ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
С отказом ребенка соприкасаться с источниками воды и появлением у него сильного страха перед водоемами сталкивается большинство родители. Боязнь воды – абсолютно нормальное возрастное явление, которое возникает практически у всех людей на определенном этапе детства. По мере взросления естественная водобоязнь исчезает сама по себе, не оставляя и следа. Однако у некоторых ребят страх принимает патологическую форму, трансформируясь в фобию. Анормальная тревога может быть ориентирована на две группы ситуаций.
Первая – это боязнь выполнять гигиенические процедуры, связанные с водой. Некоторые малыши, ни за какие поощрения не соглашаются умываться, отказываются от приема душа или ванны. Они ни за какие награды не дают вымыть волосы. Эти карапузы люто ненавидят ощущения, связанные с попаданием мыла в глаза. Перед предстоящей процедурой карапузы начинают капризничать и плакать. Они могут убегать от родителей и прятаться в укромных местах.
Вторая группа – страх купаться в водоемах. Другие ребята категорически отказываются заходить в реку, озеро, море. Их не соблазнишь водными забавами. Такие карапузы, оказавшись в воде, устраивают истерики, привлекая внимание окружающих и лишая терпения родителей. Увидев перед собой бескрайний по размерам водоем, у этих детей возникает приступ паники. При этом ребята боятся не утонуть, как ошибочно полагают взрослые. Детей страшат какие-то определенные физические характеристики и свойства воды. Малышей может пугать либо слишком горячая, либо слишком холодная вода. Других крох вводит в испуг сила течения.
Боязнь воды причиняет тягостные переживания не только детям, но и создает реальные хлопоты взрослым. Мамам таких малышей очень тяжело выполнить стандартные гигиенические процедуры, обеспечивающие чистоту тела. Родители испытывают смущение и стыд, когда их отпрыск закатывает истерику на пляже. О том, почему у ребенка возникает боязнь воды, как помочь ему преодолеть страх, читайте далее.
▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂
По мнению некоторых ученых, боязнь воды у детей непосредственно связана с особенностью пубертатного периода. Первые впечатления от истории жизни человека до момента рождения связаны с особенностями водной среды. Если во время беременности матери на будущего новорожденного оказывали воздействие какие-то неблагоприятные факторы, это явилось базой для возникновения в первые годы жизни иррациональной боязни воды. Особый риск формирования патологического страха существует у тех детей, появление которых на свет сопровождалось искусственным вскрытием плодного пузыря. Для будущего младенца эта процедура вызывает шок, поскольку вода, являющаяся до этого комфортной и привычной средой, внезапно превращается в пугающие, непривычные условия.
С точки зрения других специалистов, необъяснимая водобоязнь напрямую связана с заложенным природой инстинктом самосохранения. Природа позаботилась о том, чтобы на подсознательном уровне любое живое существо избегало опасных ситуаций. Когда человек приобретает травмирующий опыт, неприятное событие прочно фиксируется в подсознании. Психика включает защитный механизм – страх, предназначенный для предупреждения повторения ситуации. Если ребенок столкнулся с чем-то, что его испугало, и эта ситуация каким-то образом была связано с водой, он начинает инстинктивно остерегаться контактов с водными ресурсами.
При этом может быть довольно условная связь между истинно пугающим или болезненным моментом и позже определенной фабулой страха – источниками воды. Например, если при первом купании малыша внезапно раздался громкий звук, который сильно испугал его, психика связывает неприятные ощущения ни с источником звука, а с существующими обстоятельствами – купанием.
Очень часто формированию боязни воды способствуют именно родители. Ребенок, почувствовав отрицательные эмоции и чрезмерные переживания родителей, связанные с его пребыванием в воде, воспринимает все буквально. Ведь взрослые нередко преувеличивают опасность, причитая о том, что нужно быть очень осторожным, внимательным на воде. Ребенок слышит: «Не промочи ноги – заболеешь», «Остерегайся горячей воды – ошпаришься», «Не отходи далеко от берега – утонешь».
Он усваивает программу, что купаться в ванной и плавать в водоемах – опасно, поскольку существует высокий риск захлебнуться и утонуть. Именно тревожность родителей, чрезмерная опека над ребенком, недопущение ни малейших попыток самостоятельных действий малышом является почвой для развития фобий.
Нередко дети неправильно трактуют впечатление, впервые попав на пляж. Маленькие ребята могут растеряться от вида непривычной обстановки: огромного водного пространства, обилия песка, громадного скопления людей. Слыша радостные возгласы людей, они их воспринимают, как плач. При этом многим родителям не удается переубедить детей в их неправильном понимании происходящего. Малыши остаются при своей точке зрения: шум и крики резвящейся детворы они расценивают не как проявление радости, а как сигналы опасности.
Чтобы не навредить ребенку, а оказать ему реальную помощь, взрослые должны четко понимать: существует колоссальная разница между естественными детскими страхами и фобиями. В первом случае, боязнь воды – временное явление, которое при правильном поведении родителей исчезнет самостоятельно. Однако если страх малыша носит упорный навязчивый характер, родители должны приложить немалые усилия, чтобы их отпрыск преодолел патологическую водобоязнь.
Первое правило: чтобы не допустить усиления тревоги, родители должны сдерживать свое раздражение, не критиковать и не упрекать малыша. Категорически запрещено навешивать на ребенка всевозможные обидные и укорительные ярлыки, таких как: «неряха», «замарашка», «свинтус», «грязнуля». Такие прозвища быстро прилепляются к маленькой личности, начиная управлять всем поведением человека.
Родители должны помнить: невозможно перебороть патологический страх насильственными методами, принуждением и наказанием. Нельзя заставлять кроху погружаться в ненавистную ему ванну или удерживать под пугающей струей душа. Не допускается без желания чада заносить его в воду, тем более кидать в реку, рассчитывая, что он самостоятельного доплывет до берега. Запрещено вводить какие-то запреты и огорчения, ругать или тем более бить за то, что ребенок прилюдно показывает свою боязнь.
Естественно, не стоит идти на поводу у ребенка касательно его нежелания выполнять гигиенические процедуры. Но родители могут сделать так, чтобы обязательные умывания и купания были минимально неприятными для карапуза. В первую очередь, следует подобрать оптимальный температурный режим. Как правило, большинство деток чувствуют себя комфортно, резвясь в воде с температурой в диапазоне от 37 до 39 градусов.
Мамы и папы должны понаблюдать за своим отпрыском, чтобы определить, какие условия для него комфортные, а какие пугающие. Например, одни малыши боятся полностью наполненной водой ванны. Однако они с удовольствием плескаются в тазике. Других крох страшит сильный напор воды из душа. Но они соглашаются на поливание их тела из ковшика. Третьи страшатся не самых умываний, а используемых моющих средств. Действительно, многие разрекламированные средства для ухода: детские шампуни, мыло, гели для душа очень сильно при попадании «щипают» глаза.
Взрослые должны постараться, чтобы у их чада сформировалось позитивное мнение о воде. Чтобы он поверил, что существуют прикольные и увлекательные забавы в воде. Можно придумать разнообразные истории, в которых вода выступает источником силы и добра, побеждая злых героев. Чтобы процедура купания была приятной для карапуза, родителям нужно предложить ему самому выбрать «компанию». Необходимо приобрести всевозможные резиновые игрушки, пластиковые кораблики, разнообразные лейки, симпатичные куклы. Для устранения страха от контактов с водой, можно предложить ребенку устроить бои на игрушках-брызгалках. При этом на первом этапе взрослые должны следить, чтобы струя воды не попадала в лицо малыша. Родителям нужно демонстрировать приятные эмоции от забавы.
Чтобы подружить малыша с водой и помочь ему перебороть страх нужно играть в игры, так или иначе связанные с водой. Можно предложить малышу поиграть в парикмахерскую и попросить его вымыть волосы всем куклам. Можно устроить банный день и предложить крохе помыть все игрушки, используя шампунь и мочалку. С мальчиком можно посетить «автомойку», где он собственноручно вымоет игрушечные автомобили. Играя, необходимо приучать ребенка мыть посуду, поливать цветы, стирать маленькие вещи вручную. Чем больше кроха будет контактировать с водой, тем меньшими станут его опасения касательно водных источников.
Чтобы заинтересовать ребенка, можно устроить соревнования парусников на ручье, пускать вместе с ним кораблики по реке. Сейчас предложены разнообразные развлечения для детей. Вместе с крохой можно посетить дельфинарий. Прекрасный способ перебороть страх – отправиться на настоящую рыбалку или покататься на лодке, катамаране по озеру.
Главное правило – не заставлять детей заходить в воду, не принуждать его купаться насильно. Можно предложить ему построить песочные замки на берегу и проложить к ним «водные русла». Маленьким детям нужно предложить поплескаться в надувном бассейне. Можно прогуливаться с крохой по берегу и собирать ракушки. Зайдя по щиколотку в воду, можно перепрыгивать через небольшие волны или убегать от них. Устроить забег наперегонки по берегу.
Заходя в воду на первых порах необходимо обязательно держать кроху за руку. При этом увеличивать расстояние от берега необходимо постепенно. Нужно чтобы ребенок сначала зашел по щиколотку, потом по колено, по пояс, по грудь. Чтобы ему было интереснее и спокойнее, родители могут вместе с ним поприседать и попрыгать в воде. Купаясь в реке или море, малыш может представить себя каким-то существом – дельфином, акулой. Чтобы малыш чувствовал себя увереннее, оденьте на него спасательный жилет, надувные нарукавники. Покатайте его на круге или матрасе вдоль берега.
Самое важное правило – находясь близ водоема, нужно постоянно общаться с ребенком. Нельзя оставлять его наедине с мучительными переживаниями. Ощущая заботу и поддержку родителей, малыш обязательно сам справится с естественной возрастной боязнью воды.
Однако бывают ситуации, когда на практике советы психологов не работают. Как бы ни старались взрослые: ни мудрые слова поддержки, ни терапия игрой, ни терпеливое приобщение к гигиеническим процедурам не избавляет кроху от иррационального неуправляемого страха перед водой. Такое происходит из-за того, что часто причины алогичной неконтролируемой тревоги невозможно осознать из-за произошедшего вытеснения психотравмирующих факторов в сферу подсознания. Доступ к подсознательному уровню психики невозможен в естественном состоянии бодрствования, поэтому какие бы усилия ни прикладывали родители, боязнь воды у ребенка завладевает целиком его мышлением.
В таком случае существует единственный способ решения проблемы – на время изменить функцию сознания путем погружения маленького пациента в гипнотический транс. Данный феномен очень похож на промежуточное состояние организма – нахождение между сном и бодрствованием. При гипнотическом трансе происходит переключение внимания человека с внешней среды на внутренний мир.
Сосредоточение на собственных ощущениях предоставляет возможность устроить «экскурсию» в прошлое, которое хранит информацию об источниках фобии. Выявление факторов, заложивших фундамент для патологической боязни – первый шаг для освобождения от фобии.
На следующем этапе гипнолог использует силу слова, проводя внушение, мотивирующее юного клиента на изменение интерпретации фактов личной истории. Обретение иного понимания произошедших психотравмирующих факторов позволяет переписать нефункциональный «жизненный сценарий», в котором в качестве оберегающего инструмента использован страх. Тем самым во время сеансов гипноза происходит полное очищение мира эмоций и чувств от разрушающих негативных переживаний. Результатом психосуггестивной терапии является всецелое освобождение мышления малыша от иррациональной водобоязни.
Преимуществом методов гипноза в сравнении с психотерапевтическими техниками, работающими с осознаваемой частью воспоминаний – преодоление проблемы на уровне ее зарождения. Применение гипноза обеспечивает пожизненный результат: после сеансов пациент раз и навсегда забывает о своих страхах. Плюсом психосуггестивного метода является комфортность, безболезненность, отсутствие неприятных ощущений, поскольку гипноз не предполагает оказания какого-либо давления и принуждения. Достоинством терапии гипнозом выступает и неимение каких-либо побочных действий, которые закономерно возникают при приеме детьми любых фармакологических препаратов. Именно поэтому гипноз является самым безопасным, проверенным и надежным инструментом в лечении детских фобий, в числе которых и патологическая боязнь воды.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии