчаялись, от собственного бессилия начали нести полный вздор. Придав голосу нотки загадочности, мать сказала: «Открою секрет. В детской уже давно живет удав по имени Гоша. Он очень добрый, но застенчивый и боязливый. Гоша все понимает. Если его обидеть, он не будет больше петь и играть на пианино». Глаза мальчики округлились от удивления. Мама продолжала: «Разве ты не слышал «33 коровы»?». Лицо ребенка выражало заинтересованность и недоверие: «А он меня не съест?». В разговор вступил папа: «Гоша не ест ни мальчиков, ни девочек, ни взрослых. Он любит какао с плюшками. Поэтому мама так часто плюшки печет, чтобы Гоша наелся. Только жаль, что у него рук нет. Поэтому я в чашку с какао всегда трубочку вставляю». Сын оживился: «Я тоже какао через трубочку пью! Он ко мне под кровать не заползет?». Мама ответила: «Нет. Там пыли много, и обвертки из-под конфет валяются. А у Гоши аллергия на мусор!». Результат буйства фантазии и уверенного голоса родителей был мгновенный. Страх у мальчика пропал навсегда. Взрослые ощутили еще одну выгоду: сын навел порядок в комнате, первый раз в жизни вымыл сам пол. Наверное, на случай встречи с Гошей или другим вымышленным существом.
Вывод таков: бороться с детскими страхами путем информирования, объяснения, уговаривания – бесполезно. Клин клином вышибают. Поскольку страх – неприятный эмоциональный образ, его путем удивления и заинтересованности можно заменить другим – нейтральным или приятным. Даже если создание этого образа проходит нелогичным путем.
Боязнь замкнутых пространств – типичный детский страх. Причем клаустрофобия часто не связана с реальным пугающим опытом пребывания в маленьком, темном помещении. Страх возникает в результате необъяснимых, порой нелепый ассоциаций, сделанных живым детским воображением.
Пример из практики. Женщина привела на прием к врачу семилетнего сына Ивана. Ребенок выглядел уверенным, решительным, смелым, но немного отрешенным. Мать рассказала, что Ваня панически боится и отказывается пользоваться лифтом. При этом мальчик добровольно и охотно остается в своей небольшой комнате даже в темное время суток. Ребенок также с удовольствием ездил в автомобиле, не пугаясь ограниченного пространства. Со слов родительницы, настораживающие сигналы возникли в двухлетнем возрасте, но особых трудностей не было, поскольку семья жила на первом этаже. Страх проявился интенсивно после переезда в квартиру на девятом этаже.
Обычно дети в гипнозе легко вспоминают ранние события. Оставшись наедине с мальчиком, гипнотерапевт предложил мысленно вернуться в ситуацию, когда было страшно. Постепенно ребенок проходил путь личной истории. Дойдя до двухлетнего возраста, была обнаружена психотравма. Семью пригласили в гости. Когда ребенок оказался у лифта, открылась дверь. Из кабины вышел дальний родственник, который, решивши пошутить, сделал страшную гримасу. Увидев испуг на лице малыша, мужчина попытался сгладить ситуацию и взял ребенка за руку. Иван вырвался и ударился о поручень лестницы. Подбежавшая мать посчитала, что слезы вызваны болью от удара.
Вспоминая произошедшее, мальчик был взволнован, будто ситуация происходила в настоящем. Он «видел» лицо взрослого, «ощущал» боль на ушибленном месте, чувствовал страх, «слышал» утешения матери. В таком эмоциональном состоянии психика восприимчива для внушений. Гипнотерапевт дал установку, что мужчина не хотел причинить боль, стараясь развеселить серьезного малыша. Врач напомнил, что мальчик сам ради забавы любил пугать взрослых.
Такие ситуации с детьми – рядовая практика для гипнотерапевта. Избавление от фобий обычно происходит полностью и навсегда. Единственная трудность для врача – необходимость делать перерывы, поскольку дети не могут долго сохранять сосредоточенность, концентрироваться на одном задании. Поэтому иногда лечение фобии требует нескольких сеансов, затягиваясь на две-три недели.
Практика показывает, что до 6 лет человек практически не воспринимает, не реагирует на внушения. Поэтому целесообразно при наличии у малышей психоэмоциональных проблем, работать над патологическими реакциями родителей, которые не только подрывают незрелую психику, но и запускают телесные симптомы. Для успеха гипнотерапии требуется, чтобы существовала крепкая эмоциональная связь между ребенком и взрослым.
Пример из практики. На приеме – молодая женщина с трехлетней Ариной. Проблемы у дочки появились через три месяца после рождения. Тело девочки покрылось непонятной сыпью неустановленного происхождения. Врачи не смогли объяснить причину дерматита, сказав, что все связано с нездоровыми реакциями психики.
Гипнотерапевт попросил родительницу рассказать подробно об обстоятельствах того периода и беременности. Женщина сообщила, что на втором триместре беременности у нее возникли серьезные разногласия с партнером по бизнесу. Именно в момент, когда дочке исполнилось три месяца, начались судебные тяжбы по разделу имущества. Молодая предпринимательница сильно нервничала и часто плакала. Чрезмерное эмоциональное возбуждение во время беременности, сильный стресс после родов отразились на состоянии девочки. С первых дней жизни малышка была очень капризной, плохо спала, ела меньше нормы. В дальнейшем, стоило матери понервничать, как у крохи появлялась сыпь на коже.
Не в силах унять и проработать переживания, женщина обратилась к гипнотерапевту. Работа не требовала регрессии, поскольку клиентка отчетливо понимала источник негативных чувств. В гипнозе удалили эмоциональные триггеры, что привело к исчезновению деструктивных реакций – обиды, жалости к себе, злости, раздражения. Как только женщина поняла, что перестала бурно реагировать на наезды бывшего партнера, появились силы и желание действовать. Стабилизация психоэмоционального состояния матери позитивно отразилось на самочувствии дочери. Девочка стала спокойной, высыпания прекратились.
Психогенное заикание у ребенка – очевидный результат воздействия окружения. Ребенок перенимает и повторяет манеры поведения, способ реагирования, стиль говорения взрослых – как родителей и воспитателей, так и «авторитетных» фигур. Однако не всегда подражание – истинная причина логоневроза. Нередко заикание – следствие фиксации внимания ребенка на важных обстоятельствах, например, на оценке и критике, поступивших от родителя.
Пример из практики – история коллеги от первого лица. «Я начал заикаться в пять лет. Проблемы с говорением проявились после просмотра любимого спектакля «Карлсон, который живет на крыше». По какой-то неведанной причине обожаемый персонаж – «Мужчина в самом расцвете сил» говорил с характерным заиканием. По мнению логопедов, мой дефект речи – страстное желание стать похожим на привлекательного героя.
Труды логопедов не увенчались успехом. В школьные годы были трудности с устными ответами, чтением, пересказами, рассказом стихов. В институте я говорил четче и яснее, поскольку принял свой дефект и успокоился. Однако проблема с речью значительно ограничивала возможности. Я выбирал профессию, место работы, круг общения, хобби с поправкой на заикание, стараясь делать то, что не требовало ораторского мастерства.
Избавление от изъяна началось, когда возникли реальные проблемы – в личной жизни, в карьере. Стресс не усилит, а ослабил дефект. Теперь, став докой в психологии, я могу объяснить феномен: когда человеку нечего больше терять, он успокаивается и принимает себя. Однако живое общение вызывало дискомфорт, и я решил понять, откуда взялась проблема. Грамотный психотерапевт за один сеанс определил причину заикания и нашел действенный способ лечения.
Оказалось, Карлсон вовсе не был источником проблемы, он стал ее катализатором. Все дело было в моей детской страсти к разыгрыванию театральных сцен перед зрителями. Я отдавался пьесе как настоящий актер – играл с вдохновением, полным погружением в роль. Публика в лице мамы, бабушки, дедушки была в восторге. Только один зритель – мой отец открыто проявлял недовольство, заявив, что не допустит, чтобы его сын стал «клоуном». Для меня папа был богом, поэтому я решил, что просто плохой актер. Когда я увидел одобрительную улыбку на его лице при виде Карлсона, выход был найден: раз отцу нравится заикающийся актер, значит мне надо заикаться, чтобы вызвать симпатию. По окончании спектакля я стал заикой. Фактически, папа дал команду, как «надо говорить», чтобы нравится».
Как показывает рассказ, заикание у ребенка – информативный знак для родителей, что следует обратить внимание на собственные высказывания, поведение, требования. Всегда надо учитывать, что сигналы одобрения и негодования малыш понимает буквально. Нужно помнить, что кроха хочет «быть хорошим», соответствовать требованиям взрослых.
Еще один вывод из истории – если где-то убыло, то где-то прибудет. Автор, испытывающий трудности в говорении, компенсировал дефект развитием иных способностей, став грамотным психологом, отлично «чувствующим» других.
Семья – не только супружеские отношения и бытовые обязанности. Это колодец, откуда черпает чистую воду или нечистоты психика ребенка. Большинство психоэмоциональных проблем малыша почерпаны из неосознаваемых правил, установленных ограничений, привычных моделей действий семьи. Взрослые часто не замечают оказываемого морального давления, жестокости, несправедливости, придирчивости. Но для ребенка воспитатели – самые важные люди. Кроха внимателен к словам, жестам, поступкам взрослых. Он видит ложь, раскусывает обманы. Пройдя определенную родительскую школу, малыш выстраивает аналогичную тактику поведения. Поэтому, если взрослые лицемерят, утаивают правду, лгут, не стоит ждать от ребенка искренности и честности.
Распространенная вредная модель – признание ребенка центром вселенной. Когда взрослые попирают свои интересы, игнорируют потребности, глушат желания с целью угодить, ублажить, удовлетворить чадо. Потом родители сокрушаются, упрекают подросшего «бога»: «Мы дали ему все, жили ради него, а он такой бессердечный, неблагодарный эгоист». Глупое самопожертвование во имя благ отпрыска – не героизм, не достоинство, а порок. Избыточная родительская забота уничтожает зачатки здоровой личности. Ребенку необходимо развиваться среди людей, которые уважают, любят себя и близких.
Список типичных ущербных семейных стратегий:
Чтобы вылечить ребенка от психосоматики, необходимо выявить и устранить деструктивную семейную модель.
В чем особенность психики детей? У малышей до 6 лет отсутствует осознание собственного «Я»», личность находится на этапе становления и развития. Вместо четкого, структурированного мировоззрение у ребят есть поразительная естественная способность – изумляться, удивляться, быть очарованным. С рождения каждому дана божественная благодать – интересоваться и испытывать восторг. Ребенок пребывает в этом состоянии, пока не начинают проступать логические, аналитические, критические компоненты сознания. Человек познает мир от общей картины к частным сегментам, постепенно открывая детальные подробности внешней среды. Он как бы вычленяет отдельные фрагменты из цельного полотна, создавая собственный мир представлений.
В детстве и взрослом возрасте отличное восприятие времени. В детские годы дни длинные и бесконечные, при этом очень цельные. Для взрослых время пролетает мгновенно, они воспринимают день по отдельным фрагментам – эпизодам. Поэтому при общении следует учитывать, что для ребенка окружающий мир – единая глыбу без единичных льдинок.
Особенности детского мировосприятия показывают, что часто взрослые модели общения не уместны, бесполезны, непонятны. Например, мама, видя отказ дочки от завтрака, не заставляет есть ненавистную кашу. Она предлагает скушать блюдо любимой кукле. Такой вариант девочки нравится, и «кукла» в лице дочки с аппетитом съедает кашу. Этот пример иллюстрирует, что для ребенка нет разделения между действием собственной личности и актом с игрушкой.
Комплексное восприятие мира дает о себе знать во взрослой жизни, выступая фундаментом психосоматических симптомов. Существующая проблема обостряется, когда случайное сочетание обстоятельств складывается в цельную картину, напоминающую о психотравмирующем событии прошлого. Для разрыва связи, выступающей основой психосоматики, требуется «обряд», который разрабатывает и проводит психотерапевт.
Пример из практики. На приеме – мама с сыном-первоклассником. Основные жалобы – ночные кошмары, судороги, быстрая утомляемость, подавленность ребенка. Беседа показала, что проблемы парня – следствие неумеренной активности родительницы сделать дитя самым «отличным, примерным, идеальным» учеником. Ранее мальчик проходил лечение у регрессолога, которых использовал традиционные «взрослые» технологии гипноза.
С теоретической точки зрения регрессолог провел работу грамотно и правильно. Он идентифицировал ведущие нарушения, отправил ребенка в исследования глубинных воспоминаний, дойдя до перинатального периода. Оказалось, что в первый год жизни бдительная мать сильно беспокоилась по поводу «отставания в развитии» крохи. Хотя врачебный вердикт диагноз исключил, родительница продолжала искать подтверждение предположения, тем самым лишая карапуза возможности нормально и спокойно развиваться. Дальше регрессолог проделал полагающиеся манипуляции. Процедуры привели к улучшению, но через некоторое время симптомы возникли с новой силой. Отсутствие требуемого результата – следствие применения технологий без учета на возраст, ведь детская психика радикально отличается от взрослой.
Фактически, ребенок до 6 лет – совершенное другое существо. Он воспринимает окружающее без деления на детали. Все что для взрослого – отдельные потоки информации, для крохи – образные силуэты. Малыш воспринимает значимое в форме духов стихий, с которыми можно играть, дружить, договариваться. Игра детей наглядно показывает их стиль взаимодействия с миром.
Взрослый человек бессознательно кодирует чувственную реальность в семантическую форму, которая не понятна ребенку. При этом малыш придает значения не предметам, а выполняемым действиям, без деления игрового процесса и реальных событий. Поэтому любая попытка регрессии ведет в тупик. Послушное чадо, по-своему воспринимая и понимая происходящее, будет играть в игру, в которой будут созданы новые монстры. Порожденные чудовища еще сильнее разладят сон, поскольку для ребенка образы, увиденные в бодрствовании и сновидениях, ничем не отличаются – они реальные.
Гипнотерапевт использовал возможности воображения мальчика. Пугающие образы были определены как персонажи плохого мультфильма. Ребенок стал режиссером, с удовольствием менял неудачных, плохих героев на приемлемых, позитивных персонажей. Для закрепления врач использовал ситуацию из недалекого прошлого – момент ссоры родителей. Неприятные реплики, неуклюжие действия взрослых были заменены на смешные, забавные сюжеты. Размолвка родителей перестала вызывать у сына ощущение опасности. После сеансов психическое состояние ребенка улучшилось. Мальчик избавился от проблем со сном. Следует отметить, что работа, проведенная с матерью, значительно улучшила атмосферу в семье.
Современные дети лишены психического иммунитета. Выросшая без доброй и поучительной народной сказки, человеческая психика не способна к чудодейственным перевоплощениям. «Офисный планктон» возник не случайно. Это закономерное следствие узости воображения, недостатка фантазии, дефицита «магической силы», почерпанной из народных сказок. Современное поколение не имеет духовного, культурного опыта, поскольку лишено потрясений от сказочных чудес.
Что дает сказка? Читаемые или слышимые сюжеты принуждают мозг активно работать, совершать магию, например, превращая лягушку в принцессу. Соответственно, отсутствие такого созидательного, творческого опыта делает сознание взрослого узким и ограниченным.
От этого страдает качество жизни. Наши ощущения, переживания, видимые и слышимые объекты, их яркость и диапазон, зависят от настроек и живости воображения. Если не было проведено магического форматирования сознания сказками, человек не может выйти за пределы крошечного пространства. Он не способен к чудесам, к совершению подвигов, к открытиям.
Психологи советуют: прививайте детям любовь к сказкам, знакомьте с могущественными героями, творите вместе с персонажами магию. Позвольте малышу удивляться, постигать, прозревать. В противном случае, все великие потрясения в жизни, он будет вынужден осваивать с помощью психотерапевта.
Научная база по гипнозу и гипнотерапии
● Различные определения гипноза. Обзор научных статей о применениях гипноза в психологии, медицине, исследованиях.
● Научные статьи и исследования о лечении рака с помощью гипнотерапии.
● Обзор по феномену гипноанестезии: применение гипноза вместо наркоза, хирургические операции под гипнозом.
● Доказательная база гипнотерапии. Перевод статьи из Википедии.
● Две серии роликов по истории гипноза и гипнотерапии.
● Как отличить реальный гипноз от показного?
● Нейрофизиология гипноза. Научные исследования по гипнозу
● Как дурачат народ на курсах по гипнозу.
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
После того как задачи стали ясны, а цели – определен
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии