Facebook

Гипноз -
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов

Геннадий Иванов
Психолог

Отзывы о леченииОтзывы о лечении страхов и фобий Обучение гипнозуОбучение гипнозу

Компенсаторные стратегии – защитные механизмы психики

Автор статьи: психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

В жизни компенсаторные стратегии являются приемами самозащиты. Эти механизмы приносят сиюминутную выгоду и не могут быть эффективными для решения проблемы. 

Компенсаторные стратегии и механизмы их формирования

Человек, как живое существо, стремится сохранить полноценную деятельность всех органов и систем. При возникновении каких-либо преград или опасностей активируются скрытые резервы, о существовании которых человек может даже и не подозревать. Если здоровью, как телесному, так и духовному, угрожает или мешает неблагоприятный фактор, мозг приступает к использованию компенсаторных механизмов – набора инструментов, позволяющих не допустить или минимизировать вред организму. Механизм компенсации предполагает возмещение недоразвитых, нарушенных функций путем использования сохраненных способностей или образования определенных схем, позволяющих восполнить образовавшийся дефицит или свести до минимума полученный ущерб.

Компенсаторные механизмы отражаются на индивидуальной манере поведения и являются гарантами гармоничного продуктивного существования человека. Эффект компенсации обнаруживает себя в становлении характерологического портрета личности, когда при дефиците каких-то черт и качеств для восполнения активно развиваются другие индивидуальные особенности. В повседневной жизни компенсаторные стратегии являются набором приемов самозащиты, которые используются в различных неблагоприятных ситуациях. Очевидна роль таких защитных и возмещающих программ во всех сферах жизни индивида: в личной, учебной, профессиональной.

Компенсаторные стратегии становятся явно очевидными и нередко полезными в экстремальных условиях, когда человек переживает сильный стресс. Такие механизмы функциональны, когда особа оказывается в условиях сенсорной изоляции, особенно в одиночестве, где жизненно важно каким-либо образом компенсировать отсутствие полноценных личностных контактов. Например, в вынужденной социальной изоляции оказываются космонавты, моряки дальнего плавания, участники дальних геологических экспедиций. Они вынуждены продолжительный срок находиться в отрыве от дома и родных. У них существенно ограничен круг общения. Нередко они испытывают недостаток информации. Компенсировать возникший эмоциональный вакуум позволяет, например, ведение личного дневника.

Также включение компенсаторного механизма помогает предотвратить развитие тяжелых психоэмоциональных нарушений при внезапных интенсивных стрессовых нагрузках. Например, женщине, ставшей вдовой в результате несчастного случая, поможет заполнить образовавшуюся пустоту такое же письменное творчество – составление писем погибшему мужу. Стремясь искусственным путем воссоздать исчезнувшую привычную социальную сферу, женщина может прибегнуть к эгоцентрической речи, то есть будет разговаривать сама с собой, имитируя тем самым ситуацию диалога с умершим супругом. Непродолжительное использование такой компенсаторной стратегии даст возможность предупредить развитие депрессии, дав человеку время на поиск новых ориентиров и целей.

Однако в большинстве случаев компенсаторные механизмы приносят сиюминутную выгоду. Они хоть и обеспечивают общую биологическую и социальную активность на приемлемом уровне, но не являются адекватными способами решения существующей проблемы.

●  Гипнокоррекция жизненных установок. Случаи перепрограмирования подсознания

● Лечение фобий. Обзор доказанных методов лечения страхов и фобий.
Лечение фобий у детей методами когнитивной терапии.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Как образуются компенсаторные механизмы

Компенсаторные стратегии – выработанные подсознанием программы защиты, призванные минимизировать ущерб от воздействия негативных факторов: как эндогенных (внутренних), так и экзогенных (внешних). Большинство механизмов компенсации создаются и оттачиваются в детском и подростковом возрасте. Их суть, характер, вариации сочетания, частота использования в повседневной практике меняется на протяжении всей жизни человека. Однако фундамент формирования компенсаторных механизмов остается неизменным.

Таковой базой являются глубинные убеждения личности. Это относительно устойчивые конструкции, скрытые за пределами сознательного восприятия и понимания. Их зарождение и сохранение обеспечивает определенный жизненный опыт, особенно приобретенный в детском возрасте. Глубинные убеждения – результат личной интерпретации каких-то значимых событий. Классическими важными ситуациями для ребенка являются:

Иные длительно действующие неблагоприятные условия, например, алкоголизм родителей, жизнь в нищете, дискриминация по расовым признакам или религиозным убеждениям.

Все такие события оказываются для ребенка катастрофическими, поскольку в силу своей недееспособности, ребенок не может как-либо повлиять на такие обстоятельства. Так же из-за возрастного отсутствия психических и когнитивных ресурсов малыш не может их объективно оценивать и на них адекватно реагировать. Именно для того, чтобы кроха не испытывала колоссальных страданий из-за неблагоприятных факторов, на уровне подсознания формируется своеобразная компенсаторная стратегия, предназначение которой – уменьшить ущерб для психического здоровья, соответственно – не допустить сопутствующих физических нарушений.

Обстоятельства детства, которые дали толчок для формирования компенсаторных приемов, не всегда такие масштабные. Например, у некоторых малышей присутствует уверенность, что он менее любим, чем его брат или сестра. Даже если такая убежденность не соответствует действительности и является плодом воображения, кроха будет вынужден действовать как-то по-особенному, чтобы минимизировать душевную боль. Соответственно, у него образуется и включится компенсаторный механизм.

Таким катастрофичным фактором для ребенка также выступает мнимая ущербность, возникшая на фоне субъективного предвзятого сравнения собственных возможностей и способностей других людей. Такое убеждение довольно часто подкрепляется нерадивыми воспитателями, которые регулярно ставят в пример «успешного талантливого» старшего ребенка в семье.

Плодородной почвой, на которой отлично растут компенсаторные стратегии, является осмеивание и критика переживаний ребенка. Некоторые родители не признают, что их чадо может думать и чувствовать по-иному. Они ставят под запрет определенные «плохие» эмоции. Либо вовсе высмеивают или игнорируют чувства малыша. Однако истинные переживания личности не могут испариться по команде извне. Они продолжают жить в эмоциональном мире ребенка, однако, не имея возможности быть реализованными, они остаются сродни котам, запертым в чулане. И чтобы эти коты не царапали душу и не травмировали тело, вырабатывается компенсаторная стратегия, например, подбросить котам лакомства в чулан, чтобы те не рвались на волю.

Хорошая база формирования стойких суждений о себе – подкрепление предположений ребенка, что он не оправдывает надежд и ожиданий родителей и других авторитетных взрослых. В таких обстоятельствах у ребенка формируется установка: «Я неспособный». Такое переживание оказывает крайне травмирующее воздействие на психику, что, закономерно, отражается на телесном здоровье. В свою очередь задача мозга – обеспечить полноценную жизнедеятельность. Что делает центр управления и контроля? Мозг разрабатывает и внедряет компенсаторную стратегию.

Гипноз: отзыв адвоката о лечении повышенной тревожности

Отзыв о лечении гипнозом от IT-специалиста: запрос иррациональные эмоции в общении

Что следует за сформированными суждениями

Врачу очень важно определить, какие глубинные суждения присутствуют у пациента. Затем терапевт должен установить, какие поведенческие приемы использует клиент, чтобы устранить причиняющую страдание идею. То есть необходимо четко определить все элементы в установке: «При использовании (такой-то) модели (такое-то) глубинное предположение не станет реальностью. Но если не задействовать (такой-то) механизм, мое ожидание станет явью».

Например, чтобы нейтрализовать установки, человек будет:

Используя такие стратегии, человек стремиться предотвратить неудачу и скрыть от окружающих свои мнимые «ущербные качества». Такой субъект убежден, что, отказ от выбранной линии поведения неминуемо приведет к провалу, и его «неполноценность» станет очевидной для всех.

Компенсаторные механизмы другого человека на идентичную глубинную установку могут быть отличными, а часто и вовсе – диаметрально противоположными. Стараясь задавить ощущение своей ущербности, персона будет:

То есть на такую же глубинную установку об ущербности, человек будет реагировать иным набором убеждений: «Если моя цель будет легко достижимой, я без особого труда осуществлю задуманное. Если мне не удастся добиться желаемого, я не потеряю столько, как в случае, если цель значимая». «Если я не буду прикладывать особых усилий и испытаю провал, то такая неудача будет вызвана отсутствием усилий, а не моей ущербностью». «Если я буду рассчитывать только на свои силы, я не смогу добиться нужного результата. Поэтому проще положиться на помощь других людей».

Почему компенсаторные механизмы разных людей на одинаковое убеждение отличаются? Вероятно, такая разница в стратегиях обусловлена врожденными психическими особенностями, то есть наследственностью. Взаимодействуя с окружающим миром заложенные природой когнитивные стили подкрепляются получаемыми доказательствами под влиянием обстоятельств детства, усиливая свойственные конкретному человеку поведенческие модели.

Необходимо учитывать, что набор компенсаторных стратегий является не стабильным, а изменяемым конструктом. При этом не всегда компенсаторные механизмы деструктивны и нефункциональны. Нередко они являются даже самыми оптимальными способами реагирования на возникшие обстоятельства. Однако ошибка многих людей заключается в том, что они используют компенсаторные стратегии гораздо чаще, чем это необходимо. Тем самым они забывают о пользе других – более функциональных способах поведения.

◉ Формирование дисфункциональных мыслей.
◉ Сравнение инстинктов самосохранения индивида и вида как целого.
◉ Влияние на рефлексы в гипнозе.
◉ Научные эксперименты по гипнозу.
◉ Использования гипноза для обезболивания
◉ Как и в чем эффективен гипноз в спорте?
◉ Об аутогенной тренировке. Что такое самогипноз?

Гипноз: осознанные сновидения

Гипноз есть самогипноз: погружение в гипноз через расслабление век

Какие существуют глубинные установки

Итак, компенсаторные стратегии – это шаблонные маневры, которые образовались под влиянием глубинных установок – ключевых представлений человека о себе. Все убеждения о себе, конечно, претерпевают изменений в течении жизни, но они образовываются в детские годы в результате социального взаимодействия и приобретения жизненного опыта.

Такие установки могут быть и позитивными, и негативными. Большую часть времени человек способен поддержать позитивные глубинные представления, что естественно с природной точки зрения. Если личность руководствуется установками, такими как: «Я держу ситуацию под контролем», «Я смогу это выполнить», «У меня есть способности и таланты», он действует рационально и эффективно.

Негативные установки в адрес собственной личности, как правило, становятся актуальными в ситуации сильного стресса. Следует подчеркнуть, что у человека могут присутствовать отрицательные представления не только в отношении себя, но и в манере оценивания окружающей среды, например, «Никому нельзя верить», «Мир несправедлив», «Все хотят причинить мне вред».

Такие обобщенные, укоренившиеся и воспринимаемые, как истина, суждения, индивид довольно часто не осознает. И они всплывают на поверхность, когда субъект испытывает значительный эмоциональный стресс и прибегает к стандартной для него компенсаторной стратегии, которая явно не приносит пользы.

«Запротоколированные» в подсознании отрицательные мнения о себе можно условно разделить на две группы: основанные на идее беспомощности и связанные с неприятием собственной личности.

К категории беспомощности можно отнести убеждения:

К категории неприятия относятся установки:

Очень важно точно определить глубинное убеждение, поскольку это всего лишь идея, а не истинная правда. Такое предположение можно исследовать, оценивать и изменять на функциональные представления.  Нужно помнить, что даже если человек твердо верит в свое убеждение, якобы «ощущает», что оно соответствует действительности и подкрепляется фактами, это суждение может быть целиком или в значительной степени искаженным.

Все глубинные представления пускают корни в детство. В момент своего зарождения такая идея могла отражать правду, а могла являться искаженной интерпретацией реальности. Такие суждения сохраняются, подкрепляются и существуют благодаря стандартным схемам мышления, когда человек с желанием принимает факты, подтверждающие их подлинность, и в то же время не воспринимает, преуменьшает значимость или отрицает доводы, противоречащие укоренившимся идеям.

Гипноз: лечение аллергии на пыль и крапивницы. Отзыв после гипнотерапии.

"Лечение" псориаза в гипнозе: сперва вызвать, потом убрать. Рестимуляция психотравмы.

Какие существуют компенсаторные стратегии

Определены и изучены типичные компенсаторные стратегии, которые можно систематизировать в несколько отдельных категорий.

Группа 1

В первой категории – стратегии, использование которых подразумевает невыполнение должной переработки информации. В этой группе – механизмы вытеснения, подавления, блокирования или отрицания.

Вытеснение (супрессия) подразумевает целенаправленное устранение какой-то информации из сферы сознания. То есть человек намеренно предпринимает усилие для забвения травмирующих обстоятельств. Подавление (репрессия) трактуется, как непроизвольное перемещение неприятных чувств и явлений. То есть переход в бессознательную сферу неприемлемых, травмирующих переживаний и событий не сопряжен с волевыми усилиями человека. Например, человек испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Стыд – крайне деструктивное чувство, которое лишает человека спокойствия, поскольку он ожидает разоблачения и наказания. Если это переживание не будет переработано должным образом, то существует высокая вероятность развития так называемой депрессии «самомучения» (Leonhard, Izard). Чтобы предупредить такое опасное последствие, необходимо принять меры для «испарения» из памяти данного недостойного поступка. Такое «изгнание» из сферы сознания осуществляется с помощью механизма вытеснения. Однако эта стратегия нефункциональная, поскольку элементы, хоть и вытесненные из сознания, все же остаются в памяти и продолжают влиять на поведение человека.

Блокирование – механизм, основанный на недопущении травмирующих феноменом в сознание. То есть человек не позволяет себе осознать и оценить происходящее. Он предпринимает необходимые шаги, чтобы избежать возникновения чувства вины, зависти, обиды, разочарования. Например, особа явно завидует успехам своей коллеги, и такие переживания доставляют ей явные страдания. Чтобы предотвратить большие мучения, человеку проще не слышать, не видеть и не осознавать доводов, подтверждающих успешность коллеги. Стратегия блокирования помогает уйти от реальности без существенных эмоциональных потерь. Такой механизм нельзя назвать конструктивным, поскольку он не предполагает активных действий, не позволяет личности расти и развиваться.

Отрицание подразумевает полный отказ от осознания и принятия неприятной и травмирующей информации. Эта стратегия обычно используется, если произошло какое-то значимое трагическое событие. Например, у человека умер близкий родственник. Чтобы уменьшить интенсивность переживаний, абсолютно неосознанно включается механизм отрицания. Человек упрямо не принимает случившееся, отрицая смерть родственника. Однако отказ от проживания душевной боли здесь и сейчас, невольно переносит страдания в будущее.

Группа 2

Во второй категории – стратегии, основанные на выполнении преобразования (а именно – искажении) содержания мыслей, эмоций, чувств, поведенческих актов. Здесь присутствует рационализация, проекция, замещение, интеллектуализация.

Рационализация – это поиск позитивных аргументов, оправдывающих ошибки, неудачи, асоциальные поступки, бездеятельность. Человек подыскивает доводы, которые помогают ему оправдать какие-либо отрицательные эмоции и их проявления – действия. При этом особа начинает верить в их правдивость, тем самым утверждая рациональность своего поведения. Например, мать не желает развивать и заниматься со своим ребенком. Однако она понимает, что такая позиция неправильна и не приемлема в социуме. Свое нежелание она оправдывает тем, что хочет, чтобы ее ребенок был самостоятельным, и для этого ему нужно учиться на собственном опыте без помощи взрослых.

Проекция – механизм, при котором человек относит к другому лицу собственные мысли, эмоции, чувства, желания и мотивы. При этом он на сознательном уровне отвергает существование у себя таких переживаний и идей. Стратегия проекции часто используется в повседневной жизни. Например, индивид не просто не замечает, но и отрицает наличие у себя какого-то недостатка, а предписывает свой собственный порок другим людям. К примеру, индивид склонен к панике, начинает нервничать, действовать хаотично и нецелесообразно при признаках малейших неприятностей. Однако он убежден и уверяет других, что он собран и спокоен, а суетятся и мечутся другие. Проекция – очень вредоносная стратегия, поскольку не позволяет объективно интерпретировать реальность.

Замещение – стратегия, при которой человек переносит свои ощущения и переживания в отношении определенного недоступного объекта на другой доступный субъект. Или же он заменяет явное неприемлемое действие каким-то другим, который трактуется, как приемлемое. С помощью замещения человек снимает накопившееся напряжение и избавляется от деструктивной эмоции. Например, жена, недовольная поведением мужа, не решается высказать свои обиды и претензии, поскольку опасается агрессии с его стороны. Она свое недовольство выплескивает на ни в чем невинного ребенка, поскольку тот беззащитен и не может дать отпор. Механизм замещения часто прослеживается в повседневности, когда свое недовольство и неудовлетворение в профессиональной сфере человек «приносит» домой, высказывая накопившиеся эмоции в адрес домочадцев.

Интеллектуализация – механизм, с помощью которого человек старается обуздать свои эмоции путем их выражения в дискурсивной форме. То есть вместо того, чтобы пережить чувство, субъект начинает активно и абстрактно «умничать». Например, столкнувшись с необходимостью определить статус личных отношений с партнером, особа не хочет признаваться в своей нерешительности и трусости. Она начинает рассуждать о преимуществах свободных отношений и недостатках брака. При этом люди, использующие интеллектуализацию, не допускают вторжения в свои размышления извне, не позволяя окружающим или же врачу донести до их сознания отличную точку зрения.

В третьей категории – методы манипуляций: регрессия, фантазирование, бегство в болезнь.

Регрессия подразумевает возврат и использование различных поведенческих моделей, которые не присущи взрослым людям, а характерны для детского и подросткового возраста. То есть человек ведет себя так, как будто у него нет никаких обязательств и личной ответственности. Например, молодой мужчина панически боится старости и смерти. Чтобы уменьшить тревогу и страх, он начинает вести себя беспечно и безответственно. Он предпринимает опасные и рискованные действия, типичные для желающих самоутвердиться подростков. Разъезжает на большой скорости на спортивном автомобиле, напивается в ночном клубе, делает селфи перед приближающимся поездом.

Фантазирование – приукрашивание себя и собственной жизни с целью повысить ощущение собственной значимости. Это простой способ снять психологическое напряжение и избавиться от неудовлетворенности. Переизбыток собственных эмоций нейтрализуется путем ухода в мир фантазий и грез. Например, не желая слушать нудный доклад, особа начинает «витать в облаках», погрузившись в себя и не реагируя на внешние сигналы. Такая стратегия вредна тем, что она маскирует реальные проблемы и избавляет от необходимости активно действовать для улучшения жизни. Очевидным негативным последствием применения такого механизм выступают проблемы в социальном взаимодействии, поскольку субъект отстраняется от межличностных контактов ради сохранения спокойствия.

Уход в болезнь – распространенная стратегия, позволяющая компенсировать свое нежелание и неготовность самостоятельно преодолевать трудности путем мнимого нездоровья. То есть индивид свою бездеятельность и несостоятельность оправдывает наличием у него умышленно имитируемой болезни. Например, молодая девушка, не желает самостоятельно зарабатывать на жизнь, предпочитая быть на обеспечении родителей. Однако открыто признаться в этом она не может. Поэтому, чтобы не ощущать свою ущербность и стыд, у нее развивается мнимое заболевание, позволяющее не делать попыток для трудоустройства.

Помимо вышеуказанных механизмов, психика человека изобретает и иные компенсаторные стратегии, позволяющие дистанцироваться от неприятных травмирующих эмоций и мыслей. Это:

Есть и более простые механизмы психологической компенсации. Например, когда особа хочет избежать встречи с неприятным или ненавистным человеком, она переходит на другую сторону улицы или начинает говорить по телефону, делая вид, что не замечает его. Еще один компенсаторный трюк – оттягивание времени. Например, чтобы не ошибиться с ответом даже на простой вопрос, человек считает до десяти, а лишь потом отвечает.

Каждый из описанных выше компенсаторных механизмов – способ, с помощью которого подсознание стремится защитить человека от действия неблагоприятных внутренних или внешних факторов. Однако в большинстве случаев компенсаторные стратегии лишь усугубляют ситуацию, поскольку истинную проблему они не решают.

Как избавиться от нефункциональной компенсаторной стратегии

Чтобы понять истинное положение дел и устранить нефункциональные компенсаторные механизмы, нужно выявить глубинное убеждение. Выявив важное суждение, терапевт разъясняет клиенту природу его представлений, обращая внимание на то, что установки усваиваются в процессе приобретения жизненного опыта, а не присущи человеку от рождения.

Следовательно, их можно пересмотреть и изменить. Формирование новых адаптивных убеждений – процесс совместный, требующий усилий и врача, и пациента. Терапевт не может и не должен навязать новое убеждение человеку. Его задача – подвести пациента к созданию альтернативной идеи, которая не будет требовать создания компенсаторных стратегий. Только изменение суждений человека о себе на глубинном уровне позволяет избавиться от неконструктивных поведенческих стратегий, давая возможность действовать адекватно и эффективно.

 

Научная база по гипнозу и гипнотерапии

● Различные определения гипноза. Обзор научных статей о применениях гипноза в психологии, медицине, исследованиях.
● Научные статьи и исследования о лечении рака с помощью гипнотерапии.
● Обзор по феномену гипноанестезии: применение гипноза вместо наркоза, хирургические операции под гипнозом.
● Доказательная база гипнотерапии. Перевод статьи из Википедии.
● Две серии роликов по истории гипноза и гипнотерапии.
● Как отличить реальный гипноз от показного?
● Нейрофизиология гипноза. Научные исследования по гипнозу
● Как дурачат народ на курсах по гипнозу.

 

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Комментарии

  Подписаться  
Уведомление о
«ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА»ONLINE-КУРС ОБУЧЕНИЯ ГИПНОЗУ Записаться на курс

обучение гипнозу в Москве

Популярное| Новое
Записаться на консультацию
ЗАКРЫТЬ
Книга «Техники гипноза: обратная сторона сознания»

«Техники гипноза: обратная сторона сознания»

Автор: Геннадий Иванов

В данном издании автор говорит о самой неисследованной области человеческой феноменологии, опираясь на свой практический опыт и труды ученых в области психологии. По сути, гипноз – это своего рода мостик между сознательным и подсознательным состоянием, пройти по которому достойная и вполне достижимая цель, если понять двойственную природу человека. В книге Геннадия Иванова «Техники гипноза: обратная сторона сознания» каждый вдумчивый читатель найдет ответы на большинство волнующих вопросов о способах введения в гипноз, действиях гипнотизера и реакциях организма до, после и во время сеанса. И чем глубже человек начнет понимать феномены гипноза и внушения, тем меньше останется места для страхов, мистики и сомнений. Зачем бояться того, что можно с пользой применять?! Вы сами сможете убедиться, что гипноз – именно то состояние повышенной восприимчивости, при котором слова доходят до подсознания, где скрыты ресурсные возможности организма.

Отзывы о книге по гипнозу Г. Иванова

Заказать книгу

Бесплатное пособие по гипнозу

Совместно с коллегой психологом Павлом Авдеевым подготовили сборник "Обучение техникам гипноза и стенограммы сеансов гипнотерапии. Избранные переводы демонстраций западных гипнотизеров". Эта книга нисколько не учебник, это лишь переводы 10 популярных выступлений западных мастеров гипноза плюс возможность просмотра роликов в русской озвучке. Будем благодарны за обратную связь на странице ВКонтакте. Скачать бесплатное пособие по ссылке.

Подпишись на группы
по гипнозу и гипнотерапии


А еще, теперь мы в TELEGRAM

Подпишитесь на самые популярные группы по гипнозу и лечению фобий Подпишитесь на нас в соц сетях:
ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ ОНЛАЙН