ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Некоторые дети бодро и радостно бегут в школу. Другие ребята школьного возраста посещают уроки без особого восторга. Третья группа учеников противится посещению учебного учреждения из-за тревожащих навязчивых и непреодолимых страхов. В такой ситуации каждодневные сборы на уроки становятся настоящими пытками и для ребенка, и для взрослых.
Школьные страхи – проблема, тревожащая родителей, учителей, психологов. Согласно проведенным опросам иррациональная навязчивая боязнь школы присутствует в разной степени тяжести у 3% учащихся. Психологи указывают, что алогичные назойливые страхи чаще развиваются у послушных, дисциплинированных и ответственных учащихся. Однако неуправляемая тревога становится препятствием для полноценного усвоения учебной программы.
▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂
Навязчивый неуправляемый страх проявляет себя не только при нахождении в учебном учреждении. Паника возникает уже при предвкушении необходимого похода в школьные пенаты. Неконтролируемые панические страхи, достигшие размеров фобии, проявляются вегетативными нарушениями, поведенческими изменениями, эмоциональными расстройствами.
Ребенок, охваченный страхами, жалуется на головную боль, трудности в дыхании, неприятные ощущения в эпигастральной области. У некоторых учеников предвкушение похода в школу вызывает повышение температуры до субфебрильных значений. Ученик, попавший в плен страхов, страдает от бессонницы, ему мучают ночные кошмары. Изменяется пищевое поведение школьника: он теряет аппетит или, наоборот, начинает много и часто кушать.
Фиксируется нестабильность эмоционального статуса. Он часто беспричинно плачет. Ученик, охваченный страхами, выглядит подавленным и отрешенным. Дружеским компаниям он предпочитает одиночество. Иногда учащийся становится раздражительным и агрессивным. Он провоцирует ссоры и драки с одноклассниками.
Деструктивные школьные страхи требуют незамедлительной врачебной помощи, поскольку незрелая психика ребенка самостоятельно не способна устранить это разрушающее чувство. Несвоевременная коррекция психоэмоционального состояния школьника приводит к быстрому отягощению фобии и присоединению к ней тяжелых депрессивных состояний.
Навязчивые страхи часто провоцируют реальные психотравмирующие ситуации, произошедшие в стенах учебного учреждения. Конфликты со сверстниками, непринятие новенького в сложившийся коллектив, издевательства и насмешки болезненно переживаются незрелой личностью, не умеющей дать адекватный отпор обидчикам.
Типичная причина формирования иррациональных страхов – некорректное поведение педагогов. Авторитарные, требовательные, нечуткие преподаватели неосторожным словом и некорректным замечанием лишают робкого и застенчивого ученика спокойствия и психического равновесия. «Классическая» преподавательская стратегия – высмеивание недостатков школьника перед классом – внушает ребенку мысль о своей неполноценности и никчемности. Чтобы вновь не испытать неприятные моменты, ученик предпочитает исключить вероятность повторения трагического эпизода. Иррациональный страх перед школой – механизм, предназначенный для предупреждения психических травм.
Причины школьных страхов пускают корни в особенности отношений внутри семьи. Благодатная почва для развития комплекса неполноценности и алогичной тревоги – гиперопека. Часто взрослые чрезмерно опекают ребенка, не позволяют ему самостоятельно преодолеть преграды, выполняют всю посильную для школьника работу вместо него. Заботливые мамы собирают портфели, пишут сочинения, грызут гранит математики вместо ученика. Гиперопека делает человека слабым, нерешительным, зависимым. Такой малыш не способен приспособиться к измененным обстоятельствам. Незрелая личность ломается при возникновении крошечных препятствий.
Распространенная ошибка родителей, способствующая формированию страхов – постоянное недовольство деятельностью ребенка, завышенные требования, несправедливая критика. Взрослые часто хотят, чтобы их отпрыск был отличным учеником и имел хорошую успеваемость по всем предметам. Они сурово наказывают школьника за плохую оценку, обвиняют в отсутствии прилежания и старательности.
Негативные внушения от родителей формируют у ребенка убежденность в его неполноценности. Возникает замкнутый круг: школьник испытывает сильный страх перед наказанием, нервное напряжение приводит к еще большему ухудшению успеваемости, он получает новую порцию критики от родителей. Такая юная личность – потенциальный «клиент» психиатров в будущем.
Причина страхов – неопределенность в стратегии родительского воспитания, так называемый «маятниковый стиль». Эта та ситуация, когда мать требует от своего отпрыска соблюдения одних правил, а отец настаивает на диаметрально противоположных вещах. Ребенок не понимает, чего от него хотят, и не знает, как правильно поступить. Внутренний конфликт лишает его стабильности и делает неуверенным человеком.
Виновник страхов– невнимание и неуважение к юной личности. Родители, занятые строительством бизнеса или обустройством личной жизни, игнорируют потребности малыша и не придают значения его переживаниям. Маленькой личности некому поведать о своих проблемах, он не встречает понимания и сочувствия. Ребенок ощущает себя лишним «изгоем». Психологический дискомфорт провоцирует возникновение анормальных страхов.
Школьные страхи – обобщающее наименование многочисленных и разнообразных тревог ребенка, связанных с пребыванием в учебном заведении. Что конкретно боится ученик? Чаще всего переживания учащихся связаны со следующими ситуациями.
Ученикмладшего школьного возраста боится расстаться с родителями, поскольку только в их присутствии он чувствует себя спокойно и уверенно. Такая тревога присуща ребятам, которых чрезмерно опекают взрослые.
Нередко страхи перед школой возникают из-за плохих отношений ребенка со сверстниками. Тревожный и застенчивый ученик из-за отсутствия коммуникативных навыков не может найти общий язык с одноклассниками. Его постоянно унижают и обижают ровесники, он – объект насмешек и издевательств.
Некоторые ребята панически боятся учителей и директора. Часто такие страхи связаны с тем, что они не стали «любимчиками» у педагогов. Преподаватели демонстрируют неприязнь к ученику, занижают оценки, критикуют его недостатки перед классом.
Многие дети чувствуют себя уверенно в узком кругу родных и друзей. Однако перспектива прочитать стихотворение перед классом или решить пример у доски лишает таких ребят спокойствия и уверенности.
Не каждый учащийся уверен в достаточности своих знаний. Школьник сомневается, что сможет правильно выполнить задания проверочных работ. Он очень боится допустить ошибку и получить низкий балл на экзамене. Такой страх часто связан с предвкушением наказания со стороны взрослых.
Часто родители внушают ребенку, что он должен быть самым лучшим учеником в классе. От него требуют отличных результатов по всем предметам. Школьника страшат возможные неудачи в школе. Он боится, что из-за плохих отметок его разлюбят родители.
Боязнь учеников младшего школьного возраста часто связана с необходимостью соблюдать установленный распорядок. Ученики переживают, что они могут опоздать на урок. Их страшит, что они не успеют завершить задание до окончания урока. Их тревожит, что они могут дома забыть форму для физкультуры. Такие страхи характерны для детей, от которых родители не требовали соблюдения режима дня и не приучали к соблюдению порядка.
Условие для преодоления школьных страхов – доброжелательная спокойная обстановка в семье. Доверительное отношение между поколениями, искреннее внимание родителей, своевременное разрешение проблем – гарантия психического здоровья юной личности. Грамотная и логичная стратегия воспитания, безусловное принятие индивидуальности юной личности, отсутствие несправедливой критики уберегут школьника от формирования деструктивных комплексов.
При первых признаках появления у ребенка школьного возраста неестественных интенсивных страхов, родители должны постараться выяснить причину ухудшения его психологического самочувствия. Если учащийся не готов пойти на полноценный контакт, боится и не решается поведать предкам свои тревоги, целесообразно обратиться за помощью к штатному психологу или привлечь частного специалиста.
Некоторые родители в попытках избавить свое чадо от страхов перед школой допускают серьезные ошибки. Взрослые используют очевидный «спасательный круг» – переводят школьника на дистанционное обучение, тем самым стараясь оградить учащегося от факторов, причиняющих ему страдания. Однако такой шаг – целесообразный лишь на непродолжительное время, когда требуется уменьшить остроту болезни. Заочное обучение не решает проблему страхов, наоборот, оно способствует переходу фобии в хроническую форму. Возникает эффект «золотой клетки», когда, вместо конструктивного преодоления проблем, человеку проще и удобнее избегать трудностей, прячась за спасительную соломинку – «бегство в болезнь».
Типичная ошибка родителей – перевод ребенка в другой класс или смена учебного заведения. Такая мера не устраняет причину проблемы, лишь перемещает страхи в пространстве. Школьник, охваченный навязчивой тревогой, наступает на те же грабли. У него опять возникают проблемы в новом коллективе, и он снова отказывается посещать школу.
Для преодоления страхов у детей школьного возраста требуется профессиональная помощь психологов. В индивидуальной беседе специалист поможет маленькому клиенту разобраться с тем, что конкретно его тревожит и лишает сил. Он подскажет, какими путями можно наладить отношения со сверстниками. Психолог разъяснит, что одолевающий его страх перед преподавателями лишен всяких объективных оснований. Он поможет снизить важность пугающих ребенка ситуаций – контрольных работ, экзаменов, рассказав, что независимо от полученной оценки он все равно будет любимым родителями. Психолог обучит школьника методам управления психоэмоциональным состоянием и способам релаксации. Работа штатного специалиста ориентирована на выявление деструктивных элементов характера ученика и мотивацию на приобретение позитивных качеств личности.
Однако усилиями психолога можно устранить лишь рациональные, внешне заметные элементы страхов у ребенка. Воздействовать на первоисточник проблемы не удается, поскольку информация о психотравмирующих факторах часто скрыта за пределами сознания. Невозможность усилиями воли воскресить из памяти сведения о психотравмирующих обстоятельствах объяснима тем, что защитный механизм психики вытесняет неприятные факторы в область подсознания, стараясь уберечь от дополнительных травм.
Поэтому для выявления первичной причины страхов у ребенка и определения провоцирующих факторов необходимо на время изменить состояние сознания. Отключение «бдительного стража» психики происходит путем введения пациента в гипнотический транс – феномен, напоминающий полудремотное состояние. Пребывание в гипнотическом трансе изменяет качество восприятия информации, переместив локус внимания с внешней среды на внутренний мир. Это дает возможность выявить причины боязни и проследить механизмы развития фобии у ребенка школьного возраста.
В процессе гипноза врач выполняет словесное внушение – речевые конструкции, мотивирующие юного пациента на изменение отношения к психотравмирующим факторам и преобразование нефункциональных идей в конструктивные полезные мысли. Гипнолог помогает пациенту обнаружить и устранить вредоносные стереотипные установки. На подсознательном уровне закладываются основы новой жизненной программы, в которой нет места беспочвенным волнениям, опасениям, страхам. По окончании курса гипноза у ребенка школьного возраста формируется адекватная самооценка, что позволяет ему в дальнейшем раскрыть потенциал.
Очевидное преимущество гипноза в сравнении с иными психотерапевтическими техниками и методами психологической коррекции – воздействие непосредственно на причину страхов. Достоинство психосуггестивной терапии – безболезненность, комфортность, отсутствие нежелательных побочных эффектов, возможных при медикаментозном лечении фобии. Плюс гипноза – пожизненное сохранение достигнутого результата: после лечения не возникает угроза, что в будущем у ребенка опять возникнут аномальные страхи.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии