ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»
Геннадий Иванов
Руководитель Психолог
Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия. В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.
Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия, в результате чего он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов. Он приносит себя в жертву ради благ окружающих. Он терпит любые несправедливости и молча сносит обиды. Он поступает наперекор своим интересам и жертвует своими благами.
Такая персона в любом коллективе становится объектом насмешек и критики. На такую добровольную жертву руководство наваливает огромный объем обязанностей, нещадно критикует и упрекает в мельчайших промахах. Над ней смеются и издеваются коллеги.
У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в личных отношениях. К ним быстро теряют интерес их спутники, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой не престижно и неинтересно. Для домочадцев такая персона – добровольная рабыня, призвание которой – всех ублажать. Ее оскорбляют, унижают, бьют партнеры, вовсе не считаясь с ее мнением и потребностями.
Индивида с виктимным поведением сгоняют с места в автобусе. Именно его выпихивают из очереди в магазине. Такую особу люто ненавидят соседи. Эта личность постоянно попадает в прескверные и опасные ситуации. Окружающие манипулируют человеком с виктимным поведением, нагло злоупотребляют их безотказностью и мягкосердечием. Субъект с виктивным поведением часто страдает от аферистов и мошенников. Именно его грабители избирают в качестве мишени. На него направлена охота маньяков.
Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим. Идеальный объект, образ которого притягивает наглых мужчин, хулиганов и насильников выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь. Жертва всем видом дает понять, что она погружена в свой внутренний мир и боится всего происходящего во внешней среде. При столкновении с незнакомцем жертва застывает на месте от ужаса. У него трясутся ноги и руки. Вместо уверенно отпора, она молча кивает пристающему человеку.
При этом такой человек вовсе не хочет испытывать страдания и не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания. Однако он не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому. Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание у других людей унизить его и причинить вред.
Психологи указывают, что формирование виктимной модели поведения происходит в ранние детские годы человека. Основные причины появления виктимности у ребенка – взросление в асоциальной среде, неправильная стратегия воспитания со стороны родителей, отсутствие согласованности в действиях матери и отца. Под действием хронических негативных обстоятельств на подсознательном уровне у незрелой личности закладывается фундамент для специфического жизненного сценария, в которой все аспекты базируется на восприятии себя, как жертвы.
Опишем несколько ситуаций, которые могут привести к формированию виктимности.
Одна из распространенных ошибок родителей – чрезмерная требовательность к своему потомку. Мамы и папы очень хотят, чтобы их чадо было лучше всех: умнее, развитее, образованнее. Они записывают своего отпрыска на различные секции, нанимают ему репетиторов, заставляют учиться сутками напролет. При этом родители вовсе не считаются с тем, что ребенку интересно, а что нет. Они не принимают к сведению, какой объем заданий он в состоянии сделать без ущерба для психики. Постоянная загруженность малыша и отсутствие удовлетворения вызывает у него внутренний протест. Однако идти против воли родителей он не может. Ведь за малейшее неповиновение следуют укоры и наказания. Постоянный моральный прессинг приводит к тому, что малыш пребывает в нервном напряжении. Вечное недовольство родителей, нескончаемые упреки, оскорбления и унижения малыша прививают ему чувство своей никчемности и вины. Маленький ребенок не может дать отпор строгим родителям, и для того чтобы им угодить, ему приходится терпеть придирки и стараться продемонстрировать усердие. В подсознании малыша утверждается мысль: чтобы слыть хорошим и не получить наказания, нужно жертвовать собой и поступать, как велят другие. И такой конструкт мышления в дальнейшем управляет поведением взрослого человека.
Еще один существенный промах в воспитании – равнодушие родителей, дефицит внимания, заботы, любви. Такое происходит в тех семьях, где помыслы взрослых сосредоточены на зарабатывании денег, строительстве успешной карьеры, обустройстве личной жизни. Загруженность родителей приводит к тому, что они не уделяют достаточного времени для полноценного общения со своим потомком. Они не интересуются его достижениями, не радуются успехам, не переживают за проблемы. В итоге малыш чувствует себя ненужным и лишним, поэтому всеми силами старается продемонстрировать свое присутствие. Самый простой способ, по мнению юного карапуза – быть послушным и покорным, угождать и соответствовать желаниям родных. Детство вскоре проходит, а склонность к самопожертвованию превращается в привычку.
К родительским ошибкам воспитания относится и гиперопека над ребенком. Эта та ситуация, когда родители берут на себя полную ответственность за жизнь наследника. Когда они его чрезмерно оберегают и потакают всем капризам. Когда они все решают за ребенка. Когда они принимают решение, с кем малышу общаться, где учиться, чем заниматься. То есть такие родители, которые не дают ребенку ни малейшей возможности заявить о своем мнении, принять собственное решение, получить урок на личных ошибках. В итоге повзрослевший человек попросту не умеет брать ответственность за происходящее в его жизни. Он не может отказать и дать отпор. Он не способен отстоять свою точку зрения и защитить интересы. Против него же самого работает программа, суть которой – ведомое поведение. Причем такие малыши часто становятся жертвой уже в первых детских коллективах. В детском садике у них забирают игрушки. В школе дразнят, бьют, отнимают деньги. На улице в них кидают камни. Неспособность противостоять нападкам других прочно закрепляет у человека позицию жертвы.
Еще один фактор, который может привести к виктимному поведению – получение ребенком неправильных родительских установок. Многие предки воспитывают малыша путем формирования у него определенного образа «хорошего» человека. Они вкладывают в сознание ребенка мысль, что «хороший» человек – мягкосердечная, покорная, нетребовательная персона. Та, которая жертвует своими интересами ради благ других. Та, которая молча сносит обиды и не идет наперекор воли других. Поскольку для детей любимые родители – авторитет, то они всеми силами стараются сделать из себя «хорошего» человека, загоняя вглубь души естественное озорство и бунтарство, стремление к лидерству и независимости. И в дальнейшем маска хорошего человека не позволяет им показать миру свою самостоятельность и уникальность.
Распространенная причина виктимности – безалаберность человека и его легкомысленное отношение к жизни. Такие люди бестолковые и несобранные, которые не привыкли раздумывать о последствиях своих действий. Такие персоны не привыкли предпринимать меры для своей безопасности. Они не понимают, что пересчет огромной суммы денег на лавочке в парке можно вызвать у преступников желание отобрать всю наличность. Им невдомек, что не следует оставлять на пляжном шезлонге дорогой новый планшет. Они не размышляют о том, что прогуливаться в два часа ночи по безлюдному пустырю может быть опасно. Они не считают рискованным в темное время суток голосовать на дороге и, не раздумывая, садятся в машину с попутчиками с весьма страшной внешностью. И именно безалаберное отношение к жизни, отсутствие элементарной осторожности и устраиваемые провокации становится причиной, что их грабят, насилуют, убивают.
Еще одна черта, присущая для некоторых людей, которые часто становятся жертвой – конфликтность, враждебность, агрессивность. Такие субъекты не умеют идти на компромисс и никогда не уступают другим. Они не способны держать под контролем свои эмоции и всегда демонстрируют окружающим, что чувствуют. Они горячие и несдержанные, запальчивые и буйные. Они не признают отступления в бою и кидаются в битву даже с более сильным противником. Такие особы привыкли устраивать разборки по малейшему пустяку. Они затевают конфликт, когда их нечаянно толкнули или задели локтем. Они обязательно догонят машину, водитель которой обогнал их авто. Привычка быть зачинщиком конфликта приводит к тому, что человек сам получает тяжелые физические увечья.
Однозначно, что от виктимного поведения необходимо избавляться. Виктимность не дает человеку вести полноценную жизнь и мешает получать удовольствие. Виктимное поведение не позволяет добиваться цели и лишает многих благ. Виктимность может стать причиной тяжелых психотических расстройств, привести к инвалидному креслу или стать причиной преждевременного летального исхода.
Для избавления личности от позиции жертвы требуется громадная работа по преобразованию собственной личности, изменению характера и устранению внушенных деструктивных установок. Поскольку в состоянии стресса, в котором пребывает человек с мировоззрением жертвы, он не способен к сосредоточенному анализу своей личной истории и не может понять, что же является причиной проблем, ему требуется помощь опытного психотерапевта.
Психотерапевт помогает клиенту взглянуть на свою личность со стороны и выявить в своем характере отрицательные качества. Врач обучает пациенту адекватным методам преодоления конфликтных ситуаций. Он учит человека жить в гармонии с самим собой и знакомит, каким образом можно достигнуть уважения в социуме.
Однако для полного преодоления виктимного поведения требуется установить причину, которая явилась почвой для зарождения позиции жертвы. Поскольку такие события часто имели место в раннем детстве, то вспомнить о них человек попросту не может. Это объяснимо еще тем, что психика человека всегда старается избавиться от неприятных переживаний, часто загоняя такие воспоминания в глубинные пласты – подсознание.
Для доступа в подсознательную сферу психики необходимо на время снизить цензуру создания, что происходит путем введения человека в полудремотное состояние – гипнотический транс. В состоянии транса удается извлечь требуемые сведения о психотравмирующем событии и обнаружить установки, пагубно влияющие на жизнь человека.
После установления провоцирующих условий врач проводит внушение для изменения интерпретации человеком собственного прошлого. Полное удаление из мышления негативно влияющих элементов позволяет клиенту по-новому взглянуть на действительность и принять свою индивидуальность. Гипноз обеспечивает очищение внутреннего пространства личности от страхов, чувства вины, ощущения неполноценности. Во время сеанса гипноза человеку прививаются положительные черты характера, которые помогают ему заявить миру о своей независимости и неповторимости. После гипноза человек избавляется от мышления жертвы и начинает конструктивным путем взаимодействовать с окружающей средой.
Сегодня всем соотечественникам предложена возможность ознакомиться с секретами гипноза и овладеть всеми проверенными и эффективными гипнотическими техниками. Владение гипнозом поможет избежать манипуляций со стороны и даст возможность управлять своей судьбой. Знание техник гипноза позволит оказать помощь другим людям, которые становятся жертвой обстоятельств из-за их неправильной стратегии поведения.
● Эксперименты по гипнозу советской школы (творческий гипнозпрофессора Тихомирова).
● Перепрограммирование подсознания. Гипнокоррекция жизненных установок.
● История гипноза и гипнотерапии от открытия сомнамбулизма до научного подхода «русской физиологической школы».
● Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.
● Рестимуляция психотравмы. Маленькое, но очень значимое открытие в гипнотерапии.
● Теория происхождения сознания или Бикамеральный разум. Идеи психолога Джулиана Джейнса.
● На примере заики как психотравма способствует выживанию.
● Эксперименты по гипнозу (гипноз в спорте, гипноанестезия, сверхглубокий гипноз, моделирование состояние в гипнозе).
● Общие представления о диссоциации в гипнозе как о разделение между «системами идей и функций, составляющих личность».
● Воля как безэмоциональное состояние, в котором инстинкты коммутируются напрямую с разумом.
● Влияние на рефлексы в гипнозе.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!
Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова
Заказать книгу
Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.
Комментарии