Эстрадный гипноз: кратко об истории жанра

Что такое эстрадный гипноз, история жанра, примеры гипнотического шоу.

Что такое эстрадный гипноз?

Эстрадный гипноз - шоу, которое показывают гостям различных заведений в качестве развлекательного зрелища. Это может быть клуб, театр, ресторан. Театрализованные шоу с элементами гипноза чаще всего бывает комедийного характера, а не простой демонстрации силы внушения. В обычном гипнотическом представлении гостям показывают потерю памяти или галлюцинации. У эстрадного гипноза есть свойство заставить наблюдателя задуматься о пользе, которую можно получить от гипноза.

Эстрадный гипноз вызывает у зрителей разные мнения. Одни считают, что увиденное ими это состояние транса, в которое вводят участников представления. Другие, думают, что на шоу демонстрируют трюки и используют повышенную внушаемость и восприимчивость к психологическому давлению. Третьи, уверены, что шоу постановочное и все эффекты шоу - обман.

Семинар-практикум по техникам уличного (цыганского) гипноза и погружению в сверхглубокие стадии гипноза (8-11 декабря в Москве)

История эстрадного гипноза

Возникновение гипноза

Эстрадный гипноз произошел от театрализованных зрелищ, которые устраивали гипнотизёры и месмеристы 18-го и 19-го веков. Месмеристы-организаторы представлений, в которых зрителям показывали феномен магнетизма. Эту категорию артистов назвали по имени немецкого целителя того времени Франца Антона Месмера, который, по слухам, был наделен необычными способностями. Он придумал термин «животный магнетизм». Впоследствии, слово «месмеризм», стало синонимом гипноза. Хирург из Шотландии Джеймс Брайд назвал его так. Он же создал теорию гипноза под впечатлением магнетических представлений швейцарского исполнителя Чарльза Лафонтена в 1841 года

В то время Брайд отлично знал, как проводятся представления «электробиологии» или магнетизма и очень интересовался этим явлением. Например, Брайд сделал рекламную афишу для шоу американского исполнителя Джорджа Стоуна «Электро-биология». В ней он рассказывал будущим посетителям мероприятия, что Стоун берет для представления добровольцев из зрительного зала, а не своих ассистентов. В афише он детально описывал эффекты, которые зритель сможет увидеть на шоу:

«Демонстрация будет проводиться с участием гостей из зала. Это известные в обществе люди, находящиеся в здравом уме, которые дадут добровольное согласие на участие в эксперименте. Их действия будут полностью подчиняться гипнотизёру. В ходе представления они лишатся слуха, зрения и речи. У них сотрут память. Они забудут свои имена и имена всех близких людей. По воле ведущего шоу они будут испытывать боль в разных частях тела, могут заикаться. Палка покажется им ядовитой змеей. А вкус воды будет изменен на вкус меда, шоколада, уксуса, молока, лимонада, кофе или бренди. Она станет соленой, горькой или сладкой. Такие необыкновенные опыты действительно, на самом деле будут, выполняться без всякого обмана и предварительного сговора ведущего и его помощников».

Всё это соответствует многим ключевым моментам последующего гипнотического представления. Программа с тех времен претерпела лишь незначительные изменения, в том числе название и само введение в гипнотический транс. Даже американский романист Марк Твен в своей автобиографии описывал месмерическое представление, которое было очень похоже на гипноз уровня XX века.

То, что исторические сведения о гипнозе отсутствуют, до момента, когда был придуман термин «гипнотизм», усиливает скептическое отношение к нему.  К тому же, на заре появления гипнотических шоу, исполнители пытались всех убедить, что владеют телепатией и другими сверх способностями. Но на деле, их гипноз оказывался не трансовым состоянием, а психологическим давлением или внушением.

Однако были и признанные мастера гипноза. Например, в конце девятнадцатого века по США гастролировала группа профессиональных гипнотизёров, собирая огромные залы. Ими руководил Томас Ф. Адкин, автор труда «Полный курс магнетического лечения». В группу входили также известные в среде гипнотизёров  Сильвен А. Ли, мистер и миссис Герберт Л. Флинт и профессор Ксенофонт ЛаМотт Сейдж.

Гипноз в двадцатом веке

Почти весь 20-й век гипнотизёры продолжали утверждать, что их представления построены на феномене животного магнетизма и сверхъестественных силах. Хотя, в то время их действия уже официально получили название «гипнотизм». Американский гипнотизер Ормонд Макгилл в 1996 году написал в своей Энциклопедии, что некоторые артисты назвали перенесение мысли от одного человека к другому «мыслительной проекцией». Он уточнял, то мыслительная энергия бывает двух типов: магнитная энергия, которая рождается в теле и телепатическая энергия, возникающая в уме. И во время гипноза они работают одновременно, как одно целое. Ормонд уточнял, что воздействие этих двух энергий - это  Месмер  и называл «животный магнетизм»

Однако под термином «гипнотизмом» Брайд подразумевал другое. Он использовал этот термин, чтобы обозначить разницу между гипнозом и месмеризмом. Он хотел дать понимание, что гипноз имеет отношение к психологическому и физиологическому воздействию. Например, такому, как концентрация внимания и внушение. А телепатия или животный магнетизм к гипнозу не относится. Поэтому, после встречи с господином Стоуном, проводя исследования и готовя доклад о гипнозе Королевскому институту, Брайд  подвел итог. Ему стало понятно, что, есть подтверждение его догадок о мысли и их внушении. Также есть существенное отличие его теории «гипнотизма» от теории электробиологов и месмеристов. Кроме того, в его научных трудах есть дополнительное уточнение, что «гипнотизм» не является насилием над разумом и вполне объясним с точки зрения психологии и физиологии.

Тем не менее, и сегодня некоторые артисты гипнотических шоу довольно часто продолжают использовать слово «гипноз» в описании своих представлений. Таким образом, они поддерживают, ошибочное мнение людей о сверхъестественности гипноза. Все это делается для создания более впечатляющего эффекта.

Откуда взялось скептическое отношение к гипнозу

Хоть уже с 19 века последователи Месмера и другие исполнители шоу стали называть себя «эстрадными гипнотизерами», они продолжали утверждать, что в их шоу используется «животный магнетизм» и телепатия. И только гораздо позже они стали объяснять свою работу используя термины «гипнотический транс» и внушение. Из этого следует, что ранние выступления не имели отношения к введению в транс. Поэтому, среди современников нашлось немало исполнителей шоу, которые стали обвинять предшественников в мошенничестве. Некоторые даже писали критические статьи. В них они заявляли, что исполнители прошлых лет просто пользовались трюками, повышенной внушаемостью и психологической податливостью своих зрителей. Примером может служить известный американский гипнотизёр второй половины двадцатого века  Крескин. Его в то время многие называли волшебником. Сам он часто использовал на своих публичных выступлениях обычное внушение без гипнотического транса или гипнотической индукции. Однако после двадцати лет работы гипнотизёром и магом он стал обличителем сценического гипноза. Так он говорил о себе:

«Более девятнадцати лет я верил в то, что использую сверхъестественный «гипнотический транс» и постоянно оттачивал свое мастерство. Правда, иногда меня одолевали сомнения, но я продолжал верить в него. В том, чтобы усыпить человека с помощью гипноза была магия. Я считал себя особенным среди других «гипнотизеров». Мы все были невероятными, такими как  Месмер или Свенгалис, считали, что занимаемся мистической практикой. Затем все пропало. Для меня точно».

Результаты экспериментов, которые он проводил со своими ассистентами без гипнотического транса, довольно долго устраивали его. Однако в итоге он пришел к тому, что «гипноз» не является чем-то сверхъестественным. Это просто нормальная реакция человека на внушение. Он стал скептиком и открыто говорил об обмане в сфере эстрадного гипноза. Он даже предлагал 25 тысяч долларов тому, кто покажет ему настоящий гипнотический транс. Признанные гипнотизеры безуспешно сражались за вознаграждение три раза. Но Крестин так и не нашел в их работе искомый эффект. Крестин высказывал мнение, что важность гипнотического внушения недооценивают. Он стал одним из разрушителей концепции «сна-транса»

Другой гипнотизёр, британец Алекс Цандер тоже перестал верить в «состояние гипноза». Хотя, именно на гипнозе держалась его карьера. С 1993 года он начал выражать скептицизм по отношению к гипнозу в своих книгах «Искусство и секреты эстрадного гипнотизма». В целой серии этих книг он постоянно напоминал читателям о различии между «гипнотизмом» и «гипнозом». По его мнению «гипнотизмом» или то, что показывают зрителям-это иллюзия гипноза. По поводу своего шоу «Я не могу поверить, что это не гипноз» он открыто заявлял, что гипнотического транса  на своих участниках  он не использовал. Также он объяснял, что все артисты гипнотического жанра просто манипулируют культурными и социально-психологическими факторами. Используя их, гипнотизёр создает впечатление у участников и зрителей. И эффект достигается без использования трансового состояния. По его суждениям, таким же образом работает и гипнотерапия.

Для иллюстрации своей точки зрения Цандер приводил пример Милтона Эриксона - известного американского психиатра и психотерапевта двадцатого века, который специализировался на лечебном гипнозе. Цандер заявлял, что Эриксон и другие терапевты используют публичную демонстрацию своих терапевтических работ. Тем самым влияют на окружающих людей внушающее. То есть, фактически, они являются эстрадными гипнотизёрами. Эриксон не был согласен с этим утверждением.  А Цандер объяснял, что в работе терапевтов важную роль играют социально-психологические процессы. А чего-то феноменального и гипнотического в их действиях нет.

Но сам же Цандер  стал объектом критики из-за своих попыток обличать действия гипнотизёров. Примером может служить известный феномен «человеческого моста», который, по заявлениям,  Цандера было легко сделать без гипноза.Но предоставленные общественности фотографии зафиксированного им трюка демонстрировали обман. Люди, исполнявшие номер задействовали в большом количестве технические средства. Тогда как гипнотизеры почти их не использовали. Поэтому, критики утверждали, что попытками разрушить феномен Цандер  просто привлек внимание к себе и своим книгам.

Однако, если мы посмотреть на фото из классического архива, мы на самом деле заметим опору над верхней частью плеч. По-другому это сделать можно, как утверждают эксперты, но очень опасно. Ведь появляется риск получения травм , потому, что тело располагается под углом. Это заметил и сам Цандер. Ведь по правилам выполнения таких номеров, вес, размещенный над участником, считается запрещённым из-за опасности физических травм. И используемая поддержка просто необходима во всех проявлениях «большой ловкости». По словам Цандера, в самом номере есть, возможно, необычная ловкость, однако, утверждение, что это проявление сверх способностей и гипноза-обман. Цандер не был  одинок в своем мнении об обмане в «эстрадном гипнозе» Марк Льюис-еще один скептик, которого при этом знают, как гипнотизера и мага. Он тоже публично заявил в своих книгах «Введение в эстрадный гипноз» о своих сомнениях, что феномен гипнотического транса существует. Марк Льюис утверждал, что все происходящее на выступлении гипнотизёров – смесь внушаемости, социальной и психологической нестабильности, и самообмана участника и зрителей.

Роль обмана в эстрадном гипнозе

Мастерство сценических гипнотизёров создавать иллюзию воспринимается наблюдателями, как контроль сознания. Но по сути видимый эффект достигается некоторыми физическими действиями, использованием социально-психологических особенностей людей, природной внушаемостью, психологическим давлением, культурными заблуждениями публики. Особую роль играет также выбор «жертвы». Не каждый участник пригоден для демонстрации чудес гипноза. Психологи считают, что в основе эффектов представления лежит именно желание стать, пусть ненадолго, центром внимания, тяга побороть свои внутренние подавленные страхи и желание угодить окружающим, побуждают участников номера публично лгать. Признанные мастера эстрадного гипноза, часто описывают в своих книгах, как они использовали манипуляции и обман в своих представлениях. Примером может служить книга Ормонда Макгилла «Новая энциклопедия эстрадного гипноза». Она иллюстрирует «поддельный гипноз», где главным элементом является сговор с участником представления. Вот выдержка из книги.

[Гипнотизер шепчет участнику вне микрофона:] «Мы собираемся хорошо пошутить  над залом и одурачить  их ... поэтому, когда я попрошу вас сделать что-то глупое, проделайте всё точно так, как я  скажу вам. Договорились?» Потом, обязательно, дружелюбно подмигните]

По мнению экспертов эстрадного гипноза, таких как Андре Мюллер  Вайтценхоффер и Теодор Х, в гипнотическом представлении обычно используется одна из трех основных стратегий:

1. Уступчивость добровольца. Участники из зала, обычно, уступчивы из-за того, что в центре внимания они чувствуют на себе давящее воздействие от ожидающего зала.

2. Предварительный отбор участников. Перед основным действием достаточно провести тест на внушаемость. Например, можно попросить людей в зале зажать руки и не разнимать. Стандартно, этот тест используются для выбора самых внушаемых и уступчивых людей из зала. Если попросить добровольца подняться на сцену, то гипнотизер увидит и выберет самых экстравертных представителей этой аудитории.

3. Обман зала. Эстрадные гипнотизеры - это артисты, которые не всегда, но довольно часто пользуются различными действиями, из разряда «ловкости рук», чтобы впечатлить свою аудиторию и создать удивительный эффект.

Обманные ходы, которые используют в классическом эстрадном гипнозе, можно обозначить следующим образом:

1. Нашептывание участнику с выключенным микрофоном. Гипнотизер выключает или просто опускает микрофон и тихо говорит участнику инструкции к действиям на сцене. Зрительный зал в этот момент ничего не слышит. Нашептывания могут быть разного характера: от вопросов, продолжать ли игру до просьб о совершении различных действий.

2. Бросить вызов участнику. Исполнитель эстрадного гипноза бросает вызов испытуемому, который сопротивляется внушению. Например: «Вы не сможете подняться со своего стула, потому что ваша спина приросла к спинке». Участникам не говорится никаких подсказок, указаний или других слов, чтобы те начинали пытаться справиться с трудностями. Из-за этого создается иллюзия, что была создана определённая проблема и были сделаны усилия, чтобы ее победить.

3. Обманные гипнотические трюки. В книгах по эстрадному гипнозу содержится обширный список приемов ловкости рук, которыми активно пользовались профессиональные иллюзионисты и мошенники. Ни один из этих приемов не требует никакого внушения или гипноза. Все зависит только от физических действий и самообмана аудитории. Самым распространенным образчиком этого является трюк «человеческой доски». Когда тело участника становится каталептическим, то есть негнущимся, как доска и зависает между двумя расставленными стульями. В этой ситуации гипнотизер обычно стоит на уровне груди испытуемого, как бы придерживая его руками для создания впечатляющего эффекта. Этот трюк совсем не имеет отношения к гипнозу. Тут все зависит от того как расположить участника на стульях. Если это сделать правильно то, участник, при любом весе может какое-то время пролежать горизонтально, что удивляет зрителя.

4. Подставные участники в зале. Несколько знатоков сценического гипноза, в том числе и Крескин, утверждали, что часто эстрадные гипнотизеры садят в зал подставных лиц (их еще называют лошадьми), Участники переходят с ними вместе с одного представление на другое. Эстрадный гипнотизер вначале представления может вызвать из зала подставное лицо. Это психологический ход. Эффект в том, что потом реальные люди из зала последуют его примеру и ожидаемо будут подражать реакциям подставного гостя. Кроме того, для эффектной кульминации выступления гипнотизер часто уделяет внимание одному или двум участникам, чтобы показать зрителям более удивительные эффекты его «внушения». В том числе галлюцинации и потерю памяти. Для этой цели можно использовать всего одного подставного человека

Вайтценхоффер  писал о своем знакомстве с обманом в эстрадном гипнозе:

«У меня была возможность не только видеть таких известных эстрадных гипнотизеров 1940-х и 50-х годов в работе, как Полгар и Ральф Слейтер но также я смог близко познакомиться с другими сценическими гипнотизерами. Поэтому, мне кажется, что могу немного описать ситуацию. Надо начать с того, что многие эстрадные гипнотизеры работают с подставными участниками и используют технические средства».

Но Алекс Цандер  заявляет, что работа с подставными лицами в наше время практически невозможна из-за частоты их появления на разных шоу, Иногда даже несколько раз и в одном и том же месте. Ведь если это обнаружат, гипнотизёру грозят неприятные последствия. Вероятность быть узнанным подставным гостем возросла из-за развития телевидения, интернета, социальных сетей и сотовых телефонов.

Считая невозможным существование «состояния гипноза», Цандер с начала 1990-х годов устраивал «закрытые» представления, на которых добровольцы сидели с ним за одним столом, а аудитория сидела или стояла рядом.  Для наблюдателей, которые находятся недалеко, становится возможным услышать возможный шепот участнику представления. Представления Цандера в сочетании с его неверием в состояние гипноза, говорят о том, что наличия внушения и знания социальной психологии достаточно, чтобы произвести иллюзорные гипнотические эффекты. При удобном стечении обстоятельств, можно даже не думать о гипнозе или обмане, чтобы получить необходимое театральное поведение от подходящих участников.

Медицина и сценический гипноз

Однако есть и те, кто пытается доказать, что есть настоящее «состояние» гипноза и ссылаются на клинические, в основном, неподтвержденные заключения. Например, в некоторых публикациях была информация, что гипнозом стали интересоваться в 1800-х, до того, как эфир и морфин стали широко использоваться в операциях. Якобы, именно в то время, были сделаны тысячи сложных операций применением гипноза. А больные выздоравливали при таком подходе гораздо быстрее остальных.

Такие сведения начинают встречаться в работах Джеймса Эсдайла, английского врача, работавшего в медицинской миссии в Индии. Это было до того, как распространилось понятие «гипнотизм», выдвинутое Брайдом в 1843 году. А работы Эсдайла по-прежнему именовались «месмеризм». Однако, в то время как Эсдайл утверждал, что его пациенты не чувствовали боли, наблюдатели из независимой комиссии правительства Бенгалии, рассказывали, что больные корчились в агонии. По поводу хирургии под гипнозом известный эксперт Теодор Барбер, замечал, что пациенты в таких операциях были накачены транквилизаторами. К тому же, по его словам, доля пациентов которые способны быть в гипнотическом трансе сравнима с долей тех, кто может переносить сильную боль при операции. Поэтому, на этих показательных операциях было возможно присутствие человека с высоким болевым порогом, в качестве пациента. Кроме того, существование «тысяч» успешных случаев гипноза в хирургии никак не доказано, чтобы заслужить внимание широких общественных масс. Многие подобные операции, были показаны публике. И, по мнению экспертов, такие показы были чем-то похожи на гипнотические представления и доверия не вызывали.

Роли участника и гипнотизера в шоу

Доброволец, вызванный на сцену, становится важной фигурой представления. Так же как и сам гипнотизёр. Он, используя доверие публики, создает иллюзию чудесных эффектов. Задача гипнотизера, например, с помощью тестов и мастерства выбрать подходящего участника с повышенной психологической податливостью. Задачей же участника становится готовность следовать инструкциям гипнотизера. Некоторые люди чрезмерно доверчивы и зависят от мнения окружающих, поэтому им можно внушить,  что угодно. Другим же требуется больше времени, чтобы совладать со своим страхами. Таким образом, транс, если и создается, то не силой гипнотизера, а с помощью доверия, которое тот сообщит частнику.

Но хороший опытный гипнотизер всегда знает, как именно внушать, чтобы это выглядело удивительно. Например, Джонатан Чейз, в своей книге о гипнозе «Глубже и глубже», рассказывал о фразе, названной им «Супер внушение» Звучать она может так:

«С того момента все, что я скажу вам. Каждое слово, которое я скажу, независимо от того, насколько оно неразумно или глупо мгновенно станет вашей реальностью. Все, что я скажу, мгновенно станет вашей реальностью».

Он указывает на большое число повторений - чем больше, тем лучше. А когда это внушение принято участником, все что будет сказано после, становится неопровержимым.

Кроме всего прочего, эстрадные гипнотизеры постоянно работают над улучшением способностей участников. Или над иллюзией того что способности возрастают. К классике этого действа относится «Человеческий Мост». Феноменальность этого трюка опровергал гипнотизер Алекс Цандер, привлекая ассистентов и лично участвуя в таком номере. Выполняя номер, он отмечал, что для этого трюка не нужно ни внушение, ни его симуляция.

Люди (добровольцы, участники шоу)

Так как же можно внушить что-либо участнику? Как было сказано выше «гипнотизер» тщательно выбирает людей из зала различными тестовыми заданиями. А потом начинает вкладывать в их сознание определенные установки, например:

• Только умные люди легко могут быть подвержены гипнозу

• Только те, кто открыты, могут быть загипнотизированными и хотеть участвовать.

По заверениям многих сценических гипнотизеров, эти идеи нужно внушить, чтобы участник смог преодолеть страх стать объектом внимания и неуверенность. Некоторые участники боятся сделать что-то не так и вызвать насмешки или опасаются показаться глупыми или необщительными, перед незнакомой аудиторией. Однако гипнотизер Алекс Цандер, ставший скептиком, объясняет: внушаются эти идеи, чтобы выявить поддельных добровольцев. То есть тех, кто хочет участвовать, чтобы показать свою сопротивляемость гипнозу, а вовсе не настроен, идти к какому-то положительному и интересному эффекту. Цандер  дает совет гипнотизёру, чтобы тот сразу говорил публике, что каждый может сопротивляться гипнозу. Тогда, по его мнению, желающих доказать свою стойкость к гипнозу не будет.

Так разговаривая с публикой, гипнотизёр в какой-то момент увидит подходящих участников. Это доверчивые люди, экстраверты по характеру. Он потом может дать им задание станцевать, спеть или сделать что-нибудь необычное, сказать, что им холодно или жарко. Желание быть в центре внимания и угодить аудитории, тяга побороть свои страхи и желание развлечься - все это убеждает участника играть на публику. Даже кудахтать, как курица, если это прикажет гипнотизёр. Последствия неправильного выбора участника опасны для шоу. Если попался «разоблачитель», шоу может быть сорвано. Поэтому эстрадный гипнотизёр использует все свое мастерство для нахождения правильного человека. Или для того чтобы спасти представление, разрядить обстановку и взять верх над несговорчивым участником.

Закон и эстрадный гипноз

В некоторых странах существуют нормативы и законы, которым обязаны следовать работники эстрадного гипноза. Например, в Великобритании есть Закон о гипнотизме, принятый в 1952 году. Он регулирует использование гипноза на публике. В 1996 году правительство, при участии докторов и медицинских психологов, выпустило «типовые условия». Этот закон редактировался еще в 1976 и в 2003 году. Однако, эти правила не имеют юридической силы. Там, в основном, прописано взаимодействие гипнотизёра с органами власти города, где тот собирается проводить публичное выступление. А местные власти, с помощью этих законов могут каким-то образом влиять на артистов эстрадного гипноза. Но все эти законодательные акты носят формальный характер. В ходе изменений закона, в ходе постоянных консультаций правительства и экспертов, было признанно, что эстрадный гипноз может считаться представлением, а не демонстрацией сверхъестественных действий.

Эстрадный гипноз ранее запрещался в нескольких странах мира. В число их входили Дания и некоторые штаты Америки. На данный момент закон, который запрещает любой гипноз без лицензии, существует в Израиле. Для занятия любой гипнотической деятельностью требуется разрешение, как для медицинских работников.

Материалы по эстрадному гипнозу

Видео, аудио- записи эстрадного гипноза. Ссылки на книги и статьи по гипнотическому шоу.

Эстрадный гипноз как особый жанр выступления оформился ближе к 40-ым годам XIX века. По самому названию эстрадный гипноз - это демонстрация гипнотических феноменов перед публикой. Цели выступления изначально были лечебные (кодирование гипнозом от алкоголя и табака), мистические (сеансы спиритизма) и главная задача в СССР была задача просвещения (показать что религия это опиум для народа).

С сей статье собрал материалы о советских и российских эстрадных гипнотизерах. Не всех, только тех, у кого есть видео или книги по эстрадному гипнозу.

Владимир Михайлович Бехтерев - ученый, врач, физиолог, гипнотизер.

Владимир Михайлович (20.01.1857 – 24.12.1927) – академик, выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.

Гипноз, внушение, телепатия – эти загадочные и таинственные слова, обозначают явления, в понимании большинства людей граничащие с магией и мистикой. Однако, наука неумолимо движется вперед, все меньше оставляя в жизни места для необъяснимого. Одни легенды и домыслы развенчиваются, другие находят объяснение и превращаются в научно доказанные факты и… инструменты.

Первый эстрадный гипнотизер в СССР - Григорий Гутман

Григорий Гутман - артист оригинального жанра, первым в СССР, в 1933 году ввел гипноз в эстрадное искусство. За 60 лет работы на сцене, провел около 20 000 сеансов гипноза. Умер в возрасте 80 лет, на следующий день после выступления в городе Липецке. Вот такую характеристику отца дал сын Сергей Гутман "...Человеком он был неверующим и истинно советским. За выступления гонорар получал "согласно категории" и как огня боялся "левых" конвертов с деньгами, любезно подносимых администраторами. После сеансов к нему подходили измученные разными недугами зрители и просили помочь. Гутман не отказывал, но денег опять же не брал. "Я не лечу, - говорил он, - а даю внушение." Во время войны гипнотизер несколько раз перечислял средства от сборов на строительства танка и даже ужостоился за это телеграммы от самого Иосифа Сталина: "Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Григорий Исаакович, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной армии". Телеграмму эту он хранил всю жизнь...". Полная аудио запись эстрадного выступления Гутмана.

 Александр Черепанов -  президент независимой ассоциации гипнотизеров России.

С сайта эстрадного гипнотизера А. Черепанова "Мне уже за 70 лет, из которых около 30 лет в роли эстрадного гипнотизера. Написал две книги «Эстрадный гипноз».  Опыт 30 летнего пребывание на эстраде многому научили меня, однако возраст мой не позволил мне продолжить эстрадные выступления и мне остается только передать свои знания молодому поколению." Александр Черепанов Эстрадный гипноз. Книга 1 и скачать Книга 2.

Шойфет Михаил Семёнович - эстрадный гипнотизер, историк гипнологии.

Михаил получил широкую известность в 1980-х годах, благодаря выступлениям на сцене с изрядно нашумевшей программой «Театр гипноза». Скачать книги Шойфета по гипнозу.

Анатолий Кашпировский - врач, эстрадный гипнотизер.

Достижения и выступления Анатолия Михайлович Кашпировского есть на официальном сайте. Кто не в курсе, то первым наиболее значимым шагом Кашпировского стала организация операции под гипнозом.

Райков В. Л. - врач, эстрадный гипнотизер, основоположник развития творческих способностей в гипнозе.

Владимир Леонидович - психотерапевт, заведующий лабораторией по гипнозу в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины, президент Национальной ассоциации творческого и лечебного гипноза, сопрезидент Международной ассоциации теоретического и экспериментального гипноза, член американской ассоциации лечебного и экспериментального гипноза, профессор Миланского университета новой медицины. Оцифровка с кассет Райкова постепенно выкладывается в группе ВК "Творческий гипноз. Наследие профессора Райкова."

Евтушенко Виталий Григорьевич - врач, эстрадный гипнотизер, стронник метода Довженко. 

В отличие от многих специалистов Евтушенко В. Г. имеет солидный опыт в проведении массовых лечебных сеансов. Кроме того Виталий Григорьевич врач-психотерапевт высшей категории, руководитель Центра по лечению гипнозом вредных привычек и зависимостей. Скачать книгу Евтушенко "Энциклопедия гипнотических техник".

Кандыба В. М. - эстрадный гипнотизер.

Кандыба В. М. -- ученый и писатель, автор более 120 книг по гипнозу. Есть те, кто умеет что-то делать, есть те, кто описывает, как это могло бы быть. Кандыба прочно занял место во второй категории. Издал, хотя плагиата хоть отбавляй, "Эстрадный гипноз. Чудеса на сцене. Учебник."

Эльман Османов — врач хирург, эстрадный гипнотизер.

Эльман врач хирург, психотерапевт, психиатр-нарколог, гипнотерапевт с более чем 20-летним стажем работы. С 1983 по 1991 работал врачом хирургом. С 1982 г лектор Областного Общества Знание по теме: «Гипноз и религия», «Гипноз и внушение в медицине». За период с 1982 по 1991 годы, провел более 2 000 сеансов классического гипноза на разных сценических площадках с темой «Загадки человеческой психики и возможности человеческого мозга». Видео с семинаров врача Эльмана Османова, интервью о гипнозе.

Дмитрий Домбровский - эстрадный гипнотизер.

Дмитрию Домбровскому честь и хвала, именно благодаря Дмитрию эстрадный гипноз в России как-то живет. Так вышло, кроме гипно-шоу Домбровского нет ничего на российском ТВ.

P. S. На YouTube есть видео эстрадного гипноза Альберта ИгнатенкоЯ. Д. ЭйдлинаАльберта СтепанянаКузиком Б. И.Виталия Храмцова.

Эстрадный гипноз или гипнотическое шоу

Это прежде всего выступление перед публикой с целью развлечь и показать гипнотические феномены (внушенные галлюцинации, возвращение в детский возраст, работа с памятью, путешествие во времени). Формат программы подразумевает работу с залом от 50 человек, длительность от часа.

Гипнотическое шоу напоминает спектакль, за одним исключением актерами являются сами зрители. Используя возможности измененного состояния сознания, ведущий разыгрывает с загипнотизированными на сцене различные этюды. Например, кому-то внушается, что он пьет вино и пьянеет, кто-то ведет себя то как ребенок, то становится взрослым и разговаривает с воображаемыми персонажами.

Ведущий: гипнотерапевт Геннадий Иванов, психолог, вице-президент Ассоциации творческого и лечебного гипноза. За период с 2013 по начало 2015 Геннадий Юрьевич провел больше 20 выступлений, в ходе который около 100 человек получили ни с чем не сравнимый опыт.

Опасен ли гипноз? Раз гипноз естественное состояние психики, чем-то схожий с фазой сна лунатика, то страхи перед гипнозом надуманы. Есть, пожалуй, пару исключений, когда среди собрашихся будет шизофренник (сие не исключено и в других мероприятиях) и второе, когда кто-то находится под препаратами или сильно выпил (изначально следует исключить любые неконтролируемые состояния).

Если остается сомнение, что эстрадный гипноз какое-то чудо и мистика, то пожалуйста каждый волен решать как думает. Напомню, что кроме Москвы гипнотические шоу начала проводиться в Питере, Екатеринбурге, Краснодаре, Костроме, Минске.

Программа гипнотического шоу?

Программа гипно-шоу и стиль выступления зависят от цели: провести лекцию по гипнозу, показать гипнотические феномены, сделать психологическое шоу (мистическое если таков выбор заказчика) или устроить массовый гипноз экстрасенсов :))

Эстрадный гипноз может демонстрироваться на крупном фестивале, в клубе, на закрытых вечеринках. Стандартно мероприятие длится около полутора часов, по окончанию представления, «сон наяву» прекращается – гипнотизер возвращает всех участников в нормальное состояние. Начинается действие с короткой лекции о гипнозе, дабы развеять мифы о гипнозе и настроить на нужный лад. Кто-то из присутствующих приглашается на сцену, для оценки 2-5% от собравшихся, значит из 100 человек будет около 5 счастливчиков. Основных номеров для гипно-шоу наберется с десяток, но как из семи нот удается составить красивую композицию так и из трех-четырех гипнотических феноменов можно сделать целый спектакль.
эстрадный гипноз, гипнотическое шоу, гипнотизер геннадий иванов

• Номер эстрадного гипноза. Забывание имени (хотя может быть все, что угодно: родной город, как зовут брата, сколько лет). Загипнотизированный не способен вспомнить собственного имени, несмотрю даже на подсказки из зала.

• Номер эстрадного гипноза. Вызывание чувства. Раз гипноз применяется в терапии для работы с эмоциональными зависимостями, то не проблема вызвать любое приятное чувство (хотя и чувство страха может выглядеть смешным со стороны, как и чувство холода). Если обстановка располагает, то ничто не мешает внушить оргазм в гипнозе. К сведению на Западе, эротические гипно-шоу весьма популярны, достаточно посмотреть на число просмотров гипнооргазмов на YouTube.

• Номер эстрадного гипноза. Путешествие во времени. В глубоком гипнозе возможно вернуть человека в прошлое и заглянуть в будущее.

• Номер эстрадного гипноза. Танец под гипнозом. В самых первых выступлениях того XIX века эстрадный гипнотизер часто внушал танец под музыку, своеобразный dance battle. Это может и стриптиз, и кто лучше

• Номер эстрадного гипноза. Статуя. То, что в гипнозе называется каталепсией довольно смешно выглядит на сцене. Внушенная каталепсия - временный паралич мышц, загипнотизированный делается подобно статуе.

• Номер эстрадного гипноза. Творческий гипноз. Профессор Райков наглядно продемонстрировал, что под гипнозом человек способен гораздо лучше делать то, что умеет: если есть навык рисовать или петь, то внушением это можно усилить в разы.

В Америке эстрадный гипноз популярен среди молодежи и подростков. Гипнотическое шоу как бизнес успешен в жанре соmedy hypnosis show, вместо того, чтобы пугать, мол гипноз опасен, выгоднее сделать развлекательную программу!

Условия, стоимость и как заказать гипнотическое шоу.

Стоимость эстрадного гипноза - от 40 000. Есть возможность выступать в паре с иллюзионистом, перелет и проживание оплачивается отдельно. Видео с демонстрациями различных гипнотических феноменов на YouTube. Остальные вопросы по контактам в конце статьи.777

♦ Промо-страница эстрадного гипнотизера Геннадия Иванова в Базе Артистов 

♦ Анкета гипнотического шоу на Treda.ru.
♦ Гипнотерапевт Геннадий Иванов на сайте психологов b17.ru 
♦ Отзывы, статьи о гипнотерапевта Геннадия Иванова на Самопознание. ру  Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

 

Регрессивный гипноз. Изменение ядра личности

Возможности гипноза. Можно ли зверя  превратить в  пастыря?  

Гипнотическая диссоциация

Общие представления о диссоциации в гипнозе как о разделение между «системами идей и функций, составляющих личность» (Janet, 1907, p. 332).

Панические атаки

Обзор научных статей из англоязычной Вики про механизмы возникновения и лечения панических атак.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Гипноз: лечение аллергии

Психосоматика аллергии. 

Новости допинга. Гипноз в спорте.

Спортивная гипнотерапия. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?

Социофобия: мелочи жизни

Социофобия - симптомы, способы лечения, отзывы о лечении фобии.

Дневник гипноаналитика

Истории из практики гипноанализа. Отзывы пациентов из medbooking.com

Лечение фобий у детей

Лечение страхов и фобий у детей и подростков.

Спортивная гипнотерапия

Спортивная гипнотерапия. Использование гипноза для вхождения в "Оптимальное боевое состояние.

Патологическая ревность: как избавиться от синдрома Отелло

Проблемы, связанные с патологической ревностью, существовали во все времена и у всех народностей. Аномальная чрезмерная беспричинная ревнивость – явление, которое в изобилие встречается и в личных отношениях, и в психиатрической практике, и в судебных делах.

Генофобия: причины и лечение страха интимной близости

Есть страхи сносные и терпимые, наличие которых особо не омрачает существование человека. Однако существуют и такие фобии, которые противоречат естеству любого живого существа. Одним из таких страхов, несовместимых с полноценной жизнью, является боязнь интимных отношений, именуемая научно генофобия.

Гипноз как катализатор творчества

Повышение творческого потенциала в гипнозе.

Виктимное поведение: как перестать быть жертвой

Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия. В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.