Страх темноты у детей: причины появления и пути преодоления фобии

Отказ малыша пребывать в темном помещении, сопровождающийся истерическим плачем – распространенное явление, с которым сталкивается большинство родителей. Очень часто демонстрация страха темноты не является капризом или следствием неправильного воспитания. Боязнь пребывать в темных помещениях в детском возрасте часто имеет веские причины и связана с серьезными проблемами в психоэмоциональной сфере человека.

У многих карапузов страх перед затемненными местами носит временный характер: при создании благоприятных условий душевные переживания малыша исчезают самостоятельно. Но у некоторых детей тревога принимает патологический характер: страх охватывает все мышление юной личности, существенно ухудшает самочувствие и мешает нормальному взаимодействию с окружающим миром.

Навязчивая и неуправляемая боязнь темноты меняет пищевые привычки ребенка и ухудшает качество сна. Ребенок, охваченный фобическим страхом, испытывает существенные трудности в учебе и плохо усваивает новую информацию. Из-за угнетающих переживаний он не может установить полноценные отношения со сверстниками. Ребенок может стать раздражительным и агрессивным, или же замкнуться в себе, отказываясь от контактов с близкими людьми.

онлайн обучение гипнозу

Из-за иррационального страха темноты у малыша или подростка часто возникают неприятные болезненные ощущения со стороны вегетативной нервной системы. Кроха, подверженная алогичной тревоге, часто жалуется на головную боль, головокружение, дискомфорт в зоне сердца, трудности сделать полный вдох. Таких мучительных ощущений, связанных с пребыванием или предвкушением нахождения в неосвещаемых комнатах, ребенок сильно пугается. В итоге карапуз становится заложником собственного страха: тревожные переживания преследуют его постоянно.

Боязнь темноты принимает характер фобии, формируя на подсознательном уровне разрушающий жизненный сценарий. Чтобы не допустить развития фобии, отравляющей всю жизнь маленькой личности, родителям необходимо при первых вестниках опасности принять меры для выяснения истоков назойливого страха темноты.

▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂

Причины появления страха темноты у детей

Очень часто детские тревоги и опасения выступают своеобразным показателем взросления человека. Страх – это естественная, природно обусловленная реакция, возникающая при появлении новых, непривычных, незнакомых факторов. Предназначение природного страха – мобилизовать все ресурсы для более быстрой, безболезненной и полной адаптации к измененным условиям окружающей среды. Такая естественная эмоция возникает при наступлении каких-то угрожающих или неприятных обстоятельств. Природный страх самостоятельно пропадает после исчезновения «опасных» ситуаций.

Однако есть дети, которые чрезмерно фиксируют внимание на собственных переживаниях. Воспоминания о пережитом испуге прочно откладываются в памяти маленькой личности. Не сумев правильно интерпретировать личный опыт, не преобразовав конструктивным образом полученные впечатления, ребенок быстро попадает в плен фобического страха. Причинами фобии у детей могут быть любые экстремальные факторы, психотравмирующие ситуации, яркие и непривычные стимулы. Чаще всего страх темноты у ребенка возникает при следующих обстоятельствах.

Причина 1. Сильное эмоциональное потрясение

Эмоциональный шок у малышей и подростков может возникнуть в результате негативных событий, которые человек воспринимает, как жизненную трагедию. Дать старт навязчивому страху может смерть, несчастный случай или катастрофы, которые произошли с родственниками ребенка. Неожиданная разлука с мамой или папой тоже могут вызвать шоковое состояние.

Сильное эмоциональное потрясение вызывает пребывание малыша в экстремальной ситуации, которая очевидно угрожала его жизни либо сопровождалась массовой гибелью других людей. На этой почве фобии закономерно возникают у детей, которые пребывали в зоне вооруженного конфликта, были заложниками террористов или иных преступных элементов, стали очевидцами опасных стихийных бедствий.

Дети, пережившие трагедию, очень боятся ее повторения и стараются находиться в безопасных, с их точки зрения местах. В затемненных комнатах они чувствуют себя крайне неуверенно и беспокойно. Поскольку, в понимании юной личности, темнота – очевидный источник угрозы, ведь в неосвещенных помещениях может быть скрыто нечто неизведанное и опасное.

Причина 2. Негативное влияние средств массовой информации

Очень часто причиной страха темноты у детей является хронический стресс, связанный с регулярным просмотром сюжетов с различных информационных источников. С экранов телевизоров на неокрепшую психику малыша обрушивается поток жутких подробностей различных катастроф, терактов, убийств, аварий. В интернете дети смотрят фильмы онлайн, содержащие кровавые сцены насилия, которые запрещены для показа для юной аудитории в кинотеатрах.

При этом многие современные родители нейтрально относятся к тому, что их отпрыски впитывают, как губка, крайне разрушительные для психики данные. Изобилие негативной информации заполняет все мышление малыша, на фоне чего у него формируются различные страхи. При этом такие переживания избирают объектом страха именно темноту, которая таит в себе неизвестность.

Причина 3. Регулярное «общение» с пугающими персонажами

Не только новостные сводки и киноленты об автомобильных авариях, крушениях самолетов, взрывах и бомбежках приводят в испуг ранимых и мнительных людей. Существенную лепту в формировании детских фобий вносят шедевры киноиндустрии, штампующие фильмы о монстрах, вампирах, зомби. Кроме фильмов, детвора очень активно «общается» с выходцами из ада, играя в компьютерные игры. Родственники щедро одаривают ребятню наклейками персонажей нечистой силы, покупают мягкие игрушки в виде пугающих, отвратительных существ.

С приходом ночи малыш перестает отличать вымышленный мир от реальности. В темноте ребенку мерещатся ожившие мертвецы и уродливые монстры. Неосвещенные помещения детвора воспринимает, как обитель кошмарных и ужасных героев. Чтобы не столкнуться с пугающими персонажами, у крохи возникает подсознательный страх темноты.

Причина 4. Недоброжелательная атмосфера в семье

Некоторые дети вынуждены страдать от постоянных размолвок, ссор, скандалов между родителями. Нередко малыши чувствуют себя виноватыми в том, что его предки враждуют. Пребывание в конфликтной атмосфере лишает ребенка спокойствия. С наступлением темноты тревога крохи усиливается, и для обретения равновесия ему необходимо присутствие взрослых. Если родители игнорируют потребность отпрыска в безопасности и насильно оставляют его одного в темной комнате, у него возникает иррациональный страх темноты.

Причина 5. Использование недопустимых методов наказания

Нередко страх темноту у ребенка неумышленно провоцируют близкие взрослые. Родители и прародители пугают малыша, что если он не будет послушным, его заберет ночной дух – бабайка. В качестве наказаний за провинности взрослые закрывают кроху в темной комнате. Малыш чувствует себя одиноким и несчастным. Ему очень страшно. В итоге родители добиваются послушания и покорности их отпрыска. Зато у ребенка прочно формируется взаимосвязь: непослушание – темнота – ужас – боль. Поскольку быть постоянно покорным очень сложно, психика избирает иной вариант предупреждения душевных страданий – иррациональный страх темноты.

Причина 6. Тотальный страх смерти

Очень многие дети боятся смерти и всех явлений, связанных с потусторонним миром. Незрелые личности не понимает, что смерть – закономерный исход жизни любого живого существа. Такие дети ошибочно предполагают, что они могут погибнуть внезапно от встречи с женщиной с косой. А где скорей всего может появиться силуэт, облаченный в черный балахон с капюшоном? Естественно, в темноте.

Причина 7. Внезапная смена привычных условий существования

Дать старт детской фобии может быть и изменение условий жизни малыша. Часто необоснованные страхи возникают у детей, когда они лишились привычного жизненного уклада и оказались в новой обстановке. Любые непривычные места таят опасность для крохи.

Малыш очень страдает от отсутствия привычных лиц бывших соседей, от невозможности поиграть с приятелями, от нового пейзажа за окном. В ночные часы его переживания усиливаются. Ребенку может казаться, что кто-то стремится проникнуть в его дом, чтобы причинить ему боль. Из-за отсутствия чувства безопасности у крохи развивается назойливый страх темноты.

В большинстве случаев виновниками формирования фобии у детей выступают именно взрослые, которые своим поведением и методами воспитания вспахивают и засевают плодородную почву неустойчивой детской психики. Своими словами и действиями родители наглядно показывают малышу, что находиться в темных местах страшно, опасно, больно. Именно старшее поколение, не замечая проблем у детворы, способствует тому, что на подсознательном уровне прочно утверждается нефункциональная модель мышления, основанная на страхе темноты.

Кто рискует обрести боязнь: возрастные группы риска

Любой ребенок и подросток может быть охвачен иррациональным страхом темноты. Причем с точки зрения окружающих навязчивая боязнь возникает внезапно и спонтанно. Опишем некоторые возрастные периоды, в которых существует вероятность появления фобии.

У грудничков не наблюдается существование страха темноты. Однако после одного года чаще всего родители обустраивают для ребенка свою собственную территорию. Малыш перестает спать вмести с мамой, начинает отдыхать в собственной кровати. Многие крохи болезненно воспринимают одиночество. Если родителям не удается сформировать у карапуза чувство безопасности, на отрезке от одного до трех лет у него могут зародиться зародыши будущей фобии.

Дети от трех до пяти лет очень чувствительны к различным переменам в их жизни. Они бурно реагируют на новшества. Малыши болезненно воспринимают несправедливое или пренебрежительное отношение взрослых. У них появляются ложные опасения и неотчетливая тревога. Однако они не могут конструктивным путем высказать свои переживания. Поэтому многие родители не понимают, что происходит с их отпрыском. Игнорирование проблемы грозит ее усугублением и способствует формированию иррационального страха.

В возрасте от пяти до семи лет происходит четкое определение объекта страха. У таких детей возникает уверенность в том, что неосвещенные помещения таят в себе опасность. Именно темные комнаты, в понимании дошкольников, являются местом обитания страшных монстров и фантастических существ.

Младшие школьники в возрасте от семи до десяти лет значительно расширяют социальные контакты и получают много новой информации. Увеличение круга общения, поступление разрозненных сведений, новые требования вызывают у детей нервное напряжение. На фоне психологического дискомфорта любой психотравмирующий фактор может дать старт страху темноты.

У детей старше десяти лет боязнь темноты связана с инстинктом самосохранения и страхом перед преждевременной смертью. Многие подростки воспринимают в качестве опасного и пугающего объекта любые неизвестные элементы, суть которых они не могут понять и объяснить. У детей в таком возрасте возникают переживания за жизнь родителей. Они опасаются неизлечимых болезней. Если родители оставляют без внимания проблемы и сложности ребенка, его переживания отягощаются. Для защиты от чрезмерных волнений психика предпринимает предупредительные меры в виде беспричинного навязчивого страха темноты.

Методы помощи детям, охваченным страхом темноты

Основное условие для того, чтобы естественные детские страхи не приняли характер фобии – ответственное и внимательное отношение родителей к жизни их ребенка. Взрослым необходимо начать оказание помощи детям, охваченным иррациональной тревогой, как только замечены какие-то изменения в поведении ребят.

Очень важно, чтобы между поколениями был установлены доверительные отношения. Следует добиться, чтобы ребенок был всегда откровенен с взрослыми и не боялся поведать им о своих переживаниях. Ни в коем случае нельзя критиковать и смеяться над чувствами маленькой личности. Необходимо внимательно выслушать малыша, успокоить его ласковыми словами, подбодрить поощрительными фразами. Родители должны поведать крохе о том, что его опасения лишены оснований. Рассказать о том, что многие дети боятся темноты. Привести в качестве примера свой личный опыт.

Помочь ребенку преодолеть страх темноты можно, поручив ему заботу о домашнем питомце. Общение с животным отвлечет внимание крохи от тягостных переживаний. Малыш будет чувствовать себя более уверенным и спокойным, если в его комнате будет находиться преданный сторож – щенок. Если по каким-то причинам невозможно завести питомцев, родители могут подарить ребенку мягкие игрушки. Когда в кровати будут «спать» плюшевые мишки, игрушечные котята и щенята, кроха не будет страдать от одиночества, что позволит ему безмятежно отдыхать в окружении верных «друзей».

Чтобы ребенок перестал бояться темных помещений, необходимо создать в жилище комфортные и приятные условия. Комната малыша должна быть оформлена в ярких живых тонах. Следует убрать из нее все предметы и вещи, которые могут вызвать испуг у чада. Необходимо позаботиться о хорошем освещении детской спальни. В темное время суток нужно оставлять включенными лампы и светильники. Можно разместить в комнате своеобразные обереги – предметы, которые ребенок наделяет особыми «магическими» свойствами.

Преодолеть детские страхи удается с помощью игротерапии. С малышом можно поиграть в прятки, при этом размещать разыскиваемые вещи в затемненных уголках квартиры. Если кроха на начальном этапе боится самостоятельно достать запрятанный атрибут из неосвещенного уголка кладовки, родители должны выполнить это действие вмести с ним. Детям старше пяти лет нравится представлять себя в роли отважных рыцарей, успешных детективов, тайных агентов. Можно поручить малышу выполнение секретной миссии – разыскать и обезвредить злого героя, который скрывается в каком-то таинственном темном месте.

Избавить маленьких личностей от страха может сказкотерапия. Взрослые должны рассказывать истории со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло. Можно предложить малышу побыть в роли автора и самому придумать финал сказки. Для уменьшения тревоги и устранения напряжения ребенку следует нарисовать на бумаге пугающие его объекты. Рядом с отрицательным героем необходимо изобразить храброго персонажа. При этом отважный герой должен выглядеть победителем, имея более внушительные размеры в сравнении с объектом страха.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страха темноты, который носит навязчивый и иррациональный характер, целесообразно проконсультироваться с психологом и прибегнуть к помощи гипнотерапевта. Детский психолог проведет работу по устранению рациональных составляющих фобии. Он поможет ребенку развеять его опасения и обрести уверенность в себе при пребывании в пугающей атмосфере.

В тех ситуациях, когда не удается определить причину развития детской фобии, единственный вариант решения проблемы – использование методов гипноза. Техники гипноза позволяют на время изменить способ восприятия мира, переключив внимание с внешних стимулов на внутренние ощущения. В состоянии гипнотического транса удается извлечь из подсознания все деструктивные установки и психотравмирующие факторы, ставшие спусковым крючком для зарождения фобии.

Установив первоисточник проблемы, посредством внушения гипнолог помогает маленькому пациенту по-иному интерпретировать произошедшую трагедию. Такое «изменение» прошлого освобождает психику от необходимости использования защитных и предупредительных механизмов в виде неосознаваемого страха. После курса гипнотерапии ребенок или подросток обретает спокойствие и уверенность, полностью избавляясь от страха темноты.

Важное преимущество методов гипноза – безболезненность и комфортность процедур, отсутствие побочных эффектов, пожизненное сохранение достигнутого результата. После сессий гипноза маленький пациент освобождается от искусственных оков, что позволяет осуществлять полноценное взаимодействие в социуме.

обучение уличному гипнозу

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Гипнотическая диссоциация

Общие представления о диссоциации в гипнозе как о разделение между «системами идей и функций, составляющих личность» (Janet, 1907, p. 332).

Панические атаки

Обзор научных статей про механизмы возникновения и лечения панических атак.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Гипноз: лечение аллергии

Психосоматика аллергии. 

Новости допинга. Гипноз в спорте.

Спортивная гипнотерапия. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?

Регрессивный гипноз и гипнотерапия

Регрессивный гипноз и гипнотерапия как основной инструмент нахождения травмирующих событий. Обзор техник гипнотизации и базовые принципы гипноанализа.

Социофобия: мелочи жизни

Социофобия - симптомы, способы лечения, отзывы о лечении фобии.

Дневник гипноаналитика

Истории из практики гипноанализа. Отзывы пациентов из medbooking.com

Случаи из практики гипноанализа. Сравнение разных техник гипнотерапии

Инструментарий гипнотерапевта на примерах из практики.

Как избавиться от фагофобии? Методы лечения боязни подавиться едой

Одной из разрушительных и опасных фобий является фагофобия – беспочвенный, неуправляемый, панический страх подавиться. При легком течении расстройства больной субъект ограничивает прием определенных продуктов питания. При тяжелых формах заболевания индивидуум полностью отказывается от приема пищи.

Гипноз как эффективная техника повышения самооценки и обретения самоуверенности

Самооценка – феномен, подразумевающий субъективное представление человека о степени важности и ценности собственной личности. Оценка личностных качеств и черт характера может быть устойчивой (неизменной длительный срок) или неустойчивой (зависимой от конкретных обстоятельств). Уровень самооценки личности может быть высоким, средним и низким. Человек может иметь адекватное восприятие своей личности, когда его мнение о себе соответствует реальной […]

Как избавиться от эмоциональной зависимости? Случаи из практики гипноанализа

Примеры психотравм, которые вызывают эмоциональные зависимости. 

Лечение синдрома раздраженного кишечника у взрослых и детей

Синдром раздраженного кишечника – комплекс функциональных расстройств конечного отдела пищеварительного пути. Нарушения функционирования кишечника у взрослых и у детей не вызваны какими-то врожденными или приобретенными органическими патологиями. Происходящие в органе изменения не имеют воспалительной природы, а носят дистрофический характер (структурное перерождение клеток и межклеточного вещества). Расстройство характеризуется болью в абдоминальной области, метеоризмом, диареей или запорами.

Нейродермит у взрослых и детей — причины, методы лечения

Нейродермит (атопический дерматит) – хроническое генетически обусловленное дерматологическое заболевание аллергического и психогенного генеза. Болезнь характеризуется воспалительным поражением эпидермиса: сыпью, сухостью и сильным зудом.