Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Психотерапия при инвалидности. Как помочь людям с ограниченными возможностями?

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Если инвалидность разделила жизнь на до и после, то как происходит терапия и чем можно помочь.

Инвалидизация – это одна из самых страшных травм в жизни человека, которая разделяет его жизнь на «до» и «после». В случае утраты той или иной телесной функции или просто здоровья меняются обычно не только обиход больного, но и сам мир, который его окружает. Люди начинают совершенно по-другому относится к инвалиду, либо сторонясь, либо, наоборот, оказывая чрезмерную опеку, что больным чаще воспринимается как жалость или презрение. Перед человеком, потерявшим часть своих телесных функций закрывается огромное количество дверей и возможностей, но от еще большей их части он отказывается самостоятельно в виду депрессивной интерпретации собственного недуга. При этом, такой пациент часто не видит новых перспектив, да и вообще, каких-либо вариантов функционирования в этом мире. Именно поэтому при травме инвалидизации так необходима поддержка психолога.

● Четыре причины психосоматических заболеваний
● Лечении фобий с помощью регрессивного гипноза и гипнотерапии
Лечение фобий. Обзор доказанных методов лечения страхов и фобий.
● Психосоматические заболевания: причины, симптомы и методы лечения
● Гипнотерапия для "негипнабельных". Эмоционально-стрессовая гипнотерапия

Немного о травме инвалидизации и реакциях на нее

Как уже было сказано, травма инвалидизации – это колоссальный удар по жизни человека, который затрагивает все сферы его психики, а также социальной жизни. В частности, мы можем выделить несколько компонентов такой травмы.

  1. Телесно-эмоциональный компонент и горевание. Сразу после осознания инвалидности, у человека наступает шок. По сути, утеря той или иной телесной возможности в психологии приравнивается к утере другого человека (т.е. это такая же потеря части самого себя), а потому данный процесс сопровождается ощущением горя. При этом, если потерю другого человека, так или иначе можно восполнить за счет других людей, то телесный недуг можно лишь скомпенсировать, а, потому, подобная травма всегда сопровождается огромным спектром чувств от скорби и гнева до разочарования и обиды. Больной не только скорбит по утерянным возможностям, но и находится в ужасе от собственных перспектив. При этом его постоянно преследуют стыд перед близкими, которых приходится просить о помощи и, в тоже время, обида на окружающих, которые теперь относятся к нему «по-другому». В худшем варианте, он замыкается в себе, впадает в депрессию и уходит в болезнь.
  2. Когнитивный компонент. Инвалидизация способна актуализировать все базовые негативные глубинные убеждения субъекта. Это глубинные убеждения о беспомощности («Я теперь ни на что не способен», «Я даже не могу позаботиться о себе!»); неприятия («Я такой никому не нужен», «Как я теперь смогу завести хоть какие-то отношения!», «Они презирают меня!»); безысходности («В моей жизни утерян всякий смысл»). Это все сопровождается текущей дезориентацией, ведь человек не понимает, как ему теперь жить с данным недугом и куда поддаться.
  3. Поведенческий компонент. Поведенческий компонент рассматривает то, как человек справляется со своей инвалидностью. Хорошо этот аспект описал еще основатель индивидуальный психологии Альфред Адлер. В соответствии с его учением можно выделить следующие способы компенсации инвалидности.

Во-первых, частичная компенсация – это единственный адекватный способ компенсации для людей с серьезными физическими недостатками. В этом случае человеку удается компенсировать свою проблему за счет социальных связей и включение в общество. Так инвалид может найти для себя новое место работы или начать общаться с другими людьми с таким же недугом.

Во-вторых, выделяется мнимая компенсация, когда индивид вместо движения к обществу уходит в социальную изоляцию. При этом, он становится тревожным, неуверенным в себе, завистливым. Этот способ заставляет его всё глубже погружаться в болезнь.

В-третьих, можно говорить о манипулятивной компенсации, когда индивид начинает использовать свою болезнь для получения выгод, например, в виде заботы от других людей и социальных выплат. В этом случае он также все глубже погружается в заболевание и постепенно отказывается проявлять хоть какую-то активность.

В-четвертых, говорят о гиперкомпенсации, когда индивид стремиться компенсироваться в той же сфере, в которой он имеет недуг. Например, человек без ног становится великим бегуном или борцом, а индивид без зрения начинает писать сценарии для кино. Сложно говорить о позитивном или негативном значении такой компенсации. С одной стороны, она выглядит намного лучше, чем просто уход в болезнь, с другой же – она движима болью, которая сидит внутри человека, пытающегося доказать всем вокруг, что он лучше чем то, каким его видят другие.

  1. Социальный компонент. Окружающие и близкие действительно начинают относится к инвалиду по-другому. С одной стороны, они оказывают заботу и хотят помочь, а, с другой стороны, могут начать воспринимать больного как обузу, тем более если последний сам всеми силами проявляет негативизм и отторжение. Для людей с травмой инвалидизации крайне необходимо создать благоприятную атмосферу в семье и помочь им принять заботу родственников.

Эффективная психологическая помощь при инвалидности подразумевает работу с каждым из этих компонентов

Психотерапия при инвалидизации

Как вы уже могли понять, помощь инвалиду предполагает под собой достаточно большой комплекс работ, таким образом специалисту часто приходится комбинировать несколько подходов.

Работа с эмоциями. Этап работы с эмоциями предполагает помощь травмированному в проживании и принятии отрицаемых чувств и восприятий. Необходимо стимулировать больного к выражению текущих состояний, связанных непосредственно с травмой. Терапия может быть направлена и на проживание чувства утраты возможностей, которых уже нет, а также выражение страха перед будущим. В этом смысле могут применяться разные средства.

  1. Гипнотерапия. Выражение чувств может производиться с помощью регрессивной гипнотерапии и работы с травмой. В этом случае человеку предлагается углубиться в своё внутреннее состояние и затем, в состоянии гипноза, вспоминать более ранние ситуации, связанные с этим чувством. На самом деле, суть не в том, чтобы «найти травму-причину инвалидности», как многие могли подумать. По большому счету работа сводиться к тому, чтобы с помощью воображаемых декораций и воспоминаний стимулировать выражение проблемных эмоций и их разрядку.
  2. Арт-терапия. Пациенту можно предложить выразить свои чувства с помощью художественных средств или эмоционально-образной психотерапии. Клиент может представить своё чувство в виде образа, а затем трансформировать его, что часто приводит к катарсису.
  3. Глубинная терапия. Подойдут и иные виды глубинной терапии, ориентированные на текущее состояние человека, например, гештальт-терапия и психоанализ, где в процессе беседы, клиент может выражать свои чувства и переживания по поводу утраты своих возможностей.

Работа с мышлением. Очень значимой является задача изменения отношения человека к собственной инвалидности. Для работы с данной сферой хорошо могут подойти гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия. В последнем случае терапевт помогает клиенту определить собственные дезадаптивные суждения и когнитивные искажения, лежащие в их основе, а затем заменить их на более рациональные. Для такой работы часто используются домашние задания и дневники мыслей, в которых клиент фиксирует ситуации, волнующие его больше всего, а затем формирует адаптивный ответ.

Поведенческий компонент. На этом этапе формируются копинг-стратегии с помощью, которых человеку предлагается справляться со своей болезнью. Для работы с этой сферой хорошо подойдет гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, коучинг. Основная же цель терапии будет направлена на то, чтобы включить больного в социальную жизнь и помочь ему адаптироваться в социуме в новой роли и в новом состоянии. Важно указать человеку, что с закрытием ряда дверей, перед ним открываются новые, и что жизнь не заканчивается с травмой.

Социальный компонент. Этот этап работы направлен на гармонизацию отношений в окружении и семье больного. Лучше всего здесь подойдет семейная терапия, а также психологическое консультирование по проблемам инвалидности. С одной стороны, семью надо научить как правильно «обходится» с пациентом, не задевая его чувства; с другой стороны, необходимо помочь пациенту понять, что родственники лишь оказывают ему заботу и любовь, но не издеваются над ним и не относятся с презрением. Важно проанализировать повторяющиеся проблемные паттерны взаимодействия в семье, и разрушить их.

Николай и его новая жизнь

В качестве примера психотерапии при инвалидизации мы приведем случай Николая (30 лет), который ослеп в результате производственной травмы. Как только он очнулся на больничной койке его жизнь рухнула. Он принял для себя идею, что его жизнь кончена, так как кончено и все связанное с ней: уйдет жена; больше не будет никакого спорта, которым Николай так увлекался; не будет работы и он не сможет обеспечивать семью.

На психотерапию его и привела та самая жена, которая, по-видимому, все же не хотела его бросать, но была крайне раздражена его поведением.

Работа с семьей и индивидуальная работа с Николаем проводились одновременно. Все началось с терапии горя. И для начала была применена регрессивная гипнотерапия. После воспоминания случая с травмой на заводе, у клиента полезли более ранние травмы и воспоминания: бывшая девушка ушла из-за отсутствия работы; одноклассники посмеялись в школе и наконец…

«Я слышу, как отец в очередной раз орет на меня. Я не помню точно, что произошло. Он попросил меня помочь в починке машины. Просто засунуть какую-то деталь. А я вместо этого, то ли задел, то-ли оторвал какой-то провод. Он пытается завести машину, потом подходит и смотрит, что я сделал. Я навсегда запомнил этот крик: «Ты ничтожество, ты ни на что не способен. Вообще не знаю почему я тогда не настоял на аборте!». Он больно пихнул меня, плюнул в мою сторону и ушел к матери высказывать, что он еще обо мне думает. Я всегда старался удовлетворить его ожидания, но у меня этого так и не вышло…» (плачет)

 Совершенно неудивительно, что после инвалидизации в Николае активизировалось его глубинное убеждение о его никчемности, которое теперь каждый раз напоминало о себе, когда жене приходилось ему помогать, не смотря на его недовольные возгласы в стиле «Я могу все сам».

Николаю было предложено ответить своему отцу и сказать, что он ему ничем не обязан и не обязан оправдывать его и чьи-либо еще ожидания. После этого, последовал эмоциональный выплеск, а проверка показала, что Николая перестали так сильно трогать ситуации, где ему требовалась помощь. Однако, это был лишь первый слой, далее было необходимо поработать с мышлением Николая.

Как оказалось, Николая преследовали все стандартные для данной проблемы мысли, которые терапевт попросил его фиксировать в дневники, для последующих изменений.

Например, одной из мыслей была такая: «Моя жена меня теперь презирает». Это результат искажения «Чтение мыслей», когда субъект безосновательно судит о мнении других людей. Терапевт спросил у Николая признавалась ли в своём презрении его жена, на что, тот, очевидно, ответил «Нет».

«Тогда откуда у тебя основания полагать, что она тебя презирает?» - спросил терапевт. «Ну как же, ведь я теперь инвалид, я ничего не могу?». «Получается, все инвалиды по-твоему заслуживают презрения?» - «Что вы нет!» - «А если бы твоя жена стала инвалидом, ты бы тоже ее презирал?» - «Конечно нет! И я бы не бросил ее, хотя это было бы очень тяжело для нас». Постепенно за счет такого сократического диалога клиента удалось подвести к идее, что жена заботиться о нем, потому что любит его, а не потому, что презирает. Были и другие мысли, которые также удалось изменить схожим образом, а Николаю было предложено продолжать вести дневник мыслей и записывать в нем адаптивные ответы. И, конечно, большой упор был сделан на новое поведение.

Когда Николай выразил мысль: «У меня все потеряно. Я не смогу ни работать, ни заниматься спортом», ему, в рамках коучинга, было предложено уточнить данную информацию и задуматься над тем насколько это действительно невозможно. Как оказалось существует и работа для слепых людей и специальные спортивные секции, куда Николай продолжает ходить и по сей день. Ему была оказана помощь в поиске новых путей социализации и взаимодействия с миром, а также новых смыслов и целей в жизни. В этом ключе очень помогли примеры других людей с инвалидностью, которые многого добились, например, Стивен Хокинг, Бетховен, музыкант Рэй Чарльз, спортсмен Оскар Писториус.

Наконец, для Николая и его жены была проведена семейная терапия. Терапевт заметил негативную реакцию Николая на попытки жены помочь, и помог ему искренне выразить жене свои чувства: «Просто, когда ты мне помогаешь, я чувствую себя ущербным», а также принять ту мысль, что жена лишь хочет его поддержать. Постепенно для Николая были найдены новые сферы обязанностей, а также новая работа, в результате чего он продолжил вносить свой вклад в семейную жизнь, как делал это и раньше.

Конечно, проблема Николая не исчерпывается данной красивой историей, и потеря зрения навсегда оставит след в его жизни и психики. Однако, психотерапия принципиально изменила его отношение к недугу и помогла перейти от суицидальных мыслей и поведения, разрушающего его брак, к новым целям и перспективам.

● Верифицированное сообщество ВК «О гипнозе и гипнотерапии | Геннадий Иванов»
● Страница FB «Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов. Отзывы & Проекты на ТВ»
● Группа FB «Адекватная психология»
● YouTube «Обучение гипнозу и гипнотерапии. Отзывы о лечении фобий у гипнотерапевта Геннадия Иванова»

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН