Facebook

ООО «Институт Психотерапии и экспериментальной психологии им. К.И.Платонова»

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Руководитель Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Вторичная выгода, преимущества страданий и издержки благополучия

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Влиятельный поэт Райнер Мария Рильке утверждал: «Конечно, жизнь права». Провокационные, мощные заявления ученых стремятся подтвердить «правомерность» любого человеческого поведения. Уместность действий людей не всегда может быть оценено такими моральными критериями, как «правильно» или «неправильно», «хорошо» или «плохо». Осознание, что поведение «правомерно» во всех ситуациях, приводит к признанию того, что сложившийся у человека образ действий действительно служит определенной цели, удовлетворяет конкретные потребности, каким-то образом эмоционально соответствует переживаниям.

Правомерность разрушительных действий

Поведение субъекта уместно и обоснованно, независимо от того, насколько алогичными, болезненными, разрушительными являются действия и их последствия. Это иллюстрирует пример.

Некоторые люди создают атмосферу цинизма, когда говорят о своих отношениях стелом, разумом или здоровьем в целом. Повсюду звучат коллективные вздохи, игнорирующие простые советы касательно здорового образа жизни, заявляющие: «Правильно питаться? Это звучит нереально. Я никогда не смогу этого сделать. Вы хоть знаете, насколько я занят?». Это сообщение звучит так, будто постоянно звонящий будильник вынуждает людей постоянно есть булочки. Итог – проблемы с лишним весом и депрессия, которую они заедают теми же булочками. Однако эти субъекты, преследуя определенную цель, не хотят приобретать полезные пищевые привычки.

Есть немало людей, которые ходят от одного врача к другому с хроническими проблемами, даже не задумываясь о том, что произойдет, если они перестанут пить каждый вечер, не будут пропускать обед, откажутся от работы допоздна по выходным. Рассказы хронически больных пронизаны долгими историческими объяснениями вещей, находящихся как в пределах, так и вне их контроля. Однако общее видение их собственного здоровья – «просто так есть» с аргументом «Я ничего не могу сделать».

Люди действуют так, будто у них нет власти над собственным телом. Конечно, есть случаи, когда этого не происходит: наследственные болезни, несчастные случаи, трагические обстоятельства. Но в большей мере, когда дело доходит до личного здоровья – это ситуации, над которыми люди действительно властны: выбор продуктов питания, привычки к физическим упражнениям, режимы сна, ежедневные ритуалы. Однако что-то сдерживает людей от максимального использования всех областей жизни.

Пример – неправильное питание. Кажется, что есть некий внутренний «подлец», который следит за диетой, говорит, что «здоровое» слишком дорого и сложно. На самом деле этот внутренний «мерзавец» боится снова потерпеть неудачу, стесняется ходить в спортзал, страшится смотреть правде в глаза. Подавая человеку булочки, он преследует понятную цель – избегать того, что вызывает беспокойство. Поэтому личность и не может отказаться от привычек – особенно тех, которые глубоко укоренились в социальном, эмоциональном и физиологическом плане, как еда и диета, поскольку это требует изрядных пинков и криков, чтобы донести суть дела до внутреннего «эгоиста».

Сложности привычного поведения

Хотя поведение человека всегда правомерно, его объяснение часто бывает сложным. Трудность возникает потому, что на формирование, проявления, изменения поведения сильно влияют многочисленные и разнообразные условия, которые часто не осознаются личностью. Факторы влияния могут быть явными или маскированными, логичными или парадоксальными, непроизвольными или сознательными.

Сознание против бессознательного

Сознание – сфера понимаемых и принимаемых мыслей и чувств, переживаемых событий внешнего мира и тела. Огромная часть поведения определяется бессознательными процессами. Образ действий личности похож на айсберг, где очень много скрытых под водой данных, а малая часть информации видна невооруженным глазом.

Явное против маскированного

Явное поведение включает аспекты, которые можно наблюдать со стороны, например, определенные движения рукой и повороты головы при письме. К такой форме относятся наблюдаемые телесные феномены, например, расширение зрачков. Скрытое поведение – физиологические процессы, обусловленные мыслями и эмоциями. Например, незначительное повышение давления из-за переживаний скрыто от глаз наблюдателя.

Рациональное против иррационального

К рациональным формам относятся переживания, мысли, слова, действия, которые подчиняются и руководствуются логикой. Иррациональные чувства, идеи, поведение – те, которые, по объективной оценке, не являются логичными. Например, больной фобией понимает, что страх нелогичный («Я знаю, что стоматолог не причинит мне вреда»). Однако он не способен сопротивляться побуждению поступать нелогичным образом («Я не пойду к стоматологу даже, если зуб сильно болит»).

Добровольное против непроизвольного

Добровольные поступки – действия, которые определены личностью на основании собственных желаний, целей, решений. Непроизвольные действия – акты, которые выполнены непреднамеренно или осуществлены, несмотря на попытку их предотвращения. Например, систематическая десенсибилизация предполагает постепенное столкновение пациентов с проблемными сценариями, например, медицинскими манипуляциями.

Многие поступки человека выглядят сознательными, рациональными, явными, добровольными. Но они представляют собой лишь незначительную часть поведенческой модели – верхушку айсберга. Большинство действий автоматические, иррациональные, запускаемые и управляемые подсознанием. Однако все они правомерны, обоснованы, преследуют определенную цель.
девушка страдает

Почему важно установить цель

Глубокое принятие четко обозначенной «проблемы» наряду с готовностью работать в рамках метафор, понятных конкретному индивиду – отличительная черта терапевтических подходов Милтона Эриксона. Приведем известный пример. Эриксон работает с молодым мужчиной, страдающим шизофренией, который провозгласил себя Иисусом. Он сказал: «Как я понимаю, у вас был опыт плотника?». У пациента не было другого выбора, кроме как ответить утвердительно. После этого больной был вовлечен в проект изготовления книжного шкафа(Haley, 1968). Вовлечение в производственную деятельность улучшило состояние больного, поскольку оно позволило мужчине приблизиться к своей цели – «доказать, что он Иисус» и обрести ряд выгод.

При работе с широким кругом клиентов, демонстрирующих паттерны саморазрушающего поведения, особенно имеющих сложные физические расстройства и проблемы с хронической болью, замечено, что такие больные недостаточно или вообще не осознают цели, служащие их деструктивным привычкам. Зато они утверждают, что все в их жизни происходит «не так». Таким образом, оказывается, что в мире таких больных очень мало или вообще ничего не происходит «правильно».

Чтобы проиллюстрировать проявляемое незнание «правомерности» человеческого поведения, рассмотрим обмен мнениями в ходе первоначального оценочного интервью. Врач спрашивает пациента: «Зачем вам это (состояние, проблема, расстройство)?». Обычный ответ: «Мне это не нужно!». Причем он произносится с некоторым раздражением и недовольством. Затем врач перефразирует вопрос: «Каким целям служит эта проблема?». И снова ответ: «Нет целей».

Очевидно, что у таких больных мало самосознания, нет внутреннего отражения возможных значений их проблем. Однако примечательно то, что вышеупомянутые вопросы вообще редко возникают у подавляющего большинства людей, сталкивающихся с неприятными ситуациями в жизни. Хотя понятно, что пациенты озабочены своими конкретными проблемами, можно предположить, что существующая культура и процессы социализации не учат людей учитывать наличие «правомерности».

Такие особенности постоянно наблюдаются в клинической практике психотерапевта. Они позволили разработать два списка установок и поведения, которые отражают скрытые мотивационные программы человека. В первом списке представлен перечень преимуществ страданий, называемых «вторичной выгодой». Их можно рассматривать как «косвенные межличностные преимущества, которые невротик извлекает из своего состояния, например, сострадание, повышенное внимание, свободу от повседневных обязанностей» (Watzlawick, 1967). В списке представлены преимущества, которые люди часто получают от физических, невротических и психических расстройств, от жизненных трудностей. Предполагается, что человек сознательно и намеренно не ищет этих плюсов, но всегда есть определенная выгода (то есть какое-то удовольствие) в них.

Фрейд назвал эти «вторичные» преимущества «эпинозным выигрышем», что означает полученным на фоне болезни или после нее» (Goldenson, 1975). В отличие от «первичных» выгод, связанных с первоначальной причиной болезни (например, опредмечивание тревоги и формирование фобии), «вторичные» преимущества являются результатом заболевания (например, освобождение от необходимости находиться в пугающей ситуации). Таким образом, эпинозный выигрыш хоть и иллюзорный, но он включают психологическую пользу, получаемую от физических, невротических состояний, симптомов расстройства личности. С практической точки зрения довольно сложно провести четкую границу между первичной и вторичной выгодой.

Во втором списке представлен перечень издержек или недостатков от обретения благополучия. Их можно рассматривать как «вторичные потери». Это отношения и поведение, от которых люди стремятся отказаться, хотя они дают реальную возможность преодоления трудностей. Предполагаемых «вторичных потерь» больные стараются избежать, что не позволяет внести адаптивные изменения для преодоления расстройства. Эти издержки выходят за рамки любых гипотетических «первичных потерь» (например, физические ограничения в старости, смерть близких, ухудшение материального положения), связанных с первоначальным источником расстройства. Вторичные потери включают широкий спектр психологических недостатков или затрат, связанных с устранением физического, невротического, психотического расстройства. Опять же в клинической работе часто бывает трудно точно различить первичные и вторичные потери.

Оба списка очень полезны. Каждый из них может служить набором клинических гипотез, помогающих получить более четкое представление об истинных мотивах клиентов, стоящих за их поведением. Такая информация будет полезной не только для терапевта, но и для пациента или его родственников. Такие гипотезы, когда они проверены тестированием больного или беседой с другими значимыми людьми, могут помочь в разработке подходящих лечебных вмешательств. Проблемы переноса и контрпереноса также могут быть исследованы в рамках предложенной структуры.

При проведении гипноанализа эти списки полезны с диагностической точки зрения. На сессии бессознательному (высшему «Я») клиента можно задать следующие вопросы, касающиеся вторичных выгод: «Какое наибольшее преимущество в наличии этой трудности?», «Какие другие выгоды от проблемы?». Также можно спросить относительно вторичных потерь: «Какой самый большой недостаток для отказа от этой трудности?», «Какие другие издержки возникнут при отказе от расстройства?». Два предложенных списка обеспечат последовательную структуру для точного осмысления, синтеза ответов клиентов.

Кроме того, полезно предложить эти списки пациентам, находящимся на решающем перекрестке в терапии. Один из способов использования заключается в том, чтобы клиент мог определить поведение, которое он считает «неправильным», «плохим», «постыдным» в людях, и спросить: «Какие потребности и цели здесь удовлетворяются?». Затем клиент может посмотреть на вторичные выгоды, связанные с таким поведением. Точно так же, когда человек заблокирован в прогрессе, просмотр вторичных потерь может показать, от чего именно нужно отказаться, чтобы выздороветь. Процедура применима при альтернативном присвоении своих характеристик другому лицу.

Другой способ использования списков – попросить клиента внимательно их прочитать и откровенно отметить пункты, которые, по его мнению, реальны, применимы к нему и имеющимся проблемам. После этого может последовать клинически продуктивное обсуждение, которое выявит основные потребности, мотивы, цели. Как только цели прояснены, возникает вопрос: «Каким образом можно конструктивно удовлетворить эти потребности для блага всех?».

В гипноаналитическом контексте эти списки имеют основополагающее значение для понимания функционирования и структуры личности. С их помощью можно определить совокупность функциональных вознаграждений, которые необходимо получить, и наказаний, которых следует избегать. Они позволяют установить ключевые сопротивления, блокирующие терапевтический прогресс. Опытные клиницисты знают ценность противостояния, переосмысления, ослабления сопротивления в открытии пространства для трансформации жизни. Для выздоровления необходимо не только способности человека к самостоятельной поддержке себя, качественная система социальной поддержки, когнитивно-поведенческая адаптивность. Важно, чтобы клиент был готов и способен отказаться от вторичных выгод, решить проблему вторичных потерь, провести поиск безопасных конструктивных средств для удовлетворения основных потребностей. Полученные четкие определения позволяют терапевтам сделать лучшие клинические прогнозы.

Наконец, списки вторичных выгод и потерь можно легко адаптировать к уникальной методике клинициста, его концептуальной системе, языку, ценностям, намерениям и клиентуре. Таким образом, знание преимуществ страдания и издержек благополучия дает работоспособную диагностическую и терапевтическую основу. Это полезный практический инструмент для улучшения врачебной работы.

Преимущества страдания: «вторичные выгоды», связанные с болезнью

Издержки благополучия: «вторичные потери», связанные с выздоровлением

Источник

● Четыре причины психосоматических заболеваний
● Лечении фобий с помощью регрессивного гипноза и гипнотерапии
Лечение фобий. Обзор доказанных методов лечения страхов и фобий.
● Психосоматические заболевания: причины, симптомы и методы лечения
● Гипнотерапия для "негипнабельных". Эмоционально-стрессовая гипнотерапия
● Отзывы о лечении фобий гипнозом на google maps

● Верифицированноое сообщество ВК «О гипнозе и гипнотерапии | Геннадий Иванов»
● Страница FB «Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов. Отзывы & Проекты на ТВ»
● Группа FB «Адекватная психология»
● YouTube "Обучение гипнозу и гипнотерапии. Отзывы о лечении фобий у гипнотерапевта Геннадия Иванова"

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Книга «Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Методы психотерапии: Как лечить страхи и детскую психосоматику

Автор: Геннадий Иванов

Геннадий Иванов - это проект, основанный на творческом союзе, в который входят два специалиста - гипнотерапевт Геннадий Рубан и журналист Федор Григорьев. Рожденная ими книга - вторая попытка сформулировать основы отечественной школы гипнотерапии, целиком вышедшей из практики Геннадия Юрьевича Рубана, психотерапевта который вылечил от заболеваний психосоматического спектра сотни людей. Изучая этот опыт, читатель получает в руки карту, которая ведёт к победе над любым недугом, в основе которого присутствует эмоциональный компонент. Маршрут проложен через страну поведенческой терапии - это единственный раздел современной психологии, который признается во всем мире. Здесь читатель найдет для себя все необходимые рекомендации для работы с памятью, а также инструментарий: регрессия, клиническая медитация (эмоционально- образная терапия), дыхательные упражнения. Одним из достоинств предлагаемого путешествия в мир снов, трогающих реальность, является хорошо структурированный алгоритм сеанса гипнотерапии. Едва ли не впервые мы получаем четкое представление о профессиональном поведении специалиста, осуществляющего психокоррекцию. "Методы психотерапии" - это настольная книга для всякого начинающего психолога, потому что содержит материалы, которых нет в других учебниках. В путь, друзья!

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН