Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Что влияет на внушаемость? Определение внушения, гипноза, клиническое применение «внушения наяву»

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Факторы, влияющую на внушаемость, терапевтическое применения внушения для лечения фобий и психосоматики.

Внушаемость

Внушаемость – это склонность принимать внушения со стороны других людей и вести себя в соответствии с ними. Внушаемость может проявляться и в процессах памяти, когда человек подгоняет свои воспоминания под повторяющуюся информацию извне. [1]

Человек, который испытывает интенсивные эмоции обычно более склонен к принятию идей и более внушаем. При этом внушаемость обычно падает с возрастом. А уровень внушаемости различается у разных людей. В частности, на внушаемость влияет индивидуальный уровень самооценки и ассертивности, что привело к созданию концепции спектра внушаемости. [2]

Определение

Попытки выделить изолированную личностную черту внушаемости не имели успеха из-за невозможности диагностических процедур выделить измеримые различия между различными типами внушаемости [3].

Мнение Вагстафа гласит, что «истинные ответ на гипнотическое внушение – это реакция, вызванная не волей, но исключительно без воли субъекта, а возможно даже вопреки ей [4]. И именно такое положение вещей отражает реальную суть гипнотической внушаемости».

В 2004 году, однако, появились самоотчетные показатели внушаемости, которые позволили выделить и изучить внушаемость в качестве личностной черты. [5]

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Примеры внушаемости

Внушаемость можно наблюдать в обычной жизни людей.

Однако иногда внушаемость имеет крайние проявления, что может привести к плачевным последствиям.

Гипноз

Гипнотическая внушаемость – это черта личности, отражающая различия между людьми в их тенденции реагировать на гипноз и гипнотические внушения. Стандартизированные исследования показателей гипнотической внушаемости показали, что между людьми существуют существенные различия в этой переменной [7]

Степень, в которой субъект может быть или не быть внушаемым имеет серьезное значение при научных исследованиях гипноза и ассоциированных с ним феноменов. Большинство исследователей в этой области исходят из того факта, что именно внушаемость определяет возможность индуцирования гипнотического транса, а точнее глубину гипноза, которую данный конкретный индивид может достичь в данном контексте, с данным гипнотерапевтом и при наличии данного набора убеждений, ожиданий и инструкций.

Доктор Джон Каппас (1925-2002) выделил три типа внушаемости, которые способны повлиять на состояние гипноза.

  1. Эмоциональная внушаемость. Внушаемость, связанная с эмоциональной отзывчивостью человека, которая обычно ассоциируется с гипноидной стадией. Такая внушаемость в большей мере обусловлена рациональными умозаключениями, нежели принятием прямых внушений.
  2. Физическая внушаемость. Внушаемость, связанная со степенью реакций тела на внушения. Здесь имеется в виду именно влияние прямого внушения на организм, что ассоциируется, прежде всего, с каталептической или более глубокими стадиями.
  3. Интеллектуальная внушаемость. Тип внушаемости при котором субъект боится подпасть под контроль и постоянно пытается анализировать, отрицать или рационализировать все сказанное оператором. При этом типе внушаемости оператор должен давать логическое обоснование для каждого своего внушения и позволять субъекту думать, что это он сам себя вводит в гипноз.

Однако, до сих пор не ясно, что же представляет из себя внушаемость. Это одновременно и однозначная переменная и фактор, которые крайне сложно контролировать и измерить.

Вот ряд спорных вопросов по поводу внушаемости.

Концептуально гипнабельность всегда понималась как повышенная внушаемость. На практике, гипнабельность измеряется как внушаемость, следующая после индукции. Однако, данные показывают, что это разные конструкты. Хотя гипнотическая индукция в значительной степени повышает внушаемости, корреляция между гипнотической и негипнотической внушаемостью не так велика, а измерительные шкалы лучше предсказывают внушаемость в бодрствующем состоянии чем гипнабельность[8]

Существует достаточно обширное число исследований, которые подтверждают эффективность и легитимность гипнотерапии, однако без четкого понимания и способов измерения внушаемости субъекта, невозможно дать ясный прогноз процесса и результата лечения.

Более того, эта проблема в значительной степени тормозит и разработку протоколов гипнотерапии. В итоге можно лишь сказать, что хотя одни методы убеждения и более универсальны чем другие, пока нет ничего лучше, чем индивидуальный подход к клиенту, путем изучения его мотивационных, эмоциональных и поведенческих стилей. Лишь немногие терапевты не изучают историю клиента, с которым им предстоит работать.

Автономия

Вопрос индивидуальных различий во внушаемости находит свое отражение даже в работах древних греков, а, в частности, Аристотеля, который писал:

«Самые умные люди – это те, кто могут принять идею, необязательно веря в нее» [9]

И это, возможно, наиболее точное отражение опыта практикующих гипнотерапевтов и гипнотизеров. Когда кто-то поглощен чужими вдохновляющими словами, которые передают идеи и способы мышления, субъективное внимание приковывается к ним из-за их логики, эстетики и соответствия слов гипнотизера личному опыту и мотивам человека.

В естественном состоянии транса, так же как и в тех, что целенаправленно индуцируются терапевтом, критические способности человека снижаются. И это ставит перед нами проблему, ведь человеку необходимо «обязательно верить в сказанное», и получается, что внушаемость идет вразрез с автономией человека [10].

Восприимчивость

Популярные СМИ и непрофессиональные статьи часто отождествляют термины «внушаемый» и «восприимчивый», в зависимости от степени, в которой человек реагирует на внушение. Два этих слова не синонимы, однако второй термин часто позволяет избежать того негативного оттенка, который придается внушаемости человека.

В научной литературе и исследованиях по гипнозу термин «внушаемость» описывает нейтральное психологическое и, возможно, физиологическое состояние или феномен. И это отличается от общепринятого в культуре значения слова «внушаемый». Оба термина незаслуженно имеют негативную коннотацию в обществе.

Быть внушаемым – не значит быть легковерным. Последний термин предполагает определенное отношение к поступающей к наблюдателю информации. А вот быть открытым к внушению не имеет никакого отношения ни к точности поступающих внушений, ни к тому возможно ли их объективная проверка (как в случае с метафизической верой).

Некоторые терапевты предварительно диагностируют внушаемость клиентов, поскольку последнии часто имеют убеждения противоречащие внушаемости, например, то что необходимо верить в ту или иную идею, даже при наличии лучших вариантов, или то что нельзя поддаваться убеждению.

Термин «восприимчивость» подразумевает повышенную тревожность человека по отношению к тому или иному стимулу. По сути, это негативные ожидания человека, которые сами по себе базируются на гипнотическом внушении. Гипнотические внушения включают термины, фразы или целые концепции, где понимание данной концепции подразумевает и создание соответствующего субъективного опыта, который создает предпосылки для определенной реакции.

Овладение языком

Познание происходит до процесса принятия решения. Таким образом концепт, который необходимо познать должен существовать до реакции организма. Такие концепты либо внушается самим разумом как реакция на другие внушения, либо внушаются другими людьми.

Внушение направляет мысль человека, на то, чтобы заметить новую концепцию или категорию этого мира и предлагает новые перспективы, которые позже смогут повлиять на выбор действий и сформировать триггеры для автоматического реагирования (например, вернуть улыбку), или, наконец, указать конкретные типы поведения. В гипнотерапии обычно с помощью внушения формируют желаемый результат у клиента, при этом персонифицируя его под нужды, мотивы и побуждения клиента.

Внушение через опыт или социальное влияние

Внушение не обязательно должно быть словесным. Улыбка, взгляд, подмигивание, белый халат врача – все это наводящие стимулы, которые заставляют нас автоматически реагировать определенным образом. И обычно гипнотерапевт использует эти элементы в своей деятельности.

Исходя, из этой теории, пребывание под влиянием внушения можно охарактеризовать как проявление поведенческой уступчивости без личного принятия или веры. То есть как действия, не соотносящиеся с собственной волей человека и его системой убеждений, что разрушает автономию и самовыражению индивида. Примерно также мы вытесняем эмоции с помощью рационального выбора.

Экспериментальное и клиническое применение

Применение гипноза широко варьируется в зависимости от целей.

Экспериментальный гипноз отвечает на вопрос «Что сделает моя группа испытуемых, если в одной и том же контексте я дам им внушение АВС» (зависимая переменная – реакция испытуемых)

Клинический гипноз отвечает на вопрос «Что я могу сказать данному конкретному субъекту в данном контексте для достижения цели XYZ» (зависимая переменная - внушение)

Социокогнитивная теория гипнотической внушаемости

Согласно социально-психологическим концепциям гипнотической внушаемости, таким как ролевая теория Николаса Спаноса, субъекты не входят ни в какое отдельное психологическое или физиологическое состояние, которое можно было бы назвать гипнозом. Они просто действуют на основе социального давления, т.е. им легче подчиниться чем не подчиниться. Хотя эта точка зрения не оспаривает возможности того, что люди под гипнозом испытывают именно гипноз, она утверждает, что гипнотические механизмы обусловлены социально, а потому не требуют никакого объяснения на основе измененного состояния сознания. [11]

Я и другие (1971). Феликс Соболев

Возможности мозга (творческий гипноз Райкова).

Детство

Детский разум растет и развивается, и постоянно наполняется новыми идеями из окружающих источников. Это приводит к тому, что дети более внушаемыми, что позволило ученым выделить основные факторы такой внушаемости.

Внутренние факторы.

Возраст. Дети обладают отличительной способностью запоминать события из своей жизни. Реальная возрастная разница во внушаемости состоит в количестве деталей воспоминания. Дети старшего возраста запоминают события более детально, в то время как младшим бывает необходимо помощь в воспоминании со стороны взрослых[12]. Проблема внушаемых людей в том, что они смешивают различные события в одно воспоминание. Дети, особенно младшего возраста, склонны включать сходные детали в воспоминание, которые на самом деле не связаны с событием, что показывает критичность возраста для уровня внушаемости.

Предубеждения и предварительные знания. Предубеждения о событии могут быть опасными в работе с детьми. Да, такое знание в работе специалиста способно иногда воскресить соответствующие воспоминания, но часто оно же приводит и к ложной памяти. Например, если детям несколько раз продемонстрировать ту или иную ситуацию, они вполне могут вписать ее в свои воспоминания.

Извлечение смысла. Хотя дети чрезвычайно склонны к ложным воспоминаниям, они также будут вспоминать ложную информацию в текущей ситуации, если она похожа на знакомую. Ученые назвали это искажение глобальным смыслом, которое означает, что индивид склонен связывать различные события между собой. Таким образом у детей будет пробуждаться ложная информация, связанная с текущими репрезентациями ситуации.

Внешние факторы

Предвзятость интервьюера. Предвзятость интервьюера – это предвзятое мнение человека, который берет интервью, что влияет на исход самого интервью. Такое происходит из-за того, что интервьюер концентрируется лишь на информации, которая подтверждает его гипотезу и отклоняет информацию несоответствующую ей. И именно это искажение обычно и наблюдается при опросах детей.

Повторные вопросы. Было показано, что частое повторение одних и тех же вопросов при опросе ребенка, заставляют ребенка изменить свой ответ в сторону этого вопроса. Это связано не только с ложной памятью, но и с убеждением ребенка, что, если вопрос повторяется значит он ответил неправильно и необходимо изменить свой ответ. [13]

Тон интервьюера. Дети чрезвычайно чувствительно к интонации человека, особенно в ситуации опроса. Если человек надиктовывает вопрос ребенку с определенной интонацией, то он скорее всего будет создавать ложные воспоминания, связанные с вопросом. Например, позитивный тон обычно приводит к более подробным отчетам о событии, но в тоже время и менее правдивым.

Взаимодействие со сверстниками. Рассказы детей часто искажаются информацией от их сверстников. Часто при пересказе того или иного мероприятия дети начинают верить, что сами были на нем. [14]

Повторяющаяся дезинформация. Показано, что, если в течении нескольких опросов вплетать ложную информацию в событие, ребенок будет склонен включать эту дезинформацию в свои воспоминания.

Экстремальные ситуации

В экстремальных ситуациях, таких как сексуальное насилие, крайняя тревожность, жестокое обращение, дети могут быть крайне подвержены внушаемости. Вполне возможно, что ребенок может вспомнить то, чего на самом деле не было [15], или он может быть настолько травмирован, что не сможет вспомнить то, что на самом деле произошло.

Были проведены некоторые исследования влияния тревожности на кодирование и искажение информации после события или в момент ее возможного извлечения на последующую внушаемость. Так, точность запоминания для невнушаемых субъектов была обычной и не зависела от тревожности. Однако, тревожность в случае внушаемых субъектов приводила к сильному искажению информации.

Еще один пример можно видеть в исследовании, в котором память, внушаемость, стрессовое возбуждение и психопатология, связанная с травмой, были исследованы у 328 детей в возрасте от 3 до 16 лет, участвовавших в судебных расследованиях жестокого обращения и отсутствия заботы. Память и внушаемость детей оценивали при медицинском обследовании и венопункции. Возраст и более высокий балл в когнитивном функционировании были связаны с меньшим количеством неточностей. Кроме того, уровень кортизола и симптомы травмы у детей, которые сообщали о более диссоциативных тенденциях, были связаны с частыми ошибками памяти. Это доказывает, что стрессовые или травматические переживания у маленьких детей могут быть подвержены влиянию внушаемости [16].

Другие случаи

Утверждается, что люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством и диссоциативным расстройством личности более внушаемы. Хотя считается верным, что такие больные, как правило, достигают более высокого уровня шкалы гипнабельности, было проведено недостаточно исследований, подтверждающих утверждение о повышенной внушаемости. [17]

Групповая динамика, а также влияние толпы, также являются одним из примеров внушаемости.

Распространенными примерами внушаемого поведения в повседневной жизни являются "заразная зевота" (множество людей начинают зевать, наблюдая за тем, как зевает кто-то из группы) и синдром студента-медика (человек начинает испытывать симптомы болезни, прочитав или услышав о ней). Считается также, что реакция на плацебо основана на индивидуальных различиях во внушаемости. Внушаемые люди могут быть более восприимчивы к различным формам альтернативных медицинских практик, которые, по-видимому, полагаются на веру пациента во вмешательство больше, чем на знание реального механизма работы лечащего средства. Изучение эффективности медицинских вмешательств часто сопровождается контролем индивидуальных различий в внушаемости.

Данные ежегодника "Ментальные измерения" [18] показывают, что до сих пор не существует психологического теста для диагностики внушаемости. А шкала внушаемости Гуджонссона сомнительна для такого рода целей из-за своей узкой направленности.

В дополнение к последствиям, связанным со здоровьем, внушаемые люди, могут быть склонны к ошибочным суждениям: например, не рассматривать предложения критически и стать жертвой эмоциональной рекламы.

[1] Psychlopedia – Suggestibility". psychlopedia.wikispaces.com. Retrieved 17 May 2016.

[2] Hooper, Victoria-Rose; Chou, Shihning; Browne, Kevin D. (November 2016). "A systematic review on the relationship between self-esteem and interrogative suggestibility" (PDF). The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology27 (6): 761–785.

[3] Wagstaff GF (1991). "Suggestibility: A social psychological approach". Human suggestibility: Advances in theory, research, and application. Florence, Kentucky: Taylor & Frances/Routledge. p. 141.

[4] Wagstaff GF (1991). "Suggestibility: A social psychological approach". Human suggestibility: Advances in theory, research, and application. Florence, Kentucky: Taylor & Frances/Routledge. p. 141.

[5] Kotov RI, Bellman SB, Watson DB (2004). "Multidimensional Iowa Suggestibility Scale (MISS): Brief Manual" (PDF). Stony Brook University Medical Center.

[6]Psychlopedia – Suggestibility"psychlopedia.wikispaces.com. Retrieved 17 May 2016

[7] Milling LS (April 2008). "Is high hypnotic suggestibility necessary for successful hypnotic pain intervention?". Current Pain and Headache Reports12 (2): 98–102.

[8] Kirsch I (July 1997). "Suggestibility or hypnosis: what do our scales really measure?". The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis45 (3): 212–25.

[9] Rock, Hugh (July 2017). "Social Theism: How can the Liberal Idea of God Speak to a Materialist Worldview?". Modern Believing58 (3): 253–263. doi:10.3828/mb.2017.19

[10] Eisen, Mitchell L.; Quas, Jodi A.; Goodman, Gail S., eds. (1 September 2001). Memory and Suggestibility in the Forensic Interview.

[11] Spanos NP, Barber TX (December 1972). "Cognitive activity during "hypnotic" suggestibility: goal-directed fantasy and the experience of nonvolition". Journal of Personality. 40 (4): 510–24

[12] Eisen ML, Goodman GS (December 1998). "Trauma, memory, and suggestibility in children". Development and Psychopathology10 (4): 717–38.

[13] Bjorklund DF, Bjorklund BR, Brown RD, Cassel WS (June 1998). "Children's Susceptibility to Repeated Questions: How Misinformation Changes Children's Answers and Their Minds". Applied Developmental Science2 (2): 99–111.

[14] Рrincipe GF, Ceci SJ (September 2002). ""I saw it with my own ears": the effects of peer conversations on preschoolers' reports of nonexperienced events". Journal of Experimental Child Psychology83 (1): 1–25.

[15] Milchman MS (April 2008). "Does psychotherapy recover or invent child sexual abuse memories? A case history". Journal of Child Sexual Abuse17 (1): 20–37.

[16] Eisen ML, Goodman GS, Qin J, Davis S, Crayton J (November 2007). "Maltreated children's memory: accuracy, suggestibility, and psychopathology". Developmental Psychology43 (6): 1275–94.

[17] Montgomery, Guy H.; Schnur, Julie B.; David, Daniel (July 2011). "The Impact of Hypnotic Suggestibility In Clinical Care Settings"International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis59 (3): 294–309.

[18] Buros, Oscar Krisen, 1905-1978. (1972). The Nineteen forty mental measurements yearbook. Gryphon Press.

Научная база по гипнозу и гипнотерапии

● Различные определения гипноза. Обзор научных статей о применениях гипноза в психологии, медицине, исследованиях.
● Научные статьи и исследования о лечении рака с помощью гипнотерапии.
● Обзор по феномену гипноанестезии: применение гипноза вместо наркоза, хирургические операции под гипнозом.
● Доказательная база гипнотерапии. Перевод статьи из Википедии.
● Две серии роликов по истории гипноза и гипнотерапии.
● Как отличить реальный гипноз от показного?
● Нейрофизиология гипноза. Научные исследования по гипнозу
● Как дурачат народ на курсах по гипнозу.

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН